182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ Детский сад № 26 «Колобок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
30 января 2009

От слова к звукам.

От слова к звукам.

Цель: дать детям навыки звукового анализа слов, т. е умения определить и назвать все звуки в порядке их произнесения, развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти.

Методические рекомендации:

воспитатель выставляет на фланелеграфе картинку, например,

«бочка». Затем совместно с детьми воспитатель выделяет все звуки в слове: сначала гласные в порядке их называния, затем путём протяжного произнесения все звуки слова в порядке их произнесения. Воспитатель советует детям запомнить, сколько звуков в слове и в какой последовательности они произносятся. Это повторяют поочерёдно несколько детей. Затем воспитатель предлагает из выставленных на доске картинок найти такую, название которой начиналось бы с первой буквы слова, затем со

второй, с третей и т.д.

Так, вспоминая последовательно каждый звук в слове и подбирая к нему соответствующую картинку, дети от одного слова переходят к пяти словам (от слова «бочка»). Воспитатель подводит детей к тому, что они получили столько новых слов, сколько звуков было в слове. Все выбранные картинки выставляются в той последовательности, в которой они отбирались. Воспитатель спрашивает у детей, что будет, если эту последовательность не соблюдать: это приведёт к искажению смысла слова. Это побудит детей быть внимательными при звуковом анализе слова.

Самостоятельная игра детей.

Игра по типу «лото». Играющие выбирают по одной или две картинки большего размера. Остальные картинки лежат на столе изображением книзу. Ведущий предлагает играющим подумать, какие звуки и в каком порядке составляют слово на их картинке. Затем ведущий берёт любую картинку из оставшихся, называет её и предлагает детям поочерёдно по кругу. Если название картинки начинается с нужного играющему звука, то он берёт её, если нет - она откладывается в общую массу. Тот, кто первый подберёт все картинки по ранее описанному принципу, тот побеждает и получает красную фишку.

Если дети хорошо овладели работой по звуковому анализу, то можно предложить игру по звуковому синтезу.

Удивительные слова.

Цель: закрепление правильного произношения и употребления неизменяемых слов, а также слов, имеющих только множественное число, включение их в состав распространённого предложения, звуковой анализ и слоговой состав слова.

Методические рекомендации:

1. Воспитатель рассказывает детям о том, что многие слова нашего языка в разных предложениях изменяются, например:

В стакане налита холодная вода.

Мальчик выпил воду.

Дети поливают грядку водой.

В стакане нет воды.

Хорошо купаться в воде.

Далее он говорит о том, что есть слова, которые не изменяются и всегда звучат одинаково. Например, картинки листа 14: кашне, пальто, трюмо, печенье, алоэ.

2. После этого дети составляют распространённые предложения с опорой на вопросы воспитателя: Что надел Саша в холодную погоду? (кашне) Как называется дорога, по которой едут автомобили? (шоссе) Какую верхнюю одежду мы надеваем осенью? (пальто)

Работу можно завершить загадками, беседами, стихами.

3. Знакомство с существительными, употребляемыми только во множественном числе. Воспитатель демонстрирует иллюстрации листа 15, дети строят распространённые предложения по вопросам воспитателя или воспитатель отвечает на вопросы детей: Без какого инструмента не может работать ни один портной или портниха? (ножницы) Что помогает людям лучше видеть? (очки) Что нужно людям, чтобы всё сделать вовремя? (часы) т На чём малыши съезжают с горки? (санки) Каким прибором пользуются во многих, но не во всех магазинах? (весы) и т.д.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что независимо от количества изображённых предметов, названия не изменяются.

Полезно поиграть в игру, чтобы данные слова употреблялись в косвенных падежах. Для того, чтобы закрепить полученные знания, дети составляют предложения по картинкам и по опорным словам. Например: по словам «утро и воскресенье» и картинке «кино», дети составляют предложение: В воскресенье утром мы пойдём в кино.

4. Постепенно задача усложняется: надо составить короткий рассказ по двум-трём картинкам и нескольким опорным словам.

Более старшие дети, которые могут умеют делить слова на слоги, при этом лексическое значение слова отступает на второй план, уступая место звуковому составу слова.

- сначала даются простые слоги (КА-ТА, ТЯ-ЧА, СЕ-ЩО, ЛУ-РУ). Задание в том, чтобы поменять слоги местами. Затем - закрытые слоги и слоги со стечением согласных (АП-БА, САН-ГЫ, ТРО-МА)

На первых порах берут такие слоги, чтобы после перевёртывания они оставались частями, потом слоги подбираются так, чтобы в перевёртыше получилось слово (БА-ТРУ=ТРУБА, ДЁТ-И=ИДЁТ).

Предлагаемые картинки обозначают слова, которые при перестановке дают новые слова, не имеющие ничего общего с первоначально заданными.: камыш - мышка, кабан - банка, насос - сосна.

Можно применить и другой приём: поставить пару картинок (насос - сосна), и, ничего не объясняя, спросить, чем они схожи. На звуковое сходство можно подтолкнуть детей игрой в эхо, повторяя слово много раз без остановки.



Архив
наши успехи
    Награда за творчество

    Всероссийский семинар «Оценка качества дошкольного образования"

    Успехи наших талантливых воспитанников

    Всероссийская научно-практическая конференция"Современные проблемы образования: поиск, практики, решения" г.Санкт-Петербург

    Повышение квалификации Цветкова Е.А.

    Повышение квалификации Тимофеева С.А.

    Всероссийская олимпиада "Педагогическая практика"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.