182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 24» «Родничок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
9 февраля 2010

О Родине, Отечестве, войне.

Беседа между В.Т. Ивановой и Крыловой Н.М. авторами программы «Дом радости» посвящается умным родителям и воспитателям детских садов, желающих вырастить детей патриотами своей Родины.

Крылова Н.М.

- Как нам, взрослым, рассказать детям дошкольного возраста о том, что такое Отечество, Родина, День защитника Отечества, война, День Победы.

Воспитатель:

-Мы говорим детям про День защитников Отечества и День Победы. Мы хотим, чтобы дети сопереживали со взрослыми эти события.

Крылова Н.М.:

А как вы объясняете детям эти два слова: Родина и Отечество?

Воспитатель:

- Эти слова имеют немного разный смысл. Отечество – это вся Россия. Это те, кто живут в России, в Отечестве. Отечество – это все мы, люди разной национальности.

Мы живём в одной стране, но мы все соотечественники. Мы живём дружно: это и будет Отечество.

А Родина? Когда мы говорим Родина, то говорим о том доме, маленьком кусочке этой огромной территории, где мы живём. И он, вот этот маленький кусочек нам очень дорог. Мы живём, здесь наши мамы и папы, бабушки и дедушки, наши родственники, здесь мы знаем улицу, дом, и всё , что нас окружает. И у всех других народов, и у других людей тоже есть места родные, которые очень дороги тем, кто здесь родился.

Для формирования понятий Родина и Отечества мы используем набор открыток, фотографий, иллюстраций.

- Когда мы говорим об Отечестве, мы говорим: что много лесов, широкое поля, на которых выращивают рожь, пшеницу, выращивают хлеб. Это деревни, это города и посёлки, и это большие города, которые мы узнаём по фотографиям, по тем признакам, которые к этому городу относятся. Кремль, Кремлёвские башни – это Москва, главный город, а если мы говорим Адмиралтейство, то это знак другого города, Петербурга. А если говорим река Ловать, памятник А. Матросову, проспект Ленина, драмтеатр, фонтаны, то это город Великие Луки.

В нашей огромной стране живут люди, которые прославили Отечество своими делами. Это А.С. Пушкин – поэзия которого известна во всём мире. Это Чайковский – музыку которого исполняют во всём мире. Это Третьяков, который построил дом в Москве, собрал туда картины русских художников, - музей русского искусства. Там и Шишкин, и многие те, которых вы знаете.

И он славит Россию как мастерицу писать такие пейзажи, которые за сердце берут.

Это наука. Ломоносов первый наш учёный, который тоже признан во всём мире. Но в давние времена жил ещё один человек, который первый в России начал печатать книги. И в давние времена жили Минин и Пожарский, которые собрали ополчение и помогли освободить Москву от человека, который пришёл с тем, чтобы царствовать в Москве. (показать этот памятник на Красной пл. в Москве).

Отечество защищают те, кто умеет воевать, кто умеет встретить врага.

Так мы наглядно покажем, какая наша Отчизна, какая она большая, какие люди живут в нашей стране, и чем они славят своим трудом свою Родину, свою Отчизну.

А вот мы когда говорим Родина, т.е. там, где я родилась. Вот тот кусочек большой Отчизны: город Великие Луки, где есть р. Ловать, драмтеатр, крепость, фонтаны, красивые дома и улицы…

Я люблю эту улицу, детский сад, все дома на этой улице, люблю и знаю свой двор, улицу, город, здесь прошло моё детство и проходит ваше детство.

« Вот моя деревня, вот мой дом родной…».

Крылова Н.М.:

- Вот война. Как объяснить детям, что такое война?

Воспитатель:

- Война – это беда. Чтобы рассказать, что такое война. Надо раскрыть те действия, которые понятны детям, и которые можно сопереживать. Война – это разорённый дом. Война – это потеря того, кого ты любишь.

Вот когда ребёнок это почувствует, будет сопереживать вместе. Тогда он и почувствует, что война – это очень плохо.

Крылова Н.М.:

- Родина. Отчизна. Война. Как связаны эти слова?

Воспитатель:

Война без объяснения ребёнку, что такое Родина и Отчизна будет непонятно.

- Мы ребенку наглядно показали, как хороша наша Отчизна, т.е. та большая территория, на которой живут люди, и живут дружно, и никому не угрожают, хотя территория очень большая, и очень богатая - это с одной стороны.

А с другой стороны мы показали тех людей, которые славят Отчизну.

А теперь надо показать, что тот маленький кусочек, где ты родился очень дорог, и что надо его защищать, потому что соседи у нас не очень дружные и могут на нас напасть. Вот так и случилось.

Фашисты решили завоевать всю Европу. Завоевали Чехословакию, Францию, Литву и Польшу, и подошли к нашим границам. Когда они подошли к нашим границам, солдаты были умелые, они были хорошо вооружены. Но фашисты, пока захватывали чужие страны, они научились воевать. И поэтому они смело перешли границу, чтобы захватить всю нашу Отчизну. А мы берегли всю её, нам дорога вся Отчизна, но каждый кусочек ещё дороже. Но если ты даже сильный человек, а на тебя нападут пять вооружённых, сумеешь отбиться? Не сумеешь. Вот так и случилось. Вражеские войска, фашисты перешли границу и дошли очень быстро до Ленинграда.

И решили, что штурмом возьмут Ленинград. А это ведь Ленинград! Он был заложен, построен как крепость. Ленинград охраняет Балтийское море, Арктика, и с севера подход почти невозможен. Но штурм не получился, и тогда враги окружили город Ленинград. Начались дни блокады. Когда враг обстреливал город, бомбил и разрушал дома, разрушал нашу красоту. Но тот, кто жил в Ленинграде, сберегал красоту. Сняли скульптуры коней с Аничкиного моста и закопали в землю. Сняли статуи в Летнем саду и тоже закопали в землю. Чтобы сохранить красоту, мешками с песком обложили памятники, которые хотели сохранить. Если попадет осколок, то не повредит. Но армия защищалась, не пускала врага в город. Надо было как-то им помочь. В армию ушли и папы, и мамы, ушли те, кто могли сражаться, оружием защищаться. А остались те, кто работал на заводах и на фабриках, делал гранаты, снаряда, патроны, отливал металл. И сколько враг не старался, все равно в Ленинград не вошел. Ни разу нога врага по Ленинграду не ходила.

Тогда враги пошли на Москву. Москву тоже не удалось взять. Тогда пошли на Сталинград. Но в Сталинграде развязалась такая битва, которая сломила врага. Враг попал в окружение, силы потерял, но, сражаясь, вынужден был отступать, и территория нашего Отечества была освобождена. И мы перешли границу, и пошли дальше, и дошли до Берлина. И когда враги признали, что они проиграли войну, не победили, то тогда мы тоже ушли и остались на своей территории, в большой стране, в своем Отечестве.

В честь этой победы в Ленинграде поставили памятник. Его поставили на площади Победы, при входе в город. Отсюда начинается дорога на Москву.

И вот здесь памятник тем, кто отливал металл, памятник тем, кто берег красоту и укреплял оборону. Вот мать, провожает в бой совсем молоденького сына, который будет защищать город, потому что солдатам и матросом надо помочь, потому что враг сильный. И тем, кто защищал с оружием - им тоже памятники есть.

Это памятник тем, кто защищал наш город. Мы выгнали врага, мы защищались, мы теряли дорогих людей, и в память о них мы зажгли вечный огонь.

Но в Великих Луках есть не только памятники. Есть живой памятник. Когда враг отошел от города, был заложен парк, т.е. парк – это деревья.

Жители г.Великие Луки вышли и посадили деревья в память тех, кто защитил город от врага.

Вот здесь – главная аллея, бюсты (фотографии) тех героев, дважды Героев, танкистов, летчиков. А это живой памятник, он будет долго жить. Деревья будут расти, их посадили маленькими, деревья разрослись, стали большими. И вот мы с вами пришли, вспомнили. Эти деревья напоминают нам, что мы победили.

ЗНАЧИТ, чтобы вырастить защитника Отечества, надо показать всю прелесть Отечества. И когда мы объединяем знания Родины, Отечества, и родины, где ты родился, и Родина – это большая страна Отечество, вот тогда и появляется вот это: надо защитить, потому что я вижу красоту, какие люди здесь, потому что мне раскрыто разговорами кому памятники, кому память – победителям, за что. За то, что они отстояли город, что это далось очень трудно. Вот эти знания объединяют любовь и желание защитить то, что ты любишь.

Крылова Н.М.:

-А как же мы объясняем детям слово «Победа»?

Воспитатель:

- А Победа – это когда враг сдается, когда враг чувствует свое бессилие. Он уже не может ничего сделать. Вот тогда это и будет Победа. Вот мы пришли в главный город: в Париж, и в Берлин пришли, но мы ушли, мы победили, но не захватили. Не захватили чужое государство, не захватили чужие земли. Они тоже по-своему красивы, и там тоже живут люди, и у них тоже есть Родина. И мы им не сделали вреда, и мы ушли от них. Мы только бережем свое Отечество и никому не угрожаем. Но беречь и охранять можно только то, что ты любишь.

Вот если мы покажем красоту, если мы покажем вот эту дружбу народов, что мы бережем каждый кусочек этой огромной Родины. Вот тогда человек будет любить и защищать.

Крылова Н.М.:

- А как мы объясним детям день Победы. Это счастливый день?

Воспитатель:

-Счастливый, потому, что кончилась война. Больше враг не будет разорять дома, больше не будут гибнуть люди. Это Победа.

Крылова Н.М.:

- Но в этот день многие люди плачут и дети это видят.

Воспитатель:

- Радость с горем пополам. У кого-то не пришёл папа, у кого-то мама, кто-то потерял брата, кто-то сестру, то есть Победа далась не просто, а с большими потерями, поэтому и плачут, вспоминая тех, кто защищал, но не дожил до Победы. А мы встречаем Победу, мы помним о том, что Победа была, мы так умеем защищаться, то я думаю, что тот, кто живёт и в это мирное время подумает, что защищать ту страну, Отечество, где ты живёшь надо.

А если не будешь защищать, чем кончиться? Всё разорят,- и ничего не останется – ни красоты, ни людей, придёт враг и будет распоряжаться так, как ему нравится.

Крылова Н.М.:

- Но ведь прошло 65 лет после окончания Великой Отечественной войны. Ну, зачем тогда с дошкольниками говорить о войне, если это дело было так давно. Неужели только для того, чтобы объяснить название этих праздников?

Воспитатель:

- Нет. Если мы покажем такую беду и сколько надо было сделать, чтобы эту беду исправить, тогда, наверное, человек будет расти и понимать, - это надо беречь. Сколько надо было сделать, чтобы эту беду исправить.

Крылова Н.М.:

-К чему может привести то, что мы недостаточно готовы к защите?

Воспитатель:

- А когда я могу быть готовым к защите? Если я буду солдатом. Если я буду уметь защищаться. Но если мы не покажем вот этой беды – войны, какую беду, какие разорения она приносит, тогда зачем быть солдатом?

Получается, что мы ведем работу на контрасте. С одной стороны любование этим богатством нашего Отечества, а с другой стороны – понимание того, что если вдруг это все исчезнет… То есть объяснить войну, не показав детям Отечества, не получится.

Солдатам положено защищать, потому что я не владею оружием. Если враг нападет, обязательно будет оружие, поэтому этот день, День защитника Отечества, особенно мы относим к тем, кто будет защищать. Вот это самое трудное – понять.

Здесь надо будить эмоции так, чтобы это ребёнка коснулось, задело. Вот тогда мы можем сопереживать. А если формально, если ты чувствуешь, что-то не так, отпусти сегодня его, а завтра еще раз вернись к разговору.

Крылова Н.М.:

- Вот праздник 23 февраля. Папаши уже никто не воюет. Праздник мужчин, мы говорим. А в этот день можем мы что-то подвести?

Воспитатель:

- Можно, конечно, если вы начнете разговаривать об этом, начнете говорить. Чтобы любить, надо увидеть, сопереживать. А как вы помогаете. Это не прямая защита. День любого мужчины и женщины, которые создают богатство нашей Родины. Но это богатство умеют защищать только солдаты.

А это когда мама из дома уходит, а малыш один остается, и ему это чувство понятно. Эти эмоции сольются. Это мама кого-то, но своего сына куда-то отправляет. И когда у меня мама из дома уходит, и я один.

Крылова Н.М.:

-Вот сейчас по телевизору целый день о битве. А вообще фильмы будут действовать на детей, на подростков? Будут они это смотреть?

Воспитатель:

- Нет. Детям надо, чтобы было легко и просто, и обязательно с каким-то взрывом. Это хорошо, молодцы, хорошо взорвали. Это не относится ни к нему, ни к кому-то из близких. Это абстрактно, это не трогает. А сейчас этого нет, это уже ушло. Значит, я должна показать на картинках какой-то разрушенный дом, еще что-то и говорить: вот война: дом разрушен, пожар, это очень трудно. Т.е. разбудить эмоции на этих наглядных картинках, сопровождающих мой разговор. Я бужу эти эмоции. У него ничего не возникает от моих слов, если не соединятся с моей наглядностью.

- Когда проходит три поколения, и люди не понимают войны, в этом сейчас и трудность, что если вы начинали говорить о войне в тот момент, когда дедушка не вернулся, он помнил и говорил: дедушка погиб на фронте. У него воспоминания. Это будило эмоции. При разговоре о войне у него был конкретный результат. Можно создать музей. Фотографии людей, которые защищали родину, ставим сюда и говорим: а вот моя семья такая, что и бабушка, и дедушка участвовали в той войне, защищали город, где родились или город, который мы любили, и тем самым защищали Отечество.

Крылова Н.М.:

- А вот то, что во время праздников приходят в военной форме, вот внешне создают встречу с представителями армии. Нужно ли это делать.

Воспитатель:

- Нужно, потому что это дети, очень непосредственны, и им очень интересно, какие пуговицы, как застегнуты, что можно, что нельзя. Ага, воротнички должны быть чистыми. Это я сам делаю, а это… Здесь пуговицы сам пришиваю, сапоги чищу каждый день. Так получается, еще третий шажок. А что же получается, когда нападает враг, и когда он эту красоту всю разрушает. Но до тех пор, пока это не разбудило эмоции (показывает на картины), это не пойдет (показывает рукой на памятники). Тогда это будет формально. Он перечислит. Очень хорошо. Он назовет много хороших памятников, тем более здесь. О, эти с винтовками, а эти с лопатами. Он во всех подробностях расскажет, чтоб полюбоваться этим и все.

Вообще, самый страшный это информационный поток. Самое главное – это работать с эмоциями, сопереживание. А вот некоторые семьи, и в детском саду тоже, собирают фотографии бабушек в военной форме, дедушек. Вот такие-то семейные дела собирают и создают такой маленький музей в группе.

- Это хорошо, будет разговор. Но не сумеем разбудить эмоции, не сумеем сделать так, чтоб ребёнок гордился, чтоб он сопереживал, чтобы он любил тот кусочек, где он родился, ту большую Родину, где он живет, тогда ничего и не получится.

Но а такие вещи, конечно, сразу не получаются. Это надо постепенно, обязательно разговаривать с каждым ребенком, находить тот путь. У одного идет путь через людей, и он приходит к тому, что надо защищать. У другого идет путь через то, что он живет в очень большой стране: вот этот лес, это поле, эти дома. Это огромное Отечество. Вот его это увлекает. С этим там больше разговаривайте, с этим – там. А потом вдруг это соединяется. Вот тут как раз и пригодятся знания. Вот и будет мир и во всем мире. Это не просто. Это надо делать именно с того возраста, когда ребенок начинает задавать вопросы «почему?» Почему Победа? Почему памятник? Кому памятник? Зачем?

- Только через индивидуальную работу с каждым ребёнком вы выйдете на тот уровень отношений, что это становится «моим», т.е. ребенок в этом живет, переживает, его эмоции соответствуют тому, что случается с Родиной. Он начинает любить Родину. Он начинает гордиться Родиной. И своими папой и мамой, бабушкой и дедушкой. Каждому дорога Родина, то место, где он живёт. Если этого не делать, тогда вообще всё развалиться.

Крылова Н.М.:

- Сейчас идут разговоры,- мы дети мира. Зачем нам привязываться к какому-то Отечеству. Мы люди мира.

Воспитатель:

-У нас есть Родина. Кроме Отечества есть Родина. Её можно защищать оружием, а можно словами, переговорами. Только надо уметь, вот тогда-то и нужны очень хорошие знания, чтоб сказать так, чтобы нечего было возразить. Не стоит начинать войну, а стоит выполнять договор - особенно трудное. Ведь если ты уронишь игрушку нечаянно – она разобьётся, тебе жалко. А если кто-то вырвет и бросит, тогда тебе хочется сдачи дать как следует. Вот так и тут. Если человек за что-то погиб и ты знаешь что он защищал и тебя в том числе – это одно. А если человек убил только потому, что есть такой другой злой человек, который не думает, что он делает. Это ж только так, то есть он не хочет думать, что кто-то может погибнуть.

Крылова Н.М.:

- Связана ли защита Отечества с образованием? Нужно ли ребенку знать, что защитник Отечества – это образованный человек?

Воспитатель:

- Конечно, образованный человек знает свою Родину, своё Отечество. Он знает, чем оно богато.

Крылова Н.М.:

- Но немцы же были образованы?

Воспитатель:

- Но смотря куда это образование используют. Одно дело – используют знание на благо страны, где ты живешь, или для того, чтобы напасть. Да, вот они и напали пять человек на одного, используя свои знания. А мы использовали свои знания, чтобы их выгнать. Вот эти пять человек мы и выгнали, потому что знали, за что и зачем мы это делаем.

Крылова Н.М.: В чем смысл объяснения детям сути войны для воспитания ребенка. Почему нужно говорить о войне?

Воспитатель:

- Чтобы он жил и берег своё Отечество и защищал его. Если он будет знать о своём Отечестве – он будет защищать, если Вы покажете всю красоту и эти отношения, где он живет, и покажете, что этот кусочек земли, где ты родился – особенно дорог, не только тебе, но и многим людям.

Крылова Н.М.: А дети должны понимать эти слова: «умер», «погиб»? Часто взрослые считают: не надо детям ни кладбища показывать, ни рассказывать.

Воспитатель:

- Кладбища – надо, но ведь это случилось, потому, что он защищался. И защищал тебя, свою маму, и он погиб, не умер – погиб, его убили. Это и будет разница. Вот это беда, маме трудно. Это наступает момент беды – почему? Потому что были враги. А сейчас врагов нет. А что может случиться? Может так случиться, что кто-то погибнет!? Он не погибнет, он умрет. Его убьют. Это совсем разные вещи. Вот когда так, то он защищал, он отдал жизни за то, чтобы другим было хорошо, а если его убьют только потому, что кому хочется стрелять, то это потеря. Семья, которая с детьми посещает памятные места в городе, возлагает цветы, посещает музеи заботится о будущем не только своего ребёнка, но и всего Отечества.

Славься навеки – город родной:

Родная земля, родные истоки –

Великие Луки – наш город святой!

Славься, наш город,

Славься, народ:

Великой Отчизны – Великие Луки-

Надёжный щит и оплот!

Статья написана по материалам Программы воспитания и образования «Дом радости», заведующей МДОУ «Детский сад № 24 с приоритетным осуществлением познавательного и речевого развития детей» Смольниковой Ниной Николаевной.

Февраль 2010 года



Архив
наши успехи
    Лауреат III степени Ковальчук Милана

    Поздравляем с победой Долгашеву Марину Васильевну!

    Международный конкурс рисунков "Самый добрый мультфильм"!

    Международный конкурс конспектов!

    Всероссийские конкурсы творческих работ: 1) посвященный символу 2021 года "Комплименты для Бычка"; 2) посвящённый празднованию Нового года "И снова в гостях новогодняя сказка...."

    Всероссийский конкурс "Призвание"!

    II Всероссийский конкурс, посвященный Дню матери "О той, что дарует нам жизнь и тепло..."

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.