11 октября 2009
Рекомендации родителям по оздоровлению.
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. По степени воздействия на личность трудно выделить другой социальный институт, который мог бы сравниться с семейным. Однако, в силу объективных и субъективных причин отмечается снижение воспитательной функции семьи. Педагогическая некомпетентность родителей ведет к нарушениям психического и личностного развития детей, а значит, и к проблемам в области семейного здоровья. Именно поэтому, проблема взаимодействия ДОУ с родителями, поиск эффективных форм и методов была, есть и будет актуальной. Особенно актуальной она становится, когда мы говорим об оздоровительной деятельности в семье, ведь прежде всего в семье закладываются основы личности, сознания ребенка, модель здорового образа жизни, которую во взрослой жизни ребенок будет подсознательно реализовывать. Таким образом, чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к здоровью следует формировать прежде всего у родителей. Нами была определена основная цель взаимодействия с родителями: создать условия для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей. Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно: 1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи. 2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье. 3. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Система работы по взаимодействию с семьей по оздоровлению детей ведется по следующим направлениям: 1. Организация режима дня. 2. Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима. 3. Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий. 4. Полноценное питание. 5. Обеспечение гигиенической обстановки и условий для воспитания детей. 6. Создание атмосферы психологического комфорта. 7. Обеспечение безопасности детей. Организация режима дня Главным в режиме дня детей дошкольного возраста является бодрствование, включающее обязательные занятия по развитию ребенка. Продолжительность дневного сна в возрасте 3-5 лет — 2 часа, к концу дошкольного возраста — 1, 5 часа. При составлении режима дня ребенка важно четко учитывать только основные его компоненты: длительность сна, интервалы между приемами пищи, продолжительность занятий, пребывание на свежем воздухе. Период с 14 до 16 часов является самым неблагоприятным для любой деятельности детей. Ломка установившегося распорядка жизни ребенка особенно трудна. Следствием ее могут явиться срывы в высшей нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды. Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребенка, то он легко к нему привыкает. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление и создает условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребенка легко подчиняться семейному распорядку. Ребенок дошкольного возраста, кроме ночного сна, нуждается и в полноценном дневном отдыхе. Наиболее полезен дневной сон на воздухе. Комнату перед сном обязательно проветривают. Во время сна целесообразно оставить открытым окно или хотя бы форточку. Сну должна предшествовать определенная подготовка. Необходимо предложить ребенку опорожнить кишечник и мочевой пузырь (дети дошкольного возраста должны это делать самостоятельно). Малыш должен умыться перед ночным сном и почистить зубы. Укладывая ребенка, надо проследить, чтобы снятая одежда была аккуратно сложена, надета ночная рубашка или пижама, чтобы он лег в постель на правый бок и положил поверх одеяла левую руку. Затем малыша оставляют одного, не ожидая, пока он уснет. Можно поддерживать такой ежедневный ритуал, облегчающий засыпание, как прослушивание любимой детской песенки или просмотр телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши!» Ночной сон у детей обычно глубокий, и строгое соблюдение тишины необязательно. Следует иметь в виду, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30-40 минут до сна следует занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием. Приводим примерный режим дня для детей, не посещающих детский сад (по В. Е. Васильевой и А. Ф. Каптелину) 1 Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание 7.00-8.00 2 Завтрак 8.00-8.40 3 Игры и занятия дома 9.10 -10.00 4 Прогулка и игры на свежем воздухе 10.10 5 Обед 12.30-13.20 6 Дневной сон (при открытых фрамуге или окне, на веранде) 13.30-15.30 7 Свободное время для спокойных игр и приготовления к полднику 15.00 -16.00 8 Полдник 16.00 9 Прогулка и игры на свежем воздухе 16.30 10 Ужин 18.30 11 Свободное время, спокойные игры 19.00 -20.00 12 Ночной сон 20.30 Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима. Движение и ребенок — понятия не разрывные. Надо радоваться, если ребенок растет подвижным и непоседливым. Он развивается в движении. Бабушки, особенно неработающие, стараются его одергивать и усмирять. Живой ребенок и подвижный — нормально, а вялость и медлительность ребенка — основание, чтобы поинтересоваться, отчего это. Ребенок подрос и вышел во двор. Первый вопрос взрослым: куда исчезли дворовые игры? Вопрос второй — откуда появились многосерийные детективы по телевизору? Вопрос третий — кто придумал огромное количество так называемых тихих игр (дети — само послушание! — играют теперь в разные головоломки, никому не мешая). Однажды в телевизионной передаче показывали замечательных детей. Они занимались созданием моторчиков для саней и лыж. Хорошо поработав, они придумали много разных моделей. Те модели демонстрировали в передаче, а ребят заслуженно хвалили. И только один мудрый член жюри сказал: «Лучше было, если бы они делали санки без моторчиков и тут же на них катались, памятуя о прекрасной поговорке «любишь кататься, люби и саночки возить». Для их возраста это главнее». Оглянитесь по сторонам. Сколько детей выстаивают на остановках, чтобы проехать один, два, три квартала? Хотя для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 25 — 30 тысяч шагов. Хорошо, если он набирает половину этой нагрузки. Никоим образом не возражая против чистоты в школах, против технического, художественного, вокального, лингвистического, столярного, кораблестроительного и прочих увлекательных занятий, подчеркиваю, что главное все-таки здоровье детей. Здоровье ребенка — это не только радость в доме, но и реальная возможность для вашего сына или дочери увлекаться многими интересными делами, накапливать учебные знания, а в дальнейшем выбрать профессию по душе и приносить пользу государству. Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий Оглянемся по сторонам. Разгар зимы, нормальной зимы последних лет. И дитя — того возраста, когда из горизонтального положения в коляске переходят в вертикальное, на улице. Словно пушистый ком — в подпоясанной шубке, наглухо перетянутый шарфами, на толстых, негнущихся ногах, уплотненных тремя колготками, — дитя молча стоит на одном месте, как на постаменте. И в глазах его недетская печаль. Изредка ребенок пытается нагнуться и подхватить снежок непослушной рукой — не получается. А вскоре его, обливающегося потом, волокут в дом вечно поспешающие родители или воспитательницы детсада. Осоловевшее в «меховой бане» дитя раскручивают, словно снимают листы с капусты, и является оно ослабленным и потным, словно вышедшее из парной. И стоит где-то распахнуться двери или подуть из незаклеенного окна, как ребенок простужается и начинает болеть. Оглянемся. Мимо нас бегут те, кто вступил в возраст «подростковой ошалелости». На них курточки из «рыбьего меха» и синтетические шапочки на макушках. Шмыгая синими носами, они безмятежно поедают мороженое, какое в наших широтах продается во все времена года! И это то самое дитя? Да! Что же произошло? Да ничего особенного. Дитя подросло, и в нем, расшвыривая шубы, шарфики, шапки и колготки, взбунтовалась мудрая природа. Движение — лучшее состояние для развивающегося организма! Ученые давно доказали: дети должны мерзнуть, увеличивая сопротивляемость организма. Оглядываясь на жизнь детей, «закованных» в меха, все больше думаю, что изнеженность овладела нашими детьми и не отпускает взрослыхО том, как избежать простуд, написано предостаточно. Как же нужно закаливаться? А вот на этот вопрос надо отвечать индивидуально. Детей надо закаливать не только потому, что они отрывают мам от работы, — они сами вырастают во взрослых, подверженных простудам. Образ жизни детей создают взрослые, которых трудно заподозрить в незнании основ развития детского организма. Но получается так, что взрослые ограждают ребенка от движений, а затем разводят руками, удивляясь росту детских заболеваний, и тут же создают планы мероприятий по их ликвидации. Умывание — самый доступный вид закаливания водой. Детям с возраста 1, 5 года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди. Начинать надо тепловатой водой (30-32 градуса), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание (до 2 минут) проводят после воздушной ванны. Можно также применять обливание ног. Рекомендуется контрастный метод, когда поочередно используется то горячая, то холодная вода. Обливают обычно стопу и 2/3 голени первоначально в течение 6-8 секунд водой с температурой 38 градусов, затем здоровых, крепких детей подвергают обливанию в течение 3-4 секунд водой с температурой 18 градусов, а часто болеющих, незакаленных — 28 градусов Цельсия. В первом случае проводят четырехразовое чередование воды, во втором — трехразовое. Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание проводят обычно после дневного сна. Закаливающим эффектом обладает и гигиенический душ, если он завершается обливанием холодной водой. В домашних условиях вместо обливания ног можно использовать такой способ закаливания, как «топание в тазу» в течение 2-5 минут, а также игру с водой (местная ручная ванна). Начальная температура воды при этом — 28 градусов, постепенно она снижается до комнатной. Закаливает и обычное ежедневное купание в ванне, если оно проводится при температуре воздуха не выше 22 градусов, воды — 35 градусов и завершается обливанием более прохладной (32 градуса) водой. Купание в реке, озере, море разрешается детям после 2 лет один раз в день при безветренной погоде, если температура воды не ниже 23 градусов, а воздуха — не менее 25 градусов. Продолжительность купания — до 5 минут. Глубина воды при этом должна быть не выше пояса детей. В купании ребенка в открытом водоеме обязательно должен участвовать взрослый. После купания малыша следует вытереть, надеть панамку и не держать его долго на солнце. Прекрасной закаливающей процедурой для детей дошкольного возраста является плавание в бассейне. Доказана огромная оздоровительная роль регулярных занятий плаванием с грудными детьми (начиная с 3-4 недель жизни), благодаря которым в процесс дыхания вовлекается больший, чем обычно, объем легких, что повышает их жизненную емкость и способствует лучшему обогащению крови кислородом. Такие занятия являются важным фактором профилактики заболеваний органов дыхания. Дети, с которыми регулярно занимаются плаванием, становятся жизнерадостными, спокойными, имеют хорошую двигательную активность, завидный аппетит и крепкий сон. Занятия проводятся дома и в бассейне. Двух-трехлетним детям полезны воздушные ванны, которые сочетаются с утренней гимнастикой. Ребенок занимается в легкой одежде (трусы, майка, тапочки) при температуре воздуха в комнате 18-20 градусов, после чего умывается холодной водой (рук и до локтей и грудь до пояса). Прохладный воздух положительно воздействует на ребенка во время ежедневных 2-3-разовых прогулок на улице при температуре воздуха не ниже -10 градусов. Очень полезная закаливающая процедура, существенно снижающая частоту простудных заболеваний, — хождение детей босиком. Приучать к нему ребенка нужно постепенно. Сначала малышу дают возможность побыть без обуви некоторое время на разостланном одеяле или ковре, затем в теплые летние дни ему позволяют несколько минут побегать по нагретому песку или траве. Вначале продолжительность хождения босиком не должна превышать 30-40 минут в день. Постепенно она увеличивается. Когда малыш приучен к таким условиям, ему можно позволить короткое время побегать босиком зимой по полу теплой квартиры, летом — по нагретому солнцем асфальту. Дошкольник, приученный к хождению босиком в теплой комнате зимой, может с пользой для здоровья в теплое время года бегать без обуви постоянно и дома, и во дворе. Ходьба босиком не исключает и не заменяет других видов закаливания, в первую очередь водных процедур, которые проводят при постепенно понижаемой температуре: вначале температура воды 35-36 градусов, затем каждую неделю ее снижают на 1 градус, доводя в зимнее время до 28, а в летнее до 25-24 градусов. Одно из самых эффективных закаливающих средств — солнечные ванны, которые, однако, для детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста должны быть строго дозированы (до 1 года вообще не используются). Солнечной ванне должна предшествовать воздушная. Первоначальная длительность солнечной ванны 5 минут, каждый день она может увеличиваться на 1-2 минуты. Лучшая пора для закаливания — лето. Разумно проведенное лето помогает предохранить малыша от простудных заболеваний в холодное время года. Лучше, если отдых ребенка организуется в родных местах с привычными климатическими условиями. Сосновые и лиственные леса, озера и реки средней полосы страны — лучшее место для отдыха детей. Аромат хвои и трав не только приятен, но и полезен, таит в себе большую целебную силу. Свежий сухой воздух, содержащиеся в нем мельчайшие частицы эфиромасличных веществ очищают легкие, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают общий тонус организма. Если родители отдыхают с детьми на юге не больше месяца, то им нужно учесть, что адаптация ребенка к новому климату (равным образом, как и реадаптация по возвращении домой) протекает у него более длительно и болезненно, чем у взрослых, и продолжается около двух недель. Поэтому пребывание на юге маленьких «северян» если и целесообразно, то на протяжении 2-3 месяцев, кроме случаев, когда дети нуждаются в специальном лечении. Во время отдыха на юге ребенка в течение первой недели обтирают по утрам после гигиенической гимнастики подогретой до 28-30 градусов морской водой, постепенно снижая ее температуру до обычной в море. Только после этого можно начинать морские купания. Если малыш боится воды, не следует заставлять его купаться, а приучать к воде постепенно, через игры. Длительность купания с 2-3 минут может быть постепенно увеличена до 10 минут при условии активного поведения ребенка в воде (плавание, игра в мяч). Перед купанием малыш должен отдохнуть в тени под навесом. После купания его надо вытереть махровым полотенцем, сменить трусики на сухие и вновь увести его в тень. Категорически запрещается детям входить в море сразу после солнечной ванны или оставаться в мокрых трусах после купания. Нельзя допускать и длительных игр на берегу на холодном мокром песке или в воде у берега, когда ноги охлаждаются, а тело нагревается солнцем. Максимальная частота купания детей-дошкольников - 2 раза в день. Прогулки на свежем воздухе — также эффективное средство закаливания детей. Особенно полезны они в солнечную погоду в «кружевной тени» (под деревьями). Прекрасным местом для прогулок с малышом являются парки, сады, скверы. Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок. Каждый ребенок нуждается в максимально длительном пребывании на свежем воздухе (в зимнее время не менее 3-4 часов), конечно, при этом не следует нарушать режим. Для прогулки его надо одеть в соответствии с температурой воздуха, влажностью, силой ветра, имея в виду, что при той же температуре влажный воздух холодит больше, чем сухой, а ветер усугубляет охлаждающее действие воздуха. Во время прогулки не следует закрывать малышу нос и рот. Одежда должна быть достаточно теплой, но в то же время легкой, не стесняющей движений. Захваченные с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. д. заставляют малыша больше двигаться, бегать. Не следует прекращать прогулки во время болезни ребенка, если врач не отменил их: свежий воздух — хороший помощник в борьбе с инфекцией. Очень важно, чтобы ребенок сам стремился к свежему воздуху, солнцу, воде. Задача родителей — оказать определенное психологическое воздействие, чтобы ребенок понимал необходимость закаливающих мероприятий для его здоровья. Полноценное питание Все доброкачественные продукты для здорового ребенка безвредны в любых комбинациях, хотя все же есть более и менее целесообразные сочетания. Например, полезно сочетание гречневой каши с молоком, при котором усвоение белка происходит наиболее полно, мучных изделий — с творогом, мясом или рыбой, хлеба — с молоком или простоквашей. Конечно, не следует отдавать предпочтение каким-нибудь одним продуктам в ущерб другим: ребенку необходимы все пищевые вещества, ведь даже такие полноценные белковые продукты, как мясо и творог, при избыточном потреблении могут приносить вред организму, а лишенная в целом питательных веществ клетчатка (растительные волокна) овощей и фруктов полезна и необходима организму, так как способствует усилению перистальтики кишечника и регулирует его деятельность. В суточном наборе продуктов для детей дошкольного возраста норма картофеля составляет 220 г, овощей разных — 250 г, свежих фруктов — 150 г, сахара — 55 г, кондитерских изделий — 10 г, масла сливочного — 25 г, растительного — 9 г, мяса — 100 г, рыбы — 50 г, сметаны — 15 г, сыра — 5 г, хлеба пшеничного — ПО г, ржаного до 60 г. Дети часто отказываются от черного хлеба, предпочитая белый. С этим не следует соглашаться, так как черный хлеб полезнее. Дневной объем пищи для детей 6-8 лет увеличивается до 1,8 кг, 8-9 лет — до 2 кг. Чай следует давать некрепкий (жидкий), вместо натурального кофе лучше использовать его заменители. И чай, и кофе должны состоять на 2/3 из молока. Это же относится и к какао, которое можно включать в меню здоровых детей не чаще 1-2 раз в неделю. Необходимо следить за соблюдением указанного объема блюд, так как достаточное по калорийности и питательности, но малое по объему количество пищи не вызывает насыщения и может привести к запорам. Избыточные объемы пищи также могут нарушить нормальную функцию пищеварительных органов. Количество жидкости для питья колеблется в зависимости от времени года. Потребность ребенка в воде в 3-4 раза больше, чем взрослого человека, поэтому резко ограничивать потребление им жидкости нельзя. Но чрезмерное питье небезвредно, так как способствует вымыванию из организма витаминов и минеральных солей. Следует учить ребенка пить воду небольшими глотками: выпитая залпом, она даже в большом количестве меньше утоляет жажду. Лучше использовать минеральную воду или воду с ягодными или фруктовыми соками. Некоторые дети просят пить перед началом еды, другие — во время приема пищи. Отказывать в просьбе ребенку не следует, целесообразно следить только, чтобы он пил немного, несколько глотков. Наиболее частой ошибкой в организации питания детей дошкольного возраста является недостаточное включение в рацион овощей, особенно сырых. Современные дети в большинстве не знают вкуса репы, брюквы, тыквы. Им редко предлагают редьку, зеленый салат, свеклу. Между тем даже зимой в рационе ребенка по-прежнему ежедневно должны присутствовать сырые растительные продукты, обладающие высокой биологической ценностью. Характер питания детей в летнее время несколько изменяется. При высокой температуре окружающего воздуха угнетается выделение пищеварительных соков и тормозится моторика желудочно-кишечного тракта, ухудшается аппетит. Поэтому калорийность питания в жаркую погоду должна быть снижена. Рационально ограничить ее за счет уменьшения количества жиров и предпочтительного отношения к блюдам из продуктов, которые не требуют для переваривания большого количества пищеварительных соков (кефир, ацидофилин, простокваша, творог, фрукты и овощи). Для возбуждения аппетита первые блюда летом желательно давать в виде холодных овощных или фруктовых вегетарианских супов. Не следует давать детям очень горячую или очень холодную пищу. Родители обязаны воспитывать у детей уважение к любой пище, особенно к хлебу, объяснять, что все продукты питания созданы трудом людей. Мягко, но настойчиво надо добиваться, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, не играли хлебом. Дети должны знать, что во время еды необходимо поддерживать порядок и чистоту и не смахивать на пол крошки или кусочки пищи. Очень важно внушить им, что есть можно и нужно только за столом, с соблюдением должных гигиенических условий, что нельзя есть на ходу, это негигиенично и некрасиво. С раннего детства важно осуществлять профилактику ожирения следует осуществлять с раннего детства. Рациональное питание должно исключать и голод, и переедание. Для снижения аппетита кормить полных детей следует 6-7 раз в сутки, чтобы перерывы между едой были не более 2,5-3 часов, соблюдая показанные по возрасту суточный и разовый прием пищи. Чтобы ребенок при этом не ощущал голода, ему даются большие порции малокалорийной пищи. Многие виды пищи обладают способностью разбухать в желудке, что при медленной еде быстро вызывает чувство насыщения. Полным детям показаны диетические хлебобулочные изделия, в частности белковый хлеб, в котором вдвое уменьшено количество крахмала, то есть углеводов, и увеличено количество белка и который дольше задерживается в желудке и поэтому обеспечивает чувство сытости на больший срок. Из первых блюд предпочтение нужно отдавать овощным (вегетарианские щи, борщ, овощные супы, суп-крем, суп-пюре, свекольник и т. д.). Можно готовить молочный суп с небольшим количеством гречневой, овсяной или перловой крупы. Рис и макаронные изделия не разрешаются. Завтрак и ужин полных детей должны состоять из разнообразных овощей, приготовленных различными кулинарными способами. Особенно хороши баклажаны, зеленый салат, лук, редис, редька, огурцы, помидоры, объем которых можно не ограничивать, а давать до ощущения сытости. Широко используется сырая капуста, обладающая низкой калорийностью и препятствующая превращению избытка углеводов в организме в жиры. Картофеля не должно быть больше суточной нормы. Давать его лучше в вареном или запеченном виде, можно тушить. В рацион полных детей рекомендуется также включать продукты моря: кальмары, креветки, морской гребешок, морскую капусту, пасту «Океан». Все они богаты минеральными веществами, в них мало углеводов и жиров, то есть как раз того, что необходимо исключить из рациона. К тому же они способствуют нормализации жирового обмена. Каши, мучные изделия и сладости из меню полных детей исключаются. Лишь изредка в виде поощрения можно давать ребенку 1-2 штуки пастилы, зефира, мармелада или ограниченное количество кондитерских изделий на ксилите (батончики, печенье, вафли). По возможности половину суточного рациона сахара (25-30 г) лучше заменить ксилитом или сорбитом. Категорически запрещаются мороженое, торты, шоколад, лимонад, сдоба. Не рекомендуются консервированные фрукты и соки, в которых много сахара, острые приправы, маринады, повышающие секрецию пищеварительных соков и усиливающие аппетит. Ужинать полные дети должны не позднее 19 часов. Если ребенок не может уснуть из-за чувства голода, можно предложить ему кефир, ацидофилин или простоквашу, либо дать яблоко, морковь. Обеспечение гигиенической обстановки и условий для воспитания детей Правильный уход за ребенком дошкольного возраста помогает выработать необходимые гигиенические навыки и имеет огромное воспитательное значение. Комната ребенка должна быть светлой, уютной, постоянно проветриваться (3-4 раза в сутки зимой, а летом окно или форточка при хорошей погоде должны быть постоянно открыты), температура воздуха в ней должна быть 18-20 градусов. Необходимо все окружающие ребенка вещи и предметы содержать в чистоте и порядке, ребенка следует активно привлекать к уборке комнаты. Мебель должна соответствовать возрасту ребенка. При высоком стуле нужна подставка под ноги, при низком — на сиденье стула, чтобы расстояние от сиденья до стола соответствовало локтевой точке опущенной руки сидящего ребенка плюс 2-3 см. Основное требование к одежде и обуви дошкольников — ее рациональность, полное соответствии размерам, форме стопы. Одежда и обувь должны обеспечить ребенку комфорт и благоприятный микроклимат. Большое внимание должно уделяться обучению ребенка в дошкольном возрасте правилам личной гигиены, воспитанию у него привычек к чистоте и опрятности. Следует приучать ребенка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения. Моют ребенка и стирают его белье только детским мылом, которое можно заменять ланолиновым, косметическим, спермацетовым, яичным. Хозяйственное мыло для детской кожи неприемлемо. Купать ребенка в возрасте 3-4 лет следует ежедневно, а в 4-5 лет — через день. Температура воды должна быть 37-39 градусов тепла, продолжительность купания 15-20 минут. Мыть голову малышу достаточно один раз в неделю, если волосы сухие — можно один раз в 10 дней, используя детское мыло или детские шампуни. Волосы ребенка надо подстригать так, чтобы он смог сам их причесать. Для развития и закрепления гигиенических навыков можно использовать повышенную склонность детей к подражанию. Ребенку надо показать, как правильно умывать лицо, мыть руки. Сухую обветренную кожу рук после мытья рекомендуется смазывать детским кремом и втирать глицерин-желе либо душистый глицерин. Важно регулярно обрезать ногти. Если образовались заусеницы, их нужно осторожно обрезать маленькими ножницами и прижечь йодом или зеленкой. Если ребенку регулярно не стригут ногти, они вырастают длинными и обламываются. Ребенку это неприятно, и он начинает их обкусывать. Постепенно возникает привычка постоянно грызть ногти. Систематический уход за ногтями исключает появление вредного навыка. На руках у ребенка могут появиться бородавки. Следует иметь в виду, что они заразны. Для их удаления и лечения лучше всего обратиться во врачебно-косметический кабинет. Ноги ребенка каждый вечер надо мыть теплой и ополаскивать холодной водой. Это позволит сохранить здоровой их кожу. Полезны специальные упражнения для ног, особенно для предупреждения плоскостопия (ходьба босиком по неровной поверхности, попеременно на носках и пятках, перекатывание ногами шариков, подтягивание пальцами ног коврика, захватывание палочек). Если родители, приучая ребенка к аккуратности, постепенно доверяют ему выполнение отдельных действий, то уже в 3 года ребенок может самостоятельно мыть руки, умываться, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, а также обуваться и разуваться при небольшой помощи взрослых, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды. Если же до трех лет ребенку не привиты основные гигиенические навыки, то позже ему, занятому другими увлекательными делами, будет попросту неинтересно их осваивать. При пользовании туалетом ребенка необходимо научить самостоятельно садиться на вкладыш для Унитазов, пользоваться туалетной бумагой и обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета. Необходимо ежедневно перед сном подмывать детей. Подмывание половых органов мальчиков и девочек выполняют тщательно вымытыми руками. Эта процедура до 5-6-летнего возраста проводится взрослыми, а затем самим ребенком. Трусики детям надо менять ежедневно. Надевать колготки без трусов негигиенично. Тщательное соблюдение чистоты — это не только метод сохранения здоровья ребенка в настоящем, но и залог его чистоплотности в будущем. К гигиеническим навыкам относится и внимание к внешнему виду. Ребенок не должен ходить со спущенными колготами или расстегнутыми сандаликами, в грязной одежде. Он обязан сам исправить небрежность в туалете или обратиться за помощью к взрослому. Детям необходимо внушить, что каждую вещь туалета, игрушки и другие принадлежности всегда нужно класть в определенное место. При отсутствии целенаправленного воспитания полезных трудовых и гигиенических навыков могут возникнуть вредные привычки. Некоторые из них являются следствием неправильного ухода за дошкольниками. У ребенка, не приученного пользоваться носовым платком, в носу образуются корочки, которые он пытается отковырнуть пальцем. Повторение таких действий формирует привычку ковыряться в носу. Плохая привычка — брать пищу немытыми руками, есть на улице, в транспорте или других общественных местах чаще всего прививается родителями, предлагающими ребенку что-либо съестное в этих неподходящих условиях. Помните, что недостаточный уход за половыми органами ребенка, редкое подмывание, наличие мелких глистов остриц, тесные, с грубыми швами трусы, неправильная установка седла в детском велосипеде могут стать причиной онанизма. Заключение Прежде всего, мы стараемся выразить свое желание помочь родителям в заботе о сохранении и укреплении здоровья детей, подчеркнуть значимость позиции родителя в этом вопросе, ведь он – главный. На данном этапе оформляется наглядная агитация с советами и рекомендациями по оздоровлению детей в семье. Информация на стендах, выставках, объявлениях всегда лаконичная, краткая, что легко воспринимается; все материалы эстетично оформленные, на специальных стендах. Представленная система работы по взаимодействию с семьей диктует такой образ жизни всех участников образовательного процесса, когда не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области здорового или нездорового поведения.
Архив |