182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 27»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Результаты самообследования за 2017 год
     
29 мая 2009

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ОБЩЕСТВО

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ОБЩЕСТВО

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Это связано с появившейся в последние годы негативной тенденцией в состоянии здоровья детей, со снижением темпов роста и развития, уменьшением их функциональных показателей Результаты проведенного мониторинга физического здоровья дошкольников, подтверждают данную тенденцию. Сходные тенденции отмечены во многих регионах страны, поэтому представляется актуальной проблема изучения факторов, определяющих здоровье детей, а также выяснение причин неблагополучных изменений в их физическом и нервно-психическом развитии.

В научной литературе можно встретить множество попыток определить факторы, оказывающие влияние на здоровье населения вообще и детей в частности. Разработаны индикаторы развития негативных процессов, или так называемые факторы социального риска, которые разрушающе действуют на здоровье. К ним относятся:

• социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

• медико-социальные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

• социально-демографические факторы (неполная семья, повторный брак, престарелые родители);

• социально-психологические факторы (семья с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, между родителями и детьми, педагогической несостоятельностью, деформированными ценностными ориентирами);

• криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, проявление жестокости и садизма, наличие приверженцев субкультуры преступного мира).

Формирование здоровья детей, определяющего будущее нации, закладывается в связи с реально действующими в современных условиях факторами. Особо чувствительно здоровье ребенка к воздействиям общества, и прежде всего уровня его социально-экономического развития. Следует отметить, что общество может как способствовать, так и мешать развитию здорового ребенка. Оно может обеспечивать модели поведения, дающие возможность сохранить относительное здоровье или способные препятствовать развитию действий здорового человека. Чем примитивнее степень экономического развития общества, тем ниже качество здоровья детей. При недостаточно высоком уровне развития общества возникают проблемы в воспроизводстве здорового потомства, в политических и экономических сферах жизнедеятельности государства.

Основным фактором формирования здоровья нации, в том числе детей, является уровень материального положения населения. Снижение его отражается на качестве жизни, которое определяется уровнем дохода и созданием жизненных условий, формирующих возможности адаптации в социуме, способности справляться с физическими и эмоциональными нагрузками. Уровень дохода определяет различия в жизненных стандартах количества и качества потребляемых товаров и услуг. Неравенство в жизненных стандартах определяет неравенство возможностей в использовании эффективных мер и способов в борьбе с возникающими отклонениями в состоянии здоровья.

Но данным исследований, социальное расслоение сказывается на процессах роста и развития детей, на формировании здоровья с раннего возраста.

Установлено, что уже с первого года жизни состояние детей в семьях, отличающихся по социальному статусу, имеет явно выраженные особенности: более низкий уровень здоровья имеют дети из семей с низким социально-экономическим статусом. Как правило, дети, воспитывающиеся в бедных семьях и относящиеся к низким социальным слоям, имеют наихудшие показатели здоровья и меньшие материальные возможности для его поддержания и лечения возникающих болезней.

В семьях, относящих себя к различным социальным слоям общества, определена закономерность: со снижением социального статуса резко снижается число детей с опережением морфологических и функциональных параметров и увеличивается доля детей с отставанием в развитии. Иными словами, можно говорить о торможении роста и развития детей в худших социальных условиях и, наоборот, об ускорении их развития в лучшей социальной среде.

У детей, воспитывающихся в семьях, относящих себя к среднему социальному слою, частота отставания по тому или иному параметру физического развития почти в три раза выше, чем в семьях, живущих в наиболее благоприятных условиях, более того, наибольшее число детей с отклонениями в развитии (около 40%) происходит из семей с низким социальным статусом и лишь в пределах 5% - из наиболее благополучных в материальном отношении. Определено различие ценностных ориентации в рамках социальной дифференциации населения. Имени обеспеченные родители в значительно большей мере считают ценностью семью и детей что должно учитываться при решении вопросов демографической политики.

Таким образом, темпы роста и физического развития, ускорение или торможение возрастных процессов связаны с социальным статусом семьи, возможности которого либо позволяют развить генетические задатки полностью, либо подавляют их реализацию.

В обеспечении роста и развития детей, укрепления и сохранения их здоровья существенную роль также играет питание. Известно, что даже незначительное нарушение питания приводит к снижению вероятности оптимального развития и функциональных возможностей к зрелому возрасту, что может проявиться в снижении социальной адаптированности, обучаемости, более ранних сроках возникновения хронических болезней. Распределение самооценок состояния и организации питания отличается в группах населения, относящих себя к различным социальным условиям.

В семьях, где отмечено недостаточное питание, дети, как правило, отстают от сверстников по росту, массе тела и физической активности.

В детском саду и дома

Критерием материального благосостояния любой семьи являются жилищные условия. Материалы нашего исследования определили ведущую роль жилищного фактора в формировании здоровья ребенка. Установлена достоверно высокая взаимосвязь заболеваемости детей и обеспеченности жильем.

По результатам исследования определено также, что здоровье детей в значительной степени определяется здоровьем родителей. При хорошем здоровье матери и отца 82% детей имеют хорошее здоровье и лишь 0,8-1,2% - серьезные отклонения здоровья. При плохом здоровье обоих родителей такие отклонения имеют 18-26% детей. У больных родителей отмечается особо высокая заболеваемость детей на первом году жизни (в 10 раз чаще, чем у здоровых).

Важным фактором, определяющим состояние здоровья детей, является образование родителей, их отношение к своему здоровью, к физической культуре, уровень культуры здоровья в целом. Результаты исследования выявили, к сожалению, низкий уровень культуры самосохранения и ответственности родителей за свое здоровье и здоровье близких. Определено, что низкий уровень образования оказывает наиболее неблагоприятное влияние на физическое развитие детей. У родителей с высоким уровнем образования, как правило, намного меньше проблем с собственным здоровьем и здоровьем детей. Они отличаются не только эрудицией в вопросах укрепления и сохранения здоровья, организации здоровой жизнедеятельности, но и уверенностью в овладении практическими действиями по оздоровлению ребенка и повышению своего физического состояния.

В частности, установлено, что родители, активно занимающиеся физической культурой и спортом, значительно больше осведомлены в вопросах поддержания здоровья и организации здорового образа жизни, более активно используют с детьми разнообразные средства и методы оздоровления. В других же семьях, где родители отличаются пассивностью в занятиях физической культурой и спортом, значительно меньше выражена познавательная активность в приобретении знаний о сохранении здоровья детей и о роли профилактики в формировании здоровья. Поэтому закономерным в этих семьях можно считать наиболее частые случаи заболевания детей и взрослых по сравнению с родителями, обладающими более высокой культурой в сфере здоровья.

Таким образом, здоровье детей определяется комплексом социально-экономических и социокультурных факторов, знание которых позволит эффективно решать вопросы охраны здоровья подрастающего поколения россиян. Определяющим в структуре этих факторов, на наш взгляд, выступает поведенческий фактор, определяющий знания и умения регулировать свое состояние, отношение к собственному здоровью и окружающему миру. Поэтому формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, начиная с раннего возраста, является сегодня важной задачей, требующей особого внимания.



Архив
наши успехи
    Поздравляем Васильева Диму с дипломом II степени в VIII Всероссийском конкурсе "ТЫ ГЕНИЙ"

    Поздравляем наших воспитанников - победителей VIII Всероссийского конкурса "Гордость России"

    Поздравляем с диплом I степени в VIII Всероссийском конкурсе "Надежды России" Болдышеву Е.Н.

    Диплом I степени получила Болдышева Е.Н. за участие в VII Всероссийском конкурсе "ТЫ ГЕНИЙ"

    Поздравляем инструктора по физической культуре Фролову Елену Анатольевну с победами в конкурсах.

    Поздравляем Залесскую Софью и Ларикова Павла с Дипломом за артистизм и исполнительское мастерство!

    Поздравляем театральный коллектив "Солнечный зайчик" !

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.