182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 19» «Ласточка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИКА И ОПЫТ / КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ /  
6 ноября 2014

САМООБРАЗОВАНИЕ. ПРОЕКТ ПАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ

САМООБРАЗОВАНИЕ. ПРОЕКТ ПАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ

Самообразование

воспитателя высшей категорииПановой Татьяны Николаевны.

Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру.

Панова Татьяна Николаевна.

09.10.1958 года рождения.

Педагогический стаж:29 лет.

Образование: Средне- специальное, «Педагогический класс» школы

№11 , 1986 год, г. Великие Луки Псковской обл.

Квалификация: «Воспитатель детского сада».

Высшая квалификационная категория присвоена : приказ № 433 от 26.04.2007 г. Управление образования г. Пскова.

Подтверждена: 16.04.2012 г. Распоряжение №1068р комитета по образованию г. Санкт- Петербурга.

Курсы повышения квалификации: АППО, Санкт- Петербург, «Организация и управление инновационной деятельностью в учреждении», 72 часа 2011 г.

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования «Курсы по программе « Детство» , 36 час.2006 год.

«Информационно- методический центр» г. Санкт- Петербурга «информационно- коммуникативные технологии», 36 час. 2012г.

АППО г. Санкт- Петербурга «Академия постдипломного педагогического образования», «Проектирование инновационного развития образовательного учреждения: диссеминация инновационного продукта», 72 часа, 2012г.

Общие сведения по теме.

Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

1.Развитие игровой деятельности детей;

2.Приобщение к элементарным общепринятыми нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральными)- через игру.

3.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,.

Игра- это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности.

Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра- самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики- это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Что-бы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Если присмотреться как играют дети, а чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых- играют в магазин, в доктора, в детский сад, в школу, в дочки- матери…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. Вигре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга- то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать .

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия , беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков- все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное- значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе сним выставку, музей, галерею.

Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача- правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.

Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно- ролевых игр. Это строительная, моторно- двигательная, сенсорная, для девочек- зона игры с куклами, для мальчиков- зона игры с машинами.

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Цели: повышать уровень профессиональнойкомпетенции по организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по сюжетно- ролевой игре. Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально- положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно- ролевых игр.

Личный перспективный план на год:

1. Изучение литературы по теме самообразования.

2. Изучить задачи по сюжетно- ролевой игре детей 2-3 лет по программе воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения, до школы» в соответствии с ФГОС.

3. Пополнение предметно- развивающей среды по сюжетно- ролевым играм.

4. Изготовление атрибутов к играм.

5. Изготовление дидактических пособий.

6. Посещение НОД у воспитателей ДОУ по развитию сюжетно- ролевой игры.

7. Разработка проекта «Сюжетно- ролевая игра в младшем дошкольном возрасте».

8. Отработка разработанного проекта. Внесение необходимых корректив.

9. Работа с родителями:

А) Консультация для родителей « Какие игрушки нужны малышу 2-3 лет.»

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка 3-4 лет.»

«Советы родителям по игровой деятельности с детьми».

«Чем занять ребенка дома».

10.Фото- выставка «Играют наши дети».

11.Написание цикла конспектов- занятий по игровой деятельности для младших дошкольников.

12.Обобщение результатов.

13.Форма отчета по проделанной работе: фото отчет, или презентация.

Проект «Путешествие в мир сюжетно- ролевой игры», игровая деятельность младшего дошкольного возраста.

Проект разработала воспитатель высшей категории МБДОУ Детский сад № 19

Татьяна Николаевна Панова.

Вид проекта: Долгосрочный (Октябрь- май 2014-2015 год).

Этапы проекта:

1. Подготовительный,

Изучение методической литературы;

Подбор художественной литературы;

Подготовка дидактических игр.

2. Реализация проекта.

Заучивание и обыгрывание; стихотворений, песенок, потешек.

Рассматривание иллюстраций;

Дидактические, сюжетно ролевые игры « Я и кукла», «К кукле в гости», «Искупаем малыша», «Кукла Катя умывается», «Угостим куклу Катю чаем»,

«Оденем куклу на прогулку», «Гуляем с куклой», и т. д .

3. Заключительный этап,

НОД итоговое; «День рождения у куклы Кати». Или «Путешествие в мир игрушек»

Ожидаемый результат; обогащение игрового опыта у детей, воспитание чувства коллективизма, сопереживания.

Основные результаты, которые предполагается получить по окончании проекта:

Развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом- заместителем; связывание 2-3 игровых действий в цепочку; продолжать действие, начатое партнером.

Актуальность проекта:

Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в семье и детском саду. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих предметов, подражать взрослым в их поступках, речи, мимике. Играя, малыш как бы ставит себя в положение взрослого, которому подражает. Много кратно повторяя один и тот же сюжет (например кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки.

Все это происходит только в том случае, если игры находятся под наблюдением взрослого, если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и у четырехлетнего будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.

В играх с близкими, родными, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в семье и детском саду.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать , что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

На разработку проекта повлияла необходимость научить детей действовать с игрушкой, необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 5 лет значима та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог- дети- родители.

Цели проекта:

1.Развивать наглядно- действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных игрушек, предметов, предметов- заместителей.

2.Воспитание навыков бережного отношения к игрушкам.

3.Активизировать мыслительную деятельность у детей.

4.Способствовать активному развитию речи, увеличению словарного запаса.

5.Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Для детей;

1. Способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием. Учить детей использовать слова- названия для более глубокого восприятия различных качеств используемого предмета.

2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим действиям.

3.Воспитыватьб желание действовать с игрушкой обыгрывать ее, беречь и заботится о ней.

Для педагога:

1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.

2. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры, стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.

3.Закреплять образы любимых героев, навыки и умения, полученные в организованной деятельности.

Участники проекта:

Дети, педагоги, родители.

Формы реализации проекта;

1. Игровые ситуации.

2. Чтение литературы.

3.Дидактические игры.

4.Сенсорное развитие.

5. Сюжетные игры.

6.Конструирование.

7.Рисование.

8. Физкультура,

9. Подвижные игры.

Перечень игр в группе младшего дошкольного возраста № 2 «Солнышко».

1. Кукольный уголок. Материалы и пособия- стол стулья. Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине куклам, телефон часы, картины с героями сказок. Куклы пластмассовые разного размера, с подвижными частями тела.

2. Уголок «Ряжения». Стойка. Одежда на плечиках, зеркало. Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, юбки, воротнички, бусы, ленты, косынки.

Цели и задачи:

Расширять представления детей о возможностях игры с куклой.

Закрепить знания детей о предметах одежды и мебели.

Упражнять в различении и познании цветов.

Стимулировать использование в речи глаголов и прилагательных.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать бережное отношение к кукле.

Развивать внимательность, наблюдательность.

Дидактические игры на развитие сенсорики.

«Кукла обедает», «К куклам в гости», «Я и кукла», «Угостим куклу чаем».

Дидактические игры по работе с предметами:

«Оденем куклу» - лото и картинки по теме, «Уложим куклу спать»- набор по теме для фланелеграфа.

3. Парикмахерская. Зеркало, расчески, щетки, игрушечные наборы для парикмахерских, фены , банты, заколки.

Цели и задачи:

Уточнить знания о прическе, о парикмахерской.

Привести себя в порядок, внешний вид.

Закрепить знания о предметах в парикмахерской.

Активировать словарь: расческа, бант, заколка.

Стимулировать использование в речи простых предложений.

Закрепить знание цветов, величины.

Развивать внимательность, наблюдательность.

Дидактические игры на развитие сенсорики:

«Куклы собираются на бал», «Кукле делаем прическу»- картинки и лото по теме.

Дидактические игры по работе с предметами:

«Зеркало», набор расчесок 4 основных цвета, «Завяжем кукле бантик»- набор бантиков по цвету. Набор картинок по теме.

4. Спальня. Кроватка, постельные принадлежности.

Цели и задачи.

Закреплять знания детей о постельных принадлежностях, активизировать словарь детей (подушка, простынка, одеяло).

Закреплять знание основных цветов.

Использовать в речи простые предложения.

Закреплять последовательность раздевания перед сном, одевания после сна.

Развивать игровую деятельность.

Дидактическая игра на развитие сенсорики:

«Уложим куклу спать», «Оденем куклу после сна».

Дидактические игры с предметами:

«предметы постельного белья»- основные цвета,

Кроватки по количеству кукол- 4 шт. Картинки по теме.

5. Кухня. Наборы столовой и чайной посуды, стол стульчики.

Цели и задачи:

Закреплять умение детей правильно держать ложку. Пользоваться чашкой, говорить «спасибо», учить совершать цепочку последовательных действий.

Закреплять знания посуды, активизировать словарь ( тарелка, ложка, чай, чашка, блюдце ложечка). Использовать в речи простые предложения.

Дидактические игры на развитие сенсорики:

«Угостим куклу чаем», «Накормим куклу кашей». Картинки и лото по теме.

6. Магазин. Овощи, фрукты. Коробочки. Бублики, булки. Сумочки. Корзинки.

Цели и задачи: Учить детей игровым действиям, различать овощи фрукты.формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

7. Больница. Набор игровой «Доктор», халат, шапочка, косынка.

Цели и задачи:Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Дидактические игры на развитие сенсорики:

«Кукла заболела», «Айболит». Картинки и лото по теме.

Дидактические игры по работе с предметами.

«Больница для зверей», предметы- заместители. Картинки и лото по теме.

8.Гараж. Строительный набор крупного размера, комплект машин основного цвета.

Цели и задачи:

Развивать игровую деятельность детей, использовать в речи простые предложения, активизировать словарь детей (машина, едет , гараж ).

Закреплять знания основных цветов.

Дидактические игры:

«К куклам в гости», «Поезд», «Едем, едем мы домой…».

Используемые произведения для обыгрывания;

А. Барто- Грузовик, Лошадка, Мячик, Зайка, Козленок, Кораблик, Мой пес, Машенька, Модница, В зеркале, Маша обедает, Я лежу болею.

Сказки для театрализованной деятельности:

«Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», обыгрывание потешек и песенок.

Дидактическая игра «Наш малыш».

Цель игры: Закреплять умение детей правильно держать ложку, кормить малыша кашей, вытирать рот салфеткой. Формировать доброе отношение к младшим детям. Активизировать словарь: ложка, салфетка, скатерть, каша, кастрюля.

Оснащение: кукла- «малыш»,, кукольная посуда.

Ход игры; Взрослый показывает куклу- малыша и знакомит его с детьми. Подносит куклу к своему уху и «слушает то, что он скажет». Говорит детям, что малыш хочет есть, читает стихотворение З. Александровой:

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

Повяжу тебе салфетку-

Ешь котлетку, ешь конфетку,

Молоко свое допей,

И пойдем гулять скорей.

Взрослый предлагает детям покормить куклу кашей, которая стоит в кастрюле на столе. Взрослый накладывает кашу в тарелку и просит покормить ею куклу. Следит за тем, чтобы ребенок правильно держал ложку, не торопился, довел начатое дело до конца. По окончании игры хвалит детей. Обращает внимание на то, как аккуратно ела кукла.

«Угостим кукол чаем».

Цель игры: Учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Учить совершать цепочку последовательных действий. Активизировать словарь: чай, чашка. Чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.

Оснащение.Куклы, чайная кукольная посуда, салфетки.

Ход игры:

В гости к детям приходят куклы, здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем. Спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют. Воспитатель достает посуду, просит детей помочь ему накрыть стол, задает вопросы:

- Что нужно сделать сначала? (постелить скатерть). Что потом? (поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки).

Для чего нужны салфетки? ( Чтобы вытереть губы после еды).

Дети расставляют посуду для своих кукол, воспитатель «наливает чай», дети угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой. Куклы благодарят детей.

Воспитатель хвалит детей: молодцы, ребята, накрыли на стол, угостили кукол чаем. Куклы говорят вам « спасибо».

«Научим куклу одеваться на прогулку».

Цель игры: Учить детей соблюдать последовательность при одевании. Активизировать словарь: носки, рейтузы, свитер. Сапоги, шапка, пальто.

Оснащение: кукла, предметы одежды.

Ход игры:

Раздается стук в дверь, воспитатель говорит: «Дети послушайте, кто-то стучит в дверь». В гости к детям приходит кукла Катя. Дети здороваются с ней.

Катя приносит одежду.

- Я собираюсь гулять, но не знаю, что надеть сначала, что потом.

Воспитатель:- Не расстраивайся Катя. Ребята помогут тебе, научится одеваться правильно. Выкладывает перед детьми набор одежды, усаживают куклу.

-Что это? – показывает по одному предмету одежды. Дети называют поочереди каждый предмет одежды.

-Правильно. Молодцы! Катя, сначала надо надеть носки (вызывает одного ребенка, который показывает, Как надо надевать).

Воспитатель хвалит ребенка, спрашивает: - «А что же дальше надеть?»- дети отвечают.

_Правильно, рейтузы (вызывает другого ребенка. Который,

одевает, Кате рейтузы), хвалит его. Так последовательно дети одевают куклу Катю. Воспитатель при необходимости помогает и хвалит детей.

-Молодцы! Запомнила Катя как надо одеваться? А вы, ребята запомнили?

Показывает алгоритм одевания, вместе с детьми прикрепляет его в раздевальной комнате. Воспитатель рассказывает стихотворение, об одевании при этом показывает картинки с предметами одежды.

Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова;

Ручка- раз, и ручка- два!

Застегнем застежки,

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки

Разные заклёпочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки

Повторяй за мной слова:

Ножка- раз, и ножка- два!

А теперь на ножки-

Носочки и сапожки!

Повторяй за мной слова:

Ножка- раз, и ножка два!

«Помоем руки кукле Кате».

Цель игры: Учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий. Побуждать к речевому сопровождению действий. Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

Материалы: тазики, полотенца, мыло куклы для детей и взрослого.

Ход игры:

В гости к детям приходит кукла Катя. Здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у куклы Кати грязные руки. Что же нам делать? Дети предлагают помыть кукле руки. Рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз. Мыло, полотенце.

Воспитатель задает вопросы о каждом предмете, о его назначении, показывает последовательную цепочку действий: подвернуть рукава, намочить руки, взять мыло, затем намылить руки, после чего сполоснуть мыло в воде, положить мыльницу и сполоснуть руки кукле, затем вытереть полотенцем.

При этом читает стихотворение:

Хлюп- хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Катенька помоется.

Причешется, оденется.Затем воспитатель предлагает детям вымыть раки куклам. Раздает необходимые для этого предметы, задает наводящие вопросы. (Что это? Для чего?)Дети действуют, воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь. В конце игры воспитатель хвалит всех детей.

Ручки мыли,

Щечки мыли,

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые!

Игра-ситуация «Знакомство с куклами».

Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывал любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?« Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога: »Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»

Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут придумывать имена куклам.

Игра-ситуация «У куклы Веры новый шкаф» .

Воспитатель везет на игрушечной машине шкаф. Останавливает

машину рядом с уголком для кукол и объявляет: «Из мебельного магазина на грузовой машине привезли новый шкаф. Куда выгружать?»Дети подбегают к машине, воспитатель просит мальчиков помочь с разгрузкой, а девочек— выбрать место для шкафа. Хвалит покупку, обсуждает с детьми, хороший ли шкаф привезли куклам. Дети вместе с педагогом рассматривают его, открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф.

Воспитатель (куклам). Куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей новой подружки. Теперь Вера может хранить там свои наряды. Вера, у тебя много помощников, они соберут твою одежду (Обращается к детям.) Поможем Вере? Коля, что положим на полочку? Шапку? Вот, Вера, у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Лена, обувь куда поставить? Помоги нам, пожалуйста, принеси сапожки. А куртку куда? Повесим на вешалку. Смотри, Вера, все на своих местах: и одежда, и обувь в шкафу. Можешь собираться на прогулку

Вариант игры. Воспитатель обращается к детям: («Мамы, а у ваших дочек одежда в порядке?» дети сами раскладывают одежду своих кукол.

Игра-ситуация «Наводим чистоту в комнате»

Воспитатель говорит детям: Вера наконец-то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Га- ля. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз-два и — готово! Посмотрите вокруг — чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы — старались. Теперь отдыхайте, труженики».

Игра – ситуация «Новая кукла знакомится с игровым уголком».

Воспитатель приносит в группу новую куклу и сообщает, что ее зовут Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает показывать кукле игровой уголок: кухню, спальную комнату и т.д. дети помогают кукле освоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для одежды, принадлежности для купания и др.

Вариант игры (для детей старше 2,5 лет).детям предоставляетсябольшая самостоятельность: они могут называть и показывать предметы по своей инициативе.

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация Машина едет по улице».

Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, в спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребе11ОК затрудняется.подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет но городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа.советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их). к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия (»Я поеду в гараж», <Мне надо ил дачу.. Примечание. К З годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.

Игры с машинами и другим транспортом.

Игра-ситуация «Мойка машин»

Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:

«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!»

Игры с машинами и другим транспортом.

Игра-ситуация «Машина хочет быть чистой».

Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.

Теперь я стала чистою.

и солнышко лучистое

Отсвечивает искрами,

Светлее лес и луг.

Сквозь стекла запыленные

Была лужайка темною,

Теперь и лес, и улица

Зазеленели вдруг.

Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я — в гараж. Ты, Саша, куда едешь? (В город.) А ты, Женя? (На дачу.) Поехали!»

Игра-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль» .

Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машинки.

Медвежонок . Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Рр—р... Ой, что—то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р... Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)

Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет. Машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р... Р-р-р... Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р... Р-р-р... У-у-у.. Фыр-р-р... Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.

Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)

Ты гуди сильней, мотор.

Я —умелый шофер.

Надо — влево руль кручу,

Надо— гайку подкручу,

дам сигналу погудеть— должен все шофер уметь.

Игры со строительным материалом.

Игра-ситуация «Построим башенку для принцессы»

Воспитатель приносит в группу красивую куклу-принцессу, сажает ее на стульчик и говорит ей: «Принцесса, скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову-ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза, вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома.) Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, все, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) дети, ВЫ будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню,дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручные материалы. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом — башня. Вы довольны, принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома.

Игра-ситуация «Строим забор»

Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? домик. А у тебя, Галя? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы.дети, вам хочется, чтобы домик был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку Посмотрим, какие будут заборчики.

Мы решили строить дом

Для своих зверюшек.

Дом построен, и теперь

Нам заборчик нужен.

Доски обтесали,

Крепко прибивали.

Тук-тук, перестук,

Доски обтесали.

Тук-тук, перестук,

Крепко прибивали. Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор взлетел петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Получилась настоящая деревня».

Игры в больницу.

Игра-ситуация. « Зайка заболел»

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой - пациентом (игрушка).

В р а ч: Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?

Пациент-зайчик (жалобно):.Я - доктор.

В ра ч: Садитесь, больной. Что у вас болит?

Пациент: У меня кашель, болят ушки.

Врач: Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?

Пациент: Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания. Игры детей в больницу.

Игра-ситуация «К нам приехал доктор»

Воспитатель: ( показывает на сидящие на диване игрушки — зайку, мишку, куклу, ежика—и говорит): Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинета.

Доктор: Слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.

Воспитатель: Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я — медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.

Воспитатель говорит: (Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно. Игра продолжается.

Игры в магазин.

Игра-ситуация «делаем Покупки»

Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.) Лиза, ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».

Покупатель (воспитатель). Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука.дайте мне один пакет муки. Продавец (ребенок). Вот, берите.

Покупатель. Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люблю пироги с капустой. Капуста есть?

Продавец. Есть.

Покупатель. Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм? Продавец. Есть.

Покупатель. А пряники есть? Они мятные или шоколадные?

Продавец. Мятные.

Покупатель. Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет довольна. Она любит пирожки и прянички. До свидания!

Игра-ситуация « Что надеть на ножки?

Воспитатель обращается к кукле, стоящей босиком: Катя, почему у тебя босые ножки? Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама? Оля, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет. (Оля подходит к кукле и берет ее на руки.) Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем, подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку.

Воспитатель и девочка , (идут в магазина. Продавец (воспитатель). В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?

Покупатель (ребенок).да.

Продавец. Вам больше нравятся красные или белые ботинки?

Покупатель. Красные.

Продавец. Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?

Покупатель (примеряет кукле ботинки). Подошли.

Продавец. Спасибо за покупку.

Игры в парикмахерскую.

Игра-ситуация Модная прическа.

Вариант 1. Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу. Кукла «отвечает», что ходила в парикмахерскую. Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.

Воспитатель. Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу? Прическу. Тогда садись поудобнее. (делает прическу.) Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится? до свидания. Кто ко мне следующий? Здравствуй, Петя. Тебя постричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится? Приходи еще.

Вариант 2 Воспитатель говорит: «я — парикмахер. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной? Лена, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься>.

Лена работает, подражая педагогу. Дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.

Воспитатель. Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Леной?

Приходит новый парикмахер—Лиза—и принимает клиентов.

Уж я косу заплету,

Уж я косу заплету,

Я плету- плету- плету приговариваю:

Ты расти, расти коса

Всему городу краса!

Игры с игрушечными животными

Игра-ситуация «Цирк зверей»№2

Воспитатель вешает на доску афишу на которой нарисованы животные и сообщает: «Внимание, внимание! Сегодня к нам приехал цирк. В цирке будут выступать дрессированные звери! Спешите, спешите!

В цирке веселые зверята: Обезьяна, лев, тигрята. «Дорогие зрители, Купить билеты не хотите ли?»

Воспитатель раздает детям «билеты в цирк» и сообщает: «Первым выступает лев. Он умеет прыгать: ап! Еще раз: ап! (Демонстрирует прыжки игрушечного льва через перекладину) Молодец! Давайте похлопаем.

Теперь выходит тигр. Он тоже умеет высоко прыгать через обруч. (Демонстрирует прыжок игрушечного тигра.) Красиво прыгал, ловко! Похлопаем ему тоже. Проворная обезьянка умеет качаться на качелях:

вверх-вниз! Вверх-вниз! (Демонстрирует умения игрушечной обезьянки.) А вот и попугай, он умеет петь куплеты:

Я попугай, сижу на ветке,

Распеваю песни в клетке.

Билет берите

И приходите!

Выступление зверей-артистов окончено. До свидания!» Звери выходят на поклон, дети аплодируют. Примечание. Через 1—2 дня игру можно повторить, а затем оставить оборудование в группе для самостоятельной игры детей.



скачать документ [50.66 Kb]


Архив
наши успехи
    Поздравляем с Дипломом Орехова Владислава

    Поздравляем Василенко Вячеслава с Дипломом за II место

    Поздравляем Магарамову Амину с Дипломом за I место

    Поздравляем Бунделева Женю с Дипломом за II место

    Поздравляем Марченкову Ирину Михайловну с Дипломом за I место

    Поздравляем Давыдову Арину с Дипломом за III место

    Поздравляем Григорьева Женю с Дипломом за II место

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.