182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ Детский сад № 26 «Колобок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
6 декабря 2008

Роль семьи в воспитании дошкольников

Роль семьи в воспитании дошкольников

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь организована так, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Семья не может существовать вне связи с окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок с детства стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д.

Разговаривая с детьми, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Нравственную основу семьи должна составлять не только любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед обществом за воспитание детей.

В помощь семье развивается общественное дошкольное воспитание. Общественное и семейное воспитание проходят в единстве. Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы.

Родители постоянно воспитывают своих детей: при сборах в детский сад, по вечерам, в выходные и праздничные дни. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знаниями и умениями, опираясь на опыт старшего поколения; используют разные средства информации (печать, радио, телевидение и т. д.); советуются с воспитателями.

Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограничены: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированы, умны, гуманны – с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т.п. Такие рассуждения ошибочны. Исследования психологов и педагогов убедительно показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего развития ребенка.

Прирожденные особенности (например, музыкальные, художественные способности), а также индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому. Например, дочь играет, а вы говорите, что надо идти спать. Выполнить данное указание нелегко и ребенку с более подвижными нервными процессами. В такой ситуации можно показать на стрелки часов – они «говорят», что скоро пора спать. Предложите ей уложить своих мишек, куклу – им тоже пора отдыхать.

Имеет значение и состояние здоровья ребенка.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников.

Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.

Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое.

Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют его игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает семейные отношения.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолеваюших недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Итак, важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей.

Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость, – это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерит, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые арифметические задачки) и стихийно (по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику). Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живет.

Наконец, третий фактор семейного воспитания – возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов, кустарников во дворе дома, участие в субботниках, организуемых ЖЭКом, в детском саду; организация «воспитательной работы» старших дошкольников со своими младшими братьями, сестрами («Почитай малышу», «Расскажи сказку», «Поиграй»); изготовление с сыном, дочерью игрушек, поделок.

Интересным и полезным для воспитания, сплачивающих всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных, литературных, народных игр, хоровое пение, игра на инструментах.

Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но и подчиняться.

Семья в нашем обществе – первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.

Общая цель всех членов семьи (и в первую очередь матери и отца) – забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.

Во многих семьях дети дошкольного возраста активно привлекаются к участию в семейной жизни: помогают по дому и выполняют посильные обязанности, вместе готовятся к семейным, народным, государственным праздникам, участвуют в обсуждении некоторых сторон бюджета семьи и т. п. Дети знают, где и как работают их папа, мама, бабушка, дедушка, старший брат; разделяют их радости и огорчения. Так постепенно ребенок становится членом семейного коллектива, активным участником жизни семьи.

Проведенные исследования показывают, что активная нравственная позиция ребенка-дошкольника в семье способствует воспитанию у него довольно устойчивых гуманных черт, начал коллективизма. Эти положительные черты проявляются в детском саду, в 1 классе школы, что подтверждают воспитатели и учителя. Если же дети лишь пассивные объекты воспитывающих и обучающих воздействий взрослого, которые привыкли «получать» любовь, заботу, то у них быстро начинают складываться потребительские привычки, формируются эгоистичные черты.

Внимательно проанализируйте, как организована жизнь ваших детей в семье. Каков режим выходного дня, его содержание? Он должен быть приближен к режиму детского сада. Как распланировано утреннее время до отхода в детский сад? Какими полезными и необходимыми делами заполнено вечернее время детей? Не перевозбуждается ли малыш перед сном? (Шумные игры, чтение детям волнующих воображение книг противопоказаны.) Удается ли взрослым членам семьи использовать доступную дошкольнику деятельность в качестве важнейшего средства воспитания?

Полезны детские игры, которые придумывают сами ребята, а также готовые настольные и обучающие игры (лото, шашки и др.), игрушки для игр, купленные в магазине и самодельные. Дети должны сами уметь играть. Но важны и совместные игры со взрослыми: мать или отец подскажут увлекательную хорошую игру, напомнят о необходимости выполнения правил игры, научат с помощью игрушек, как надо бережно обращаться с вещами. Посредством игры можно помочь сыну, дочери охотнее и лучше выполнять правила поведения. Например, вы дали пятилетнему сыну пилотку отца, он изображает летчика. Приходит время подготовки ко сну, а вы никак не оторвете его от игры. В этих случаях используйте игровую роль. «Летчику пора на отдых, – говорите вы, – если он не отдохнет, как следует, его не допустят завтра к полету».

Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки. Совместный труд родителей, других старших членов семьи и детей ценен для содержательного общения, развития познавательных интересов дошкольников, трудовых умений.

Многие занятия, к которым взрослые члены семьи побуждают ребенка, полезны для его умственного, эстетического и нравственного развития: рисование и лепка, слушание сказки рассказа, разучивание стихов, пение и танцы и др.

«Но где найти время, необходимое для такого разнообразного общения с ребенком?» – спрашивают некоторые родители. Особого специального времени для этого не требуется. Многое решается в повседневной жизни и деятельности семьи. Например, мама, занимаясь делами, наблюдает время от времени за процессом рисования, лепки дочери, за игрой в лото сыновей, дает им советы. Занятия, игры-занятия, требующие наибольшей сосредоточенности, проводятся утром в субботу или воскресенье: по математике, развитию связной речи, фонематического слуха.

Интересным бывает досуг ребенка в праздники, во время семейных прогулок: старшими организуются спортивные игры, вместе поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, затевают кукольный театр, театрализованные представления с участием детей и взрослых.

Таким образом, различная практическая деятельность детей дошкольного возраста (которой руководят мамы, папы, бабушки и дедушки), упражнения в правильном поведении - ценнейшие средства воспитания.

Немалое место в современной семье отводится чтению детям книг, просмотру телепередач, мультфильмов. Это очень хорошо, но каждой семье следует выяснить, каков удельный вес того или иного вида занятий детей. Так, детям регулярно читаются книги, а удельный вес их труда в режиме субботних и воскресных дней недостаточен.

Обратим внимание на следующий важный вопрос. Проанализируйте, как распределяются в вашей семье хозяйственные и педагогические функции между мужем и женой – отцом и матерью. В этом вопросе необходима полная справедливость: оба работают на производстве, ведут ту или иную общественную работу. Можно привести много положительных примеров такого распределения. Но данные социологов, обследовавших немалое число семей, вызывают тревогу: у женщины-матери уходит на хозяйственно-бытовую работу по дому в два раза больше времени, чем у мужчины-отца. Значит, ей не хватает времени для воспитания детей (хотя она и использует в целях воспитания совместный домашний труд) и ухода за собой. Труд, которым занимается в семье мужчина (столярный, слесарный и т. п.), почти не распространен в городских семьях. Это приводит к резкому сокращению совместной работы отцов с детьми, чем и объясняется снижение воспитательного воздействия отцов на детей.

Проанализируйте, как в ваших семьях обстоят дела с хозяйственно-бытовой и воспитательной работой родителей, а также бабушек и дедушек (если они живут вместе с вами), с участием детей в оказании им помощи.

В жизни сельской семьи есть объективные условия, которые помогают справедливому разделению хозяйственных обязанностей между супругами: часть работ, особенно в огороде или по уходу за домашними животными, выполняется совместно. Если семья умело привлекает к посильному труду детей разного возраста, то создаются естественные возможности для трудового воспитания.

В совместной со взрослыми работе ребенок осознает, что от работы каждого зависит успех общего дела. У детей с помощью взрослых создается необходимая эмоционально осознанная установка: работать старательно, добросовестно, учиться у взрослых.

В сельской и городской семьях имеется немало различных видов совместного труда, участниками которого могут быть и дети. Так, генеральная уборка квартиры, приведение в порядок подсобных помещений в доме, работа на огороде, в саду требует участия всего семейного коллектива.

Главная ценность совместного труда взрослых членов семьи и детей в том, что взрослые члены семьи являются для ребенка образцом для подражания. Общий труд особо интересен, привлекателен для него. До начала работы и в ходе ее взрослые формируют у дошкольников необходимые трудовые умения и навыки, учат правильно организовывать работу. Совместная со взрослыми работа подготавливает дошкольника и к самостоятельному индивидуальному труду.

Трудовое обучение взрослых и детей не должно ограничиваться лишь домашними делами. Наукой и практикой доказано, что взрослый должен постепенно вводить ребенка в общественную жизнь, воспитывать интерес к разным профессиям, уважение к труду и трудящемуся человеку. Это важно для нравственного развития ребенка. Ребят воспитатели, а также родные знакомят с бытовыми и культурными объектами ближайшего окружения; при возможности проводят экскурсии на предприятие, где работают их отцы, матери.

Воспитатели дошкольных учреждений поддерживают интерес воспитанников к совместному со взрослыми труду, народным традициям и обычаям, нередко принимают участие в организации празднеств. Проводят с детьми экскурсии к памятным местам родного города: возложение цветов к Вечному огню, на братские могилы – как дань памяти и уважения погибшим защитникам Родины.

Для воспитания детей важно единство взглядов и действий родителей и старших членов семьи.

Совершенствование жизни семьи – ее уклада, стиля отношений и духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.



Архив
наши успехи
    Награда за творчество

    Всероссийский семинар «Оценка качества дошкольного образования"

    Успехи наших талантливых воспитанников

    Всероссийская научно-практическая конференция"Современные проблемы образования: поиск, практики, решения" г.Санкт-Петербург

    Повышение квалификации Цветкова Е.А.

    Повышение квалификации Тимофеева С.А.

    Всероссийская олимпиада "Педагогическая практика"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.