Урок по теме: «ВЕТЕР» 6 класс.УВЗ: 1.Дать определения: -ветер, -бриз, -муссон.
2.Сформировать представления о причинах образования ветра, установить закономерности образования ветра (причинно-следственные связи).
3.Закрепить знания о температуре воздуха, атмосферном давлении, умение строить график «роза ветров».
4.Воспитывать чувство удовлетворения от совместного труда.
Оборудование: физическая карта полушарий, карточки-задания,
листы-плакаты: флюгер, «роза ветров», природа.
На доске: слова: бриз
муссон
флюгер
шкала Бофорта
Т е м а: …
«Воздух невидим, но мы его ощущаем…»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала:
1. Перед вами картина природы. Что на ней изображено? Попробуйте определить по ней тему урока.
2. Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправляемся в загородный дом.
Тихий вечер, на улице холодно, и мы сидим перед камином, в котором
горят дрова.
Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату?
Почему дым вытягивает в трубу?
Воздух невидим, но мы его ощущаем.
Что же изображено на картинке? Почему?
Тема урока: Ветер.
Сформулируйте задачи урока из отрывка стихотворения А.С. Пушкина:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
3. Задачи в таблицах:
А я вам желаю попутного ветра для успешной работы.
Предлагаю: I варианту придумать определение термина «ветер»,
II варианту прочитать в учебнике §38, п.1, с.127.
4. Для решения задачи необходимы знания предыдущего урока, прошу вспомнить: что такое атмосферное давление, причины образования атмосферного давления.
5. Определите, почему дует ветер и в каком направлении он дует?
Суша сильней прогревается,
Воздух над ней поднимается ввысь,.
Там, наверху, он затем растекается,
Позже, остыв, опускается вниз.
1.Причина образования ветра – разница атмосферного давления
2.Ветер дует из области высокого атмосферного давления в область низкого атмосферного давления.
6. На земле постоянно возникают ветры, существуют различные типы ветров, но мы рассмотрим бризы и муссоны.
Ветер
Бриз Муссон
§38, п.1., §38, п.2.,
с.127-129 с.129,
рис.76 рис.77
Бриз (фр.) – лёгкий Муссон (фр.) – маусин (араб.) -
ветер, который меняет сезон – сезонный ветер,
своё направление который меняет своё
2 раза в сутки. направление 2 раза в год.
7. Cоставьте цепочку причинно-следственных связей:
1.Разная 2.Разница в 3.Разница 4.Образование
подстилающая => нагревании => в атмосферном => ветра.
поверхность. суши и моря. давлении.
Карточка-задание: № 2, 3.
8. Как изображают направление ветра? Почему ветер называют лёгким, нежным, озорным, буйным, жестоким, злым?
Определите, от чего зависит сила ветра?
Чем больше различье в давлении
Меж сушей и морем, тогда
Сильней в атмосфере движение,
Сильней возникают ветра.
На доске запись: Что записано?.Показать стрелкой направление и силу ветра:
Разминка: К нам прилетела Мэри Попинс:
Внимательно слушайте рассказ и ответьте на её вопрос:
— меня принёс восточный ветер (табл.←), чтобы определить направление ветра, повернитесь лицом к ветру: и вы будете смотреть в ту сторону, откуда дует ветер. Название этой стороны горизонта будет совпадать с названием направления ветра.
А улечу я, когда переменится направление ветра. Какой это ветер?
-О чём рассказала Мэри Попинс?
-Какой это ветер?
9. Для определения направления ветра используют прибор-флюгер.
-Рассмотрите строение флюгера.
О направлении ветров можно узнать по графику «роза ветров».
Построить график «роза ветров» для Великих Лук, определить, какие ветры преобладают: I вариант – январь, II вариант – июль.
10. По флюгеру можно определить силу ветра – это рамка с доской, но:
Давно когда-то не было приборов,
Чтоб скорость, силу ветра измерять,
По местным признакам на суше и на море
Учился человек о ветре узнавать.
С учётом многолетних наблюдений
Придумана та бальная шкала,
По ней мы производим измерения,
Какие дуют каждый день ветра.
Шкала Бόфорта: Френсис Бόфорт (1774-1857) – английский военный, гидрограф и картограф, контр-адмирал, руководил географической службой Великобритании. В 1806 году предложил условную шкалу для оценки силы ветра в баллах по его действию на наземные предметы и по волнению моря.
Его именем названо море Северного Ледовитого океана у берегов Северной Америки.
Рассмотрите шкалу Бофорта: в каких единицах измеряют силу ветра и его скорость?
Исходя из сведений постарайтесь определить силу ветра в отрывках стихотворений о ветре, которые вы подобрали.
Определите по картине (с которой мы работали в начале урока) силу ветра.
III. Подведём итог урока:
1. Что нового узнали сегодня на уроке?
2. Чему научились на уроке?
3. Для чего мы изучили эту тему?
4. Почему мы ощущаем воздух?
5. О значении ветра в природе и в жизни человека вы подготовите дома.
IV. Домашнее задание: § 38, п.3(у.), в.2(п.), творческое задание – по выбору:
– пословицы, поговорки, загадки о ветре,
– кроссворд на тему «Ветер»,
– выполнить рисунок.