182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ Детский сад № 26 «Колобок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
14 мая 2009

«СТРАНА ГНОМИЯ»

Речевые сказки для логопедических занятий

«СТРАНА ГНОМИЯ»

В далеком дремучем лесу есть маленькая страна. Там живут сказочные маленькие человечки – гномы. Ростом они чуть меньше цветка, в маленьких смешных колпачках. Живут они в маленьких домиках. Живут очень дружно, весело, играют в разные игры.

Самый мудрый в стране Главный гном. Он учит гномов всему, что необходимо им в жизни.

Однажды я не знала, как научить детей правильно говорить. Решила написать письмо Главному гному и попросить его помочь мне. Написала ему письмо. Главный гном мне ответил, что с радостью мне поможет. А помогать он мне будет сказками .

В каждой сказке он будет учить нас разным словам, звукам, предложениям. Вы помните дети, что такое звук? Слово? Предложение?

Гномы Один и Много

Жили два друга. Один был тощий, другой толстый. Тощего звали Один, а толстого Много. Знаете почему? Потому что гном Один любил слово «один».он любил гулять один, пил чай один, ел один помидор, ел один огурец.

А гном Много любил слово «много». Ел он всегда очень много. Много помидоров, много огурцов, много арбузов. Наверно, потому он был такой толстый.

Однажды гном Один пошел в гости к гному «Много». – Ой! Как у тебя всего много, - оглянувшись сказал Один. Много шкаф…, много стул…, много стол…, много мяч…

Как вы думаете, дети, правильно гном сказал? Послушай, сказал гном Много, - Ты говоришь неправильно. Привык говорить слово один: один стул, один шкаф. А со словом «много» слова тоже меняются, и говорить надо по- другому: много стульев, много шкафов, много мячей. Запомнил? А теперь назови, чего много у меня в доме!

ОДИН СТУЛ МНОГО….

ОДИН МЯЧ МНОГО….

ОДИН ШКАФ МНОГО…

Они еще долго играли в эту игру, до тех пор, пока гном Один не научился говорить слова со словом «много».

Гном Забывалка

Жил гном. Он был очень забавный. Все время забывал разные слова. Однажды утром он встал, позавтракал и пошел гулять. Идет, смотрит на дереве какие-то птицы сидят. Кто же это? Как они называются? Вспомнил: Ворона. Да, про одну птицу можно сказать «ворона», но их же много, несколько птиц сидит на ветке. Забывалка забыл, как же сказать, когда несколько ворон. Вдруг одна ворона как каркнет! Забывалка вздрогнул и от испуга вспомнил – вороны. Когда несколько ворон надо сказать – вороны. Вот беда! – думает Забывалка, значит, сегодня я забыл как надо сказать про несколько предметов. Хорошо, что ворона каркнула, и я вспомнил. Идет Забывалка и придумывает разные слова про один и несколько предметов. Посмотрел вверх: облако – облака, туча – тучи. Посмотрел вниз: лист – листья, пень – пни. Посмотрел на лес: дерево – деревья.

Гном Около и На

Жили-были гномы. Их было двое. Первый гном был очень ленивый и всегда на чем-нибудь сидел: на кресле, на диване, на стуле. Поэтому его прозвали На.

А его друг, второй гном, был очень любопытный. Всегда стоял около чего-нибудь и рассматривал: около пенька, около дерева, около цветка. И его прозвали Около.

Гномы Около и На очень дружили и любили играть в слова. Однажды они вышли во двор. На говорит: давай придумывать предложения со словом «на». Я буду сидеть на скамейке и придумывать. Около засмеялся и сказал: ты уже придумал. Какое предложение со словом «на»? Когда мы хотим сказать, что кто-то сидит на чем-то к нам на помощь приходит слово «на». Мы его должны запомнить. А когда мы хотим сказать, что предметы находятся рядом, близко друг от друга, к нам на помощь приходит слово «около». Эти слова наши помощники! Мы должны их запомнить.

Гномы Из-за и Из-под

Жили два гнома. Один очень любил прятаться за что-нибудь и выглядывать оттуда. Его прозвали Из-за. Он всегда выглядывал Из-за дерева, из-за кустика, из-за горки.

У него был друг Из-под. Знаете, почему его так прозвали? Потому что он всегда из-под чего-нибудь вылезал. А еще у него была очень большая шляпа, и он всегда из-под шляпы выглядывал. Гномы говорили: вон идет Из-под в своей большой шляпе и из-под нее выглядывает.

Однажды гномы стали играть в прятки. Гном Из-за высунулся из-за дерева и кричит: ищите меня! Его сразу и нашли, потому что его было очень хорошо видно.

А гном Из-под спрятался под лист и выглядывает из-под него. Его тоже сразу нашли. Тогда Главный гном и говорит: гномам Из-за и Из-под играть в прятки нельзя, они не умеют прятаться. Давайте лучше в пятнашки играть.

Назначили ведущим гнома Вопросика. Побежал он за гномом Из-за и кричит – ты где? А Из-за отвечает – Я тут! И выглядывает из-за гриба.

Вопросик за ним, Из-за выглядывает из-за дерева. Так и не запятнал Из-за гномик Вопросик.

А гном Из-под еще лучше бегает. Забежал под гриб, Вопросик за ним, Из-под как выбежал из-под гриба, так его и след простыл.

Замучился Вопросик и говорит: действительно, гномы Из-за и Из-под очень хорошо в пятнашки играют. С тех пор из-за и Из-под со всеми гномами в пятнашки играют. это их любимая игра.

Сказка о гномах Над и Под

Жили два гнома. Одного звали Под. Знаете почему? Потому что он не любил солнце и все время прятался от него под гриб, под кустик, под листочек. И так, как его видели все время сидящим под чем-нибудь, его так и прозвали Под.

А его друг был совсем другой гном. Он был такой длинный, что всегда возвышался над своим другом, над грибом, над кустом, над травкой. И поэтому его прозвали Над.

Однажды Над сказал своему другу: давай придумывать предложения со своими именами. Под отвечает- я не умею. Хорошо, - говорит Над, - тогда отвечай мне – где ты сидишь? Под отвечает – сижу под грибом. Над засмеялся и говорит – вот ты и придумал предложение со своим именем. Какое предложение придумал Под? Какое предложение может придумать Над?

Гномы По и Через

Жили два друга. Один очень любил ходить, а другой любил прыгать. Того, который ходил, звали ПО. Знаете, почему? Потому что он всегда по чему-то ходил. По дорожке, по травке, по мостику. Увидит, лежит палочка, обязательно по палочке пройдет. Поэтому его и прозвали По.

А его друг ходить не любил, он любил прыгать. Через ямку, через лужу, через бревно. Увидит, что-то лежит, обязательно перепрыгнет.

А нам эти два слова тоже помогают. Когда мы говорим, что кто-то идет, нам нужно слово «по». Мальчик идет по земле. А когда кто-то прыгает, нам нужно слово «через». Девочка прыгает через скакалку.

Гномы Между и От

Жили два гнома. Они были соседи и часто ходили друг к другу в гости. Одного звали Между. Он дружил с двумя гномами всегда ходил между ними. Поэтому его прозвали Между. А его соседа звали От. Он всего боялся, от всего убегал: от вороны, от кошки, от червяка.

Когда один предмет стоит посередине, нам нужно слово «между».

А когда мальчик или девочка убегают, они говорят слово «от».

Гномы От и Между могли играть со своими именами.

Гном Между говорит: Догадайся!

Гриб стоит между…

Елка стоит между…

Гном стоит между…

Гном От говорит: А теперь ты!

Мальчик убегает от…

Мышка убегает от…

Кошка убегает от…

Гномы Из и За

Жили два гнома. Один был художник. Однажды он нарисовал несколько картинок и говорит своему другу: Угадай, какое слово встречается во всех этих предложениях?

Мальчик выглядывает из окна.

Девочка пьет молоко из кружки.

Мальчик достает воду из колодца.

Друг художника говорит: слово «из».

- Правильно, ты угадал! Я очень люблю это слово Можешь меня так и называть Из. А у тебя есть любимое слово? – Я люблю слово «за», потому что я люблю за что-нибудь прятаться: за гриб, за дерево. Зови меня За

тех пор появились у них имена. Одного зовут Из, другого За.

Сказка о Знайке и Незнайке

(согласование существительных с местоимением «мой»)

Знайка очень любил игры с различными словами. И часто предлагал играть в эти игры Незнайке. Вот однажды Знайка сказал: Давай играть со словом «мой» Незнайка согласился. Знайка спрашивает: Это чья шапка? «Это мой шапка»- отвечает Незнайка. – неправильно, - засмеялся Знайка. Надо сказать моя шляпа. Слушай вопросы, Незнайка, и отвечай на них. Чей галстук? – Моя галстук. – не моя, а мой. – Но ты же сказал, что надо говорить «моя». – Про шляпу надо сказать «моя», а про галстук- «мой», объяснил Знайка. - Ой! Я совсем запутался! Давай еще спроси меня.- Чье ухо? – мой ухо. – Опять неправильно! Мое ухо! Чьи глаза? – Не знаю! – Не знаешь. чьи глаза? – Не знаю, как сказать. – Мои глаза.

Вот такое слово «мой».

Гном Считалкин.

Дети, сегодня в гости к нам пришел гном Считалкин. Он любит читать. А при счете нужны разные слова. Он будет учить нас двум словам: два и пять. Он рассказал мне, что это очень интересные слова. Первое слово «два» иногда меняется. Можно сказать два шара и две машины. Слово «два» может превращаться в слово «две». Вот такое интересное слово «два»

Давайте поиграем в слово «два». Я вам буду показывать картинки, а вы угадайте, как нужно сказать.

А теперь я расскажу о слове «пять». Мы говорим два шара, но пять шаров.

Видите, само слово не меняется, а меняется слово, которое идет за словом «пять»

Вот Считалкин считает: один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять ….

Великан и Карлик

Жили два друга. Один большой, даже огромный гном. Его звали Великан. У него были большие руки, большие ноги, большая голова, большой нос.

А его друг был совсем маленький, его звали Карлик. У него были маленькие ручки, маленькие ножки, маленькая головка, маленький носик.

Вы заметили, дети, что когда я рассказывала про большого гнома, я говорила нос, рот, голова, руки, ноги. А когда я рассказывала про Карлика, я говорила: носик, ротик, ручки, ножки. Я специально так сказала, чтобы вы поняли, что он маленький.

Про маленькие предметы мы говорим ласково. А теперь пойдемте в гости к Великану. У него в доме стоит мебель: стол, стул, диван, кровать.

А теперь заглянем в гости к Карлику. Что в его домике? Какая мебель? Как мы про нее скажем?

Гном Звукознайкин

Жил –был гном. Он любил слушать разные звуки. Его так назвали – Звукознайкин. Идет он по лесу и слушает:

Зззз – это комар летит

Цццц – белочка цокает

Жжжж- жук жужжит.

Как ты догадался, удивляется гном. – я умею слушать звуки. Вы тоже иногда произносите разные звуки:

ААА – показывайте горло доктору Пилюлькину.

ЭЭЭ – кричите, когда надо кого-то показать

УУУ- играете в паровоз.

А из звуков складываются слова: АУ – кричим мы в лесу

УА – плачет малыш

НА – даем мяч друг другу.

Это короткие слова, они стоят из двух звуков. А есть длинные слова, там много звуков – велосипед. Звуки нужны нам для того, чтобы складывать слова.

Гном Однослов.

Жил- был гном. Го звали Однослов. Он очень любил складывать из звуков разные слова. Его любимой игрой была игра «Придумай слово».

Приходит он однажды к гному Звукознайкину и говорит: Давай играть в слова. Звукознайкин говорит: Я люблю играть в звуки, а в слова не люблю.- Хорошо, - говорит Однослов, ты говори мне звук, а я придумаю слово.

А- говорит Звукознайкин, - Арбуз, говорит Однослов.

АУ- короткое слово

У- утка- длинное слово.

УА – короткое слово.

Вот так играли два гнома в слова и звуки.

Гном Многослов.

Один гном очень любил придумывать предложения. А в предложении всегда несколько

Слов. Предложение состоит из слов, слова в предложении идут друг за другом.

Мяч лежит. Два слова.

Красный мяч лежит – три слова.

А когда много слов, это предложение. Поэтому гномы прозвали его Многословом.

Он очень любил играть в предложения. Встретился он с Однословом. – Давай

придумывать предложения, - предложил Многослов. – Нет, - говорит Однослов, - я люблю

придумывать только слова. – Хорошо. – говорит Многослов, ты придумывай слова, а я

буду придумывать с этими словами предложения.

Яблоко – говорит Однослов.

Я ем яблоко,- говорит Многослов.

Как интересно, было одно слово, а получилось целое предложение..

Гном Еще

Жил-был гном. Он был хвастунишка. Ему говорили- У гнома красивая шапочка, а он

отвечал – А у меня еще красивее. Ему говорили: Заяц бегает быстро. А он отвечал – А я

еще быстрее. И поэтому его прозвали Еще.

Поиграем в игру «Как отвечает гном Еще».

У Незнайки большая шляпа. А у меня…

У Гульки громкий голос. А у меня…

Гном Торопун

Жил-был гном. Он всегда куда-то спешил. Его так и прозвали Торопун. Он всегда так

спешил, что путал слова, особенно те, которые длинные и трудные.. Ведь, чтобы сказать

такие слова не надо спешить.

Идет Торопун, гуляет. Вдруг, слышит «ллл». Это мосалет, - кричит он. Главный гном

услышал и поправляет его: Это самолет. Опять спешишь. Скажи медленно са-мо-лет.

Торопун подумал и говорит: Самолет. Молодец! Главный гном стал учить Торопуна

Говорить трудные слова: Велосипед, парикмахер, аквариум, милиционер, простокваша.

Гном вопрос.

Жил – был гном. Он был очень любопытный. Любил задавать вопросы. Идет и видит,

какое – то животное на лугу.»Кто это, спрашивает он у гнома –пастуха. – Это овца.

Идет дальше. Видит у гнома игрушка в руках. Что это?- спрашивает Вопрос.

- Это игрушка ракета.

Вы наверно заметили, что если живой предмет, Вопрос спрашивал кто это? А если

неживой- что это?

Кто и что – это его любимые вопросы. А еще он любил задавать вопрос Что делает? Что

Делаешь?

Видит, два гнома работают.

Что делает гном, спрашивает Вопрос. – Рубит дрова. – отвечают ему.

А что делает второй гном? – пилит дрова, - отвечают ему.

Гном Путалка

Жил очень смешной гном. Его все называли Путалка. Он был очень рассеянный .

Вместо шапки на голову надевал носок, неправильно застегивал пуговицы, левый

ботинок одевал на правую ногу. Но он путал не только свою одежду, но и слова.

Пришли к нему однажды гномы и кричат: Путалка, выходи гулять. Путалка высунулся

из окна и отвечает. – Сейчас я вхожу из дома. Гномы ему говорят,- опять ты все

перепутал. Когда ты выходишь из дома, надо говорить – я выхожу из дома.

Думали, думали гномы, как помочь своему другу и решили, что надо поиграть с ним в

игру «Подскажи слово». Он будет тренироваться в произношении слов и не забудет.



Архив
наши успехи
    Награда за творчество

    Всероссийский семинар «Оценка качества дошкольного образования"

    Успехи наших талантливых воспитанников

    Всероссийская научно-практическая конференция"Современные проблемы образования: поиск, практики, решения" г.Санкт-Петербург

    Повышение квалификации Цветкова Е.А.

    Повышение квалификации Тимофеева С.А.

    Всероссийская олимпиада "Педагогическая практика"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.