Тема урока:Знакомые и незнакомые жиры,
(Урок — заседание круглого стола)
Эпиграф.
«Химия везде, химия во всем:
Во всем, чем мы дышим,
Во всем, что мы пьем,
Во всем, что мы носим,
Во всем, что едим. «
Оборудование и реактивы
На демонстрационном столе: Бутылка подсолнечного масла, пачка маргарина, пачка сливочного масла, свеча, мыло, бутылка олифы.
На столах уч-ся: вода, бензин (бензол), раствор КМпО4, растительное масло, пробирки.
Цели:
I. Сформировать представление о жирах как о химических веществах, Показать их строение, свойства, роль в природе и жизни человека.
2. Развивать умение работать с научно-популярной дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы, проводить химический эксперимент, сравнивать анализировать, делать выводы.
3. Формировать научное мировоззрение, развивать чувство ответственности за порученное дело, коммуникабельность. Формирование здорового образа жизни.
I Разъяснение темы, цели урока.
1. Вступительное слово учителя.
Нам каждый день природа дарит
Прикосновенье к алтарю.
За жизнь космический подарок –
Тебя Земля, благодарю.
Круговращение планеты,
Прикосновение стихий.
Все - север, юг, зима и лето,
Дорога, труд, любовь, стихи.
Сплетение души и мысли,
Провалы, взлеты вверх и вниз...
Какой же смысл - в исканье смысла?
Процесс познанья - в этом смысл.
Эти стихотворные строки, как нельзя кстати, подходят к нашему уроку. А речь пойдет сегодня о веществах, которые вы видите на демонстрационном столе - подсолнечное масло, маргарин, сливочное масло, свеча, мыло - вещества, которые мы используем в своей повседневной жизни. Как вы их назовете одним словом? -Жиры.
2 .Разделите 13 листа на 2 части и запишите
в 1 графе - Что я знаю о жирах
во 2 графе - Что хотел бы узнать
2-3 человека называют + что не прозвучало? Добавьте еще?
Эпиграф
З.Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и
использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных
светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали
полозья, по которым спускали на воду суда. Жиры - основной источник
нашего питания. Но неправильное питание, малоподвижный образ жизни
приводит к избыточному весу, ожирению, что неблагоприятно сказывается
на здоровье.
Так что же такое жиры? Зло это или благо?
Эту проблему мы и попытаемся решить с вами на уроке.
Заранее вам были предложены задания посмотреть на жиры с разных
точек зрения, побывать в роли исследователей. Сегодня вы, как
специалисты, выскажите свое мнение.
У вас на стопе есть инструкционная карта. Слушая выступления, вы
должны выполнить соответствующие задания.
П. Заседание
1. Учитель. Когда и кем были открыты жиры?
Выступление историков
2. Учитель. Химикам давно хотелось разобраться, что такое жиры?
Выступление химиков
«Мы говорим спокойно: жир,
А между прочим, он - эфир.
Он из кислот и глицерина,
Такая вот у нас картина «
Лабораторные опыты
а) Доказательство непредельности растительного масла
б) Исследование растворимости жиров
Работа с учеником. N21 с 194
Выпишите уравнение реакции гидролиза и гидрирования жиров.
3. Учитель. Где встречаются жиры в природе, какова их роль в природе?
Выступление биологов.
4. Учитель. Как часто следует употреблять продукты, содержащие жиры?
Что думают по этому поводу медики?
Выступление медиков
5. Учитель. Так сколько лепра требуется потреблять в сутки?
Как правильно использовать и хранить жиры, нам дадут советы кулинары. Выступление кулинаров.
6. Учитель. Знание химии может облегчить решение бытовых проблем.
Работники химчистки дадут вам советы по удалению лсириых пятен с
тканей
III 'Заключительный этап.
1. Учитель. Исходя из прозвучавших мнений и докладов специалистов,
сделайте вывод :
Жиры это зло или благо'? Запишите свое мнение в тетрадь и обсудите в группах 2-3 человека.
2. Рефлексивный тест
Тест
1. Я узнал (а) много нового
2. Мне это пригодится в жизни
3. На уроке было над чем подумать
4. На все возникшие вопросы у меня в ходе урока , я получил (а) ответ
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг(ла)
анонимно.
IV Домашнее задание
Параграф 21,отчет в тетради, синквейн
Я думаю, вы поняли «Какой лес смысл в исканье смысла.
Процесс познанья в этом смысл «
Благодарю вас за урок и продолжайте процесс познанья на следующих уроках.