182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 21»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ /  
27 мая 2011

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе базисной Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.Бабаевой и др. Наряду с ней реализуются парциальные программы, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников. Это:

- программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой;

- программа экологического воспитания детей «Мы» Н.Кондратьевой;

- программа духовно-нравственного воспитания детей «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Е.А.Губиной, Н.С. Кудряшевой, Г.И.Лугвиной и др. под ред. И.А.Кузьмина;

- программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» А.Авдеевой, О.Князевой, Р.Стеркиной;

с целью коррекции речевых недостатков у детей логопедических групп используются специальные коррекционные программы:

- «Программа обучения и воспитания детей с ОНР» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- «Система коррекции ОНР» Т.А.Ткаченко;

- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищевой.

Годовой план работы детского сада определяет специфику организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом Псковской области «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

ДОУ самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательную программу на основе вышеуказанных программ. Образовательная программа состоит из 5 разделов, образующих целостную систему. Она охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей. Содержание образовательной программы детского сада включает все основные задачи воспитания ребенка через различные виды детской деятельности – игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и т.д., определяя, таким образом, все общеразвивающие и содержательные аспекты образовательной деятельности в ДОУ в рамках реализации образовательной программы.

Педагоги ДОУ - специалисты высокой квалификации, их отличают творческий подход к работе, инициативность, доброжелательность, демократичность в общении, открытость.

Главными аспектами работы педагогов с детьми являются разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию всесторонне развитого ребенка.

В ДОУ используются современные формы организации обучения: занятия проводятся фронтально, по подгруппам и индивидуально, что позволяет воспитателям и специалистам ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребенка.

Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей.

Образовательный процесс в детском саду осуществляется в соответствии с сеткой занятий, которая составлена согласно требованиям нормативных документов Министерства Образования и Науки к организации дошкольного образования и воспитания, санитарно-эпидиологических правил и нормативов, с учетом недельной нагрузки, ориентирован на реализацию ФГТ в переходном периоде.

Обеспечивается координация различных направлений педагогического процесса на основе взаимодействия специалистов узкой профессиональной направленности и других сотрудников: проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания. Тематические планы специалистов и воспитателей скоординированы с учетом места, времени и проведения занятий и режимных моментов.

С целью переключения детей на творческую активность и динамическую деятельность для снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма в режим работ всех возрастных групп введено проведение ежедневных игровых пауз между занятиями, длительностью не менее 10 минут. Проведение физминуток является обязательным при организации занятий статического характера, содержание их определяется каждым педагогом индивидуально.

Занятия, требующие большой умственной нагрузки (математическое развитие, речевое развитие и др.), планируются в наиболее благоприятные дни (вторник, среда, четверг), для профилактики утомления детей эти занятия сочетаются с физкультурными и музыкальными.

Согласно Уставу детского сада в середине учебного года в январе и в летний период для воспитанников организуются каникулы, во время которых исключаются занятия, требующие умственной нагрузки, и проводятся мероприятия музыкально-познавательного и спортивно-развлекательного цикла.

В период адаптации к условиям детского сада дети освобождаются от специально организованной деятельности; основой познавательной, творческой деятельности ребенка в этот период является игровая деятельность. Обучению новому материалу впоследствии ведется индивидуально или подгруппами. Педагог-психолог наблюдает и корректирует воспитательно-образовательный процесс, нацеливает сотрудников детского сада на создание благоприятного, эмоционально-психологического микроклимата в отдельно возрастных группах и в дошкольном учреждении в целом.

Предметно-развивающая среда ДОУ создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных склонностей и интересов, гендернего подхода и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Детский сад оснащен 4 компьютерами, в работе используются 3 принтера, 1 сканер, 1 ксерокс, цифровой фотоаппарат. В двух группах есть телевизоры; в каждой группе есть магнитофон. В музыкальном зале имеются музыкальный центр и домашний кинотеатр.

В методическом кабинете собрана библиотека художественной, методической литературы и периодических изданий.

В дошкольном учреждении уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. В связи с этим систематически обновляется интерьер всех возрастных групп, делается акцент на «одомашнивание» среды развития ребенка. Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных-гигиенических и психолого-педагогических требований. В группах оформлены уголки, оснащенные необходимыми материалами и оборудованием для:

- игровой деятельности;

- продуктивной деятельности;

- познавательно-исследовательской деятельности;

- двигательной активности дошкольников, в т.ч.

• Речевой центр;

• Математический центр;

• Книжный уголок;

• Музыкальный уголок;

• Спортивный уголок;

• Центр строительных игр;

• Центр сюжетно-ролевых игр;

• Кукольный уголок;

• Уголок уединения;

• Уголок природы;

• Уголок детского экспериментирования (Центр воды и песка);

• Уголок художественно-продуктивной деятельности (ИЗО);

• Уголок ряженья или театральный уголок.

Спортивный зал оснащен необходимым спортивным оборудованием. Занятия по ФК в летний период проводятся на отдельной спортивной площадке.

В оформлении ДОУ использованы работы, изготовленные в совместной деятельности педагогов с детьми. В приемных групп и фойе учреждения эстетично оформлены и размещены декоративные панно, информационные стенды, в которых отражается жизнь детского сада, его традиции, новости. В отчетном периоде переоформлен информационный стенд при входе в ДОУ.

Результативность работы педагогического коллектива по программам и технологиям отслеживается с помощью регулярной диагностики, проводимой не реже 2 раз в год. Ее данные анализируются с целью выявления проблемных моментов в развитии детей. Диагностическая информация свидетельствует об устойчивой динамике роста показателей умственного и физического развития детей. Учителями школ, куда приходят наши выпускники, отмечается высокий уровень развития у них произвольности психических процессов, способности к саморегуляции поведения, самооценке. Дети обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения школьной программы.

По результатам образовательной деятельности детский сад является стабильно-работающим дошкольным образовательным учреждением, подтверждением чему являются данные систематического анализа выполнения воспитанниками основных разделов программы

Ежегодно наблюдается положительная динамика в усвоении программы.

Качество воспитательно-образовательного процесса оценивается родителями воспитанников в ходе анкетирования. Согласно результатам последнего опроса родителей по оцениванию деятельности детского сада в мае 2011 г. - 96% дают положительную оценку работе педагогов и детского сада в целом.

Результативность деятельности коллектива детского сада подтверждает и тот факт, что наши воспитанники – постоянные участники всевозможных выставок и конкурсов. В 2010-2011 учебном году мы приняли участие в

• городской выставке детских рисунков, посвященных Дню Матери;

• городском конкурсе «Техника глазами юных великолучан» в номинации «Мир космоса»;

• городской культурно-экологической акции «Сбережем зеленую ель»;

• областном конкурсе поздравительных открыток «Спешим поздравить ГИБДД»;

• городской выставке творческих работ «Рождество»;

• городской выставке творческих работ «Светлая Пасха»;

• в празднике День великолукского образования.

Участие детей и взрослых в конкурсах, выставках и др. мероприятиях помогает раскрыть творческий потенциал и личностные возможности каждого педагога и ребенка, а также дает возможность сплотить коллектив воспитателей и коллектив родителей, объединить его общей идеей.

Важнейшим направлением деятельности детского сада является сохранение и укрепление здоровья ребенка, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы детского сада включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Для организации оздоровительной работы в детском саду имеются медицинский кабинет, музыкальный и спортивный зал, физкультурная площадка. В медицинском кабинете хранится учетно-отчетная документация, прививочная картотека, имеются весы, ростомер, а также в детский сад приобретены бактерицидные облучатели для очищения воздуха (стационарные и переносные). На постоянном контроле администрации детского сада находится соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям и режиму воспитания детей. В течение 2010-11 учебного года в детском саду традиционно проводился комплекс специально организованных мероприятий по улучшению физического и психического здоровья воспитанников:

• соблюдение режима дня,

• утренний прием на улице,

• утренняя гимнастика (в теплое время - на улице),

• солнечные ванны (в летнее время),

• контрастные воздушные ванны,

• физкультурные занятия (в теплое время - на воздухе),

• прогулки,

• физические упражнения, спортивные и подвижные игры,

• полоскание рта после приема пищи,

• обливание рук и умывание прохладной водой,

• бодрящая гимнастика,

• дыхательная гимнастика,

• упражнения для коррекции осанки,

• упражнения для профилактики плоскостопия,

• офтальмогимнастика,

• ультрафиолетовая обработка групповых комнат и др. помещений,

• влажная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств;

• употребление в пищу чеснока и лука, использование их фитонцидных свойств для очищения воздуха.

Основной задачей медицинского персонала дошкольного учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Важный этап – проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития детей и снижение заболеваемости. Медицинский персонал также занимается просветительной работой с воспитателями и родителями. В настоящее время идет постоянный поиск новых методов оздоровления в условиях детского сада с целью снижения числа острых и хронических заболеваний у детей.

Дважды в год в детском саду проводятся антропометрические измерения детей. В соответствии с ними подбирается ростовая групповая мебель для дошкольников. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников проводится постоянный мониторинг состояния здоровья детей, еженедельный анализ заболеваемости и посещаемости.

Согласно плана медработники проводили необходимые профилактические прививки (плановые, вакцинация от гриппа препаратом «Грипол») и диспансеризацию детей.

Кроме того, в детском саду проводятся специальные мероприятия в межсезонье – в период, когда наблюдается рост простудных заболеваний. Так, в группе № 4 (в-ли Горковенко Л.К., Алексеева М.А.) дети употребляли лимонно-чесночную настойку, что сказалось на состоянии здоровья детей. В этой группе самый высокий процент посещаемости по ДОУ.

22 ребенка в течение учебного года занимались ЛФК. Инструктор ЛФК Козлова О.А. проводила занятия по подгруппам дважды в неделю, подгруппы были скомплектованы исходя из характера нарушений опорно-двигательного аппарата детей.

Особое внимание в детском саду уделяется организации питания, т.к. здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания.

Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет старшая медсестра детского сада Русакова Р.В.

В детском саду организовано 5-разовое питание детей:

• Завтрак

• Второй завтрак (сок или фрукты)

• Обед

• Полдник

• Ужин

При составлении меню-требования медсестра руководствуется разработанным и утвержденным 10- дневным меню (составлено с учетом пищевой ценности и калорийности), технологическими картами с рецептурами и порядком приготовления блюд.

Организация питания в детском саду сочетается с правильным питанием ребенка в семье. Педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, вывешивается ежедневное меню детей, предлагаются рекомендации по составу домашних ужинов.

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. Результатом является отсутствие зафиксированных случаев отравления и заболевания детей в течение учебного года.

В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной окружающей обстановки в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищ

В декабре 2010 г. для персонала ДОУ с целью оказания методической поддержки состоялась консультация по вопросам организации питания, сервировке стола, формирования у детей культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения.

Таким образом, детям обеспечено полноценное сбалансированное питание.

Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Для занятий с детьми в зале имеется необходимое спортивное оборудование: гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, маты, батут, обручи, кегли, мячи разных размеров, дуги для подлезания, гимнастические палки, скакалки, фитболы, массажные коврики. Во всех группах детского сада оборудованы спортивные уголки, которые имеют достаточное количество спортивного игрового оборудования.

Инструктор по физической культуре Иванова Л.А. использует разные варианты физкультурных занятий: занятия, состоящие из подвижных игр разной интенсивности, занятия по методу круговой тренировки, занятия - соревнования, занятия, основанные на сюжетах знакомых сказок, интегрированные занятия, занятия с использованием нестандартного спортивного оборудования. На занятиях педагог добивается высокой двигательной активности посредством использования поточного способа выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, предлагает дошкольникам музыкально-двигательные сказки, импровизацию сюжетов литературных или музыкальных произведений. На занятиях применяется частая смена деятельности с разной физической нагрузкой.

Для активизации внимания детей, развития и коррекции познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка инструктор по физкультуре включает в занятия элементы психогимнастики, релаксации.

На физкультурных занятиях создается положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость и снимается усталость у дошкольников. Педагогом подбираются комплексы упражнений на развитие гибкости, пластики, координации движений. Они сопровождаются различными текстами и приговорами. С этой же целью используется пальчиковая гимнастика.

На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитываются уровень физической подготовки и здоровья, половые особенности.

При использовании спортивно-игрового оборудования на занятиях создаются различные условия для выполнения физкультурных упражнений, благодаря чему дети приучаются проявлять находчивость, решительность, смелость, самостоятельность. Участие в спортивных и подвижных играх способствует формированию у детей умения решать двигательные задачи.

Педагоги дошкольного учреждения применяют инновационные здоровьесберегающие технологии, в том числе проводят занятия по валеологии. В занимательной форме дают детям представления о здоровом образе жизни. Разработаны интересные беседы о важности гигиенической культуры.

Воспитатели и специалисты реализовывают индивидуально-дифференцированный подход к детям. Учет индивидуальных интересов, желаний, настроения детей, то, как они принимают проведение занятий, игр, закаливающих процедур способствует созданию благоприятного микроклимата, что тоже служит улучшению здоровья детей. В практику своей работы воспитатели ввели элементы эффективного закаливания: прогулка в любую погоду, полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры, мытье рук до локтя во время умывания.

Гибкий подход к организации и подбору содержания двигательной активности, систематическое проведение занятий, подвижных, спортивных игр, досугов, праздников, использование физкультминуток способствуют улучшению состояния здоровья и эмоционального благополучия дошкольников.

Большая роль в пропаганде физкультуры и спорта отводится взаимодействию с родителями. Проведение родительских собраний, вовлечение в спортивно-оздоровительную работу детского сада стало традицией. В текущем учебном году прошли родительские собрания на тему «Расти здоровым, малыш!», «Растим здорового ребенка».

Среди наших воспитанников уже есть титулованные маленькие спортсмены.

Макарова Полина имеет дипломы, грамоты и медали за участие в городских, областных, международных соревнованиях. Среди последних достижений - диплом за 1 место в групповых упражнениях в соревнованиях «Путь к пьедесталу» в г. Москва, где присутствовали именитые гости: заслуженный тренер РФ И.Винер, олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Е.Канаева. Выступление Полины также стало ярким моментом в городских соревнованиях «Юные олимпионики».

Воспитанник группы № 4 Скачков Егор занимается спортивной гимнастикой, в марте занял первое место в первенстве ДЮСШ «Атлетика», свои первые награды по художественной гимнастике городского уровня уже имеет Исаченкова Уля, воспитанница группы № 5. Всего 5 воспитанников детского сада посещает спортивные секции города.

Результативность реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении воспитательно-образовательного процесса подтверждают следующие данные:

Количество детей по группам здоровья:

I группа здоровья – 38 детей,

II группа здоровья – 111 детей.

Ни разу за отчетный период не болело 22 ребенка (15% от общего числа детей), в основном регистрировались инфекционные болезни – ОРВИ, ветряная оспа (680 д/дн), соматическая заболеваемость составила 660 д/дн. Посещаемость составила 25 861 д/дн (91,5%).

Реализуя Программу развития ДОУ на 2010-12 г.г., детский сад стремится создать условия, способствующие формированию патриотических чувств у детей, их духовно-нравственному развитию.

Учитывая, что 2011 год – год юного патриота Великих Лук, мы особое внимание в 2010-11 учебном году уделяли патриотическому воспитанию детей.

Чтобы наши дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, педагоги должны не только знать природные, культурные и социальные особенности своего края, но и доступно и интересно преподносить их детям. Мы работали над повышением своего профессионального мастерства в течение всего учебного года.

На семинаре-практикуме «Патриотическое воспитание дошкольников» воспитатели за «круглым столом» делились мнениями, нужно ли патриотическое воспитание в детском саду и в чем оно должно заключаться. Зам. по воспитательной работе Смирнова Е.В. познакомила педагогов с блоками патриотического воспитания дошкольников, охарактеризовала каждый из них, предложила условия и пути формирования патриотических чувства, коснулась программы «Социокультурные истоки», которая является технологией передачи ценностей из поколения в поколение. Конечно же, неотъемлемой частью жизни ребенка является игрушка. О народной игрушке, о том, какие были игрушки на Руси, что они означали, как к ним относились, как изготовляли – рассказали педагоги детского сада Козлова И.А. и Селезнева И.В. А воспитатели по духовно-нравственному воспитанию Терентьева Н.В. и Медведева М.В. предложили сыграть в русские народные игры.

Патриотическое воспитание дошкольников — это ежедневный кропотливый труд всего коллектива детского сада в деле возрождения и сохранения истории России. Региональный компонент включен во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную, творческую.

Поддерживая интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, педагоги беседуют с ними обо всем, что их интересует. В детском саду воспитатели проводят занятия на темы: «Рассказать хочу вам детки, кто такие наши предки», «Вот моя улица, а вот и мой дом»», «История города в лицах», «Псковский край люби и знай», «Большая Родина моя» и др.

Мы используем на занятиях все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.), т.к. в устном народном творчестве как нигде отражены особенности русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Существует у нас традиция: дважды в год, накануне Дня освобождения города и великого праздника Победы, с детьми старшей группы идем на Братское воинское захоронение поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. К нам на занятия и праздники приходили ветераны войны Журова Н.Н. и Федорова В.В. Дети с огромным интересом слушали рассказы о войне, рассматривали фотографии, ордена и медали. В детском саду в рамках «Недели боевой славы» и во ознаменование 66-й годовщины Великой Победы прошли следующие мероприятия:

- занятия и беседы с детьми: «Этих дней не смолкнет слава», «Никто не забыт и ничто не забыто», «И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят», «У войны – не детское лицо», «Великие Луки – город воинской славы», «Матросская шапка, кораблик в руке», «Победный май», «Есть такая профессия – Родину защищать» и др.

- оформлены фотостенды «Великие Луки: вчера и сегодня», «Мы - внуки Великой Победы»;

- дети вместе с родителями посетили экспозиции краеведческого музея «Овеянные славой» и «Боевая слава великолучан»;

- прошел конкурс среди старших дошкольников на самое выразительное чтение стихотворений о войне «Почему ты шинель бережешь?»,

- оформлен детский вернисаж «Деревья умирают стоя»,

- оформлена выставка творческих работ «Парад военной техники»,

- прошли акции «Ради жизни на Земле» и «Памяти павших будьте достойны»

Заключительной нотой стал праздничный концерт «Наследники Победы», посвященный 66- летию Великой Победы.

Благодаря стараниям музыкальных руководителей Сапоговой Л.В. и Шлюйковой Ю.Н. в репертуаре дошколят появились русские народные песни. А еще наши музыкальные руководители - мастера в обучении детей хороводам и русским пляскам. «Во поле березка стояла», «Кадриль», «Плясовая», «Солнышкино платьице» захватывают зрителей с первой минуты. Дети не просто разучивают песни или танцы. Разучивание сопровождается рассказом о быте и нравах далекого времени.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают православные и народные праздники и традиции. В нашем праздничном календаре - двунадесятые праздники Рождество, Пасха, Троица, народные гулянья на «Масленичной неделе», осенние посиделки на «Кузьму-Демьяна».

В этом учебном году мы впервые провели праздник, приуроченный ко Дню народного единства. День народного единства – самый молодой государственный праздник. Он еще не «оброс» традициями, но все чаще в этот день говорят о воинской славе России, о защитниках Земли Русской. Поэтому и у нас в основу праздника легло театрализованное представление «Богатырская сила» в исполнении детей группы № 4. Воспитатель по духовно-нравственному воспитанию Горковенко Л.К. поведала детям историю праздника, коснулась событий смутного времени государства Российского, рассказала, как встал народ на защиту своей Родины. Под звуки «Богатырской симфонии» Бородина развернулось действо в Древней Руси. И, конечно, добро победило зло. Но, самое важное, что дошкольники осознали: настоящий защитник Отечества не только силен и храбр, но и милосерден и великодушен.

Педагог ИЗО Козлова Г.Л. знакомит на своих занятиях детей с народной декоративной росписью: хохломой, городцом, палехом, гжелью. Роспись русских мастеров пленяет душу гармонией и ритмом, увлекая и детей и взрослых.

В группах оформлены уголки патриотического воспитания. Они содержат иллюстрации, предметы быта и домашнего обихода, кукол в национальных костюмах, макет русской деревни, элементы государственной символики. В группе № 4 создан мини-музей предметов народного быта «Сударушка». Мы уверены, что окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться на благо Отечества. Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Но многое им уже доступно: дети ухаживают за рыбками и птичками в «уголках природы», подкармливают птиц зимой, выращивают вместе с воспитателями овощи на огороде, поливают цветы на клумбах.

Наши воспитанники принимают активное участие в культурной жизни города, они являются непременными участниками всех городских мероприятий, приуроченных к празднованию Дня города, Дня Победы, Дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема духовно-нравственного воспитания детей. Первые шаги в приобщении детей к истокам отечественной культуры и воспитанию дошкольников в национальных традициях коллектив детского сада сделал еще несколько лет назад: дети с экскурсией посещали Храм Вознесения Христова, для них были организована поездка в дом-музей Виноградовых на Рождественские встречи, в детском саду выступал фольклорный ансамбль «Заряница», усилиями педагогов и родителей была собрана коллекция предметов народного быта, дошкольники в соавторстве с педагогами и родителями принимали участие во всероссийском конкурсе рисунков «Христос рождается – славите!», в областном конкурсе творческих работ «Легенды моей семьи», в городской выставке декоративно-прикладного творчества «Россия – Родина моя», ежегодно участвуем в городской выставке изделий народного творчества «Рождественская выставка» и в городской выставке декоративно-прикладного творчества «Пасхальный звон».

Сегодня в ДОУ данное направление реализуется через программу «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».

Программа предусматривает приобщение семьи к социокультурным ценностям и категориям на основе использования активных форм воспитания и взаимодействия детей и взрослых, таких как ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе. Вышеуказанные активные формы применяются в разных возрастных группах, что обусловлено разной готовностью детей в каждом возрасте к познавательному и личностному общению, и проводятся по определенным авторским технологиям. Особенностью занятий по программе «Истоки» является помощь родителей в подготовке к занятиям и непосредственное участие в самих занятиях. На проведение занятий с детьми по духовно-нравственному воспитанию нами было получено благословление отца Антония.

Занятия проводятся с согласия родителей по тематическому плану. Периодичность совместных занятий составляет 1 раз в месяц.

Программой предусмотрено по завершению курса создание каждым ребенком альбома «Мои истоки». Странички этого альбома – результат совместной художественно-продуктивной деятельности ребенка и взрослого.

С сентября 2009 года детский сад является городской экспериментальной площадкой и экспериментальной площадкой Учреждения Российской академии образования «Институт семьи и воспитания» по теме «Формирование и развитие единого социокультурного пространства в духовно-нравственном воспитании детей». Научным руководителем экспериментальной деятельности является научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО Потаповская О.М.

В настоящее время в ДОУ по данной программе занимаются 2 группы: старшая (третий год) и средняя (первый год). Занятия проводят воспитатели по духовно-нравственному воспитанию, прошедшие соответствующую курсовую подготовку: Горковенко Л.К. , Терентьева Н.В. и Медведева М.В. Курирует работу в этом направлении в детском саду зам. зав. по воспитательной работе Смирнова Е.В. Дважды в составе великолукской делегации педагоги детского сада принимали участие в работе Международных рождественских чтений в г.Москва (2009 г. и 2010 г.), а также «истоковцы» - постоянные участники Свято-Тихоновских чтений. На II Свято-Тихоновских педагогических чтениях был представлен первый опыт работы детского сада по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», а на III Свято-Тихоновских чтениях детский сад уже делился результатами 3-х летней работы по формированию и развитию социокультурного пространства в духовно-нравственном воспитании детей.

За три года активного освоения «Истоков» и апробации программы мы собрали небольшую библиотеку детских православных книг, аудиозаписей с песнями праздников года, написанных в согласии с важнейшими вехами Православного календаря, накопили материалы «из опыта работы» (конспекты занятий, сценарии праздников, презентации, детские работы, фото и видеоматериалы и др.). Но, самое важное, наши воспитанники стали добрее, милосерднее, отзывчивее. Милосердие, сочувствие, сопереживание и сострадание, чему научили их «Истоки» не менее важны, чем грамотная речь и интеллектуальное развитие.

В рамках III Свято-Тихоновских чтений на базе ДОУ состоялось заседание секции дошкольного воспитания «Опыт системного развития детского сада в режиме городской экспериментальной площадки». В работе секции приняли участие иерей храма Вознесения Христова Антоний Татаринцев, сотрудники Управления образования Орлова Е.Н. и Белашова О.Н., научный сотрудник лаборатории прогнозирования и развития общественного и семейного воспитания ФГУ Го с НИИ семьи и воспитания г. Москвы Потаповская О.М., заместители заведующих по учебно-воспитательной работе и воспитатели детских садов города, а также коллектив нашего ДОУ.

Заведующая ДОУ Захарова Т.Е. рассказала присутствующим о работе детского сада в режиме эксперимента по формированию единого социокультурного воспитательного пространства, о реализации на практике программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», о первых шагах коллектива в приобщении детей к истокам отечественной культуры и воспитанию дошкольников в национальных традициях. В связи с православными праздниками Рождества Христова и Крещения Господня гостям был преподнесен музыкальный подарок, состоящий из рождественской песни, вальса «Серебристые снежинки» и колядок, – «поздравительная открытка».

После «поздравительной открытки» вниманию участников секции было предложено занятие с детьми старшей группы № 4 на тему «Светлая надежда», которое провела воспитатель по духовно-нравственному воспитанию Горковенко Л.К. На занятии была использована активная форма развития - ресурсный круг «Рождественское чудо». Участники секции смогли наглядно познакомиться с технологией проведения занятий по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», особенностями взаимодействия детей и взрослых согласно системному социокультурному подходу Истоковедения.

После занятия заместитель заведующей по воспитательной работе Смирнова Е.В. и воспитатель по духовно-нравственному воспитанию Горковенко Л.К. выступили с сообщением «Истоковедение: особенности использования в образовательном процессе ДОУ», поделились опытом работы коллектива детского сада по апробации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», рассказали об «изюминках» «Истоков»: активных занятиях, работе на основе книг для развития, о социокультурных праздниках. Особое внимание докладчики уделили взаимодействию с родителями, поделились своим опытом организации взаимодействия с ними в рамках Истоковедения.

Завершила заседание секции Потаповская О.М., которая отметила возросший уровень профессионализма педагогов нашего дошкольного учреждения и высказала слова огромной благодарности за предоставленную духовную радость.

За организацию и проведение мероприятий III православных Свято-Тихоновских педагогических чтений коллективу детского сада выражена благодарность Управления образования.

Традицией нашего дошкольного учреждения стало проведение социокультурных праздников, таких как «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение – Пасха», «Троица». Эти православные праздники не являются поводом для развлечения. Каждый праздник максимально проявляет духовный смысл переживаемого события. Подготовка и проведение социокультурных праздников происходит в несколько ином ключе, чем традиционных для детей Нового года или 8 Марта. Очень важна содержательная часть праздника. Поскольку праздник связан с каким-либо событием, то первоначально мы стараемся перевести праздничную культурную традицию на понятный дошкольнику язык. В социокультурном празднике обязательно должна звучать нравственная сторона праздника, его красота и деятельностная сторона.

В каждом из социокультурных праздников лейтмотивом проходят библейские события, звучат тропари и колокольные звоны, разучиваются небольшие сценки и композиции на тему событий, дети играют в народные игры, знакомятся с обрядами, связанными с праздником, водят хороводы, поют русские народные песни. На каждом из таких праздников создается особая благостная атмосфера, поэтому и стали любимыми для всех торжественная Пасха, семейное Рождество, душевная Троица.

Обязательно в праздниках участвуют родители воспитанников (в младших группах их участие заметнее и обширнее: родители играют роли в театральных постановках, выступают в музыкальных и танцевальных номерах в качестве солистов, готовят сюрпризные моменты, в старших группах менее заметно, но не менее значимо: родители участвуют в играх, помогают с созданием образов). Гордые маленькие и любящие их взрослые артисты чувствуют большую ответственность за доверенное им важное мероприятие. Вот так незаметно складывается дружный детский коллектив и дружный коллектив родителей: детско-родительский коллектив. Не формальный, а настоящее ядро детско-родительской общности, полноправно участвующий в воспитательном процессе.

Изучая отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей в условиях семьи и детского сада, мы провели анкетирование, результаты которого свидетельствуют, что

у детей формируется положительное отношение и высокий интерес к занятиям по программе «Истоки», родители удовлетворены занятиями и всесторонне поддерживают изучение «Истоков» в детском саду и хотели бы продолжать занятия.

Проводимая работа по программе «Истоки» заинтересовала детей, родителей, педагогов, отмечается повышение педагогической культуры родителей, стремление их к нравственному совершенствованию, изучению как духовного наследия России, так и истории собственной семьи. Программа обогащает духовный мир детей и взрослых. А родители воспитанников называют занятия по программе «Истоки» «уроками жизни».

Так как в детском саду функционируют две логопедические группы, особое внимание мы уделяем коррекционной работе с детьми.

Работа по развитию и коррекции речи прослеживается во всех направлениях деятельности с детьми: в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной детской деятельности. Координирует работу по коррекции и развитию речи детей учитель-логопед Козлова И.А., который проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия коррекционно-развивающего плана. Учитель-логопед активно взаимодействует с воспитателями логопедических групп и родителями воспитанников, проводит профилактическую работу в младших группах ДОУ. Воспитатели ДОУ проводят занятия по речевому развитию с использованием приемов мнемотехники, пиктограмм, артикуляционных и пальчиковых игр-сказок, упражнений на развитие речевого дыхания, следят за ходом естественной речевой коммуникации детей.

Немаловажным в плане речевого развития дошкольников является объединение в одну возрастную группу детей с речевой патологией и детей, не имеющих нарушения речи. Это способствует приобретению социального опыта общения детей с нарушениями речевого развития и более успешному освоению содержания образования детьми в различных видах деятельности.

Динамика речевого развития детей свидетельствует, что развитие речи в ДОУ осуществляется на хорошем уровне; это подтверждают данные ежегодной диагностики детей, отзывы учителей школ. По результатам ежегодного обследования речи детей логопедом детской поликлиники к моменту поступления в школу дети имеют речевое развитие, соответствующее возрастной норме, что дает им возможность успешно обучаться в массовой школе.

Учитель-логопед детского сада Козлова И.А. стремится повысить свой профессиональный уровень: так, в ноябре 2010 г. она приняла участие в работе VI Международная конференция дефектологов «Синдром детского аутизма. Возможности образовательного пространства в обеспечении коррекционного, психолого-педагогического и социального сопровождения».

Также в ДОУ работает педагог-психолог Козлова Г.Л. Приоритетными направлениями в его работе являются:

- максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка;

- создание эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактики психосоматических заболеваний;

- диагностика индивидуальных особенностей развития детей;

- оказание помощи детям из семей «группы риска»;

- содействие повышению психоло-педагогической компетентности сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Большое внимание в своей работе Козлова Г.Л. уделяет развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников, развитии способности к эмпатии, формированию коммуникативных навыков у детей.

Для реализации этого направления деятельности организуется психодиагностическое исследование, включающее в себя:

- определение уровня тревожности;

- изучение эмоционального фона (настроения);

- исследование самооценки;

- выявление личностных особенностей;

- изучение внутрисемейных отношений;

- определение статуса ребенка в группе.

По результатам исследования проводится консультирование педагогов, в ходе которого воспитатели узнают об индивидуальных особенностях каждого из детей своей группы, получают рекомендации по преодолению выявленных проблем.

Для развития эмоционально-личностной сферы и профилактики эмоциональных нарушений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста проводятся занятия по программе «Тропинка к своему Я». С детьми из так называемой «группы риска» (имеющими различные эмоциональные проблемы, поведенческие расстройства) проводится коррекционная работа.

Во вновь сформированных группах обязательным является исследование психологического климата; при этом используются методика «Социометрия» и проективные тесты «Лесенка», «Секрет». Педагог-психолог сопровождает детей и родителей весь адаптационный период.

С помощью различных методик оценивается уровень развития познавательной сферы детей, особенности эмоционально-волевой сферы, прогнозируются возможные проблемы дальнейшего развития детей.

По итогам первичной диагностики детей в отчетном периоде проводились:

1) развивающие занятия для детей на развитие психических процессов;

2) консультации с воспитателями и специалистами с целью ознакомления их с уровнем развития детей для учета индивидуальных особенностей ребенка в образовательном процессе; были даны рекомендации по подбору методов, приемов, содержания учебного материала для работы с детьми, предложены развивающие игры;

3) индивидуальные и групповые консультации для родителей.

Детский сад открыт для общественности: мы взаимодействуем с различными социальными институтами. Особое место в структуре взаимодействия отводится сотрудничеству детского сада со школами № 6 и № 16. Взаимодействие осуществляется по договору и на основе плана совместной работы детского сада и школы по вопросам преемственности. Ежегодно в детском саду проводятся родительские собрания на тему: «Предшкола ждет вас». В начале этого учебного года родительское собрание на тему предшколы состоялось с участием специалистов Управления образования.

Педагог-психолог Козлова Г.Л. проводит анализ адаптации к школе выпускников детского сада. Организуются встречи родителей с учителями этих школ, экскурсии в школы и школьный музей МОУ № 6.

В сентябре свои двери перед воспитанниками детского сада распахнула школа № 16. Дошкольников очень радушно встретили директор школы Усачева М.А. и ученики 4 класса со своим педагогом Рягиной Г.Н.

Марина Александровна провела для малышей экскурсию по классу, рассказала о правилах поведения в школе, о школьных звонках. Дети с удовольствием рисовали на школьной доске, рассматривали работы школьников. Затем ученики 4 класса показали для дошкольников театрализованное представление на тему «Путешествие в страну Математику».

Ребята с помощью учеников решали примеры, составляли человечков из геометрических фигур, играли в математические игры. Особый восторг вызвало у детей решение задачек с применением интерактивной доски.

Воспитанники детского сада остались очень довольны и, придя в детский сад, с радостью делились своими впечатлениями.

Также коллег из школ мы охотно консультируем по вопросам организации предметно-развивающей среды для дошкольников.

На протяжении трех лет активно сотрудничаем с Воскресной школой при Свято-Вознесенском соборе: посещаем занятия, проводимые Терс Р.Р. За эти годы воспитатели по духовно-нравственному воспитанию изучили Ветхий и Новый Заветы, Жития Святых, прослушали Библию для детей, узнали о традициях, связанных с православными праздниками, их отличием от светских и языческих, заново прочитали русские народные сказки (в контексте православия) и, конечно, делились опытом своей работы с коллегами.

Детский сад имеет тесные контакты с учреждениями культуры: с Краеведческим музеем, Драматическим театром, Домом культуры имени Ленина, музыкальной школой, художественным салоном. Посещение театральных постановок, выставок, музеев, участие в конкурсах способствует обогащению у дошкольников эмоциональных впечатлений и эстетических переживаний. Так, в этом году особенно запомнилась детям премьера сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Драматического театра, концерт детских коллективов ГДК им. Ленина, игровая программа с участием собачки Фроси и веселых клоунов, представление Омского цирка, кукольные спектакли А.Майорова и клуба «Атма».

12 детей нашего детского сада посещают учреждения дополнительного образования:

в секциях спортивных школ тренируются 5 детей, 7 детей занимаются музыкой, танцами, посещают художественную школу.

На протяжении многих лет в центре внимания остается вопрос охраны и укрепления здоровья детей. Работа в этом направлении координируется детским садом и детской поликлиникой, что обеспечивает оптимальные условия для развития детей с учетом их возрастных и индивидуально–типологических особенностей, соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностико–консультативное, коррекционно–развивающее, лечебно–профилактическое и социальное направления. Так как в детском саду функционирует две логопедические группы, мы поддерживаем тесную связь с ПМПК.

Регулярно обновляется информация на страничке сайта Управления образования.


Фото
открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  

Архив
наши успехи
    Поздравляем с победой в выставке-конкурсе "Сбережём зелёную ель"!

    Победа в творческом конкурсе по безопасности дорожного движения "Лаборатория безопасности"!

    Поздравляем Артема Кузнецова, воспитанника подготовительной к школе группы № 4, с вручением Диплома за 3 место в городской выставке детского творчества, посвященной Дню матери в номинации "Детский рисунок"! Желаем дальнейших побед!

    Поздравляем с победой в международном конкурсе!

    Поздравляем победителей городского конкурса!!!

    Поздравляем наших коллег - Тришкину Марину Антанасовну и Нестерову Наталью Леонидовну с получением Дипломов I степени в IX Всероссийском конкурсе "Таланты России - 2018" в номинациях: разработка педагогического проекта. Работа: "Аптекарский огород"; Хореография. Работа: танцевальная композиция "Люблю моей Руси старинные забавы". Желаем дальнейших творческих успехов, интересных событий, новых побед и достижений!!!

    Поздравляем Тришкину Марину Антанасовну с вручением почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.