13 февраля 2009
Примерные занятия по музыкальному воспитанию глухих и слабослышащих детей
ПРИМЕРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ. 1. Упражнение « слышу - не слышу». Цель: добиваться реакции на начало и конец звучания музыки . Реакцией могут быть: жест, табличка, слово. Методы: слухозрительный (восприятие с губ или источника звука зрительно и на слух одновременно), слуховой (восприятие на слух: закрытый источник звука – лицо говорящего или музыкальный инструмент), тактильно-вибрационный (включение в процесс слушания рук или тела). Пример: Иди! Стой! (есть музыка – иди, нет музыки – стой) Быстрая музыка – беги, нет музыки - стой. 2. Различение различных музыкальных инструментов: барабан, бубен, колокольчик, металлофон и т.д. Цель: развитие музыкальных инструментов, пополнение лексики по этой теме. Методы: слухозрительный: соотнесение звука и картинки, соотнесение звука и таблички, соотнесение звука с таким же звуком; слуховой (слушать звук за ширмой) 3. Различение звуков по параметрам: - быстрый - медленный - длинный - короткий - тихий - громкий - один - серия Цель: развитие слухового восприятия; развитие представлений о характеристике звука. Методы: слухозрительный: соотнесение звука с картинкой (схематическим изображением), соотнесение звука с табличкой, соотнесение звука с его названием; слуховой (стоя к источнику звука спиной или с закрытыми глазами). 4. Развивать представления о музыкальных жанрах: - марш - колыбельная - пляска Цель: развитие слухового восприятия, развитие эстетических чувств и представлений. Методы: слухозрительные: соотнесение жанра музыки с его картинкой, показ особенностей жанра в движении (маршировать, баюкать куклу, танцевать), соотнесение с табличкой, соотнесение со словом; слуховой (все вышеперечисленные виды работы без слуховой опоры). 5. Развивать представления о настроении музыки. Цель: развивать слуховое восприятие, развитие произношения. Содержание: музыка бывает грустная, весёлая, спокойная, страшная, злая. Методы: слухозрительные: соотнесение музыки с картинкой (различные рожицы), соотнесение музыки с табличкой, соонесение музыки со словом; слуховые (то же самое без зрительной опоры). 6. Развивать представления о высоте звука. Игра «Самолёт». Цель: дать детям представления о высоте звука. Методы: слухозрительный, слуховой. Содержание: самолёт летит высоко – звучит высокий звук; самолёт летит низко – низкий звук. В ходе этой игры постепенно переходить со звучания музыкального инструмента на звучание голоса. Игра «Кто это?». Цель: представления о высоте звука Методы. Слухозрительный: на клавишах расставлены картинки с животными (например: заяц, мышка, белка, мишка, слон) от высокого к низкому. Ребёнок должен соотнести звук с соответствующим ему животным. Слуховой: угадай по звуку, кто это? 7. Развивать ритмическую сторону речи. Цель - задача: повторить за педагогом заданный ритмический рисунок. Методы: слухозрительный (повторить простой ритм на барабане или хлопая в ладоши). Например: та-та-та. Слуховой: тоже повторение на слух без зрительной опоры. Ритм постепенно усложнять. 8. Фонетическая ритмика звуков, которые проходятся по программе. Для первого года это: гласные звуки: а, о, у, и, ы, э. Согласные звуки: м, н, т, п, б, в, ф, д. Цель: совершенствовать произносительный навык, формировать подражательную активность. 9. Развитие ориентировки в пространстве. Цель: научить выполнять движения вправо, влево, вперёд, назад. Пополнить лексику по этой теме. Методы: по табличке, команде, дети двигаются в заданном направлении. 10. Подвижная игра «Кто лишний?» Цель: развитие слухового восприятия. Содержание: под любое звучание (барабан или бубен) дети занимают места на стульчиках, и кто-то остаётся лишним. Лишний выбывает. 11. Игра «Узнай животное по музыке» Цель: развитие слухового восприятия. Методы: слухозрительный: соотнесение музыки с определённым животным ( кошка, собака и т.д.), слуховой: угадай по музыке, какое животное на слух. 12. Формирование ритмического рисунка речи. Метод: отстукивание ложками в такт стихотворению или музыке. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР. ПЕСЕНКИ. В огороде заинька В огороде маленький. Он капусту грызёт, Он морковку грызёт. На лошадке, на лошадке Прокатиться я хочу. Сяду, сяду на лошадку И быстрее полечу. К нам пришла собачка Умная такая. Очень громко лает: Ав-ав-ва! Кошка к детям подошла Молока просила – 2 раза. Мяу – говорила. Мяу-мяу-мяу! Самолёт, самолёт, Там Вова - пилот. Самолёт прилетел и сел. Вот кот Вот кот Моет лапы Моет рот Умный кот. Методика работы над песенкой. 1. Взять предмет, обыграть его. 2. Показать движения, которые упоминаются в песенке (например: моет, летит, сяду и т. д.) 3. Все новые слова несколько раз объяснить, показать, проговорить, назвать, вызвать любое повторение. Например: это - пилот, это - мальчик, мальчик - пилот, мальчика зовут Вова. 4. Слушаем песенку несколько раз. Поём её так, чтобы ребёнок услышал, можно в аппарат. 5. Ребёнок поёт, как умеет. Близко к тексту, может просто подпевать, или произносить отдельные слова из песни. 6. Поём вместе, как умеем.
Архив |