13 февраля 2009
Психическое развитие детей 5-6 лет
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ¬ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана¬лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко. К этому периоду жизни у ребенка накапливает¬ся достаточно большой багаж знаний, который про¬должает интенсивно пополняться. Ребенок стремит¬ся поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой сто¬роны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познаватель¬ной сферы личности ребенка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств по¬зволяют ребенку целенаправленно преодолевать оп¬ределенные трудности, специфичные для дошколь¬ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос¬новываясь на умении представлять что-либо, ребе¬нок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целе¬направленно. Кроме коммуникативной, развивается планирую¬щая функция речи, т. е. ребенок учится последова¬тельно и логически выстраивать свои действия, рас¬сказывать об этом. Развивается самоинструктирова¬ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические. К интеллектуальным чувствам можно от¬нести: — любопытство; — любознательность; — чувство юмора; — удивление. К эстетическим чувствам можно отнести: — чувство прекрасного; — чувство героического. К моральным чувствам можно отнести: — чувство гордости; — чувство стыда; — чувство дружбы. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при¬знание, выраженное в стремлении получить одоб¬рение и похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появ¬ляется такая черта, как лживость, т. е. целена¬правленное искажение истины. Развитию этой чер¬ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру¬ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа¬док, ребенок начинает придумывать оправдания сво¬им оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз¬нает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формиро¬вать привычку нравственного поведения. Этому спо¬собствует создание проблемных ситуаций и включе¬ние в них детей в процессе повседневной жизни. Дети многому учатся у взрослых и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься и самовоспитанием.
Архив |