НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «УРОК 21 ВЕКА»Актуальность заявленной темы проекта:
На современном этапе развития региональной системы образования Администрацией Псковской области, Главным Управлением образования, Псковским Государственным педаго-гическим университетом, Псковским областным институтом повышения квалификации работ-ников образования, ведущими педагогическими коллективами образовательных учреждений области проделана большая работа по созданию условий, оптимизирующих процесс образова-ния, ориентированный на личностное и профессиональное самоопределение выпускников школ. Это выразилось в создании системы предпрофильных, профильных и элективных курсов, включенных в общие учебные планы школ. Это нашло свое отражение в участии Псковской области в общероссийском эксперименте по внедрению в образовательную практику ЕГЭ.
Много сделано для творческого становления личности в условиях школьной системы дополнительного образования, получившей свое развитие в деятельности целого ряда факуль-тативов, любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий, которые во второй половине учебного дня посещают более 4 тысяч учащихся сельских и городских школ Псков-ской области. Выпускники школы в основной своей массе из года в год успешно поступают в высшие учебные заведения города, области и страны.
Большинство родителей удовлетворено положением дел в региональной системе образо-вания в целом и в той конкретной школе, где учится их ребенок, в частности.
В то же время диагностика промежуточных результатов экспериментальной деятельно-сти по введению курсов предпрофильной, профильной подготовки учащихся ряда образова-тельных учреждений Псковской области в базисный план, участие ряда школ области в ЕГЭ обнаружила целый ряд проблем, требующих своего разрешения.
Как показал анализ, основная масса проблем лежит в плоскости «качество и результа-тивность урока как главного феномена школьной жизни».
Доказательство тому следующие показатели:
● неполное несоответствие результатов выпускных экзаменов и ЕГЭ статусу образова-тельных учреждений области (гимназий, лицеев и др.);
● отсутствие лидирующих призовых мест в российских конкурсах профессионального мастерства педагогов за последние годы;
● недостаточно высокая оценка качества и результативности уроков отдельных педаго-гов школ области проверяющими и экспертами;
● падение урочной дисциплины у ряда педагогов школ области как следствие низкой эффективности учебно-воспитательного процесса и др.
Данные показатели – следствие наличия следующих проблем:
методологического порядка:
нарушение системного подхода к уроку:
- слабая представленность в уроке единства обучения, воспитания, развития;
- содержание урока не включает в себя в системном объеме аксиологический, когни-тивный, деятельностно-творческий и личностный компоненты, что затрудняет пере-вод знаний в умения, навыки и убеждения;
- недостаточная преемственность в подходе к уроку как дидактическому феномену ме-жду начальной школой и средним звеном;
- низкая рефлексивная культура учителя;
- урок не всегда несет в себе истинные достижения культуры в пределах изучаемого предмета в силу слабой теоретической и культурологической подготовки учителя;
- учитель не всегда способен сделать содержание урока личностно и жизненно важным для ученика; актуальным, востребованным.
проблем, лежащих в сфере структуры урока:
- бедность и стереотипность набора форм, методов организации и реализации этапов урока:
- оргмомента;
- проверки домашнего задания;
- работы с новым материалом;
- закрепления нового;
- опроса и др.
проблем коммуникативной культуры учителя:
- неумение правильно выстроить межличностные отношения с учащимися на интеллек-туальном, нравственном, эстетическом, эмоциональном уровне;
- ограниченный набор коммуникативных ролей, позиций, «масок» в канве урока;
- урок не берет во внимание духовный мир ребенка и его развитие, т.к. учитель «за-крыт» для ученика со своим духовным опытом;
проблем технологической компетентности учителя:
- нежелание, неготовность и неспособность ряда учителей использовать в урочной практике эффективные современные образовательные технологии, ориентированные на организацию активной мыслительной деятельности ученика; на интериоризацию знаний;
- неумение использовать методы и технологии, обеспечивающие самопознание, само-определение, самореализацию ученика в ходе урока.
проблем административного порядка:
- несовершенство мониторингового аппарата, несоответствие его концептуальным под-ходам к уроку на уровне образовательного учреждения;
- диагностико-мониторинговый аппарат не является средством управления профессио-нальным развитием учителя;
- недостаточная работа администрации школы по обмену продуктивным опытом рабо-ты учителей школы с другими образовательными учреждениями города и области.
Все эти проблемы имеют место в педагогической практике по причине недостаточной школьных, районных и городских методических служб над вопросами современной теории и практики урока.
Наличие этих проблем в педагогической практике учителей делает актуальным вопрос серьезного изучения, осмысления теории современного урока, практического ее применения в условиях модернизации и оптимизации региональной системы образования.
Несмотря на большое количество монографий, теоретических статей, методических и практических публикаций, посвященных проблемам урока, учитель-практик мало приобщен к этой информации, недостаточно с ней работает, не всегда глубоко осмысливает, недостаточно эффективно применяет ее в своей практике, что выливается в отсутствие мотивации к учебно-познавательной деятельности у учащихся 5-9 классов; низкое качество знаний, умений и навы-ков выпускников образовательных учреждений (10-11 классы).
Проведенный анализ доказывает актуальность темы проекта «Урок 21 века».
ОБЪЕКТОМ проектной деятельности явилась профессиональная компетентность учи-теля в практике урочной деятельности с учащимися 5-11 классов.
ПРЕДМЕТОМ проектной деятельности явились механизмы овладения теорией совре-менного урока учителем, механизмы формирования методологической, дидактической, комму-никативной культуры учителя в урочной деятельности, ориентированной на мотивацию уча-щихся 5-9 классов к учебно-познавательной деятельности; на личностное и профессиональное самоопределение выпускников школы (10-11 классы).
ЦЕЛЬ проектной деятельности: адаптировать наработанные российскими и зарубежны-ми ведущими учеными-дидактами теоретические психолого-педагогические труды по пробле-мам урока к педагогической практике учителя в условиях модернизации и оптимизации систе-мы образования Псковской области. Помочь учителям в практическом разрешении актуальных проблем современного урока, ориентированного на мотивацию к учебно-познавательной дея-тельности учащихся 5-9 классов; на личностное и профессиональное самоопределение выпуск-ников образовательных учреждений (10-11 классы).
Исходя из цели проектной деятельности, были поставлены следующие задачи (для ор-ганизаторов и руководителей проекта):
1. Создать в системе повышения квалификации условия для творческих учителей по ос-воению ими теоретического, методического, практического материала по вопросам современ-ного урока, ориентированного на мотивацию к учебно-познавательной деятельности учащихся 5-9 классов; на личностное и профессиональное самоопределение выпускников (10-11 классов).
2. Силами творческой группы участников проекта сформировать систему частных обще-дидактических моделей современного урока, ориентированного на личностное и профессио-нальное самоопределение.
3. Разработать систему психолого-педагогического мониторинга, позволяющего выявить качество, результативность и продуктивность в практике теоретических моделей урока.
4. Выявить организационно-управленческие, психолого-педагогические условия оптими-зации современного урока.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений области по итогам проектной деятельности.
Задачи проекта (для творческих учителей):
1. Вооружить учителей необходимыми современными теоретическими знаниями по про-блемам урока;
2. Дать учителям возможность в условиях лабораторных занятий личностно осмыслить теоретические основы урока и соотнести их с современными образовательными технологиями, используемыми продуктивными педагогами;
3. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку учителей в процессе их творческой разработки и реализации моделей современного урока и его компонентов;
4. Вывести творческую группу педагогов на новое качество проведения урока и его резуль-татов.
В ходе подготовки проекта была сформулирована его главная ИДЕЯ:
Качество, продуктивность урока оптимизируется, если развитие профессиональной ком-петентности учителя по актуальным проблемам современного урока осуществляется в следую-щей логике:
- процесс ПК начинается с выявления и формулирования проблем урока учителем под руководством специалистов;
- на следующем этапе происходит осмысление теоретического материала, проясняющего выявленные проблемы;
- осмысленный теоретический материал соотносится с лабораторными наблюдениями за процессом практического разрешения мастерами-практиками выявленных проблем в их урочной деятельности;
- участники проекта конструируют пробные модели урока или его структурные компо-ненты, фрагменты с опорой на полученные теоретические знания и лабораторные на-блюдения;
- участники проекта апробируют творческие модели урока в своей практике;
- по итогам апробации творческих моделей урока организуется первичная рефлексия при методической поддержке специалистов системы ПК; при необходимости обеспечивает-ся коррекция моделей;
- при положительных результатах психолого-педагогического мониторинга – введение в повседневную практику урочной деятельности наработанных моделей.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ проектной деятельности являются принципы объективности, системного изучения проблем современного урока в их развитии и взаимной связи; опоры на исторический, зарубежный и современный российский опыт модели-рования и реализации в педагогической практике продуктивного урока:
- работы, раскрывающие сущность дидактических систем и место урока в них (Ю.А.Конаржевский, Ч. Куписевич, В.С.Леднев, Б.Т.Лихачев, В.Оконь, Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Л.В.Занков, Г.М.Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров, М.Н.Скаткин, И.П.Подласый, И.Ф.Харламов, Б.С.Гершунский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, Д.О.Лордкипанидзе, Н.А.Сорокин, В.В.Давыдов, В.К.Дьяченко, В.А.Крутецкий, П.И.Пидкасистый, В.В.Краевский, И.И.Логвинов, О.С.Гребенюк, М.И.Рожков и др.);
- труды, определяющие значимость образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и развитии мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся среднего звена и личностного и профессионального самоопределения выпуск-ника школы (В.П.Беспалько, Г.В.Брагина, В.С.Грехнев, А.П.Ершов, В.И.Журавлев, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, Л.М.Митина, В.Ю.Питюков, В.В.Гузеев, Е.А.Михайлычев, Д.В.Чернилевский, В.Ляудис, В.А.Онищук, И.М.Чередов, Н.М.Яковлев, А.М.Сохор, Е.И.Машбиц, К.В.Бардин, Н.А.Березович, А.П. Сманцер, Р.И.Водейко, И.И.Колбаско, А.В.Усова, А.А.Боборов, Г.К.Селевко и др.);
- исследования, разрабатывающие основы критериев обученности и обучаемости школьников, уровня развития личностного и профессионального самоопределения в урочной деятельности (Ю.А.Конаржевский, Н.С.Пряжников, Н.Е.Щуркова,Л.А.Николенко, А.В.Батаршев, Н.И.Непомнящая, О.П.Елисеев, В.Н.Дружинин, М.В.Крулехт, И.В.Тельнюк, А.Анастази, А.Г.Асмолов, А.Г.Ковалев, Я.А.Коломинский, Е.С.Кузьмин, Н.С.Лейтес, Л.Т.Ямпольский, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Е.И.Рогов, Я.Стреляу, В.М.Теплов, Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, В.А.Ядов, Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, Г.Ю.Ксендзова и др.);
- публикации об опыте работы школ России, Зарубежья, Псковской области по во-просам использования продуктивных образовательных технологий, ориентированных на мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся среднего звена и на личност-ное и профессиональное самоопределение выпускников школы (материалы журналов «Пе-дагогика», «Дидактика», «Учитель», «Народное образование», «Практический журнал для ад-министрации школы и учителей», «Завуч», «Методист», предметные научно-методические журналы, Интернет-сообщения и публикации и др.)
В соответствии с поставленными задачами предполагается использовать следующие ме-тоды исследования главной проблемы проекта:
1. Анализ научной литературы, периодических изданий, продуктов творческой деятельно-сти учителей, организаторов повышения квалификации по проблемам современного урока.
2. Моделирование альтернативных вариантов личностно-деятельностного урока в услови-ях реализации идей дидактической преемственности между начальной школой и учащимися среднего звена; предпрофильной и профильной подготовки учащихся в образовательном про-цессе.
3. Проектирование системы психолого-педагогического мониторинга, выявляющего про-дуктивность, результативность и качество урока.
4. Социологические методы (опросы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение).
5. Обобщение продуктивного опыта педагогических коллективов школ и творческих учителей по проблемам современного урока в условиях модернизации системы образования.
БАЗОЙ проектной работы являются общеобразовательные школы №2, №3, № 9, №11, №16, №17, №23, №24 г. Пскова, № 2 г. Великие Луки, школа-гимназия Опочецкого района, Пе-реслегинская гимназия Великолукского района, Опухликовская средняя школа Невельского района.
Творческая работа в проекте будет проводиться группой специалистов ПОИПКРО, мето-дическими службами Управления образования г. Пскова и Великие Луки, Опочецкого, Велико-лукского, Невельского районов, администрацией школ, обозначенных в качестве базовых пло-щадок, творческими учителями этих школ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ состоит в том, что разработанные творческой группой ученых, методистов, руководителей образовательных учреждений и учителей-практиков модели уроков и образовательных технологий, их монито-ринговое сопровождение могут быть использованы в системе повышения квалификации педа-гогических кадров, а также в практике работы учителей школ области и других регионов Рос-сии.
Ожидаемые результаты:
На уровне ученика
- успешная самореализация и самоактуализация в учебной деятельности;
- овладение продуктивными способами умственной деятельности;
- более результативное усвоение материала школьной программы;
- рост мотивации на учебно-познавательную деятельность;
- рост профессионального авторитета учителя в глазах ученика;
- оптимальная сориентированность на выбор дальнейшего жизненного пути по оконча-нии школы.
На уровне педагога
- повышение профессиональной компетентности в проблеме «современный урок»;
- творческая самореализация в урочной профессиональной деятельности.
На уровне родителей учащихся школы
- удовлетворенность качеством образовательного процесса, в который включен ребенок;
- рост авторитета школы и педагогического коллектива как сообщества профессионалов.
На уровне учреждения
- рост творческой атмосферы;
- сформированность творческой группы педагогов-лидеров, определяющих успешный ход инновационных процессов в школе;
- рост рейтинга учреждения в социуме.
Предполагаемый продукт:
Методическая брошюра «Урок 21 века».
Программа элективного курса «Учись учиться» для учащихся 9-11 классов с методическим сопровождением.
Система проблемных курсов и семинаров ПК для разных категорий учителей области по проблемам современного урока.
Возможные риски по реализации идей опытной деятельности
- Трудность формирования мотивации к инновационной деятельности педагога;
- Сложность формирования психологической готовности значительной части педагогов к отказу от привычных штампов и стереотипов в урочной деятельности;
- Сложность вовлечения творческих учителей в опытную деятельность по причине зна-чительных профессиональных нагрузок и др.
Формы подведения итогов:
- совещания при начальнике Управления образования
- заседания Ученого Совета;
- педагогические чтения;
- научно-практическая конференция;
- выпуск методической брошюры
- аналитические справки др.