182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ Детский сад № 26 «Колобок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
13 февраля 2009

Консультирование родителей учителем-дефектологом ПКПП

Консультирование родителей учителем-дефектологом ПКПП

Принципы консультативной работы с родителями детей, зачисленных на занятия на ПКПП, можно сформулировать следующим образом:

• сотрудничество – учитель-дефектолог видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

• учет интересов родителей и детей – конфиденциальность сведений, полученных от родителей и в результате проведения обследования, …

• индивидуализация – ориентация на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношения, установившиеся между ребенком и родителями в семье;

• непрерывность и эффективность обратной связи – осуществление учителем-дефектологом корректного и тактичного контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.

Консультирование родителей может осуществляться в двух видах: индивидуальная консультация и групповая консультация, а формы этой работы разнообразны:

1. Консультативно-рекомендательная (индивидуальная, представлена беседой, посещением семьи на дому). После проведения стартового обследования дошкольников, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи, о возможностях коррекционного обучения, о состоянии общего и речевого развития детей, получают рекомендации по организации условий развития и обучения их ребенка. Для учителя-дефектолога важно правильно выбрать тон общения с родителями: предоставление точной информации о дефекте и перспективах развития ребенка, эмоциональная поддержка, совместное составление и обсуждение плана совместных действий.

2. Лекционно-просветительная (групповая, представлена семинарами, «круглыми столами», родительскими конференциями). В ходе лекционных занятий родители получают теоретические знания по вопросам коррекции, воспитания и обучения детей. Эффективно проводить цикл лекций, предварительно определив вопросы, интересующие родителей, пригласив различных специалистов для консультации, подготовив обзор и выставку литературы для родителей. Родители также получают актуальную правовую и социальную информацию, касающуюся детей с особенностями психофизического развития.

3. Практические занятия для родителей. В последнее время среди учителей-дефектологов популярна такая форма как комбинированные занятия, включающие информационный теоретический материал и практические занятия с родителями воспитанников. Учитель-дефектолог обсуждает с родителями способы достижения эффективных результатов и помогает им овладеть конкретными приемами оказания помощи своему ребенку дома.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

5. Детские праздники и утренники – родители видят результаты труда учителя-дефектолога и свои собственные, что стимулирует их на дальнейшее участие в коррекционно-педагогическом процессе в интересах своего ребенка.

6. Родительские собрания. Проводятся учителем-дефектологом два раза в год: в начале учебного года, когда закончено комплектование групп, проведено стартовое обследование детей и составлено расписание занятий на ПКПП. На собрании учитель-дефектолог:

• знакомится с родителями, сообщает сведения о себе;

• рассказывает о патологиях, выявленных во время обследования, о возможных трудностях при обучении детей и коррекции нарушений;

• сообщает о составе групп, о расписании занятий, проводит анкетирование родителей (Приложение Анкета);

• рассказывает о содержании коррекционно-педагогической помощи, об индивидуальных программах развития;

• перечисляет, что понадобится детям для занятий;

• рассказывает о требованиях, предъявляемых к родителям при организации коррекционно-педагогического процесса (о речевом режиме в семье, о выполнении заданий в индивидуальной тетради ребенка, об оказании помощи детям родителями дома);

• обращает внимание родителей о необходимости консультирования детей у специалистов (ЛОР, окулиста, невропатолога, психолога, физиотерапевта, специалиста по ЛФК и др.)

• сообщает о времени проведения индивидуальных консультаций, о режиме работы ПКПП.

На заключительном родительском собрании учитель-дефектолог:

• подводит итог работы за год;

• сравнивает уровень развития детей при поступлении и в конце учебного года;

• отмечает работу родителей со своими детьми;

• дает нуждающимся рекомендации на летний период

Грамотность проведения родительского собрания – залог избежания конфликтных ситуаций с родителями дошкольников. Конфиденциальность и такт – ключевые слова при организации контактов учителя-дефектолога с родителями



Архив
наши успехи
    Награда за творчество

    Всероссийский семинар «Оценка качества дошкольного образования"

    Успехи наших талантливых воспитанников

    Всероссийская научно-практическая конференция"Современные проблемы образования: поиск, практики, решения" г.Санкт-Петербург

    Повышение квалификации Цветкова Е.А.

    Повышение квалификации Тимофеева С.А.

    Всероссийская олимпиада "Педагогическая практика"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.