13 февраля 2009
Особые дети – особое общение
Особые дети – особое общение Рождение больного ребенка в большинстве случаев изменяет весь уклад семьи, влияет на психологический климат в ней. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни ребенка этот стресс не проходит, а в ряде случаев напряжение, вызванное им в семье, нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья больного ребенка часто оказывается в изоляции, так как родители ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на своем горе. В таком состоянии мать мало может помочь своему ребенку. Ее тревога, беспокойство передаются малышу. Взаимодействие с матерью в таком случае не формирует у него естественное чувство безопасности, защищенности, а еще больше нарушает его психическое развитие, вплоть до возникновения вторичных эмоциональных и поведенческих нарушений. Условно можно выделить несколько стадий приспособления семьи к рождению ребенка с особенностями развития. Первая стадия – стадия шока, агрессии и отрицания. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Вторая стадия – фаза скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Родители начинают понимать, что они отвечают за своего малыша, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ним, ищут совета у специалистов. Третья стадия – адаптация. Родители принимают сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Предлагаем рекомендации, которые помогут взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые часто возникают в семье. Используйте основные принципы взаимодействия родителей и детей, позволяющие избавиться от эмоционально-поведенческих нарушений, изменить конфликтное поведение ребенка. Основные принципы общения с детьми. Выражение лица – максимально доброжелательное, приветливое, теплое. Тон голоса в разговоре с ребенком – предельно доброжелательный, приветливый, теплый в любых ситуациях. В лексике, по возможности, избегайте употребления: - частицы «не»; - приказных фраз; - повелительного наклонения; - словосочетаний «ты должен», «ты обязан». Желательно чаще использовать местоимение мы и глаголы в форме сослагательного наклонения. Не надо: - вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом спокойно обсудить возникшую проблему без посторонних); - хвалить в присутствии ребенка других детей и ставить их в пример. Помните: - телевизор, видео – не нянька. Нужно смотреть телевизор с ребенком – это поможет снять волнение и напряжение, возникающие в процессе восприятия фильма или передачи; - если Вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано с ним, что теперь Вы, находясь рядом с ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь – это радость; - от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнимите, погладьте, приголубьте, приласкайте его. Старайтесь: - не говорить с иронией и насмешкой; - не делать постоянных замечаний, особенно мелочных; - не ругаться и не кричать на ребенка; - всегда быть с ребенком доброжелательным, вежливым; - не торопить и не подгонять ребенка; - как можно чаще, не смотря на все проблемы, высказывать одобрение, хвалить, и не только за что-то, а потому, что он – ваш ребенок; - как можно чаще показывать свою любовь к нему; - никогда не говорить ребенку, что Вы его не любите, даже если Вы очень сильно обиделись на него; - не давать ребенку чувствовать себя плохим: «плохой – поступок, а сам ребенок добрый, хороший, самый любимый». При неправильном поведении ребенка необходимо переключать его на другие виды деятельности. Ваше общение с ребенком должно проходить под девизом: «Терпение, терпимость и всегда – любовь!»
Архив |