18 сентября 2008
На дворе капель да лужи…
План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Из опыта работы Ивановой Е. Н. Программное содержание: • продолжать упражнять детей в различении гласных; твердых и мягких согласных звуков; • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; • закреплять умение детей делить слова на слоги; • учить вычленять в слове ударный слог; • закреплять умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом; • продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя. Демонстрационный материал: карта-схема слова весна; красные, синие, зеленые, черные фишки; плоскостные фигурки Буратино и Пьеро. Раздаточный материал: полоски с пятью клеточками; пеналы с фишками. Ход занятия: 1 часть. Воспитатель читает отрывок из стихотворения: Что такое? В чем же дело? Небо вдруг заголубело, И умчались злые стужи… На дворе капель да лужи… Кто же в этом виноват? Правильно, дети, это весна. Звуковой анализ слова ВЕСНА. (У доски работает один ребенок) Вопросы: • Сколько звуков в слове ВЕСНА? • Сколько гласных звуков в этом слове? Назовите их. • Сколько слогов в слове ВЕСНА? • Какие? • Назовите первый слог. • Какой второй слог? Произнесите слово ВЕСНА с ударением: веснааа. • Какой слог произносится чуть протяжнее? (слог на) • Как называется слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове? (ударный) • Почему мы его так называем? Правильно, потому что мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Давайте вспомним стихотворение об ударении: Ударный слог, Ударный слог – Он назван так недаром… Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом! И молоток – стучит, стучит. И четко речь моя звучит! Ребята, оказывается, что гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называется ударным. Слог ударный – и гласный в этом слоге ударный. • Какой слог ударный в слове ВЕСНА? (слог на) • Какой гласный ударный? (а) Ударный гласный звук мы будем обозначать фишкой черного цвета, которую нужно ставить над красной – ударным гласным. (ставит на схеме, на доске) (дети ставят на своих карточках-полосках) Далее 2-3 ребенка читают слово с ударением. Дети, в слове может быть только один ударный гласный звук, все остальные гласные называются безударными. • Какой безударный гласный в слове ВЕСНА? (звук и) А сейчас уберите со своих схем: ударный гласный звук а; безударный гласный звук э; мягкий согласный вь; твердый согласный с; твердый согласный н. Физкультминутка. 2 часть. Игра «Поищи слово». Ребята, к нам сегодня пришли в гости Буратино и Пьеро, с новой игрой «Поищи слово». Послушайте, что они мне рассказали: Дети, в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, давайте найдем слово, которое спряталось в слове песок. Разделите слово песок на слоги. (пе-сок) Какое же слово спряталось? (Сок) Далее воспитатель называет слова, в которых второй слог представляет собой в то же время самостоятельное слово: рыбак, кулак, фасоль, Борис, пирог, король. Дети «отыскивают» спрятавшиеся в них слова.
Архив |