10 января 2008
Экологическое направление в работе ДОУ
Пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок, тихо падающий снег, белые лилии в речной заводи - всё это дарит нам наша земля и родная природа, всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и доброе отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Именно, осознавая всё возрастающую роль экологического воспитания коллектив ДОУ, ещё в 1994 году выбрал приоритетным эколого-оздоровительное направление в своей работе. За этот период в ДОУ выработана определённая система воспитания и обучения детей: разработана система занятий «Здоровый ребёнок», разработан проект «Природа и здоровье». Одна из основных задач это формирование основ экологической культуры, осознанного и ответственного отношения детей к природе. Для получения ожидаемых результатов в ДОУ созданы определённые условия, и прежде, - система работы коллектива, состоящая из взаимосвязанных компонентов: Экологизация различных видов деятельности; Экологическое просвещение родителей; Оценка окружающей среды; Экологизация развивающей предметной среды; Специально-организованные занятия; Координация работы с педагогами и специалистами; Координация работы с другими учреждениями. Дети получают знания на занятиях по экологии (2 раза в неделю), прогулках, экскурсиях, досугах и развлечениях, конкурсах, выставках, в совместной деятельности с воспитателем, т.е. на протяжении всего дня пребывания в ДОУ. В МДОУ разработан экологический паспорт, в котором отражены: экологическая ситуация района, состояние здоровья населения, характеристика территории детского сада, зонирование и загрязнение территории, характеристика здания и помещений, влияние ДОУ на окружающую среду, программы и методики, основные направления работы ДОУ. Педагогическая деятельность ДОУ ведётся по нескольким программам: Экологическим: «Наш дом – природа» Н. Рыжовой; «Юный эколог» С Николаевой; Комплексным: «Детство»; «Радуга»; «Школа 2100». Системе занятий, разработанной в ДОУ «Здоровый ребёнок». ДОУ сотрудничает с городским эколого-биологическим центром, краеведческим музеем, ЦДТ, Принимает участие во всех конкурсах и выставках, проводимых в городе, неоднократно становились победителями и призёрами. Так как экологическое образование не является изолированным направлением в работе ДОУ, то мы стремимся к экологизации всего педагогического процесса, этой тематикой буквально пропитаны все направления работы каждого специалиста, всех видов деятельности. Но это совсем не означает, что что-то упускается или западает, просто работа всех предметников систематизирована и базируется на экологии. Ведь невозможно научить детей видеть и воспринимать красоту природы, её богатство и уникальность без художественно-эстетической деятельности. Особенно ценно, на наш взгляд, когда весь коллектив слаженно идёт к выполнению задач. Согласованность работы педагога-эколога Огурцовой Н.В. и преподавателя изо Сытовой Л.Н. очень важна: ими проводятся совместные итоговые занятия(1 раз в квартал) и планы работ тесно переплетаются по тематике. В ДОУ стало традицией проводить выставки рисунков детей и родителей по сезонам: «Осенний вернисаж», «Зимушка-зима», «Сбережем зелёную ель», «Весенняя капель», «Лето, ах лето…». Огромный потенциал по воспитанию эколого-эстетических чувств по отношению к природе заложен в музыкальной деятельности детей. Музыкальные руководители Кострикова Н.Н. и Васильева Н.А. так же используют экологическую тематику на своих занятиях и мероприятиях. Проводятся совместные праздники: «Я рисую музыку», «День дерева» (по сезонам), «День птиц», «День Земли», «Экологический лабиринт День воды», КВН «Весеннее настроение», «В гостях у подземного царя», «Здравствуй, лето», «В гости к снежной королеве» и т.д. В ДОУ действует театральная студия «Сказка», для репертуара которой выбираются сказки экологической тематики: «Праздник волшебной воды», «Жадная ежиха», «Волшебный шиповник», «Упрямый козёл», «Подушка для солнышка» и т.д. артисты с удовольствием выступают перед своими сверстниками, малышами, родителями и даже дают представления для школьников, которые имеют большой успех. Так же дети старшего возраста принимают активное участие в работе детского хора «Капельки». Музыкальные руководители включают в свой репертуар музыкальные произведения экологической направленности. В ДОУ оборудована экологическая комната, в которой проводятся занятия по экологии, релаксация, знакомство детей с экологической литературой, слушание звуков природы, ухода за растениями и животными, изучение природных коллекций. Экологическая комната разбита на ряд зон: лаборатория, мини-музей, уголок познавательной деятельности, живой уголок, зимний сад, уголок времен года. В лаборатории дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения различной тематики. В мини-музее, созданном усилиями педагогов, детей и родителей, дети с удовольствием знакомятся с природными экспонатами. Музей играет большую роль, как элемент познавательно-развивающей среды и сотрудничества с семьёй. В уголке познавательной деятельности собраны книги познавательного характера, экологические игры, модели и др. Живой уголок - излюбленное место малышей, они с большим удовольствием ухаживают за рыбками, красноухими черепахами, попугаем и хомячками. В зимнем саду можно и ухаживать за экзотическими растениями и отдохнуть под живые звуки природы. Уголок времен года отображает характерные признаки сезона. Дети в повседневной жизни закрепляют знания о временах года. В одном из холлов ДОУ оформлены фотовыставки: «Прикоснись к природе сердцем» и «Моя семья, и другие животные». Говоря о зонах экологической деятельности, нельзя не вспомнить об экологической тропе, одним из объектов которой является альпийская горка, детском огороде, множестве клумб и уголке нетронутой природы на территории ДОУ. Стало доброй традицией проводить в ДОУ «Всемирный день защиты и охраны окружающей среды». Каждый год 5 июня дети вместе с воспитателями и родителями водружают плакаты природоохранного содержания, изготовленные своими руками. Из опыта работы мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно грамотной в вопросах экологического образования, поэтому работа педагогического коллектива направлена на воспитание экологической культуры у родителей. Для родителей предлагаются папки-передвижки, анкетирование, беседы и консультации. Практика показывает, что наибольший отклик у родителей находят вопросы, связанные с укреплением здоровья детей, поэтому очень важна работа по приобщению к здоровому образу жизни, как составляющей экологической культуры человека. Обеспеченная слаженная работа педагога-эколога Огурцовой Н.В., инструктора по физическому воспитанию Гудковой Т.А. и оздоровительной медицинской сестры Ивановой Н.А.. Совместными усилиями готовятся эколого-оздоровительные праздники, досуги, игры, развлечения, мини туристические походы, физкультурные занятия экологической и валеогической направленности. «Уроки здоровья», подготовленные старшей медсестрой Андреевой Ю.В.совместно с педагогами вызывают особый интерес у детей, т.к. помогают заложить уверенность в правильности здорового образа жизни. Интересны детям и занятия по оздоровительному направлению «Лесная аптека», «Знакомьтесь, это я». Эти занятия проводятся педагогом-экологом со средней группы. В ДОУ действует фитобар, травы и растения для которого собираются детьми и родителями. Оздоровительная медсестра готовит коктейли и фиточай, настои и оздоровительные отвары. Высокой результативности в экологическом воспитании способствует профилактика переутомления и напряжения проводимая педагогом-психологом Белашовой О.Н. Хочется сделать акцент на уже ставших традиционных для ДОУ акциях в защиту окружающей среды: «Всемирный день защиты и охраны окружающей среды», «День земли», «День птиц», «День биологического равновесия», «Сбережём зелёную ель», «Давайте город уберём» и другие. В процессе слаженной работы педагогического коллектива у дошкольников формируется способность сопереживать живым существам, сильно меняется отношение детей к природе – они не рвут цветов, не причиняют вреда деревьям, не пугают птиц, а помогают им. И мы очень надеемся, что наши воспитанники, придя в школу, не утратят и не растеряют то, что им с большой любовью привили в детском саду.
Архив |