Со времен Я.А.Коменского и по наши дни урок остается самым главным феноменом школьной жизни, центром, вокруг которого вращается вся жизнь школы.От урока тянутся сотни незамеченных с первого взгляда незримых нитей к внеклассной и внешкольной работе, к взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы в школе, к внутришкольной культуре, к формированию новых технологий обучения и воспитания, освоению продуктивного педагогического опыта – словом, ко многим сторонам, звеньям и явлениям школьной жизни.
Урок – не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности.
Одним из приоритетных направлений работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Великие Луки в рамках проекта «Урок 21 века».
В течение трех лет каждый учитель школы должен получить достаточную теоретическую подготовку и приобрести практические умения. После глубоко изучения проблемы учителя посещают уроки с целью знакомства с различными методами и технологиями на уроке. Педагоги на уроках демонстрируют высокую культуру речи, коммуникативную культуру, обаяние, уважение к учащимся и партнерам по совместной деятельности, глубокое знание своего предмета, свободное владение терминологическим и понятийным аппаратом преподаваемого предмета, логичность, убедительность в достижении поставленных целей.
Все учителя продемонстрируют высокий уровень владения основами дидактики: наглядно, доступно для обучающихся излагают и объясняют учебный материал; включают детей в коллективную беседу; успешно закрепляют изученный материал; включают детей в коллективную беседу, предоставляя право учащимся выступать с самостоятельно подготовленными сообщениями и др.
На уроках учителей школы можно выделять следующие способы создания проблемных ситуаций.
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
4. Побуждения к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов и их сравнению с уже известным.
8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
9. Организация межпредметных связей.
10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
В большинстве уроки учителей школы построены по следующему плану:
1. возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
2. выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
3. доказательство гипотезы;
4. проверка правильности решения проблемы.
При разработке проблемного урока учитель продумывает:
• Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.
• Систематизациюучебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.
• Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.
• Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.
• Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.
В российской педагогике хорошо проработаны шесть дидактических способов организации проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:
• Метод монологического изложения
Учитель сообщает факты в определенной последовательности, дает им необходимые пояснения, демонстрирует опыты с целью их подтверждения. При этом учитель вскрывает только те связи между явлениями и понятиями, которые требуются для понимания данного материала, вводя их в порядке информации. Чередование фактов строится в логической последовательности, однако, в ходе изложения внимания учащихся на анализе причинно-следственных связей не конкретизируется. Факты «за» и «против» не приводятся, сразу сообщается правильные окончательные выводы. Проблемные ситуации здесь могут быть созданы только с целью привлечения внимания учащихся.
• Рассуждающий метод обучения
Если учитель ставит цель показать образец исследования постановки и решения целостной проблемы, то он использует рассуждающий метод. При этом материал разделяется на части, учитель к каждому этапу предусматривает системы риторических вопросов проблемного характера с целью привлечь учащихся к мысленному анализу проблемных ситуаций, обнажает объективные противоречия содержания, но сам же и разрешает их поскольку повествование ведется в форме лекции. Способ перестройки материала для работы этим методом отличается прежде всего тем, что в содержание в качестве дополнительного структурного элемента вводится система риторических вопросов.
• Диалогический метод изложения
Если учитель ставит перед собой задачу привлечь учащихся к непосредственному участию в реализации способа решения проблемы с целью активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к уже известному в новом материале, он, используя то же построение содержания, дополняет его структуру информационными вопросами, ответы на которые дают учащиеся.
• Эвристический метод изложения
Эвристический метод применяется там, где учитель ставит цель обучить учащихся отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск новых знаний и способов действия. Используя эвристический метод, учитель применяет то же построение учебного материала, что и при диалогическом методе, но несколько дополняет его структуру постановкой познавательных задач и заданий учащимся на каждом отдельном этапе решения учебной проблемы. Таким образом, формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.
• Исследовательский метод
При проведении урока исследовательским методом опять используется такое же построение материала, элементы структуры и порядок следования вопросов, указаний и заданий, как и в эвристическом методе. Если в процессе реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят упреждающий характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей содержание данного этапа, или в процессе ее решения и выполняют направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как большинство учащихся с решением подпроблемы справились.
• Метод программированных заданий
Метод программированных заданий представляет собой постановку учителем системы программированных заданий. Уровень эффективности учения определяется наличием проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной постановки и решения проблем. Применение программированных заданий заключается в следующем: каждое задание состоит из отдельных элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала, сформулированного в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде упражнений.
Все эти методы в той или иной степени присутствуют на уроках учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Если говорить о конкретном применении данной технологии, то можно представить урок химии учителя высшей категории Здорников Т.Г. «Знакомые и не знакомые жиры»