16 марта 2012
Строение и работа глаза
Строение и работа глаза Глаза – это часть мозга, вынесенная на периферию, а важнейшая часть глаза – сетчатка – является сложнейшим анализатором, соприкасающимся непосредственно с внешним миром. И менно в сетчатке глаза происходит переработка внешней световой энергии в нервные импульсы, поступающие в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Глаза расположены на расстоянии примерно 6 сантиметров друг от друга. Картинки, попадающие на сетчатку двух глаз, несколько различаются. В головном мозге имеются специальные клетки-нейроны, совмещающие воедино образы, поступающие от правого и левого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины пространства. В первые дни жизни взгляд у ребёнка блуждающий, движения обоих глаз не сопряжены. К концу первого месяца жизни у ребёнка отмечается рефлекс слежения и даже фиксации: порой ребёнок может следовать взором за движением зажженной лампочки, останавливать на ней взгляд. К 2-3 месячному возрасту появляется предметное зрение – ребёнок смыкает веки при быстром приближении предмета к глазу (рефлекс опасности), рассматривает свои ручки, узнаёт материнскую грудь. В 6-8 месяцев у ребёнка возникает способность различать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале; в 12 месяцев – узнавать себя в зеркале, а родителей на фотографиях; появляется умение в некоторой степени оценивать расстояние. В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ребёнка ходить и исследовать окружающие удалённые объекты не только с помощью глаз, но и рук; постепенно развивается восприятие перспективы. К о второму году жизни дети могут различать рисунки, а к третьему – иметь уже высокую остроту зрения – вплоть до 1,0 (примерно у 10% детей). Ц ветоощущение у ребёнка появляется приблизительно в двухмесячном возрасте и начинается с восприятия красного цвента. В 6 месяцев ребёнок отчётливо реагирует на красный, жёлтый и зелёный цвета, несколько позже – на синий. Общепризнанного объяснения такого факта пока не существует. Полное цветоощущение формируется к 2-4 годам. П очти все люди родятся дальнозоркими. У маленьких детей по мере роста постепенно развивается нормальное зрения. Изображения внешнего мира начинают совпадать с воспринимающей свет внутренней оболочкой глаза – сетчаткой, что приводит к развитию у детей хорошего зрения. Возрастная динамика зрительных функций Зрительные функции Возраст Светоощущение 5-й месяц внутриутробной жизни Рефлекс слежения Конец 1-го – начало 2-го месяца жизни Рефлекс фиксации 2-й месяц жизни Рефлекс опасности 2 – 3-й месяцы жизни Появление конвергенции 2 – 4-й месяцы жизни Формирование фузии 5 – 6-й месяцы жизни Различение геометрических фигур 6 – 8-й месяцы жизни Зрительные функции Возраст Зрение до 0,3 – 0,5 1 – 2 года Полное зрение 2 – 3 года и позже Цветоощущение: а) появление б) отчётливое в) полноценное 2 – 3 месяцы жизни 6 – 7 месяцы жизни 1 – 1,5 года Поле зрения: а) трубочное б) 1/3 – 1/2 полного в) полное новорожденный 6 – 8 месяцы жизни 2 – 3 года и позже Полноценное бинокулярное зрение 7 – 15 лет
Архив |