5 февраля 2008
Проект «Зеленая аптека»
Мир растений — величайшее чудо природы, наше целительное богатство и царство красоты. Каждое растение представляет собой своеобразную фабрику, в которой происходит синтез самых разнообразных редчайших и полезных для человека веществ. Многие лекарственные растения прошли через века, дарят здоровье десяткам поколений. Проектная методика: • это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; • это детская самодеятельность, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели; это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды; • это – звено в системе воспитания развивающейся личности. Цель проекта: • развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности. Участники проекта: • дети подготовительной к школе группы, • воспитатели группы, • специалисты ДОУ, • родители детей группы. Предполагаемые результаты: • Альбом “Зеленая аптека”; • Театрализованное представление «Путешествие по сказочному лесу»; • Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта; Педагогические принципы: • сотворчество детей и взрослых; • самодеятельность детей; • деятельностный подход; • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей; • актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе; • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой или социумом; • создание благоприятных условий для саморазвития ребенка. Задачи проекта: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: • Сформировать представления о неразрывной связи человека с природой. • Создать условия для усвоения детьми знаний о природе. • Формировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования; • Научить детей правилам сбора и хранения лекарственных растений; • Воспитание экологически грамотного отношения к природе. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: • Развитие коммуникативных навыков. • Развивать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, находить совместные конструктивные решения. • Развивать уверенность в себе в коллективе сверстников. • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; РАЗВИВАЮЩИЕ: • Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности. • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. • Развитие познавательной активности, игрового творчества, внимания, смекалки, навыков поведения в различных ситуациях. Этапы реализации проекта: I этап. Накопление знаний о лекарственных растениях. • Чтение литературы по теме; • Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях. • Наблюдение за лекарственными растениями; • Сравнение растений: растения в целом; стебля, листьев, цветов; • Дидактическое упражнение “Определи по запаху” (мелиса, тмин, мята, душица и др.). • Дидактическая игра “Узнай растение” – упражнять в умении распознавать растение по его частям. • Знакомство с лекарственными свойствами растений. • Отгадывание загадок и сочинение загадок о растениях. • Знакомство с правилами сбора, обработки и хранения лекарственных растений. II этап. Знакомые незнакомцы. • Распознавание растений на иллюстрациях и составление коллекции открыток “Лекарственные растения”. • Рисование лекарственных растений. • Рассказы детей от имени растений (перевоплощение): «Я – крапива …» и др. • Поисковая деятельность: «Как вылечить друзей?» • Моделирование (составление рецепта-алгоритма приготовления фиточая). • Приготовление лекарственных чаев. • Пение песен о лекарственных растениях • Знакомство с правилами сбора растений, обработки и хранения дикорастущих растений (выигрывает та команда, которая знает больше правил). 1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых; 2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса; 3. нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог; 4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок; 5. Сушить растения не на солнце, а в тени; 6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего; 7. Не рвать растения, занесенные в «Красную книгу»; 8. Крапиву рвать только в перчатках; 9. Листья срезать ножницами, чтобы не повредить корни; 10. Нельзя хранить травы в железной или медной посуде, эти металлы губительны для витаминов; 11. При заваривании травы нельзя кипятить. • Родительское собрание «Прикоснись к природе сердцем» • Подготовка костюмов для презентации. III этап. Презентация результатов. • Презентация альбома «Зеленая аптека». • Театрализованное представление «Путешествие по сказочному лесу» для детей старших групп. Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: Воспитатели: • чтение литературы по теме проекта; • рассматривание иллюстраций; • заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях. • проведение прогулок в природу; • организация игр по теме; • организация работу с родителями. Воспитатель по экологии: • проводит цикл занятия по ознакомлению с лекарственными травами; • обучает правилам сбора, хранения трав; • знакомит с правилами поведения в лесу; • создает условия для усвоения знаний; • координирует работу специалистов по реализации проекта. Воспитатель Изодеятельности: • проводит занятия в ИЗО студии “Радуга” по рисованию лекарственных растений; • оформляет альбом «Зеленая аптека»; • дает рекомендации по оформлению и содержанию предметно- развивающей среды. Музыкальный руководитель: • проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по тематике; • способствует развитию концертной деятельности детей; • осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам. Воспитатель по хореографии: • проводит занятия по хореографии, праздники и развлечения с детьми по тематике; • оказывает методическую помощь в подборе и изготовлении атрибутики; • осуществляет музыкальное оформление к танцам. Педагог-психолог: • изучает личностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе; • проводит психогимнастические игры с детьми на развитие эмоциональной сферы; • проводит тренинговые занятия на развитие креативности, коммуникативных навыков; • дает рекомендации по изготовлению игр, пособий на развитие познавательной, эмоциональной и других сфер; • оказывает помощь в проведении диагностической работы. Инструктор по физическому воспитанию: • проводит утреннюю гимнастику, занятия физической культурой; • дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием игр экологической направленности; • совместно с воспитателем проводит спортивные досуги, праздники и развлечения; • участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики. Воспитатель по валеологии: • проводит наблюдения за общим состоянием детей в разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна); • дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий; • учит детей приготовлению фитчая; • проводит занятия по ВЗОЖ. Роль родителей в реализации проекта: • принимают активное участие в познавательном процессе по ознакомлению детей: обращают внимания на лекарственные растения при походах в природу, беседуют с детьми по теме; • участвуют в родительских собраниях по теме; • приобретают оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин и т.п.). • участвуют в подготовке к презентации (разучивание ролей, изготовление декораций, пошив костюмов и т.д.). • оказывают помощь в оборудовании фитобара.
Архив |