13 февраля 2009
Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застёгивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, вилками, ножницами. Для повышения интереса к занятиям можно использовать старые перчатки, на которые нанесены различные штрихи: глазки-пуговки, нос, рот, элементы туловища. Начать можно с простых упражнений типа «Мальчик-пальчик, где ты был?». Этот вид упражнений - прикосновение большого пальца к каждому другому пальцу на этой руке. Дети любят и упражнение «Котёнок»: котёнок маленький, озорной, пушистый, точит когти. Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев, ладонь согнута. Котёнок сначала прячет когти, потом снова начинает их точить. Для тренировки большого пальца есть упражнение «Скакалка»: обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем: крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую. «Скакалка» - это трудное упражнение. Круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, потом в другую. Но дети любят это упражнение и не чувствуют усталости. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки, упражнения давать малыми порциями, но с большой амплитудой движений. Не даёт эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений, особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук даёт быстрый и видимый эффект. В заключении хочу заметить, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение Виды упражнений для развития и коррекции мелкой моторики. 1. Игра «Бабушкины очки». Взрослый смыкает указательный и большой пальцы на обеих руках, подносит руки к глазам и произносит потешку: Бабушка очки надела И внученьку (Машеньку) разглядела. Затем предлагается ребёнку выполнить это упражнение. 2. Игра «Вышел пальчик погулять». Для этой игры вам понадобится лист бумаги с нарисованными на нём дорожкой и кружочками (кочками). Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, взрослый показывает, как топает пальчик по дорожке, а потом прыгает по кочкам. Затем взрослый предлагает ребёнку повторить позицию пальцев, протопать и пропрыгать. При этом можно произносить потешку: Пальчик топал по дорожке, топ-топ, топ-топ, Топать стал второй немножко, топ-топ, топ-топ, Третий пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ, А четвёртый только раз - топ, Вот большой спешит по кочкам, топ-топ, топ-топ. 3. Игра «Здравствуй, пальчик». Взрослый обводит карандашом на листе бумаги ладонь ребёнка (ребёнок может ему в этом помочь), объясняет, что получились его пальчики. Нужно назвать каждый пальчик и попросить ребёнка повторить название: мизинец, безымянный и т. д. Может быть много вариантов этой игры, например, приложить свой пальчик к соответствующему пальчику на листе или поздороваться с нарисованными пальчиками. 4. Игра «Пальчики-зайчики». Взрослый сидит рядом с ребёнком, его локти расположены на столе. Пальцы - указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются безымянный палец и мизинец. Взрослый объясняет, что в гости пришёл зайка, читая при этом стихотворение: Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот какие ушки, ушки на макушке. Затем взрослый побуждает ребёнка повторить игру за ним. Подобные упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и положительно влияют на отношения взрослого и ребёнка в семье.
Архив |