13 февраля 2009
Консультирование родителей учителем-дефектологом ПКПП
Консультирование родителей учителем-дефектологом ПКПП Принципы консультативной работы с родителями детей, зачисленных на занятия на ПКПП, можно сформулировать следующим образом: • сотрудничество – учитель-дефектолог видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу; • учет интересов родителей и детей – конфиденциальность сведений, полученных от родителей и в результате проведения обследования, … • индивидуализация – ориентация на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношения, установившиеся между ребенком и родителями в семье; • непрерывность и эффективность обратной связи – осуществление учителем-дефектологом корректного и тактичного контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье. Консультирование родителей может осуществляться в двух видах: индивидуальная консультация и групповая консультация, а формы этой работы разнообразны: 1. Консультативно-рекомендательная (индивидуальная, представлена беседой, посещением семьи на дому). После проведения стартового обследования дошкольников, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи, о возможностях коррекционного обучения, о состоянии общего и речевого развития детей, получают рекомендации по организации условий развития и обучения их ребенка. Для учителя-дефектолога важно правильно выбрать тон общения с родителями: предоставление точной информации о дефекте и перспективах развития ребенка, эмоциональная поддержка, совместное составление и обсуждение плана совместных действий. 2. Лекционно-просветительная (групповая, представлена семинарами, «круглыми столами», родительскими конференциями). В ходе лекционных занятий родители получают теоретические знания по вопросам коррекции, воспитания и обучения детей. Эффективно проводить цикл лекций, предварительно определив вопросы, интересующие родителей, пригласив различных специалистов для консультации, подготовив обзор и выставку литературы для родителей. Родители также получают актуальную правовую и социальную информацию, касающуюся детей с особенностями психофизического развития. 3. Практические занятия для родителей. В последнее время среди учителей-дефектологов популярна такая форма как комбинированные занятия, включающие информационный теоретический материал и практические занятия с родителями воспитанников. Учитель-дефектолог обсуждает с родителями способы достижения эффективных результатов и помогает им овладеть конкретными приемами оказания помощи своему ребенку дома. 4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; 5. Детские праздники и утренники – родители видят результаты труда учителя-дефектолога и свои собственные, что стимулирует их на дальнейшее участие в коррекционно-педагогическом процессе в интересах своего ребенка. 6. Родительские собрания. Проводятся учителем-дефектологом два раза в год: в начале учебного года, когда закончено комплектование групп, проведено стартовое обследование детей и составлено расписание занятий на ПКПП. На собрании учитель-дефектолог: • знакомится с родителями, сообщает сведения о себе; • рассказывает о патологиях, выявленных во время обследования, о возможных трудностях при обучении детей и коррекции нарушений; • сообщает о составе групп, о расписании занятий, проводит анкетирование родителей (Приложение Анкета); • рассказывает о содержании коррекционно-педагогической помощи, об индивидуальных программах развития; • перечисляет, что понадобится детям для занятий; • рассказывает о требованиях, предъявляемых к родителям при организации коррекционно-педагогического процесса (о речевом режиме в семье, о выполнении заданий в индивидуальной тетради ребенка, об оказании помощи детям родителями дома); • обращает внимание родителей о необходимости консультирования детей у специалистов (ЛОР, окулиста, невропатолога, психолога, физиотерапевта, специалиста по ЛФК и др.) • сообщает о времени проведения индивидуальных консультаций, о режиме работы ПКПП. На заключительном родительском собрании учитель-дефектолог: • подводит итог работы за год; • сравнивает уровень развития детей при поступлении и в конце учебного года; • отмечает работу родителей со своими детьми; • дает нуждающимся рекомендации на летний период Грамотность проведения родительского собрания – залог избежания конфликтных ситуаций с родителями дошкольников. Конфиденциальность и такт – ключевые слова при организации контактов учителя-дефектолога с родителями
Архив |