182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №2»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ /  
11 февраля 2006

Программа развития

Федеральное агентство образования.

Государственное управление образования Псковской области.

Псковский областной институт

повышения квалификации работников образования.

Факультет переподготовки педагогических кадров.

Программа развития

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №2»

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»:

Кремков Игорь Олегович

Псков

2005 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

3

I. Основная часть

1. Замысел проекта

1.1. Информационно-аналитическая справка

5

1.2. Концепция педагогической системы школы личностного и профессионального самоопределения

13

1.3. Модель школы личностного и профессионального самоопределения

20

1.4. Основная цель

24

1.5. Задачи

24

1.6. Ожидаемые результаты

26

1.7. Критерии педагогического процесса школы личностного и профессионального самоопределения

28

1.8. Предполагаемый продукт

29

1.9. Предполагаемые риски и препятствия реализации Программы

29

1.10. Компенсация негативных последствий рисков

30

1.11. Структура компонентов управления Программой

30

1.12. Определение эффективности Программы

31

2.Реализация Программы

2.1. Этапы реализации Программы

32

II.Список использованной литературы и материалов

35

III.Приложение

36

Введение

Сегодня перед школой стоит задача – удовлетворить образовательные потребности каждого школьника с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Ситуация социальных перемен имеет принципиально неопределимые параметры, и человек, живущий в данной ситуации, должен уметь не столько к ней приспосабливаться, сколько активно ее осваивать, самоопределяться в ней, находить решения, принимать их и нести за них ответственность.

Акцент на формирование у ребенка некоторой суммы знаний, умений и навыков сегодня не адекватен структуре современного детства и психологическим особенностям нынешних детей. Становится очевидным, что применение знаний не определяется автоматически самими знаниями (их наличием и объемом), а является творческой задачей, решаемой каждый раз в неповторимой ситуации.

Анализ современных тенденций общественного развития дает возможность обнаружить новый «социальный заказ» как своего рода веление времени. Начинают востребоваться люди, умеющие быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибкие, способные работать более чем в одной профессиональной позиции, любознательные, пытливые, стремящиеся выяснить, что происходит, и оказать влияние на происходящее, способные сохранять самообладание в условиях неопределенности, способные, не имея навыка в какой-то пожизненной специальности, вместе с тем обладать опытом в нескольких областях, способные перемещать идеи из одной области в другую. Отсюда понятно, что уже в ближайшие годы образование в нашей стране приобретет новый облик, станет во многом другим.

В Концепции модернизации образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,… обладающие чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Изучив концептуальные идеи российского образования в целом, регионального – в частности, определив место школы в образовательном пространстве города, учитывая специфику работы школы, необходимо избрать курс на построение образовательной системы, благоприятной для личностного и профессионального самоопределения ученика.

Для достижения современного качества образования, отвечающего актуальным и перспективным интересам личности, общества и государства; обеспечение общедоступности качественных образовательных услуг; повышение эффективности использования образовательных ресурсов, в соответствии с приказом ГУОПО № 814 от 12.11.2001г и на основании решения экспертного совета при ГУОПО от 21.09.2001г. школе присвоен статус областной экспериментальной площадки по защите инновационного проекта образовательной модели «Школа свободного и осознанного выбора» сроком на 5 лет (до конца сентября 2006г.).

За период работы школы в эксперименте администрацией и педагогическим коллективом проделана большая работа по созданию условий, оптимизирующих процесс ознакомления учащихся и их родителей с рядом профессий, востребованных рынком труда; процесс освоения основ профессий финансово-экономического, химико-биологического, гуманитарного профиля в рамках общего учебного плана школы. Много сделано для творческого становления личности в условиях школьной системы дополнительного образования, получившего свое развитие в форме открытых студий.

Разрешая проблемы, заданные Программой эксперимента, выявили необходимость корректировки темы, переформулировки проблематики, что обусловлено изменением ситуации в обществе и в образовании в целом

Основная часть

1.Замысел проекта

1.1. Информационно-аналитическая справка

Данная школа создана в 1952 году, в настоящее время размещается в трех зданиях. В двух зданиях обучаются ученики начальной школы. Основное здание школы трехэтажное, в нем обучаются учащиеся средней и старшей школы.

Школа расположена в центре г. Великие Луки, который является вторым по величине промышленным городом в области. В городе работает ряд промышленных предприятий легкой и тяжелой промышленности. Однако, следует отметить, что более востребованными являются рабочие специальности для мужчин. Предприятия, где востребован женский труд, трикотажная фабрика и льнокомбинат работают нестабильно.

В городе достаточное количество учебных заведений. Профессионально-технические училища предлагают разнообразные специальности для девушек и юношей. Имеются три техникума, предлагающих очное и заочное обучение, и один техникум предлагает вечернее и заочное обучение. Большинство выпускников продолжают свое обучение в ВУЗах. В городе работают четыре ВУЗа, которые готовят специалистов различных профилей, но наиболее представлены экономические специальности. Выпускники школ и других учреждений города не всегда могут найти работу или продолжить учебу и вынуждены покидать город в поисках работы в столичных городах.

В настоящее время в городе работает 19 школ, из них 3 лицея, гимназия, коррекционная школа 8 типа и школа-интернат. В этих учебных заведениях обучается 12148 учеников. Между школами идет достаточно жесткая конкуренция за ученика.

Все общеобразовательные учреждения предоставляют широкий спектр образовательных услуг. Учащимся и родителям предоставлено право свободного выбора образовательного учреждения согласно их потребности в образовательных услугах. Достойное место среди школ города занимает МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2».

Школа привлекательна для учеников. (Приложение 1)

Мониторинг численности учащихся по годам, показывает, что количество обучающихся остается на прежнем уровне, незначительное снижение численности происходит на общем фоне уменьшения числа учащихся города. (Приложение 2)

Численность учащихся в 2005-2006 учебном году - 833 ученика

Число классов по ступеням образования:

1 ступень – 13 классов (273 ученика),

II ступень – 19 классов (404 ученика),

III ступень – 8 классов (156 ученика).

Среди них классы профильного обучения, общеобразовательные и компенсирующего обучения представлены следующим образом. ( Приложение 3)

В школе достаточно высокий педагогический потенциал. Всего в школе работает 66 учителей, в том числе:

имеющих высшее образование – 62

имеющих высшую квалификационную категорию 31,

I квалификационную категорию - 21,

II квалификационную категорию - 7,

Соросовский учитель - 1, аспирант - 1.

Правительственные награды имеют 3 человека,

Победитель конкурса «Учитель года» - 1

«Отличник народного образования» - 9 человек

Почетный работник образования – 5 человек. (Приложение 4)

Родители и дети называют высокими специалистами многих учителей работающих в школе, важен и тот факт, что среди перечисляемых учителей и молодые.

Педагоги повышают свой профессионализм. В 2004-2005 учебном году на городских курсах повышения квалификации прошли подготовку 33% учителей (по городу 16,4%), 11% в г Пскове (по городу 12,7%). Коллектив школы дисциплинированный, работоспособный, ответственный, преданный своей школе и детям. Основную массу педагогов отличает преданность профессии, эмоциональная, духовная культура, хорошие педагогические способности, хорошая ориентация в профессиональных позициях и ролях учителя.

Коллектив доброжелательный, сплоченный, живущий по единым ценностям и признающий их, ценящий сложившиеся традиции, видящий пути дальнейшего развития школы, не отделяющий себя от администрации школы. Наличие коллектива единомышленников позволяет сделать вывод о возможности вхождения школы в инновационный режим в полном объеме, в системе. Данные выводы были сделаны аналитиками деловой игры в октябре 2005 года по итогам работы микрогрупп .

В целом итоги деловых игр, проведенных с педагогами, родителями, учащимися, ставивших своей целью выявление значимых традиций, ценностей и достижений школы для всех субъектов, показали:

для детей:

- это возможность выбора уровня и профиля образования;

- это возможность получать дополнительные образовательные услуги;

- это уверенность в завтрашнем дне (при успешной учебе гарантия поступления в с/х Академию, сельскохозяйственный техникум, институт физической культуры и др.);

- это психологическая поддержка личностного и профессионального самоопределения;

- это удовлетворенность творческой атмосферой школы;

для родителей:

- это гордость за школу, в которой учатся их дети как имеющую высокий рейтинг среди других учебных заведений города;

- это удовлетворенность теми ЗУНами, которые дает их детям школа;

- это удовлетворенность тем, что школа заботится и о занятости их детей во внеурочное время;

- это удовлетворенность психолого-педагогической помощью педагогического коллектива в вопросах воспитания своих детей;

- это удовлетворенность тем, что школа обеспечивает сохранность здоровья их детей в образовательном пространстве учебного заведения;

для учителей:

- преданность школе, детям, профессии;

- это удовлетворенность возможностью профессионального развития, творчества и общения.

Школа располагается в трех зданиях: в двух расположены классы начальной школы (по ул.Заслонова – 4 класса, на пл.Калинина – 9 классов). В основном здании располагаются классы 2 и 3 ступени. В нём имеются 30 учебных кабинетов, спортивный зал, актовый зал совмещённый со столовой, мастерские, библиотека, хореографический класс, кабинеты социальной, психологической, валеологической и др. служб.

Уровень оснащённости основной части кабинетов достаточный, в настоящее время обновляются пособия и оборудование для кабинетов химии, географии, информатики и математики.

В школе оборудованы два компьютерных класса – 15 компьютеров, имеется большая медиатека. Оборудован кабинет литературы для просмотра видеофильмов.

Школьная библиотека имеет достаточное количество художественной, справочной и учебной литературы (Приложение 11.)

Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели в одну смену. Продолжительность уроков по классам 1-11 кл - 40 минут. После уроков организована работа открытых студий, по субботам работают факультативы, элективные курсы и проводятся занятия в Школе абитуриента.

Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» разработан в соответствии с Типовым положением о школе № 196 от 19 марта 2001 года, с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации( приказ Министерства Образования РФ № 1312 от 9.03.98г.), с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации( приказ Министерства Образования РФ № 322 от 9.02.98г.), Регионального Базисного учебного плана ( приказ Государственного управления образования и науки №477 от 13.06.2004 г.), с экспериментальным Базисным учебным планом «Перспективная начальная школа», Уставом МОУ и Санитарными правилами СанПиН 2.4.1.1249 - 03 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». (Приложение 13)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» решает проблему вариативности образования включающего компоненты базового, расширенного изучения ряда предметов, профилизации 10-11 классов, «мягкой» профилизации 1-8 классов, предпрофильного обучения в 9-х классах, развивающего обучения (1-4 классы) и компенсирующего обучения с 4-9 классы. Школа предлагает обучение как в общеобразовательных классах, так и в классах гуманитарного направления с расширенным изучением русского языка и литературы, экономического направления, с расширенным изучением математики и спецкурса экономики, естественно-биологического с расширенным изучением химии и биологии и классах спортивно-оборонного направления с расширенным и интегрированным изучением физической культуры и ОБЖ. Введение такой профилизации обусловлено мониторингом выбора выпускниками 9 классов профессий, который проводится с 2000 года. (Приложение 5).

Качество образования, получаемое в школе, на высоком уровне и не снижается в течение последних лет. (Приложение 6)

Качество знаний выпускников сдававших ЕГЭ 2004 года по отдельным предметам 58 %. Достаточно высок и средний бал в экзаменах сдаваемых всеми выпускниками 11 класса. (Приложение 7).

Практически на прежнем месте остается и количество медалистов в школе. (Приложение 8)

Высокий процент поступления выпускников в ВУЗы и СУЗы. (Приложение 12.)

О том, что качество образования в школе на должном уровне говорит и тот факт, что 80 % выпускников по окончании 9 класса продолжают обучение в школе.

Динамика групп здоровья (Приложение 9) за последние годы показывает, что здоровье учащихся снижается, что связано с общим ухудшением здоровья детей, однако, сравнивая группы здоровья выпускников видно, что существенных изменений по группам здоровья не происходит. (Приложение 10)

Проведенные исследования показали, что одной из причин снижения уровня здоровья является социальное положение семей. Анализ социального паспорта школы показал, что 13 % родителей являются безработными, 16 % семей малообеспеченные, 13 % неблагополучных семей и 30 % семей неполных. Это говорит о низком материальном состоянии семей, в некоторых семьях учащихся родители не могут полностью обеспечить ребенка необходимыми учебниками и учебными (приложение сделать). принадлежностями. У 17% учащихся отсутствуют должные условия для выполнения домашних заданий. В школе проводится ряд мероприятий для снижения воздействий негативных условий на физическое состояние учащихся, их эмоциональное равновесие, а также большая роль отводится профилактике правонарушений и преступлений

В соответствии с приказом ГУОПО № 814 от 12.11.2001г и на основании решения экспертного совета при ГУОПО от 21.09.2001г. школе присвоен статус областной экспериментальной площадки по защите инновационного проекта образовательной модели «Школа свободного и осознанного выбора» сроком на 5 лет (до конца сентября 2006г.).

Первый этап экспериментальной работы был связан с изучением условий становления способности к свободному выбору учащихся. За годы работы в эксперименте наработана достаточная методическая и дидактическая база:

Образовался веер новых, дополнительных образовательных слуг: расширенное изучение ряда предметов; профилизация 10-11 классов; «мягкая» профилизация 1-8 классов; предпрофильное обучение в 9 классах; развивающее обучение в 1-4 классах; компенсирующее обучение в 4 – 9 классах.

Учащиеся школы имеют право выбора обучения как в общеобразовательных классах, так и в классах профильного направления.

Результаты итоговой аттестации выпускников подтверждают достаточно высокий уровень качества образования (итоги ЕГЭ, экзаменов, число медалистов, высокий % поступления выпускников в вузы и техникумы города, области, Северо-Западного региона и др.) Приложение

Учащиеся школы успешно выступают на областных, городских, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-практических школьных конференциях;

Школа принимает активное участие в смотрах хоровых, вокальных, танцевальных коллективов, соревнованиях спортивных команд по баскетболу, волейболу, а также в областных, городских смотрах, конкурсах, соревнованиях, праздниках;

Разрабатывая программу нового эксперимента, школа сохраняет определенную преемственность с первым и ищет решения проблемы развития у учащихся способностей к личностному и профессиональному самоопределению. Однако, в связи с изменением ситуации в обществе и в образовании в целом, разрешая проблемы, заданные Программой эксперимента, выявили необходимость корректировки темы, переформулировки проблематики, следовательно, концептуальных основ эксперимента, его гипотезы, объекта, предмета и др., что обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. Фронтальная диагностика, ставившая целью выявление уровня удовлетворенности разными аспектами школьной жизни учителей, родителей, учащихся и качества образовательного процесса, проведенная с 2004 по 2005 годы, наряду с несомненными положительными результатами и достижениями школы, выявила и проблемы, требующие своего разрешения:

- необходимость модернизации системы управления школой с ориентацией на управление в условиях профильного и предпрофильного обучения;

- необходимость реструктуризации жизнедеятельности школы в связи с включением в эксперимент «Дидактическое обеспечение личностного и профессионального самоопределения учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки»;

- необходимость модернизации воспитательной и дидактической системы школы с ориентацией на включение в традиционную классическую парадигму урока личностно-деятельностной компоненты; здоровьесберегающих технологий; образовательных технологий, ориентированных на личностное и профессиональное самоопределение;

- необходимость обновления содержания, форм и методов работы с родителями, перевод их в позицию неформальных коллег учителей, в партнеров в деле воспитания учащихся;

- необходимость расширения внешних партнерских связей с различными учебными заведениями города, области, Северо-Западного региона и социальными институтами;

- необходимость модернизации внутришкольной модели повышения квалификации педагогического коллектива с конечным выходом на творческую лабораторию повышения квалификации учителей города и южных районов области по проблемам современного урока, ориентированного на личностное и профессиональное самоопределение в рамках региональго проекта «Урок 21 века».

1.2. Концепция педагогической системы

«Школы личностного и профессионального самоопределения»

В основу педагогического процесса школы личностного и профессионального самоопределения положен личностно ориентированный подход. Личностно ориентированное образование - это «педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей» (Е.В.Бондаревская). Принципиальное отличие личностно ориентированного образования от других подходов – подчеркнутая ориентация на развитие тех сторон человеческой личности, которые составляют специфичность человека, то есть способностей строить самого себя и свою судьбу, быть «причиняющей» силой своей жизни и истории, того, что в гуманитарной психологии называют субъективностью, самостью и т.п.

Именно развитая субъективность лежит в основе способности к осознанному эффективному самоопределению человека в различных пространствах – ситуативном, культурном, социальном, профессиональном. В этой связи основным условием развития способности к самоопределению становится развитие субъективности личности: широкой общей культуры и способности к ее самостоятельному обогащению, ценностного самопознания и постижения мира, рефлексивности, креативности, критичности, «вненаходимости» и т.п.

Субъективности нельзя научить, она «запускается», реализуется, «упражняется» и развивается только в тех ситуациях, где она востребуется. Именно поэтому основным педагогическим инструментом для нас становится методика виртуальной субъективности: создание ситуаций, востребующих к жизни субъективность ребенка. Поскольку основной меткой таких ситуаций является субъектная позиция ребенка, ревизия под таким углом зрения существующих педагогических методик и технологий позволяет определить веер педагогических средств, адекватных поставленным задачам: технологии, основанные на выборе, договоре, проектные технологии, диалоговые исследовательские и эвристические, технологии творческой деятельности, классных собраний, имитационных игр и т.д. Кроме того, такой подход становится инструментом для проектирования индивидуальных педагогических технологий развития способности к самоопределению.

Модель школы личностного и профессионального самоопределения будет выстраиваться на основе последовательной и целенаправленной разработки и внедрения в практику школы тех условий саморазвития личности и условий, стимулирующих развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению, которые удалось разработать на основе анализа теории вопроса и состояния образовательной практики. Данные условия группируются по следующим направлениям:

• совершенствование содержания и методики традиционных предметов;

• включение в учебный план предметов школьного компонента, целенаправленно вооружающих ребенка механизмами саморазвития и средствами личностного и профессионального самоопределения;

• развитие внеурочной работы на принципах самоопределения, самоуправления и коллективной творческой деятельности;

• совершенствование методической работы школы, превращение ее в методическую лабораторию по повышению квалификации учителей города Великие Луки и южных районной области в рамках регионального проекта урок «Урок 21 века»;

• совершенствование организационной структуры и функций управления.

• содержание обучения будет стимулировать саморазвитие и самоопределение ребенка, как нам удалось установить, лишь в том случае, если оно будет диалогичным, проблемным, опирающимся на познавательный и жизненный опыт ребенка и обогащающим его, обращенным к его ценностно-смысловой сфере;

• будет включать в себя не только знания, умения и навыки, как готовую систему результатов опыта предыдущих поколений, но и способы мышления и творческой деятельности.

Содержание современного образования должно быть культуроемким, гуманитаризированным, чтобы познавая любой предмет, ребенок стремился его средствами больше узнавать о себе и своем месте в этом мире.

Совершенствование содержания образования будет связано с выделением в нем предметного, технологического и субъективного компонентов, «инвентаризацией» предметного компонента на основе принципов гуманитаризации, экологизации, диалогизации, регионализации и др.; наработкой технологического компонента на основе мыследеятельностного подхода и программы развития общеучебных умений и навыков.

Для того чтобы методика обучения стала средством саморазвития личности, она должна обеспечивать ребенку позицию субъекта познания, деятельности, общения, творчества. Поэтому будут конструироваться и отрабатываться индивидуальные педагогические технологии на основе методов организации стратегической деятельности учащихся, методов освоения и развития способов мышления, методов развития интеллектуальных качеств, методов развития рефлексии, методов организации смыслотворчества, методов развития креативности, методики виртуальной субъективности. Особый акцент будет делаться на освоение учащимися проектирования как современного вида деятельности.

В учебный план школы необходимо включение предметов школьного компонента, с помощью которых будут решаться следующие задачи:

помощь ребенку в осознании потребности саморазвития, облегчения встречи с самим собой, своим внутренним миром, вооружения способами и приемами самопознания, самоконтроля, самосовершенствования, самоопределения (элективный курс «Практическое самопознание» для 7 классов, «Основы психологии общения» для 8-9 классов);

помощь в осознании ответственности за свое будущее, свою семью и своих детей; в обретении представлений о семейном строительстве и воспитании детей в семье (циклы тематических пятнадцатиминуток в классах «Что такое домострой», «О чем шумит самовар», «Мой дом - моя крепость?»);

развитие внутренней мотивации детей в школе, потребности в самодетерминации и повышении компетентности, способности к творчеству (Смотры, конкурсы, конференции, школьное самоуправление);

развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению («Психология человеческой эффективности» 11 класс, «Школа абитуриента», УПК, «Ярмарки профессий», деловые игры, элективные курсы));

повышение компетентности в области делового общения («Искусство делового общения»7-11 класс, «Деловой этикет» 5-6 классы, «Деловой английский язык» 10 -11 класс).

По сложившейся традиции, системообразующими видами внеурочной деятельности в школе являются коллективная творческая деятельности и деятельность-забота, обращенная к ветеранам, престарелым людям микрорайона школы и Дома ветеранов и инвалидов. С помощью общешкольной игры «День свободного выбора» и школьного самоуправления «Школьная республика» создается игровое и коммуникативное пространства, создающие многообразие зон развития и ситуации их выбора.

Для подростков, находящихся в возрасте перебора возможностей, предусматривается создание «поля социальных проб» в виде элективных курсов, работа в которых предусматривает создание краткосрочных проектов, позволяющих определиться в собственных интересах и способностях.

Кроме того, проектирование возрастного подпространства школы предусматривает обозначение культурных границ возраста, определенных ритуалов перехода из возраста в возраст с освоением соответствующих меток возраста: прав, обязанностей, новых видов и форм деятельности: «Посвящения в …«», «День школьной республики». Каждый ребенок в школе должен получить возможности успешной самореализации, испытывать успех и радость от его публичного признания. В этой связи в педагогическом процессе предусматриваются специальные возможности самореализации детей: «Открытие звезды», «Ярмарка «Орбиты творчества», научно-практическая конференция и др., а также персональные портфолио для каждого ребенка.

Педагоги на основе современных воспитательных технологий будут конструировать индивидуальные воспитательные технологии, адекватные задачам эксперимента.

Реализация модели школы личностного и профессионального самоопределения требует соответствующего научно-методического обеспечения. Прежде всего, естественно, будет изменяться содержание научно-методической работы. Актуальными проблемами, требующими серьезной теоретической проработки и практической интерпретации, на ближайшие годы станут вопросы теории саморазвития личности, вопросы психологии субъективности, вопросы современного урока и т.п. Изменяются формы научно-методической работы. Значительная часть педагогического коллектива обладает высокой исследовательской культурой, поэтому ряд педагогов сможет работать по индивидуальному исследовательскому плану, объединяться в творческие группы для исследования одной проблемы в рамках педагогического клуба «Радуга». Проблематика и характер экспериментальной деятельности требуют от педагогов освоения позиции проектировщика своей профессиональной стратегии и тактики. Более значительными в творческом и практическом плане станут результаты научно-методической работы.

Помощь педагогу в самоназначении в позицию субъекта научно-методической работы, исследовательской деятельности будет связана с обучением самоанализу и самоописанию собственного эффективного опыта, концепции собственной деятельности, индивидуальной технологии.

Одной из важнейших уровневых характеристик целостной системы является ее связь с внешней средой. Становление педагогической системы нового уровня организации предполагает соответствующее изменение внешних связей.

Реализация воспитательного потенциала внешней среды может осуществляться следующими способами: дифференциации, интеграции, генерирования и декомпенсации.

Дифференциация среды предполагает ее изучение и диагностику для получения информации о ее структуре и тенденциях, которая позволит корректировать направление дальнейшего развития школы.

Интеграция воспитательных сил школы будет осуществляться по ряду направлений: установление содержательных связей с соседними школами, укрепление и расширение контактов с библиотекой, Центром эстетического воспитания, Дом творчества школьников

Генерирование связано с влиянием школы, ее духа, ее педагогов и воспитанников на окружающую среду. Мера и степень этого влияния, редко прямого, чаще опосредованного, могут быть увеличены за счет расширения общественно значимой деятельности школьников.

Декомпенсация влияния среды - самая сложно осуществимая функция школы, связанная с устранением, блокированием тех влияний, которые приобретают характер неизменной избыточности. Сегодня чрезвычайно сильны нравственно деформирующие влияния средств массовой информации, «желтой» прессы, улицы, с ее законами, и семьи, часто круглосуточно озабоченной лишь удовлетворением самых насущных физиологических потребностей, и не имеющей ни сил, ни времени на заботу о личности ребенка и др.

Путем создания культурного пространства школы декомпенсировать и корректировать деформирующее влияние среды, научить ребенка самостоятельно определять свое отношение к этим влияниям и им противостоять или учитывать их в своей деятельности. Специальная работа по декомпенсации среды будет также связана с работой социально-психологической службы, главной задачей которой декомпенсация факторов среды, препятствующих формированию здорового образа жизни, безопасного поведения, нормальному физическому и психическому развитию детей.

Обновление концептуальных оснований педагогического управления в школе соответственно отразится в совершенствовании организационной структуры управления. Предполагается, что на всех этапах развития эксперимента организационная структура будет достаточно гибкой, чтобы отражать и обеспечивать изменения в функциях и содержании как школы в целом, так и ее отдельных подсистем. Динамичность и эффективность организационной структуры управления будет обеспечена за счет увеличения самостоятельности субъектов управления при принятии решений; определенности разделения труда и ответственности; исключения или компенсации моментов, препятствующих нововведениям; коллективного решения проблем.

1.3. Модель «Школы личностного и профессионального самоопределения»

Возрастная специфика социокультурной адаптации Пед.предпосылки развития спос-ти к с/к самоопред-ю Задачи педагогического процесса Содержание обучения Содержание внеурочной деятельности Технологии педагогического процесса Ожидаемые результаты

1 2 3 4 5 6

Младший шк.возраст.

Нравственные оценки формируются на основе принятия готовых норм референтной группы, некритично; действия на основе узаконенных правил поведения, стыд при их нарушении.

Ведущая деятельность - учебная. Основные педагогические механизмы:

- научение;

-воздействие словом и примером;

- общение;

- чувственное познание мира и узнавание ценностей культуры;

- этические сопереживания. - сохранение и обеспечения здоровья ребенка;

- развитие его природных способностей, ума, нравственных и этических чувств, потребности в деятельности;

- обеспечение первоначального опыта общения с людьми, природой, искусством;

- введение в мир нравственной культуры, культуры поведения, культуры обрядов и традиций;

- первоначальное знакомство с миром профессий.

Интерпретация содержания обучения на основе личностно ориентированного подхода (предметный, технологический, субъективный, культурный компоненты)

Региональный компонент курсов “Чтение”, “Природоведение”, “Искусство”

Предметы школьного компонента: “Практическое самопознание”, “МХК” (2,3 кл.), “Уроки игры и творчества” (1-3) Социально-значимая трудовая деятельность.

Художественное творчество в связи с ценностями национальной культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Сюжетные игры.

самоуправление Технологии развивающего, опережающего, корректирующего обучения, личностно ориентированные технологии.

Дидактическая, имитационно-моделирующая игра. Создание игрового пространства.

Технология классных собраний нравственных дилемм.

Воспитание как воздействие словом и примером, пед.защита, психолого-педагогическая коррекция индивидуального развития Соответствие знаний учащихся уровню базовых стандартов

Интерес к модным (ярким) профессиям

Стремление увязывать с профессиями учебные предметы

Выбор кружков, секций, школьных студий…

Подростковый возраст:

интенсивное физическое и социальное созревание личности, создание предпосылок начала культурной идентификации, вхождения в мир национальной и общечеловеческой культуры; чувство взрослости, разрушение отношений зависимости, стремление к построению отношений партнерства, равенства.

Ведущая деятельность: социально-значимая деятельность (мл.подр) и интимно-личностное общение (ст.подр) - включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления;

-нравственно-мотивирован-

ные отношения;

-помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков;

-включение в культурное творчество -помощь в самоопределении в сфере общечеловеческих и национальных ценностей;

- помощь в самоопределении в сфере общения людей;

- помощь в освоении “нового” тела, физической и психологической полоидентификации;

- помощь в становлении новых, более независимых отношений в семье;

- помощь в осознании потребности в самосовершенствовании

Интерпретация содержания обучения на основе ЛОП (предметный, технологический, субъективный, культурный компоненты)

Региональный компонент курсов “Биология”, “География”,“История”,“Литература”, “Химия”, ”Искусство”

Предметы шк.компонента: “Практическое самопознание”(5-7), “Психология общения” (8,9),“МХК” (5-9), блок “Этнография речи и речевая культура” в курсе “Русский язык” (5,6) “История русского этикета” - кл.часы (5 кл.); “Народные праздники и семейные традиции в России” - кл.часы (6 кл.)

Вариативность, общественная направленность, культуроемкость любого вида деятельности.

Самоуправление.

Деятельность общения во всех формах.

Деятельность самопознания («Я иду себя искать»). Поле социальных проб.

Самореализация («Лестница успеха») Технологии ценностно-ориентационного характера (проблемное обучение, учебная дискуссия, дискурс, учебное исследование, имитационная игра и др.) Коммуникативно-лингвистические игры, нравственные дилеммы.

Создание коммуникативного пространства. Технология организации интимно-личностного общения, КТД, методика виртуальной субъективности.

Воспитание как поддержка, сопровождение психического развития ребенка Соответствие знаний учащихся уровню базовых стандартов Способность к решению проблемы «Куда пойти учиться после 9 класса?»

Конкретный интерес к профессиям

Проявление интереса к профессиональным учебным заведениям

Выбор факультативов, подготовительных курсов, спецкурсов

Интерес к собственной профпригодности

Старший шк. возраст:

Процессы духовно-нравственной автономизации, физическое и нравственное самосовершенствование, вхождение в жизнь общества, жизненное самоопределение; социально-психологическая адаптация.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная.

- теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук;

- диалог с культурой;

- Интеграция знаний в целостную картину мира;

- культурная рефлексия;

- саморегуляция;

- принятие решений в ситуации выбора;

- жизнетворчество;

- саморазвитие. -развитие рефлексивной культуры личности;

- создание условий для социального и профессионального самоопределения;

- - помощь в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Интерпретация содержания обучения на основе ЛОП

Рег.компонент курсов “Биология”, “География”, “Литература”, “Химия”, “История”.

Предметы шк.ком-та “ЭПСЖ”(10), “Психология человеч.эффективности” (11), “МХК”(10,11), “Искусство деловой речи” (10,11). “Экология”(10,11) Познавательная исследовательская деятельность.

Деятельность-забота о младших (любое содержание и вид деятельности).

Творческая деятельность (не только художественное творчество). Проектная д-ть.

Самоуправление. Самореализация («Марафон самореализации»), самостроительство («Автопоэзис») Технология рефлексивно-творческого обучения (на диалоговой, личностно-смысловой основе). Эвристическое обучение. Проблемные уроки-размышления. Учебное исследование. Технология КОД, технология договора.

Воспитание как сотрудничество, взаимодействие, сотворчество, “встреча” Соответствие знаний учащихся уровню базовых стандартов

Выбор профессии

Выбор учебного заведения

Выбор подготовительных курсов, спецкурсов, занятий в «Школе абитуриента»

Интерес к ценностносмысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни

1.4. Основная цель

Сформировать и апробировать в урочной практике и внеклассной работе учителей, педагогов дополнительного образования школы дидактическую систему, способную обеспечить личностное и профессиональное самоопределение выпускников в их образовательной деятельности.

1.5. Задачи

Стратегические:

1. Определить методологические и теоретические основания моделирования дидактической системы школы, ориентированной на личностное и профессиональное самоопределение учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки.

2. Смоделировать оптимальную дидактическую систему школы, ориентированную на развитие личностного и профессионального самоопределения выпускника школы.

3. Обеспечить мониторинговое сопровождение эксперимента

4. Апробировать имеющиеся в передовой педагогической теории и методике модели уроков, занятий, внеклассных мероприятий, ориентированных на личностное и профессиональное самоопределение учащихся в конкретной практике учителей школы.

5. Провести (по мере необходимости) корректировку системы уроков, занятий, внеклассных мероприятий и органично вписать их в общую структуру жизнедеятельности школы.

6. Описать результаты эксперимента и использовать их как в стратегии развития школы, так и в системе повышения квалификации педагогических кадров Псковской области.

Тактические:

1. Сформировать нормативно-правовое, организационно-методическое, информационно-просветительское обеспечение деятельности школы в инновационном режиме.

2. Усовершенствовать систему внутришкольного управления в рамках предпрофильного и профильного обучения.

3. Модернизировать структуру жизнедеятельности школы с большей ориентацией на школу личностного и профессионального самоопределения.

4. Повысить субъектные роли, позиции педагогов, детей и их родителей в эксперименте через участие в совместной творческой деятельности.

5. Обеспечить педагогический коллектив школьной моделью повышения квалификации педагогических кадров, позволяющей учителю на более высоком уровне включиться в экспериментальную деятельность.

1.6. Ожидаемые результаты

На уровне ученика начальной школы:

- выявление и развитие природных способностей ума, нравственных и этических чувств в процессе учебной, досуговой, общественной, трудовой деятельности;

- возможность «примерить к себе» в игровой форме профессии, на которые ориентирует школа на этапе «мягкой» профилизации;

- приобретение первоначального опыта общения с людьми, природой, искусством;

- приобретение первичных навыков сбережения своего здоровья;

- первичное знакомство с миром нравственной культуры; приобретение первичного опыта культуры поведения;

На уровне ученика среднего звена:

- овладение необходимыми навыками, актуальными для подросткового возраста, самоопределения в сфере общечеловеческих, национальных и индивидуальных ценностей;

- продолжение «примерки к себе» профессий, на которые ориентирует школа на этапе предпрофильной подготовки с позиции формирующейся ;- овладение необходимыми навыками, актуальными для подросткового возраста, оценки и самооценки своих действий и поступков;

- овладение навыками самоопределения в сфере общения с учителями, сверстниками, членами семьи, окружающими;

- овладение первичными навыками саморазвития и самосовершенствования в процессе учебной и других видов деятельности;

На уровне учащихся старшего школьного возраста:

- овладение навыками рефлексивной культуры в учебной, досуговой, трудовой, общественной, коммуникативной деятельности;

- относительная сформированность индивидуального стиля личности;

- личностная готовность к социальному и профессиональному самоопределению на этапе профильной подготовки выпускников школы.

На уровне педагога:

- компетентное использование в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий, обеспечивающих личностное и профессиональное самоопределение;

- готовность и способность квалифицированно обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения школьников в учебно-воспитательном процессе;

- готовность и способность обеспечивать психолого-педагогическую поддержку родителей учащихся школы, сотрудничать с ними по проблемам личностного и профессионального самоопределения учащихся школы;

- возможность обеспечения повышения квалификации по проблемам современного урока, ориентированного на личностное и профессиональное самоопределение, учителей города и южной зоны Псковской области.

На уровне образовательного учреждения:

- наличие творческой атмосферы;

- рост рейтинга образовательного учреждения в социуме;

- конкурентоспособность на рынке образовательных услуг;

- удовлетворенность учащихся и их родителей многообразием предпрофильных, профильных курсов, правом их свободного выбора; профессионализмом педагогического коллектива;

- функционирование творческой лаборатории повышения квалификации для учителей города Великие Луки и южных районов области области.

1.7. Критерии результативности педагогического процесса

КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДИКИ

1. Овладение разнообразными видами деятельности Стабилизация или рост качества учебной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. видов деятельности Объективные данные о количественных и качественных успехах (итоги четверти, года, ЕГЭ, олимпиады, конкурсы, НПК, участие в деловых играх, производственных практиках, общественной работе, благотворительной деятельности и др.).

2.Повышение эффективности социальной интеграции учащихся. А)уровень школьной тревожности;

Б)адекватность самооценки

В) социальная роль старшеклассника А) опросник «Школа тревожности» (Кондаша)

Б) «Самооценка» (Д.Рубинштейн)

В) анкета «Социальная роль старшеклассника»

4. Способность к самоопределению. Направленность выбора в социо-культурных ситуациях, способ самоопределения. “Неоконченное предложение”, “Акт добровольцев”, “День уроков по выбору”, “Час творчества” и др.

5.Критерий интеллектуального развития учащихся. Уровень интеллектуального развития Тест «Структура интеллекта» (Р.Амтхауэр)

5. Уровень воспитанности Общекультурная осведомленность. тесты на общекультурную осведомленность, методика диагностики уровня творческой активности , определение уровня воспитанности по методике Е.Н.Степанова

6. Профессиональное самоопределение Склонность и интересы, готовность к профессиональному выбору Карта интересов; «Готовность школьников к профессиональному выбору»(В.Б.Успенский), деловые игры, анализ поступления выпускников, деловые игры, посещение кружков, секций, элективных курсов, «Школы абитуриента» и др.

7. Состояние здоровья учеников и учителей Оценка состояния здоровья и отношения к здоровому образу жизни Выкопировка из медицинских карт, расчет и анализ антропометрических индексов, результаты диспансеризации, анкетирование, деловые игры, участие в спортивных секциях и клубах, школьных спортивных мероприятиях и др.

8. Статус школы Восприятие школы всеми участниками образовательного процесса

Место школы в образовательном пространстве города и области Коррелирующие между собой анкеты для участников образовательного процесса, анализ места школы в образовательном пространстве города и области

9. Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса. Рост психолого-педагогической компетентности педагогов; включение в опытническую и исследовательскую деятельность. Результаты аттестации, школьного конкурса педагогического мастерства, конкретные научно-методические разработки, результаты выставки дидактических материалов «Я иду на урок».

10.Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса Степень удовлетворенности «Удовлетворенность школьной жизнью» (А.А.Андреев)

11.Индивидуальные мониторинги Отслеживание проблем отдельного ученика, учителя, семьи, класса

Исследование какой либо проблемы Подбор методик исследования в зависимости от ситуации

1.8. Предполагаемый продукт

● усовершенствованная система внутришкольного управления в рамках предпрофильного и профильного обучения и внедрение информационной компоненты административного управления;

● дидактическая модель школы личностного и профессионального самоопределения;

● пакет локальных актов, регламентирующих деятельность школы личностного и профессионального самоопределения;

● модель внутришкольного повышения квалификации учителей школы;

● пакет документов мониторингового сопровождения качества учебно-воспитательного процесса школы личностного и профессионального самоопределения в условиях предпрофильного и профильного образования;

● методическое пособие по итогам эксперимента для учителей.

1.9. Предполагаемые риски и препятствия реализации Программы

К числу возможных рисков мы относим:

- Неприятие инноваций частью педагогического коллектива;

- Непонимание частью родителей учащихся целей и задач эксперимента, как следствие, повышение чувства тревоги за результат в изменившихся условиях педагогического процесса; игнорирование возможности знакомиться с опытом по проблеме эксперимента на региональном и российском уровнях.

- Недостаточная система работы с коллективом по профессиональному самовоспитанию и самообразованию;

- отсутствие научного сопровождения инновационной деятельности;

- Снижение комфортности самочувствия учащихся, связанное с затруднениями делать выбор и нести за него ответственность;

- Недостаточный уровень компетентности педагогов;

- Локальные ошибки исполнителей;

- Возможные перегрузки учащихся и педагогов;

- Недостаточное финансирование на этапе реализации;

- Снижение уровня поддержки социальными партнерами.

1.10. Компенсация негативных последствий рисков

• Включение в разработку изменений всех участников педагогического процесса и социальных партнеров, разъяснение целей и задач эксперимента.

• Оптимальная реализация деятельности психолого-педагогической валеолого-социальной поддержки всех участников педагогического процесса. Отлаженная система мониторинга.

• Изменение системы стимулирования педагогов.

• Создание условий для организации коллективной деятельности и доброжелательных отношений.

1.11. Структура компонентов управления Программой

Важнейшей функцией творческой группы является организация управления реализацией программы реализации и инновации. В этом процессе возможно выделить контекст управления программой и основные интегративные процессы. Контекст управления программой включает в себя следующие компоненты:

- Предметная область;

- Жизненный цикл;

- Участников;

- Организацию программы.

Основные интегративные процессы УП:

- Разработка плана реализации программы;

- Выполнение;

- Общий контроль изменений.

Общую схему управления изменениями можно представить в следующем виде:

1.12. Определение качества реализации идей экспериментальной Программы

Экспертизу эффективности программы возможно провести по двум группам критериев:

А) Личностные

КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДИКИ

1. Овладение разнообразными видами деятельности Стабилизация или рост качества учебной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. видов деятельности Объективные данные о количественных и качественных успехах (итоги четверти, года, ЕГЭ, олимпиады, конкурсы, НПК, участие в деловых играх, производственных практиках, общественной работе, благотворительной деятельности и др.).

2.Повышение эффективности социальной интеграции учащихся. А)уровень школьной тревожности;

Б)адекватность самооценки

В) социальная роль старшеклассника А) опросник «Школа тревожности» (Кондаша)

Б) «Самооценка» (Д.Рубинштейн)

В) анкета «Социальная роль старшеклассника»

4. Способность к самоопределению. Направленность выбора в социо-культурных ситуациях, способ самоопределения. “Неоконченное предложение”, “Акт добровольцев”, “День уроков по выбору”, “Час творчества” и др.

5.Критерий интеллектуального развития учащихся. Уровень интеллектуального развития Тест структура интеллекта (Р.Амтхауэр)

5. Уровень воспитанности Общекультурная осведомленность. тесты на общекультурную осведомленность, методика диагностики уровня творческой активности , определение уровня воспитанности по методике Е.Н.Степанова

6. Состояние здоровья учеников Оценка состояния здоровья и отношения к здоровому образу жизни Выкопировка из медицинских карт, результаты диспансеризации, анкетирование, деловые игры, участие в спортивных секциях и клубах, школьных спортивных мероприятиях и др.

Б) Профессиональные

1. Профессиональное самоопределение Склонность и интересы, готовность к профессиональному выбору Карта интересов; «Готовность школьников к профессиональному выбору»(В.Б.Успенский), деловые игры, анализ поступления выпускников, деловые игры, посещение кружков, секций, элективных курсов, «Школы абитуриета» и др.

Также в определение эффективности входят:

-Степень новизны идеи, её актуальности;

-Методическая разработка идеи;

-Возможности потенциальных участников освоения новшеств;

- Баланс интересов различных групп частников педагогического процесса по отношению к нововведению;

- Время, необходимое для освоения нововведений;

- Финансовые затраты и необходимое материально-техническое обеспечение;

- Организационные условия;

- Нормативно-правовая обеспеченность;

- Соответствие уровню развития педагогической науки и практики.

2.Реализация Программы

2. 1.Этапы реализации Программы

1 этап: апрель 2005 г. – апрель 2006 г.

Аналитико-диагностический

Задачи:

1. Обеспечить диагностику и проблемный анализ жизнедеятельности школы за последние три года, выявляющие уровень готовности к включению в экспериментальную деятельность с откорректированной тематикой:

1.1. качество управления, организации образовательного процесса;

1.2. качество УМК, обеспечивающего образовательный процесс;

1.3. уровень и качество профессиональной компетентности педагогического коллектива;

1.4. уровень удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности школы учащимися и их родителями;

1.5. характер и полнота внешних связей школы с социальными партнерами.

2. Обеспечить теоретическую и методическую подготовку администрации школы, непосредственных участников экспериментальной деятельности к моделированию инновационной дидактической системы школы.

3. Смоделировать модернизированную структурную организацию школы-лаборатории личностного и профессионального самоопределения.

4. Разработать систему критериев оценки динамики развития личностного и профессионального самоопределения.

2 этап: май 2006 г. – август 2008 г.

Проектировочный

Задачи:

1. Усовершенствовать систему внутришкольного управления в рамках предпрофильного и профильного обучения.

2. Наработать систему образовательных технологий, ориентированных на реализацию стратегических целей и задач школы личностного и профессионального самоопределения.

3. Содержательно наполнить структурные компоненты дидактической системы школы личностного и профессионального самоопределения.

4. Дополнить нормативно-правовую базу школы локальными актами, способными регламентировать полноценное функционирование школы личностного и профессионального самоопределения.

5. Пополнить и расширить материально-техническую базу, способную обеспечить полноценную работу школы личностного и профессионального самоопределения.

6. Смоделировать модель родительского всеобуча, ориентированного на общественную поддержку деятельности школы.

7. Разработать внутришкольную систему повышения квалификации педагогических кадров, включенных в экспериментальную деятельность.

3 этап: сентябрь 2008 – май 2009 г.

Пилотажный запуск дидактической модели личностного и профессионального самоопределения

Задачи:

1. Апробировать на практике усовершенствованную систему внутришкольного управления в рамках предпрофильного и профильного обучения..

2. Апробировать на практике модернизированную модель родительского всеобуча.

3. Апробировать на практике дидактическую модель школы личностного и профессионального самоопределения.

4. Апробировать на практике внутришкольную модель ПК педагогов-участников эксперимента.

4 этап: сентябрь 2009 – май 2010 г.

Практический

Задачи:

1. Откорректировать апробированные модели управления, родительского всеобуча, ПК педагогических кадров, дидактической системы школы.

2. Запустить в практику в полном объеме наработанные и откорректированные модели на уровне всех структурных подразделений школы личностного и профессионального самоопределения.

5 этап: май – декабрь 2010 г.

Аналитический

Задачи:

1. Проанализировать деятельность школы в инновационном режиме.

2. Оформить результаты работы школы в виде методического пособия для учителей.

3. Создать на базе школы творческую лабораторию для организации курсов повышения квалификации учителей города Великие Луки и южных районов Псковской области

Материалы, использованные при разработке программы реорганизации школы в школу-лабораторию личностного и профессионального самоопределения.

1. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. Книга для учителя. – СПб, 1993.

2. В.Г.Онушкин, Е.И.Огарев, Образование взрослых. Междисциплинарный словарь. СПб – Воронеж, 1995.

3. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна, - М., «Просвещение», 1989.

4. Грани педагогического мастерства. – Тула, 1995.

5. М.В.Кларин. Инновации в мировой педагогике. Москва – Рига, 1988.

6. Э.М.Никитин. Федеральная система повышения квалификации работников образования. Учебное пособие. – М., 1995.

7. Н.В.Кухарев, В.С. Решетько. Стимулирование педагогического творчества. Минск, 1987.

8. Школьные технологии №6, 1996.

9. Школьные технологии №1, 1997.

10. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М., «Народное образование», 1998.

11. Г.М.Коджаспирова. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

12. М.Т.Громкова. Педагогические основы образования взрослых. – М., 1993.

13. Л.М.Митина. Учитель как личность и профессионал. – М., «Дело», 1984.

14. М.И.Шилова. Изучение воспитанности школьников. – М., «Педагогика», 1982.

15. Джон Равен. Педагогическое тестирование. – М., 2001.

16. Е.И.Рогов. Учитель как объект психологического исследования. – М., Владос, 1998.

17. А.Л.Крупенин, И.М. Крохина. Эффективный учитель. «Феникс», 1995.

18. Н.С.Пряжников. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Московский психолого-социальный институт, 2002.

19. Т.А.Флоренская. Диалог в практической психологии. Владос, 2001.

20. А.Рухманов. Познать себя. М., 1981.

21. И.П.Подласый. Продуктивная педагогика. М., 2003.

Приложение 1.

Количество первоклассников

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

от общего числа первоклассников по городу.

Приложение 2.

Численность учащихся

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

2000 по 2004 год.

Приложение 3.

Соотношение классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

в 2005-2006 учебном году

Приложение 4.

Соотношение числа

отличников образования, учителей с первой и высшей категорией

по городу и школе.

Приложение 5.

Выбор профессий учащимися 9 классов

(2000 – 2005 учебный год)

Приложение 6.

Качество успеваемости

на итоговой аттестации выпускников за последние 2 года

Приложение 7.

Результаты проведения ЕГЭ

в 2004 и 2005 году

Приложение 8.

Число золотых и серебряных медалей.

Приложение 9.

Группы здоровья учащихся

Приложение 10.

Состояние здоровья выпускников

Приложение 11.

Библиотечный фонд

На 2005-2006 учебный год

Художественная литература 23693 экз.

Научно-популярная 5668 экз.

Научно-методическая 1875 экз.

Учебники 30972 (92%)

Количество периодических изданий 15

Приложение 12.

С В Е Д Е Н И Я

о поступлении выпускников школы

в ВУЗы и техникумы

Год Окончили 11 классов Процент поступления в ВУЗы (%)

Школа/город Процент обучения в электротехническом колледже (%)

Школа/город

2001/2002 уч.год 56 59 / 66 31 /22

2002/2003 уч.год 47 51 / 65 44 /21

2003/2004 уч.год 53 51 / 65 42 /21

2004/2005 уч.год 47 64 /65 32 /22

Приложение 13.

Учебный план

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

На 2005-2006 учебный год

Приложение 14.

План по реализации мероприятий каждого этапа

Программы реорганизации школы в школу-лабораторию личностного и профессионального самоопределения

1. Аналитико-диагностический этап

1.1. Сформировать пакет диагностик, позволяющих выявить уровень и качество всех аспектов жизнедеятельности школы.

Сроки исполнения: сентябрь 2006 г.

Отв.: психологи, социальный педагог, зам. директора (Михайлова С.А., Душина И.А., Соловьева О.В., Комарова Ю.В., Солодкова Н.Н.)

Форма контроля: экспертиза научного руководителя; утверждение на заседании состава творческого клуба учителей «Радуга»

1.2. Провести производственную учебу руководителей структурных подразделений школы «Методика организации и проведения диагностики и анализа образовательного процесса школы».

Сроки исполнения: декабрь 2006 г.

Отв.: психологи, социальный педагог, заместители директора (Михайлова С.А., Душина И.А., Соловьева О.В., Комарова Ю.В., Солодкова Н.Н., Полугарова Л.А.)

Результат: алгоритмы работы с диагностиками, алгоритмы анализа

1.3. Провести диагностику всех субъектов образовательного процесса, качество УМК и характер психологического микроклимата в школе.

Сроки исполнения: февраль - март 2007 г.

Отв.: психологи, социальный педагог, заместители директора (Михайлова С.А., Душина И.А., Соловьева О.В., Комарова Ю.В., Солодкова Н.Н., Полугарова Л.А.)

Результат: диагностические справки

1.4. Провести деловую игру «Коллективный анализ качества образовательного процесса школы. Какой быть дидактической системе школы в условиях эксперимента?».

Сроки исполнения: апрель 2007 г.

Отв.: администрация школы

Результат: протоколы творческих команд деловой игры. Их аналитическая обработка. Коллективный проект дидактической модели школы личностного и профессионального самоопределения в условиях предпрофильного и профильного обучения.

1.5. Разработать систему внутришкольного повышения квалификации педагогического коллектива в условиях эксперимента.

Сроки исполнения: май 2006 г.

Отв.: Т.А.Соколова

1.6. Обеспечить дистанционную консалтинговую поддержку администрации школы по актуальным проблемам экспериментальной деятельности школы.

Сроки исполнения: еженедельная связь по электронной почте.

Отв.: Т.А.Соколова

1.7. Провести коллективную творческую игру с участием детей и их родителей «Какой я вижу свою школу в ближайшем будущем…»

Сроки исполнения: март- апрель 2007 г.

Отв.: администрация школы

Результат: протоколы игры, их аналитическая обработка

1.8. Проанализировать и утвердить мониторинговый пакет, способный обеспечить слежение за динамикой развития школы-лаборатории и ее субъектов.

Сроки исполнения: апрель 2007 г.

Отв.: психологи, социальный педагог, зам.директора, Т.А.Соколова

Результат: набор тестов, анкет, опросников, алгоритмов, необходимых для отслеживания качества образовательного процесса.

1.9. Провести заседание педагогического Совета по теме «Итоги аналитико-диагностического этапа. Перспективы работы в эксперименте».

Сроки исполнения: август 2007 г.

Отв.: администрация школы

Результат: пакет материалов, наработанных на первом этапе эксперимента; решение педагогического Совета.

2. Проектировочный этап

2.1. Разработать и защитить на заседании творческого клуба «Радуга» локальные акты, регулирующие деятельность школы в инновационом режиме.

Сроки исполнения: октябрь 2006 г.

Отв.: зам.директора

Результат: локальные акты, публикация в российском профессиональном журнале «Директор школы»

2.2. Учителям, включенным в группу исследователей, разработать систему пробных уроков по конкретной теме с использованием проблемно-диалогового метода, с использованием артпедагогических технологий и др. технологических приемов, обеспечивающих личностное и профессиональное самоопределение.

Сроки исполнения: сентябрь 2006 – май 2007 г.

Отв.: зам.директора, руководители кафедр

Результат: сценарные разработки уроков с методическими комментариями.

2.3. Разработать дидактические материалы для экспериментальных уроков.

Сроки исполнения: сентябрь 2006 – май 2007 г.

Отв.: зам.директора, руководители кафедр

Результат: карточки, дискеты, компьютерные программы и др., необходимые для инновационных уроков

2.4. Модернизировать работу родительского всеобуча (содержание, формы, методы); сориентировать ее на главную идею эксперимента.

Сроки исполнения: сентябрь 2006 г.

Отв.: директор, зам.директора по ВР, соц.педагог

Результат: обновленный план работы родительского всеобуча, сценарии, конспекты мероприятий, предусмотренных для родителей.

2.5. Реализация внутришкольной системы ПК в полном объеме по отдельно составленному графику работы.

Сроки исполнения: с сентября 2006 г.

Отв.: С.Е. Соо, Т.А.Соколова

2.6. Разработать внутришкольные (локальные) нормативно-правовые документы, регламентирующие работу профессионального творческого клуба «Радуга» в условиях эксперимента; обновить функционал участников экспериментальной работы: их права, обязанности и др.

Сроки исполнения: январь-май 2006 г.

Отв.: администрация

Результат: обновленный и пополненный пакет локальных документов.

2.7. Оборудовать информационно-методический Центр, способный обеспечить процесс повышения квалификации педагогов школы и учителей других школ города и области.

Сроки исполнения: с август 2006 г.

Отв.: зам.директора по МР, руководитель творческой лаборатории, зав.кафедрами

2.8. Провести фестиваль коллективного творчества учителей, учащихся и их родителей по итогам работы школы на втором этапе эксперимента.

Сроки исполнения: ежегодно, апрель

Отв.: зам.директора по МР, руководитель творческой лаборатории, зав.кафедрами

Результат: методические разработки уроков, занятий, воспитательных мероприятий, дидактические материалы, наглядные пособия и др.

3. Пилотажный запуск инновационной дидактической модели школы-лаборатории

3.1. Провести входные диагностические замеры всех инновационных моделей перед их пилотажным запуском: модель управления, дидактическая модель, модель ПК педагогических кадров, модель родительского всеобуча.

Сроки исполнения: 2008 год

Отв.: администрация

Результат: аналитические справки по итогам диагностических срезов.

3.2. Проведение открытых, показательных уроков, воспитательных мероприятий по наработанным моделям на проектировочном этапе с последующим их анализом и экспертизой.

Сроки исполнения: 2008 год

Отв.: администрация

Результат: аналитические справки, разработки уроков, мероприятий, занятий и др.

3.3. Проведение открытых занятий в школе родительского всеобуча с последующим анализом и экспертизой.

Сроки исполнения: 2008 год

Отв.: администрация

Результат: аналитические справки, разработки мероприятий. Сценарии.

3.4. Проведение открытых занятий в системе ПК учителей школы с последующим анализом.

Сроки исполнения: 2008 год

Отв.: администрация

Результат: конспекты лекций


Архив
наши успехи
    Поздравляем Бахтову Ирину (7в класс) - Победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».

    Поздравляем Бахтову Ирину (7в класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»

    Поздравляем Бостенкову Арину (11 А класс) Победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

    Поздравляем Петрову Александру (11 Б класс) Победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    Поздравляем Иванову Ульяну (10 А класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    Поздравляем Болотникову Арину (8 Э класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.

    Поздравляем Лазареву Дину (11 Б класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.