13 февраля 2009
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в коррекционной группе
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ «Дикие животные весной» ЦЕЛЬ: дать представление об изменениях в жизни диких животных весной ЗАДАЧИ: Закреплять знания о признаках весны; Расширять словарный запас за счет имен существительных – названия детенышей животных; Расширять словарь детей за счет имен прилагательных, а также глаголов; Активизировать употребление в речи антонимов (холодный-теплый, голодный – сытый, худой – толстый, густой – редкий); Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по мнетаблице; Учить образовывать форму родительного падежа имен существительных; Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; Развивать слуховое и зрительное внимание, память; Развивать выдержку; Развивать артикуляционную моторику, интонационную выразительность речи; Совершенствовать общие движения; Развивать творческие способности – умение передавать в движении походку и характер животного; Развивать мелкую моторику – умение точно проводить указательным пальцем по извилистой линии; Развивать логическое мышление - отгадывать загадки; Закладывать основы экологического воспитания; Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и их детенышам. ОБОРУДОВАНИЕ: мнемотаблица «Весна в лесу», предметные картинки «Дикие животные», «Детеныши диких животных», Демонстрационная картина «Где чьи следы?», жетоны для награждения детей. Ход занятия 2. Организационный момент Дефектолог показывает детям мнетаблицу и, по очереди показывая указкой на картинки, читает рифмовку. Солнце припекает, Снег повсюду тает. Лопаются почки, Растут, растут листочки. Травка появляется… Мишка просыпается. Звери дикие линяют – Шубы зимние меняют. Весной родились малыши: У всех зверей - детеныши. Далее педагог просит детей по таблице постараться вспомнить, о чем говорилось в стихотворении. (Дети отвечают, садятся на свои стульчики). 3. Основная часть 1. Весна в лесу. Дефектолог: «Всю зиму спал не только медведь, но и еж. Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ежик, зафыркал «Ф-ф-ф – вставать пора – весна пришла». Все лесные звери рады весне. Зимой было холодно и голодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики – надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться. Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться. Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь». После рассказа дефектолог задает детям вопросы: ✔ Кто зимой спал, а кто нет? Дай скорее ответ! ✔ Почему медведь и еж весной проснулись? ✔ Почему звери линяют – шубы зимние меняют? ✔ У каких диких животных летом мех не такого цвета, как зимой? Для чего это нужно? 4. Отгадаем и расскажем. Дефектолог предлагает малышам отгадать загадки о диких животных. Каждому ребенку загадывает свою загадку, а остальных просит: «Держите ротик на замочке». (поднести палец к губам и не подсказывать отвечающему) Только в том случае, если ребенок, которому была задана загадка, затрудняется с ответом, педагог обращается за помощью к другим ребятам. По мере отгадывания загадок дефектолог дает детям картинки с отгадками. Загадывая загадки, педагог иллюстрирует их соответствующими артикуляционными движениями или звукоподражаниями. Этот зверь живет в бору, У ствола грызет кору. Летом в шубке серенькой, А зимою – в беленькой. (Поднять верхнюю губу, обнажив зубы; показать движения, имитирующие, как заяц грызет кору.) Дефектолог спрашивает у детей, что весной кушает заяц? (траву, листочки). Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.) «Проснулся весной медведь да как начал реветь: «Э-э-э… есть хочу!»» Дефектолог спрашивает у детей, что ест медведь (корни, травы, жуков, мышей, зайцев). Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, И в рыжей шубке – летом. (Белка) «Цик-цик-цик», - говорит белочка. – «Это я ! Пуста кладовочка моя. Надо из дупла выбираться – За едой отправляться». Педагог: «Чем кормится белка?» (шишками, орехами). Всю зиму между елками Проспал мешок с иголками. «Ф-ф-ф – хватит спать, Пора вставать!» (Еж) Дети рассказывают, чем питается ежик. (жуками, червяками, мышами). Серый и зубастый. Воет в день ненастный: «У-у-у…» (Волк) Дети: «Волк ест мясо – ловит мышей, зайцев, овец). Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) Педагог спрашивает у детей, кого еще ловит лиса (мышей, зайцев). 5. Где же детки? Педагог напоминает детям, что у всех диких животных весной появляются детеныши: «Но случилась в лесу бела – все малыши разбежались кто куда. Заревели звери – родители». Дефектолог раздает детям предметные картинки с изображением диких животных и просит с соответствующей интонацией сказать за них фразы. Медведь: «Где мой медвежонок? (вопросительная интонация.) Нет моего медвежонка. (С печалью в голосе)» Лиса: «Где мой лисенок? Нет моего лисенка». Заяц: «Где мой зайчонок? Нет моего зайчонка». Белка: «Где мой бельчонок? Нет моего бельчонка». Еж: «Где мой ежонок? Нет моего ежонка». 6. Распутаем следы. Педагог обращается к детям с просьбой помочь зверям найти своих детенышей. Для этого дает детям задание: «Рассмотрите на картине следы диких животных. Такие следы звери оставляют на снегу или влажной земле. Следы некоторых зверей похожи, но отличаются по размеру. Например, следы зайца и белки, следы волка и лисы. Если вы будете внимательными следопытами, то сможете распутать цепочки звериных следов и узнать, куда убежали детеныши животных» Дефектолог показывает детям картину «Чьи следы?», просит их по очереди показать диким животным, куда убежали их детеныши. Для этого нужно провести пальцем по цепочке следов каждого из них. 7. Динамическая пауза «Узнаем маму» Дефектолог: «Обрадовались звери, что узнали, где надо искать своих детенышей, и отправились вслед за ними». Дети вместе с педагогом показывает, как идет каждый из зверей (медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка). Воспитанники должны стараться передать походку каждого животного, его характерные движения и даже голос, чтобы детеныши сразу узнавали своих мам. 8. Мамы и дети. Педагог: «Звери очень обрадовались тому, что нашлись их детеныши». Показывает малышам две картинки, например лисы и лисенка. Спрашивает: «Где здесь мама, а где ее детеныш?» Затем интересуется, как они это поняли. (Мама большая, а детеныш маленький.) Дети делают выводы (начало фразы говорит педагог, а заканчивают дети): У лисы нос, а у лисенка носик. У лисы рот, а у лисенка ротик. У лисы уши, а у лисенка ушки. У лисы усы, а у лисенка усики. У лисы лапы, а у лисенка лапки. У лисы хвост, а у лисенка хвостик. У лисы спина, а у лисенка спинка. У лисы живот, а у лисенка животик. III. Заключительная часть Педагог хвалит детей за то, что они помогли зверятам найти своих мам: «Теперь вы настоящие следопыты!» Дефектолог подводит итог занятия, оценивает работу детей. Награждает воспитанников жетончиками с изображениями детенышей диких животных.
Архив |