3 декабря 2013
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» - родительское собрание во второй младшей группе
Ⅰчасть. Вводная. 1.1. Коммуникативная игра «Отгадайка». Ход игры. Воспитатель загадывает загадки и читает пословицы, которые нужно договорить, родителям. Они отвечаю, за это им дается фишка. У кого больше всего фишек получает приз. Ⅱ часть. Основная. 2.1. Доклад «Результаты практического опыта в работе с детьми младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков» Зеркало любит чистые лица, Зеркало скажет: - Надо умыться! Зеркало охнет: - Где же гребенка? Что же она не причешет ребенка? Зеркало станет грязным от страха, Если в него поглядится неряха. Сегодня нах разговор о формировании культурно-гигиенических навыков у детей. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Именно поэтому мы посчитали необходимым разработать проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста», который на сегодняшний день успешно реализуется в нашей группе. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. «Будем умываться»,— говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. Алгоритм мытья рук и личной гигиены, который мы используем в работе с нашими воспитанниками: 1. Закатать рукава; 2. Смочить руки; 3. Взять мыло; 4. Намыливать до появления пены; 5. Смыть мыло; 6. Закрыть кран; 7. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. И мы постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Воспитывая нормы поведения за столом, мы также учитываем, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ними возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Критерии опрятной еды включают умение: 1.Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой; 2. Не крошить хлеб; 3. Пережевывать пищу с закрытым ртом; 4. Не разговаривать с полным ртом; 5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 6. Благодарить; 7. Пользоваться только своим прибором. Большое внимание мы уделяем воспитанию у детей опрятности. Мы обращаем внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это. 1. У каждого ребенка своя расческа. 2. У нас есть уголок красоты, где дети наводят красоту друг другу. 3. Мы как педагоги даем детям положительную оценку их деятельности. Очень тяжело встать рано утром, да еще и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте». Наверное замечали сами, что как только начинаете помогать ребенку, он перестает участвовать в процессе одевания. Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 1. Расстегнуть пуговицы; 2. Снять платье (брюки); 3. Аккуратно повесить; 4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 5. Снять обувь; 6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье); 7. Надеть в обратной последовательности. В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет взрослая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Нам с вами необходимо широко пользоваться положительной оценкой действий ребенка: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. В процессе работы мы заметили такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к образовательной деятельности или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок. 2.2. Демонстрация презентационного фильма «Все умею, все могу – сам себе я помогу!» 2.3. Дискуссия-обмен опытом «Формирование культурно-гигиенических навыков в домашних условиях» 2.4. Подведение итогов конкурса причесок «Волосок к волоску» 2.5. Выступление старшей медицинской сестры «В период обострения ОРВИ и гриппа» План доклада: 1. Важность гигиенических процедур в период обострения заболеваемости. 2. Одежда ребенка по сезону. 3. Ответы на вопросы родителей. 2.6. Подведение итогов выставок детско-родительских работ. 2.7. Организационные вопросы. ⅢЧасть. Заключительная. 3.1. В заключение заседания родителям были розданы памятки с рекомендациями по рассматриваемой теме
Фото
|
|
Архив |