Уважаемые родители пятиклассников! Ваш ребенок перешел в среднюю школу. Осталась позади начальная школа с первой учительницей, которая знала сильные и слабые стороны каждого ребенка, с привычными требованиями ко всем предметам , со ставшей родной классной комнатой.
У пятиклассников начинается новая жизнь – среди новых педагогов, работников школы, с переходами из кабинета в кабинет. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам.
Несмотря на то, что большинство ребят перешли в пятый класс, не меняя классного коллектива и школы, трудности все же состоятся. Не зря период первого полугодия называют периодом социально-психологической адаптации пятиклассника к новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.
Не стоит забывать, что пятый класс – 10-11 лет- это начало подросткового периода, очень сложного и необходимого для становления личности человек. Поэтому пристальное внимание требуется не только учебе ребенка, но и в большей степени его психическому и личностному развитию.
Возрастные особенности младшего подростка:
• потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
• повышенная утомляемость;
• стремление обзавестись верным другом;
• стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
• повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
• стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
• отсутствие авторитета возраста;
• отвращение к необоснованным запретам;
• восприимчивость к промахам учителей;
• переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
• отсутствие адаптации к неудачам;
• отсутствие адаптации к положению “худшего”;
• ярко выраженная эмоциональность;
• требовательность к соответствию слова делу;
• повышенный интерес к спорту.
Чем можно помочь?
1. Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он хуже столкнулся или может столкнуться.
2. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
3. Проявляйте заинтересованность к школе, классу, учебе, новым учителям. Подростку необходимо неформальное общение
4. пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, несмотря на кажущуюся взрослость, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
5. Недопустимы физические наказания и запугивания, злобная критика и высмеивание особенно в присутствии других людей (даже родственников!)
6. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
7. Младшему подростку уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
8. Помогите ребенку выучить имена новых учителей, просите его напомнить вам их имена.
9. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Признаки успешной адаптации пятиклассников:
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
• усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
• нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
• стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
• нежелания выполнять домашние задания.
• негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
• жалобы на те или иные события, связанные со школой.
• беспокойный сон.
• трудности утреннего пробуждения, вялость.
• постоянные жалобы на плохое самочувствие.