23 ноября 2011
Работаем в "Журавлике" в соответствии с ФГТ.
Совместная деятельность с родителями - одна из важных составляющих выполнения образовательной программы. В ноябре состоялась встреча родителей и учителя-логопеда Барановой Анны Викторовны. В консультации по развитию мелкой моторики приняли участие и воспитатели группы №9 Ходаренко Г.Н. и Смирнова О.А. «При любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг...» Н. А. Бернштейн Развиваем мелкую моторику Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счёт. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.Пальчиковые игры Пальчиковые игры – универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре. Прежде чем заняться пальчиковой гимнастикой с ребенком, сначала прочтите стихи сами и изучите жесты, соответствующие стихотворным строкам. Потом почитайте с ребёнком стихотворение, покажите ему, как «рассказывать» стихи руками. А затем пусть он делает это самостоятельно. Хорошо, если ребенок попробует придумать новые игры, новые образы и движения.
Замок! Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»: На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали, На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. Потянули Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью. И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Ягодки
С ветки ягодки снимаю Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой. Будет полное лукошко. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот. Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше. Мышка Мышка мылом мыла лапку (Одной рукой «мыть» другую) Каждый пальчик по порядку. (указательным пальчиком коснуться каждого пальца) Вот намылила Большой, («намыливаем») Сполоснув потом водой. Не забыла и Указку, Смыв с него и грязь и краску. Средний мылила усердно Самый грязный был, наверно. Безымянный терла пастой- Кожа сразу стала красной. А Мизинчик быстро мыла: Очень он боялся мыла! (быстро и осторожно «намылить» мизинцы) <p> Развитие мелкой моторики с использованием су-джок терапииВ последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. Одной из форм работы является су-джок терапия в сочетании с коррекционно—логопедической работой. В переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа. В основе метода Су Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. Использование су-джок массажёров в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматичекских категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений в домашних условиях . Рассмотрим некоторые формы данной работы : коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации. Автоматизация звуков 1. Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики. Ребёнок катает массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука Ш). На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алёша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец). На левой руке: Эта малышка-Танюша, Эта малышка-Ксюша, Эта малышка-Маша, Эта малышка-Даша, А меньшую зовут Наташа. 2. Ребёнок катает массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука Ж) Ходит ёжик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ёжик. Как же взять его? Совершенствование лексико-грамматических категорий ..Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-валик» по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» и др. Развитие памяти, внимания Дети выполняют инструкцию взрослого: надень колечко на мизинец правой руки, возьми ёжик-массажёр в правую руку и спрячь за спину и т.д., ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать на какой палец, какой руки надето кольцо. Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Воспитатель логопедической группы №9 «Цветик — семицветик» Ходаренко Галина Николаевна. Уважаемые родители! Пальчиковые игры имеют очень большое значение для развития мелкой моторики. Я хочу предложить вам еще одну игру. Она называется «Чудесный мешочек». Только материал, собранный в мешочке не простой, а собранный вами вместе с детьми на прогулках в лесу и парке. Опуская руку в мешочек, на ощупь пытаемся определить, что там находиться: по размеру, форме, твердое или мягкое, колючее или гладкое. Сама же природа дает нам необычный, удивительный материал для развития пальчиков детей, а так же развития речи, воображения, творчества. Мы представляем вам разнообразный природный материал. Проявляя творчество вместе с ребенком можно совершить чудо. Вам не надо идти в магазин за дорогостоящим материалом, его вам дарит матушка- природа. Только не надо спешить. Вглядитесь внимательно в природный материал, и вы увидите, как обыкновенный камушек превращается в рыбку, а скорлупка грецкого ореха - в замечательную божью коровку. Делая поделку вместе с ребенком, отдаете частичку своей души, нежности. С такой игрушкой ребенок будет играть лучше, чем с дорогой из магазина. И так как наступает год дракона, я предлагаю изготовить из бумаги маленького дракончика, потому что он не вступил еще в силу. Для поделки берем две полоски бумаги одинаковой длинны и ширины. Складываем перпендикулярно, кончики склеиваем и загибаем нижнюю полоску верх и чередуем полоски. Так получается туловище. Дальше вырезаем голову, приклеиваем, глаза, язычок и соединяем голову и туловище. Такую поделку можно подарить на Новый год. Так же интересны поделки из такого материала как крупа. На приготовленный рисунок наносится пластилин или клей и засыпается крупой. Уделяя время своему ребенку и делая с ним поделки, вы станете ближе духовно и одновременно будете развивать мелкую моторику рук, а следовательно, речь ребенка.Желаем вам успехов!
Архив |