182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ Детский сад № 26 «Колобок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
13 февраля 2009

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застёгивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, вилками, ножницами. Для повышения интереса к занятиям можно использовать старые перчатки, на которые нанесены различные штрихи: глазки-пуговки, нос, рот, элементы туловища.

Начать можно с простых упражнений типа «Мальчик-пальчик, где ты был?». Этот вид упражнений - прикосновение большого пальца к каждому другому пальцу на этой руке. Дети любят и упражнение «Котёнок»: котёнок маленький, озорной, пушистый, точит когти. Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев, ладонь согнута. Котёнок сначала прячет когти, потом снова начинает их точить.

Для тренировки большого пальца есть упражнение «Скакалка»: обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем: крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую. «Скакалка» - это трудное упражнение. Круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, потом в другую. Но дети любят это упражнение и не чувствуют усталости.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки, упражнения давать малыми порциями, но с большой амплитудой движений. Не даёт эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений, особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук даёт быстрый и видимый эффект.

В заключении хочу заметить, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение

Виды упражнений для развития и коррекции мелкой моторики.

1. Игра «Бабушкины очки». Взрослый смыкает указательный и большой пальцы на обеих руках, подносит руки к глазам и произносит потешку: Бабушка очки надела

И внученьку (Машеньку) разглядела.

Затем предлагается ребёнку выполнить это упражнение.

2. Игра «Вышел пальчик погулять». Для этой игры вам понадобится лист бумаги с нарисованными на нём дорожкой и кружочками (кочками). Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, взрослый показывает, как топает пальчик по дорожке, а потом прыгает по кочкам. Затем взрослый предлагает ребёнку повторить позицию пальцев, протопать и пропрыгать. При этом можно произносить потешку: Пальчик топал по дорожке, топ-топ, топ-топ,

Топать стал второй немножко, топ-топ, топ-топ,

Третий пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ,

А четвёртый только раз - топ,

Вот большой спешит по кочкам, топ-топ, топ-топ.

3. Игра «Здравствуй, пальчик». Взрослый обводит карандашом на листе бумаги ладонь ребёнка (ребёнок может ему в этом помочь), объясняет, что получились его пальчики. Нужно назвать каждый пальчик и попросить ребёнка повторить название: мизинец, безымянный и т. д.

Может быть много вариантов этой игры, например, приложить свой пальчик к соответствующему пальчику на листе или поздороваться с нарисованными пальчиками.

4. Игра «Пальчики-зайчики». Взрослый сидит рядом с ребёнком, его локти расположены на столе. Пальцы - указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются безымянный палец и мизинец. Взрослый объясняет, что в гости пришёл зайка, читая при этом стихотворение: Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот какие ушки, ушки на макушке.

Затем взрослый побуждает ребёнка повторить игру за ним.

Подобные упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и положительно влияют на отношения взрослого и ребёнка в семье.



Архив
наши успехи
    Награда за творчество

    Всероссийский семинар «Оценка качества дошкольного образования"

    Успехи наших талантливых воспитанников

    Всероссийская научно-практическая конференция"Современные проблемы образования: поиск, практики, решения" г.Санкт-Петербург

    Повышение квалификации Цветкова Е.А.

    Повышение квалификации Тимофеева С.А.

    Всероссийская олимпиада "Педагогическая практика"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.