22 января 2009
Развитие речевого дыхания
Развитие речевого дыхания Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным. Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием. Это обусловлено: • Дыхание ребенка грудное, а значит поверхностное и частое; • Слабый вдох и выдох приводит к тихой речи; • Неправильный толчкообразный вдох - то громкая, то тихая речь; • Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова; • Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием. Дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Дыхательные упражнения сначала проводятся без речи. Они могут сочетаться с движениями. • Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение). • Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. Затем в эту работу включаются голосовые упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных, гласных звуков, слогов: • Ф__________ С___________ Ш___________ • Ф____С_______С______Ш________Ш________С___ • Ф_______С_______Ш________ и т.д. • А_______ О_______ У_______ И_______ Э___ • А_______О_____ О_____У______Э_____ и т.д. • А_____О_____У_____И_____У_____Э_____ и т.д. Постепенно навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи. • па папа папапа папапапа папапапапапа....... • папу папопу папопупи папопупипэ папопупи....... • папапопо папапоп папапопопупупипи......... и т.д. • Произведите счет на одном выдохе: 1,2,3 ; 1,2,3,4; 1,2,3,4,5.... и т.д. • Перечисление дней недели на одном выдохе (также как и при счете) • Перечисление названий месяцев. • Проговаривание предложений, скороговорок. Пришла зима. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... • Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах. Репка Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку
Архив |