182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №2»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ /  
17 ноября 2005

ПРОЕКТ «УРОК 21 ВЕКА»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «УРОК 21 ВЕКА»

Актуальность заявленной темы проекта:

На современном этапе развития региональной системы образования Администрацией Псковской области, Главным Управлением образования, Псковским Государственным педаго-гическим университетом, Псковским областным институтом повышения квалификации работ-ников образования, ведущими педагогическими коллективами образовательных учреждений области проделана большая работа по созданию условий, оптимизирующих процесс образова-ния, ориентированный на личностное и профессиональное самоопределение выпускников школ. Это выразилось в создании системы предпрофильных, профильных и элективных курсов, включенных в общие учебные планы школ. Это нашло свое отражение в участии Псковской области в общероссийском эксперименте по внедрению в образовательную практику ЕГЭ.

Много сделано для творческого становления личности в условиях школьной системы дополнительного образования, получившей свое развитие в деятельности целого ряда факуль-тативов, любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий, которые во второй половине учебного дня посещают более 4 тысяч учащихся сельских и городских школ Псков-ской области. Выпускники школы в основной своей массе из года в год успешно поступают в высшие учебные заведения города, области и страны.

Большинство родителей удовлетворено положением дел в региональной системе образо-вания в целом и в той конкретной школе, где учится их ребенок, в частности.

В то же время диагностика промежуточных результатов экспериментальной деятельно-сти по введению курсов предпрофильной, профильной подготовки учащихся ряда образова-тельных учреждений Псковской области в базисный план, участие ряда школ области в ЕГЭ обнаружила целый ряд проблем, требующих своего разрешения.

Как показал анализ, основная масса проблем лежит в плоскости «качество и результа-тивность урока как главного феномена школьной жизни».

Доказательство тому следующие показатели:

● неполное несоответствие результатов выпускных экзаменов и ЕГЭ статусу образова-тельных учреждений области (гимназий, лицеев и др.);

● отсутствие лидирующих призовых мест в российских конкурсах профессионального мастерства педагогов за последние годы;

● недостаточно высокая оценка качества и результативности уроков отдельных педаго-гов школ области проверяющими и экспертами;

● падение урочной дисциплины у ряда педагогов школ области как следствие низкой эффективности учебно-воспитательного процесса и др.

Данные показатели – следствие наличия следующих проблем:

методологического порядка:

нарушение системного подхода к уроку:

- слабая представленность в уроке единства обучения, воспитания, развития;

- содержание урока не включает в себя в системном объеме аксиологический, когни-тивный, деятельностно-творческий и личностный компоненты, что затрудняет пере-вод знаний в умения, навыки и убеждения;

- недостаточная преемственность в подходе к уроку как дидактическому феномену ме-жду начальной школой и средним звеном;

- низкая рефлексивная культура учителя;

- урок не всегда несет в себе истинные достижения культуры в пределах изучаемого предмета в силу слабой теоретической и культурологической подготовки учителя;

- учитель не всегда способен сделать содержание урока личностно и жизненно важным для ученика; актуальным, востребованным.

проблем, лежащих в сфере структуры урока:

- бедность и стереотипность набора форм, методов организации и реализации этапов урока:

- оргмомента;

- проверки домашнего задания;

- работы с новым материалом;

- закрепления нового;

- опроса и др.

проблем коммуникативной культуры учителя:

- неумение правильно выстроить межличностные отношения с учащимися на интеллек-туальном, нравственном, эстетическом, эмоциональном уровне;

- ограниченный набор коммуникативных ролей, позиций, «масок» в канве урока;

- урок не берет во внимание духовный мир ребенка и его развитие, т.к. учитель «за-крыт» для ученика со своим духовным опытом;

проблем технологической компетентности учителя:

- нежелание, неготовность и неспособность ряда учителей использовать в урочной практике эффективные современные образовательные технологии, ориентированные на организацию активной мыслительной деятельности ученика; на интериоризацию знаний;

- неумение использовать методы и технологии, обеспечивающие самопознание, само-определение, самореализацию ученика в ходе урока.

проблем административного порядка:

- несовершенство мониторингового аппарата, несоответствие его концептуальным под-ходам к уроку на уровне образовательного учреждения;

- диагностико-мониторинговый аппарат не является средством управления профессио-нальным развитием учителя;

- недостаточная работа администрации школы по обмену продуктивным опытом рабо-ты учителей школы с другими образовательными учреждениями города и области.

Все эти проблемы имеют место в педагогической практике по причине недостаточной школьных, районных и городских методических служб над вопросами современной теории и практики урока.

Наличие этих проблем в педагогической практике учителей делает актуальным вопрос серьезного изучения, осмысления теории современного урока, практического ее применения в условиях модернизации и оптимизации региональной системы образования.

Несмотря на большое количество монографий, теоретических статей, методических и практических публикаций, посвященных проблемам урока, учитель-практик мало приобщен к этой информации, недостаточно с ней работает, не всегда глубоко осмысливает, недостаточно эффективно применяет ее в своей практике, что выливается в отсутствие мотивации к учебно-познавательной деятельности у учащихся 5-9 классов; низкое качество знаний, умений и навы-ков выпускников образовательных учреждений (10-11 классы).

Проведенный анализ доказывает актуальность темы проекта «Урок 21 века».

ОБЪЕКТОМ проектной деятельности явилась профессиональная компетентность учи-теля в практике урочной деятельности с учащимися 5-11 классов.

ПРЕДМЕТОМ проектной деятельности явились механизмы овладения теорией совре-менного урока учителем, механизмы формирования методологической, дидактической, комму-никативной культуры учителя в урочной деятельности, ориентированной на мотивацию уча-щихся 5-9 классов к учебно-познавательной деятельности; на личностное и профессиональное самоопределение выпускников школы (10-11 классы).

ЦЕЛЬ проектной деятельности: адаптировать наработанные российскими и зарубежны-ми ведущими учеными-дидактами теоретические психолого-педагогические труды по пробле-мам урока к педагогической практике учителя в условиях модернизации и оптимизации систе-мы образования Псковской области. Помочь учителям в практическом разрешении актуальных проблем современного урока, ориентированного на мотивацию к учебно-познавательной дея-тельности учащихся 5-9 классов; на личностное и профессиональное самоопределение выпуск-ников образовательных учреждений (10-11 классы).

Исходя из цели проектной деятельности, были поставлены следующие задачи (для ор-ганизаторов и руководителей проекта):

1. Создать в системе повышения квалификации условия для творческих учителей по ос-воению ими теоретического, методического, практического материала по вопросам современ-ного урока, ориентированного на мотивацию к учебно-познавательной деятельности учащихся 5-9 классов; на личностное и профессиональное самоопределение выпускников (10-11 классов).

2. Силами творческой группы участников проекта сформировать систему частных обще-дидактических моделей современного урока, ориентированного на личностное и профессио-нальное самоопределение.

3. Разработать систему психолого-педагогического мониторинга, позволяющего выявить качество, результативность и продуктивность в практике теоретических моделей урока.

4. Выявить организационно-управленческие, психолого-педагогические условия оптими-зации современного урока.

5. Разработать методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений области по итогам проектной деятельности.

Задачи проекта (для творческих учителей):

1. Вооружить учителей необходимыми современными теоретическими знаниями по про-блемам урока;

2. Дать учителям возможность в условиях лабораторных занятий личностно осмыслить теоретические основы урока и соотнести их с современными образовательными технологиями, используемыми продуктивными педагогами;

3. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку учителей в процессе их творческой разработки и реализации моделей современного урока и его компонентов;

4. Вывести творческую группу педагогов на новое качество проведения урока и его резуль-татов.

В ходе подготовки проекта была сформулирована его главная ИДЕЯ:

Качество, продуктивность урока оптимизируется, если развитие профессиональной ком-петентности учителя по актуальным проблемам современного урока осуществляется в следую-щей логике:

- процесс ПК начинается с выявления и формулирования проблем урока учителем под руководством специалистов;

- на следующем этапе происходит осмысление теоретического материала, проясняющего выявленные проблемы;

- осмысленный теоретический материал соотносится с лабораторными наблюдениями за процессом практического разрешения мастерами-практиками выявленных проблем в их урочной деятельности;

- участники проекта конструируют пробные модели урока или его структурные компо-ненты, фрагменты с опорой на полученные теоретические знания и лабораторные на-блюдения;

- участники проекта апробируют творческие модели урока в своей практике;

- по итогам апробации творческих моделей урока организуется первичная рефлексия при методической поддержке специалистов системы ПК; при необходимости обеспечивает-ся коррекция моделей;

- при положительных результатах психолого-педагогического мониторинга – введение в повседневную практику урочной деятельности наработанных моделей.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ проектной деятельности являются принципы объективности, системного изучения проблем современного урока в их развитии и взаимной связи; опоры на исторический, зарубежный и современный российский опыт модели-рования и реализации в педагогической практике продуктивного урока:

- работы, раскрывающие сущность дидактических систем и место урока в них (Ю.А.Конаржевский, Ч. Куписевич, В.С.Леднев, Б.Т.Лихачев, В.Оконь, Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Л.В.Занков, Г.М.Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров, М.Н.Скаткин, И.П.Подласый, И.Ф.Харламов, Б.С.Гершунский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, Д.О.Лордкипанидзе, Н.А.Сорокин, В.В.Давыдов, В.К.Дьяченко, В.А.Крутецкий, П.И.Пидкасистый, В.В.Краевский, И.И.Логвинов, О.С.Гребенюк, М.И.Рожков и др.);

- труды, определяющие значимость образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и развитии мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся среднего звена и личностного и профессионального самоопределения выпуск-ника школы (В.П.Беспалько, Г.В.Брагина, В.С.Грехнев, А.П.Ершов, В.И.Журавлев, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, Л.М.Митина, В.Ю.Питюков, В.В.Гузеев, Е.А.Михайлычев, Д.В.Чернилевский, В.Ляудис, В.А.Онищук, И.М.Чередов, Н.М.Яковлев, А.М.Сохор, Е.И.Машбиц, К.В.Бардин, Н.А.Березович, А.П. Сманцер, Р.И.Водейко, И.И.Колбаско, А.В.Усова, А.А.Боборов, Г.К.Селевко и др.);

- исследования, разрабатывающие основы критериев обученности и обучаемости школьников, уровня развития личностного и профессионального самоопределения в урочной деятельности (Ю.А.Конаржевский, Н.С.Пряжников, Н.Е.Щуркова,Л.А.Николенко, А.В.Батаршев, Н.И.Непомнящая, О.П.Елисеев, В.Н.Дружинин, М.В.Крулехт, И.В.Тельнюк, А.Анастази, А.Г.Асмолов, А.Г.Ковалев, Я.А.Коломинский, Е.С.Кузьмин, Н.С.Лейтес, Л.Т.Ямпольский, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Е.И.Рогов, Я.Стреляу, В.М.Теплов, Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, В.А.Ядов, Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, Г.Ю.Ксендзова и др.);

- публикации об опыте работы школ России, Зарубежья, Псковской области по во-просам использования продуктивных образовательных технологий, ориентированных на мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся среднего звена и на личност-ное и профессиональное самоопределение выпускников школы (материалы журналов «Пе-дагогика», «Дидактика», «Учитель», «Народное образование», «Практический журнал для ад-министрации школы и учителей», «Завуч», «Методист», предметные научно-методические журналы, Интернет-сообщения и публикации и др.)

В соответствии с поставленными задачами предполагается использовать следующие ме-тоды исследования главной проблемы проекта:

1. Анализ научной литературы, периодических изданий, продуктов творческой деятельно-сти учителей, организаторов повышения квалификации по проблемам современного урока.

2. Моделирование альтернативных вариантов личностно-деятельностного урока в услови-ях реализации идей дидактической преемственности между начальной школой и учащимися среднего звена; предпрофильной и профильной подготовки учащихся в образовательном про-цессе.

3. Проектирование системы психолого-педагогического мониторинга, выявляющего про-дуктивность, результативность и качество урока.

4. Социологические методы (опросы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение).

5. Обобщение продуктивного опыта педагогических коллективов школ и творческих учителей по проблемам современного урока в условиях модернизации системы образования.

БАЗОЙ проектной работы являются общеобразовательные школы №2, №3, № 9, №11, №16, №17, №23, №24 г. Пскова, № 2 г. Великие Луки, школа-гимназия Опочецкого района, Пе-реслегинская гимназия Великолукского района, Опухликовская средняя школа Невельского района.

Творческая работа в проекте будет проводиться группой специалистов ПОИПКРО, мето-дическими службами Управления образования г. Пскова и Великие Луки, Опочецкого, Велико-лукского, Невельского районов, администрацией школ, обозначенных в качестве базовых пло-щадок, творческими учителями этих школ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ состоит в том, что разработанные творческой группой ученых, методистов, руководителей образовательных учреждений и учителей-практиков модели уроков и образовательных технологий, их монито-ринговое сопровождение могут быть использованы в системе повышения квалификации педа-гогических кадров, а также в практике работы учителей школ области и других регионов Рос-сии.

Ожидаемые результаты:

На уровне ученика

- успешная самореализация и самоактуализация в учебной деятельности;

- овладение продуктивными способами умственной деятельности;

- более результативное усвоение материала школьной программы;

- рост мотивации на учебно-познавательную деятельность;

- рост профессионального авторитета учителя в глазах ученика;

- оптимальная сориентированность на выбор дальнейшего жизненного пути по оконча-нии школы.

На уровне педагога

- повышение профессиональной компетентности в проблеме «современный урок»;

- творческая самореализация в урочной профессиональной деятельности.

На уровне родителей учащихся школы

- удовлетворенность качеством образовательного процесса, в который включен ребенок;

- рост авторитета школы и педагогического коллектива как сообщества профессионалов.

На уровне учреждения

- рост творческой атмосферы;

- сформированность творческой группы педагогов-лидеров, определяющих успешный ход инновационных процессов в школе;

- рост рейтинга учреждения в социуме.

Предполагаемый продукт:

Методическая брошюра «Урок 21 века».

Программа элективного курса «Учись учиться» для учащихся 9-11 классов с методическим сопровождением.

Система проблемных курсов и семинаров ПК для разных категорий учителей области по проблемам современного урока.

Возможные риски по реализации идей опытной деятельности

- Трудность формирования мотивации к инновационной деятельности педагога;

- Сложность формирования психологической готовности значительной части педагогов к отказу от привычных штампов и стереотипов в урочной деятельности;

- Сложность вовлечения творческих учителей в опытную деятельность по причине зна-чительных профессиональных нагрузок и др.

Формы подведения итогов:

- совещания при начальнике Управления образования

- заседания Ученого Совета;

- педагогические чтения;

- научно-практическая конференция;

- выпуск методической брошюры

- аналитические справки др.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Бахтову Ирину (7в класс) - Победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».

    Поздравляем Бахтову Ирину (7в класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»

    Поздравляем Бостенкову Арину (11 А класс) Победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

    Поздравляем Петрову Александру (11 Б класс) Победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    Поздравляем Иванову Ульяну (10 А класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    Поздравляем Болотникову Арину (8 Э класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.

    Поздравляем Лазареву Дину (11 Б класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.