182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №2»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ /  
11 января 2006

Программа эксперимента

Главное Управление образования Псковской области

Псковский областной институт повышения

квалификации работников образования

Управление образования г. Великие Луки

Программа эксперимента

«Модель школы личностного самоопределения учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки»

Исполнитель:

Педагогический коллектив школы №2

г. Великие Луки

(Директор И.О.Кремков)

Научный руководитель:

Т.А.Соколова,

кандидат педагогических наук,

преподаватель кафедры философии образования,

андрагогики и педагогики.

г. Великие Луки

2005 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основания для разработки:

на современном этапе развития школы администрацией и педагогическим коллективом проделана большая работа по созданию условий, оптимизирующих процесс ознакомления учащихся и их родителей с рядом профессий, востребованных рынком труда; процесс освоения основ ряда профессий финансово-экономического, химико-биологического, гуманитарного профиля в рамках общего учебного плана школы. А также много сделано для творческого становления личности в условиях школьной системы дополнительного образования, получившего свое развитие в форме Парка открытых студий, которые посещают более двухсот учащихся. Выпускники школы в основной своей массе из года в год успешно поступают в высшие учебные заведения города, области и страны. Большинство родителей удовлетворено положением дел в школе. Детям (как показало анкетирование) нравится школа, учителя, атмосфера и отношения со сверстниками.

В 2001 году школа получила статус областной экспериментальной площадки по теме «Школа свободного и осознанного выбора». Успешное завершение эксперимента, решение обозначенных экспериментом задач, позволяют школе выходить на новый уровень инновационной деятельности.

Изменившаяся ситуация в государственной системе образования, ориентированная на оптимизацию сети образовательных учреждений, на более эффективное дидактическое обеспечение процессов предпрофильной и профильной подготовки выпускников к личностному самоопределению и выбору профессии задают тематику нового эксперимента - «Модель школы личностного самоопределения учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки».

Основные разработчики:

Кафедра методологии постдипломного педагогического образования, ПОИПКРО; администрация и творческая группа педагогов общеобразовательной школы №2 г. Великие Луки.

Ответственные исполнители:

Совет школы; Педагогический Совет; Ассоциация родителей школы; Детский парламент (орган школьного самоуправления).

Объект, предмет, цель , задачи эксперимента.

Объект исследования: личностное самоопределение учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Предмет исследования: механизм реализации модели школы, обеспечивающий личностное самоопределение учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки.

Цель: в ходе эксперимента сформировать и апробировать в урочной практике и внеклассной работе учителей, педагогов дополнительного образования школы модельные представления о системе работы школы, способной обеспечить личностное самоопределение выпускников в их образовательной деятельности.

Задачи:

Стратегические:

1. Определить методологические и теоретические основания модели школы, ориентированной на личностное самоопределение учащихся в условиях предпрофильного и профильного обучения.

2. Смоделировать оптимальную модель школы, ориентированную на развитие личностного самоопределения выпускника школы.

3. Обеспечить мониторинговое сопровождение эксперимента.

4. Апробировать имеющиеся в передовой педагогической теории и методике модели уроков, занятий, внеклассных мероприятий, ориентированных на личностное самоопределение учащихся в конкретной практике учителей школы.

5. Описать результаты эксперимента и использовать их как в стратегии развития школы, так и в системе повышения квалификации педагогических кадров г. Великие Луки и южных районов Псковской области.

Тактические:

1. Сформировать нормативно-правовое, организационно-методическое, информационно-просветительское обеспечение деятельности школы в инновационном режиме.

2. Усовершенствовать систему внутришкольного управления в рамках предпрофильного и профильного обучения.

3. Повысить субъектные роли, позиции педагогов, детей и их родителей в эксперименте через участие в совместной творческой деятельности.

4. Разработать систему курсов повышения квалификации для учителей начальной, основной и средней школы по проблемам личностного самоопределения учащихся.

Гипотеза исследования: Личностное самоопределение выпускника школы будет более эффективным если:

- администрация создаст оптимальную структуру управления школой;

- педагоги будут стимулировать, направлять и сопровождать учащихся в выборе и личностном самоопределении;

- будет реализована система валеолого-психолого-педагогической поддержки выбора и личностного самоопределения учащихся;

- родители станут сотрудниками в обучении и воспитании учащихся;

- школа будет открыта для социального партнерства;

- будет обеспечена научно-методическая поддержка и создана система повышения квалификации учителей по проблемам современного урока и личностного самоопределения учащихся;

- будет достаточное обеспечение материально-техническими и кадровыми ресурсами.

В соответствии с поставленными задачами предполагается в ходе экспериментальной деятельности использовать следующие методы исследования:

1. Анализ научной литературы по проблеме исследования, периодических изданий, продуктов творческой деятельности учителей и учащихся.

2. Обобщение продуктивного педагогического опыта по моделированию и использованию в практике инновационных образовательных технологий, ориентированных на личностное самоопределение.

3. Социологические методы (опросы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение).

4. Методы психологического тестирования.

5. Моделирование набора образовательных технологий в составе дидактической системы школы.

Базой опытной работы является школа №2 г. Великие Луки.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы объективности; системного изучения явлений в их развитии и взаимной связи;

- работы, раскрывающие сущность дидактических систем и место урока в них (Ю.А.Конаржевский, Ч.Куписевич, В.С.Леднев, Б.Т.Лихачев, В.Оконь, Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Л.В.Занков, Г.М.Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров, М.Н.Скаткин, И.П.Подласый, И.Ф.Харламов, Б.С.Гершунский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, Д.О.Лордкипанидзе, Н.А.Сорокин, В.В.Давыдов, В.К.Дьяченко, В.А.Крутецкий, П.И.Пидкасистый, В.В.Краевский, И.И.Логвинов, О.С.Гребенюк, М.И.Рожков и др.);

- труды, определяющие значимость образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и развитии личностного и профессионального самоопределения выпускника школы (В.П.Беспалько, Г.В.Брагина, В.С.Грехнев, А.П.Ершов, В.И.Журавлев, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, Л.М.Митина, В.Ю.Питюков, В.В.Гузеев, Е.А.Михайлычев, Д.В.Чернилевский, В.Ляудис, В.А.Онищук, И.М.Чередов, Н.М.Яковлев, А.М.Сохор, Е.И.Машбиц, К.В.Бардин, Н.А.Березович, А.П. Сманцер, Р.И.Водейко, И.И.Колбаско, А.В.Усова, А.А.Боборов, Г.К.Селевко и др.);

- исследования, разрабатывающие основы критериев обученности и обучаемости школьников, уровня развития личностного и профессионального самоопределения в урочной деятельности (Н.С.Пряжников, Н.Е.Щуркова, Л.А.Николенко, А.В.Батаршев, Н.И.Непомнящая, О.П.Елисеев, В.Н.Дружинин, Ю.А.Конаржевский, М.В.Крулехт, И.В.Тельнюк, А.Анастази, А.Г.Асмолов, А.Г.Ковалев, Я.А.Коломинский, Е.С.Кузьмин, Н.С.Лейтес, Л.Т.Ямпольский, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Е.И.Рогов, Я.Стреляу, В.М.Теплов, Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, В.А.Ядов, Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, Г.Ю.Ксендзова и др.);

- публикации об опыте работы школ России, Зарубежья, Псковской области по вопросам использования продуктивных образовательных технологий, ориентированных на личностное и профессиональное самоопределение (материалы журналов «Педагогика», «Дидактика», «Учитель», «Народное образование», «Практический журнал для администрации школы и учителей», «Завуч», «Методист», предметные научно-методические журналы, Интернет-сообщения и публикации и др.)

Концептуальные основы экспериментальной деятельности

Концептуальные идеи программы исследования базируются на учете тенденций развития российского образования в целом, регионального – в частности; на специфике деятельности общеобразовательной школы №2 г. Великие Луки.

Опираясь на имеющиеся теоретические и практические наработки по созданию разнообразных дидактических моделей школы, ориентированной на развитие личностного самоопределения, нами выделяются следующие концептуальные идеи методологического порядка:

идея синергетического подхода (У.Р.Эшби, Л.А.Баев, Ю. Шаронин и др.); идея гуманитарно-культурологического подхода (Д.З.Арсеньтев, С.Т.Минаков, М.Н.Берулава, Л.Я.Зорина и др.);

идея личностно-деятельностного подхода (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, И.С.Якиманская, Н.С.Пряжникова, Е.Ямбург и др.);

идея рефлексивного подхода (В.В.Давыдов, А.К.Зак, Г.А.Голицин, Е.И.Машбиц, Н.Г.Алексеев, В.К.Зарецкий, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман, Г.П.Щедровицкий и др.);

идея диалогического подхода (М.М.Бахтин, С.Я.Библер, Г.А.Балл, М.С.Бургин, И.С.Якиманская и др.);

идея открытости образовательной среды (А.М.Кушнир, М.Балабан, Е.Ямбург, П.Г.Щедровицкий и др.);

идея творчества (А.М.Лобок, Ю.Шаронин, В.А.Петровский, Л.Браунек, Р.Урбанец, Ф.Циммерман, Д.Г.Левитес);

идея интегративности образования (М.К.Бруднов, В.А.Горский, И.П.Иванов, М.Б.Коваль, А.В.Золотарева, Т.А.Соколова и др.).

Представленная система идей является стратегий развития системы школы и в частности ее дидактической системы. Тактика же деятельности в рамках темы исследования представляется нами целым рядом принципов.

Принципы реализации синергетического подхода:

● принцип учета социальных, педагогических, психологических, духовно-нравственных факторов, определяющих характер и стиль организации модели школы;

● принцип взаимодействия дидактической системы школы с внутренней жизнью школы и с внешней средой;

● принцип непрерывного развития школы как открытой системы, становящейся фактором саморазвития всех субъектов образовательного пространства школы, их самореализации, самоопределения и др.;

● принцип динамичности модели школы, определяющей ее непрерывную адаптацию к изменяющимся условиям.

Принципы реализации идеи гуманитарно-культурологического подхода:

● принцип реализации модели школы в контексте сложившегося уклада школьной жизни, ее культурных традиций и ритуалов;

● принцип обращенности модели школы во всех его компонентах и проявлениях к ребенку, его семье, педагогическому коллективу; насыщение содержания учебно-воспитательного процесса проблемами ребенка и учителя;

● принцип организации и реализации модели школы и всех ее субъектов не как совокупности урочных, внеурочных, воспитательных и др. мероприятий, а как системы поддержки их индивидуальности и самобытности, содействия развитию их профессиональных интересов, потребностей, личностно осознанных выборов;

● принцип: от человека осведомленного, проинформированного о разных профессиях к человеку, готовому к личностному осознанному профессиональному выбору, т.е. от человека образованного – к человеку культурному.

Принципы реализации личностно-деятельностного подхода:

● принцип приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе;

● принцип включенности личностного опыта ребенка и учителя в образовательный процесс;

● принцип культивирования уникального опыта ребенка и учителя;

● принцип признания ценности совместного опыта ребенка и учителя, ценности взаимодействия учителя, родителей и учащихся (ценность коллективной работы);

● принцип учета психолого-физиологических особенностей учащихся при построении образовательного процесса и ориентации их на определенные виды профессии;

● принцип переориентации процесса образования на постановку и решение школьниками познавательных, исследовательских, преобразующих, проектных и других задач, мотивирующих личностное и профессиональное самоопределение.

Принципы реализации идеи рефлексивного подхода в реализации личностного самоопределения учащегося:

● принцип критического отношения личности к самой себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;

● принцип субъектной активности личности.

Принципы реализации идеи диалогического подхода в обучении:

● принцип стимулирования субъектности всех участников образовательного процесса;

● принцип от монолога – к диалогу, от манипулирования – к сотрудничеству в процессе личностного и профессионального самоопределения.

Принципы реализации идеи открытости внутришкольной образовательной среды:

● принцип одновременного (параллельного) включения социума в педагогическую среду школы и учащихся, их родителей, учителей в социум образовательного учреждения.

Принцип реализации идеи творчества в образовательном процессе:

● принцип развития у всех субъектов образовательного процесса «авторской позиции в культуре» (А.М.Лобок).

Принцип реализации идеи приоритета положительной обратной связи:

● принцип использования всех имеющихся возможностей школы, ее субъектов, окружающего социума в достижении поставленных экспериментом задач.

Принципы реализации интегративности образования:

● принцип интеграции содержания основного и дополнительного образования на всех уровнях реализации дидактической системы школы;

● принцип опоры в управленческой парадигме на рефлексивную и интегративную функции как системообразующие в управлении экспериментом;

● принцип интеграции деятельности всех субъектов образовательного процесса (администрации, родителей, учителей, учащихся, общественных организаций, внешних партнеров и др.).

Базовые понятия и категории, определяющие характер, структуру и содержание дидактической системы школы.

Школа личностного самоопределения учащихся –образовательное учреждение, создаваемое и существующее на базе общеобразовательной школы и включающее в себя как функции общеобразовательного учреждения, так и некоторые функции профориентационного центра, исследующего и решающего методические вопросы личностного и профессионального самоопределения учащихся в едином учебно-воспитательном процессе, что приводит к интеграции дополнительного образования, предпрофессиональной подготовки учащихся (в ее самых разнообразных формах) в учебно-воспитательный процесс.

В общих чертах можно обозначить цель такой школы: создание таких дидактических условий на образовательном пути ребенка, которые бы стимулировали личностное становление и умение свободно, осознанно произвести профессиональный выбор, завершая обучение в школе.

Самоопределение – процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни (в частности в выборе профессии); основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результатом самоопределения выступает, с одной стороны, выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, а с другой стороны, - на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение.

В осмыслении целей самоопределения нельзя ограничиваться задачами «кем быть» и «каким быть». Важнее – «как жить», как построить свой образ жизни, какой выбрать режим интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок, как преодолеть невзгоды.

Основным условием самоопределения – готовности к жизненному выбору – выступает его способность самостоятельно вырабатывать моральные принципы и руководствоваться ими в деятельности и поведении. Поэтому помощь растущему человеку в выработке нравственных критериев жизни – центральная задача школьного и семейного воспитания.

Без умения выбирать, без способности к самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразущее общественную жизнь.

Личностное и профессиональное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются.

Личностное самоопределение – умение личности самостоятельно, осознано определиться в самых разнообразных жизненных ситуациях на основе самопознания.

Профессиональное самоопределение – это поиск и нахождение смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Выбор личности происходит путем сравнения нескольких существующих альтернатив по значимым показателям или характеристикам ( для школьника – количество часов, уровень преподавания, место проведения занятий и др.)

Профильное обучение – средство дифференциации обучения, когда за счет целенапраленных изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса создаются условия для эффективной реализации индивидуализации обучения, более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, открываются принципиально новые возможности для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и выбора жизненного пути.

Профориентация – широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Профориентация включает следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.

Профконсультация – индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении

Миссия школы - не просто формирование человека, сориентированного на профессии, которые он может получить благодаря социальным партнерским отношениям школы со средними специальными и высшими учебными заведениями города Великие Луки, Пскова и Северо-Западного региона (хотя это в оптимальных случаях весьма желательно), а поддержка, поиск, развитие в ребенке Человека, вооруженного механизмами самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, т.е. готового к свободному выбора своей дальнейшей жизненной стратегии.

Дидактическая система – это упорядоченный набор целей, содержания, форм, методов и средств обучения.

Эта система функционирует в процессе обучения: во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходит усвоение знаний и способов действий и развитие индивидуальных способностей учащихся.

Главная цель дидактической системы школы - обеспечение личностного и профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения, воспитания, развития. Следовательно, дидактическая система школы не цель, а средство для подготовки выпускников школы к осознанному выбору своей дальнейшей жизненной стратегии.

Задачи дидактической системы школы:

1. Реализация через урочную, внеурочную, внеклассную, досуговую деятельность школы следующих функций:

- человекообразующей (гуманитарной), духовной;

- культуросозидательной (культурообразующей) через механизм культурной идентификации;

- функции социализации.

2. Насыщение содержания уроков, факультативов, элективных, предпрофильных и профильных курсов, занятий в школьной системе дополнительного образования аксиологическим, когнитивным, деятельностно-творческим, личностным компонентами, стимулирующими осознанный, личностный профессиональный выбор.

3. Интеграция в дидактической системе школы всех тех форм обучения, воспитания и развития личности, которые оптимально могут актуализировать личностное и профессиональное самоопределение учащихся.

4. Опора в дидактической системе на методы развивающего, проблемного, эвристического, личностно-ориентированного, компьютерного, модульного, дистанционного, межпредметного (интегративного) обучения.

5. Системный подход к выбору имеющихся в передовой педагогической науке и практике образовательных технологий, ориентированных на личностное и профессиональное самоопределение учащихся школы.

6. Определение приоритета в практической реализации образовательных технологий коммуникативным технологиям, арт-технологиям, как наиболее эффективным в условиях личностно-ориентированного образования.

7. Формирование учебно-тематического плана школы с учетом целей и задач, определенных дидактической системой.

Метод – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.

Образовательная технология - конкретизация методики, где деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий.

Общепедагогическая технология - базовая, определяющая концептуальные начала образования личности (философские, религиозные, научные, гуманистические, авторитарные).

Форма организации обучения –дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем, методами и технологиями обучения, а также порядком осуществления. Главная форма обучения – урок.

Средства обучения – материальные и нематериальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности (личность учителя, магнитофон, компьютер, дидактические, наглядные пособия и др.).

Сроки и этапы эксперимента

Эксперимент предполагает 4 периода:

1. 2005/2006 – 2006/2007 уч. годы - проблемный анализ жизнедеятельности школы за последние три года, выявляющий уровень готовности к продолжению инновационной деятельности; теоретическая и методическая подготовка администрации школы, непосредственных участников инновационной деятельности к моделированию дидактической системы школы, ориентированной на личностное и профессиональное самоопределения учащихся. Формирование школьной системы повышения квалификации участников эксперимента. Разработка примерных критериев оценки динамики развития личностного и профессионального самоопределения учащихся.

Формирование структурной модели школы личностного и профессионального самоопределения.

2. 2007/2008 – 2008/2009 уч. годы - содержательное наполнение всех структурных компонентов модели школы. Наработка системы образовательных технологий, ориентированных на реализацию стратегических целей и задач школы.

3. 2009/2010 уч. год – пилотажный запуск модели школы.

4. 2010/2011 уч. год – корректировка и окончательное внедрение модельных представлений в практику работы школы. Обработка результатов. Оформление пакета элективных курсов повышения квалификации директоров, заместителей директоров, учителей по освоению опыта работы школы личностного и профессионального самоопределения. Включение этих курсов в областной учебно-тематический план ПК ПОИПКРО.

Состав участников эксперимента:

Руководители и разработчики эксперимента: С.Е.Соо

Н.Н. Солодкова

С.А.Михайлова

Участники эксперимента:

Администрация школы, руководители предметных кафедр, творческая группа учителей, психологи, социальный педагог, валеолог.

Распределение обязанностей:

Аналитико-диагностическая группа: готовит диагностический и аналитический аппарат для всех этапов эксперимента, проводит аналитическую и диагностическую работу в рамках эксперимента, представляет аналитические и диагностические материалы для руководителей и участников эксперимента.

Руководители группы: Солодкова Н.Н., Михайлова С.А.

Члены группы: Полугарова Л.А., Шмидт В.И., Плавинская Т.Ю., Фомченкова Т.А., Душина И.А.

Группа моделирования управленческой модели; дидактической модели; модели ПК участников эксперимента; модели школы личностного и профессионального самоопределения.

Руководители группы: Фомченкова Т.А., Полугарова Л.А.

Члены группы: Харченко В.Н., Солодкова Н.Н., руководители предметных кафедр.

Рабочая группа: осуществляют апробацию, коррекцию и окончательный

Программа действий на первом этапе эксперимента.

1. Проведение деловой игры «Традиции и ценности педагогического коллектива школы №2 г.Великие Луки»

Срок: ноябрь 2005г.

Отв.: Т.А.Соколова

Ассистируют: Солодкова Н.Н.

Продукт: аналитическая справка по итогам игры

Результат: выявление качественной готовности педагогического коллектива работать в проблеме эксперимента.

2. Проведение деловой игры «Создаем модель школы, ориентированную на личностное самоопределение учащихся».

Срок: Октябрь2006 г.

Отв.: Соколова Т.А.

Результат: выявление уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива на этапе предварительного коллективного моделирования.

Продукт: общие контуры модели школы. Аналитическая справка по итогам игры.

3. Проведение проблемного анализа работы школы за последние три года.

Срок: апрель 2006г.

Отв.: администрация школы, руководители структурных подразделений, научный руководитель.

Результат-продукт: аналитическая справка.

4. План курсов повышения квалификации педагогического коллектива.

Отв.: Т.А.Соколова, Солодкова Н.Н.

Сроки: май 2005 г.

Результат: готовность к участию в инновационной деятельности.

Продукт: творческие разработки участников курсов.

5. Разработка элективных курсов ПК «Методы активизации личностного самоопределения учащихся » для участников эксперимента:

Отв.: Т.А.Соколова

Срок: ноябрь 2006 г.

Продукт: программа ПК

Результат: профессиональная готовность к реализации инновационных методик и технологий в практической деятельности.

6. Разработка примерных критериев оценки динамики развития личностного и профессионального самоопределения учащихся школы.

Сроки: май 2006 г.

Отв.: Т.А.Соколова, Солодкова Н.Н., Михайлова С.А., Душина И.А.

Продукт: пакет диагностик, анкет, тестов.

Результат: наличие критериального аппарата, способного обеспечить чистоту эксперимента.

7. Педагогические чтения по итогам экспериментальной работы на первом этапе школы

Отв.: Полугарова Л.А., Солодкова Н.Н., руководители предметных кафедр

Сроки: апрель (май) 2007г.

Продукт: материалы конференции в форме сборника тезисов, статей, творческих работ.

Результат: готовность работать во втором этапе эксперимента.

Программа действий на втором и третьем этапе эксперимента

1. Корректировка учебного плана школы, включение в него необходимых предпрофильных, профильных, элективных курсов, образовательных и досуговых программ школьного дополнительного образования, ориентированных на личностное и профессиональное самоопределение школьников.

Срок: август 2007 г.

Отв.: Соколова Т.А. Соо С.Е., Солодкова Н.Н.

Результат: учебно-тематический план школы, скоординированный с главными целями эксперимента.

2. Разработка предпрофильных, профильных, элективных курсов для учащихся, стимулирующих оптимальный выбор жизненной стратегии и профессии.

Срок: август 2007 г.

Отв.: руководители кафедр

Результат: пакет программ курсов, факультативов, кружков, любительских объединений, студий.

3. Формирование информационного банка для участников эксперимента.

Срок: в течение всего процесса работы в эксперименте.

Отв.: школьный библиотекарь

4. Запуск пакета программ в педагогическую практику. Апробация инновационных методик в ходе реализации программ.

Отв.: Полугарова Л.А., Солодкова Н.Н.

Участники: творческая группа учителей

Сроки: в течение второго этапа эксперимента

Продукт: сценарные разработки уроков, занятий, мероприятий, дидактическое сопровождение этих занятий.

5. Промежуточная диагностика качества полученных результатов на этапе пилотажного апробирования экспериментальной модели.

Срок: каждый учебный год

Отв.: Солодкова Н.Н., Михайлова С.А.

Продукт: аналитическая справка.

5. Фестиваль «Праздник профессий»: открытые уроки, показательные занятия, встречи с представителями колледжей, вузов; работа психолого-социологического консультационного пункта; выставка творческих поделок и работ учащихся, родителей и учителей; праздничный концерт.

Срок: апрель 2007 г.

Отв.: Харченко В.Н.

Продукт: методические наработки, творческие работы учащихся, родителей, учителей.

Результат: готовность к запуску в практику откорректированной модели школы личностного и профессионального самоопределения.

Программа действий на четвертом этапе эксперимента

1. Оформление материалов эксперимента в методическую брошюру.

Отв.: Солодкова Н.Н., Фомченкова Т.А.

Сроки: август 2009 г.

2. Подготовка материально-технической базы школы для работы в качестве творческой лаборатории, открытой со своим наработанным опытом для учителей города Великие Луки и южных районов области в качестве базовой школы ПОИПКРО.

Отв.: Соколова Т.А., Соо С.Е.

Сроки: 2009-2010 г.

Определение качества реализации идей эксперимента

Экспертизу эффективности программы возможно провести по двум группам критериев:

А) Личностные

КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДИКИ

1. Овладение разнообразными видами деятельности Стабилизация или рост качества учебной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. видов деятельности Объективные данные о количественных и качественных успехах (итоги четверти, года, ЕГЭ, олимпиады, конкурсы, НПК, участие в деловых играх, производственных практиках, общественной работе, благотворительной деятельности и др.).

2.Повышение эффективности социальной интеграции учащихся. А)уровень школьной тревожности;

Б)адекватность самооценки

В) социальная роль старшеклассника А) опросник «Школа тревожности» (Кондаша)

Б) «Самооценка» (Д.Рубинштейн)

В) анкета «Социальная роль старшеклассника»

4. Способность к самоопределению. Направленность выбора в социо-культурных ситуациях, способ самоопределения. “Неоконченное предложение”, “Акт добровольцев”, “День уроков по выбору”, “Час творчества” и др.

5.Критерий интеллектуального развития учащихся. Уровень интеллектуального развития Тест структура интеллекта (Р.Амтхауэр)

5. Уровень воспитанности Общекультурная осведомленность. тесты на общекультурную осведомленность, методика диагностики уровня творческой активности , определение уровня воспитанности по методике Е.Н.Степанова

6. Состояние здоровья учеников Оценка состояния здоровья и отношения к здоровому образу жизни Выкопировка из медицинских карт, результаты диспансеризации, анкетирование, деловые игры, участие в спортивных секциях и клубах, школьных спортивных мероприятиях и др.

Б) Профессиональные

1. Профессиональное самоопределение Склонность и интересы, готовность к профессиональному выбору Карта интересов; «Готовность школьников к профессиональному выбору»(В.Б.Успенский), деловые игры, анализ поступления выпускников, деловые игры, посещение кружков, секций, элективных курсов, «Школы абитуриента» и др.

Также в определение эффективности входят:

 Степень новизны идеи, её актуальности;

 Методическая разработка идеи;

 Возможности потенциальных участников освоения новшеств;

 Баланс интересов различных групп частников педагогического процесса по отношению к нововведению;

 Время, необходимое для освоения нововведений;

 Финансовые затраты и необходимое материально-техническое обеспечение;

 Организационные условия;

 Нормативно-правовая обеспеченность;

 Соответствие уровню развития педагогической науки и практики.

Продукт исследования

Все материалы экспериментальной работы будут изданы брошюрой «Модель школы личностного самоопределения учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки», где будут представлены:

- методические рекомендации «Моделирование и реализация образовательной модели школы личностного самоопределения учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки»;

- оптимальная модель предпрофильной и профильной подготовки учащихся с учетом региональных особенностей;

- обобщение опыта учителей–предметников, классных руководителей и службы сопровождения по работе направленной на формирование личностного самоопределения учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки;

- оптимальная локальная система работы методической службы в школе и курсов повышения квалификации по проблемам личностного самоопределения учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки и теории, практики современного урока.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Бахтову Ирину (7в класс) - Победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».

    Поздравляем Бахтову Ирину (7в класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»

    Поздравляем Бостенкову Арину (11 А класс) Победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

    Поздравляем Петрову Александру (11 Б класс) Победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    Поздравляем Иванову Ульяну (10 А класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    Поздравляем Болотникову Арину (8 Э класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.

    Поздравляем Лазареву Дину (11 Б класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.