182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 22» «Сказка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА /  
8 марта 2015

Занятие по курсу «Здравствуй, мир»

Цели:

1. Формировать у детей представления об особенностях природы Антарктиды, продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (полярные животные).

2. Уточнять и расширять представления детей о характерных признаках птиц, рыб, животных, учить находить эти признаки самостоятельно.

3. Научить устанавливать зависимость строения и внешнего вида животных от условий жизни.

4. Закреплять умение самостоятельно использовать обследовательские действия в поисковой деятельности, осуществлять выбор в соответствии с характером задачи.

Ход общения.

Воспитатель: В прошлый раз мы путешествовали с вами в Австралию. Остался у нас один континент, на котором мы еще не были. Кто найдет его на карте?

Дети: Вот он.

Воспитатель: Можно ли определить по карте, где на нашей Земле холодно?

Дети: Да, льды нарисованы белой краской.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы отправимся на другую сторону земного шара, на Южный полюс в Антарктиду. Что вы представляете, когда слышите слово «южный»?

Дети: Теплое море, жару.

Воспитатель: На южном полюсе, который называется Антарктидой, никогда не бывает тепло. Это самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

Дети: Антарктида, Антарктида,

Холодна ты даже с виду,

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном

А на деле Антарктида

Холодней, чем даже с виду,

В холодильнике и то

Было б жарче, чем в пальто.

Воспитатель: А, что вы еще слышали об Антарктиде?

Дети: Антарктида самый холодный на земле.

Дети: В Антарктиде полгода не заходит солнце, слепит глаза, отражаясь от белого снега и льда.

Дети: В Антарктиде полгода длится ночь с сильными морозами и ураганами до 80 градусов.

Дети: Поверхность Антарктиды покрыта ледяным панцирем толщиной 3-4 километра.

Дети: Антарктиду называют фабрикой погоды. Здесь набирают силу ветры и ураганы.

Воспитатель: Хотите отправиться в ледяное царство? Одевайтесь, потеплей и в путь (дети одеваются - имитационная игра).

Воспитатель: Как же мы доберемся до Антарктиды?

Дети: На корабле.

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход,

Раз, два,

Он назад шагнул сначала,

Раз, два,

А потом шагнул вперед,

Раз, два,

И поплыл по океану,

Набирая, полный ход.

Воспитатель: Скоро мы подплывем к Антарктиде. А пока вспомните, пожалуйста, каких животных мы с вами уже встречали. У нас будет три «домика», в которых они живут. Возьмите каждый по карточке, и по команде вы должны собраться у своего «домика». Подготовились, начали (дети расходятся по «домикам», все, кроме пингвина).

Воспитатель: Живут ли в Антарктиде животные?

Воспитатель: Оказывается, живут. Это животное – пингвин, но вот вопрос: кто он – рыба, птица или зверь?

Дети предлагают свои варианты. Ребенок с карточкой пингвина попадает в затруднение – он не знает, куда ему пойти. Воспитатель усугубляет ситуацию вопросами.

Воспитатель: Посмотрите: пингвин охотится за рыбой и хорошо плавает. Может быть это рыба?

Дети: нет, ведь он и на земле живет.

Воспитатель: Пингвин толстый, с трудом передвигается по земле, как морж. Может он морской зверь?

Дети: У пингвина есть клюв, лапы, крылья, значит это птица.

Воспитатель: Правильно. Эти птицы очень интересные. Они хорошо ныряют и плавают, т.е. это водоплавающие птицы. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц?

Дети: Строение лап, они похожи на ласты, чтобы птицам было удобнее плавать.

Воспитатель: А какие же лапы у пингвинов?

Дети: Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.

Дети: Оперение не намокает, потому что покрыто жиром, как у гусей и уток. Иначе бы вылезший из моря на мороз пингвин сразу бы превратился в сосульку и погиб.

Воспитатель: Как вы думаете, чем питаются эти птицы? Для этого вам нужно вспомнить, есть ли травоядные на Северном полюсе.

Дети: Пингвины – хищники, потому что они питаются рыбой.

Воспитатель: Дети, а что вы еще знаете о пингвинах?

Дети: Как и все птицы, они откладывают яйца и выводят птенцов. В самый сильный мороз пингвиниха откладывает одно яйцо. Потом отец пингвин берет яйцо и держит его, зажав между лапами. Когда появляется птенец, его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправляют в «пингвиний детский сад», где он будет находиться среди других малышей под присмотром взрослых пингвинов.

Воспитатель: Пока пингвинята в «детском саду», родители отправляются в море за пищей для малышей. В море пингвинов подстерегают опасные хищники: касатка и морской леопард (тюлень). Как спастись от них?

Дети: Быстро уплыть. Пингвины умеют не только быстро и проворно плавать, но и умеют, как пробка, вертикально выпрыгивать из воды на ледяной берег, уходя от преследования.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю полюбоваться на пингвинов и немного отдохнуть.

песня-клип: «Пин и гвин».

Воспитатель: Антарктида – самая холодная земля на планете, но там живут такие интересные животные! А какие именно?

Дети: Животный мир Антарктиды очень беден. На берегу живут пингвины, тюлени, буревестники, поморник, киты, касатки.

Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю посмотреть на картинки, подумать, вспомнить и показать стрелками, кто кем питается в холодных антарктических морях.

Дети выполняют задание в тетрадях.

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в Антарктиде жить люди?

Дети: Там очень холодно, поэтому постоянные жители там не живут.

Воспитатель: А кто же там живет?

Дети: Там живут ученые: метеорологи, экологи, спасатели.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились, так много знаете об Антарктиде. Дети, я являюсь представителем Всемирной организации исследований по изучению живой и неживой природы. Мне поручено найти юных талантливых исследователей, которые будут изучать планету Земля в будущем. Есть ли у вас желание стать исследователями?

Дети: да мы хотим!

Воспитатель: Вам предстоит пройти пробное испытание. Как вы думаете, какими умениями должен обладать исследователь?

Воспитатель: Да, ребята, вы правы. А как вы думаете, что можно исследовать?

Дети: Все что нас окружает: природу, животных.

Воспитатель: Правильно. По пути нам встречались плавающие "ледяные горы". Это айсберги. Слышали ли вы что-то об айсбергах?

Дети: Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.

Воспитатель: Как же появились эти ледяные громады?

Дети: Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.

Воспитатель: Что происходит с этими кусками льда? Плавают или тонут? Если мы поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда. Что мы увидим? Утонул он? Почему? Большая часть у айсберга тоже скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части.

Воспитатель: Дети, а вы хотите понаблюдать за айсбергами.

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Лег легче воды, поэтому он и утонул.

Дети: Утонул не полностью, часть находится над водой.

Воспитатель: Где большая часть льда – под водой или над водой?

Дети: Под водой большая часть айсберга, которая порой достигает размеров с дом, причем над водой видна вполне безобидная и иногда даже незаметная верхушка.

Воспитатель: А теперь хотите исследовать лед?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: У каждого из вас разные кусочки льда и по форме и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости.

(Дети раскладывают кусочки льда в емкости)

Воспитатель: Меняет ли форму лед?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему? Как вы его раскладывали?

Дети: Брали рукой.

Лед не меняет своей формы, куда бы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Как вы думаете, а когда лед может поменять свою форму?

Воспитатель: Давайте проверим, в емкость с теплой водой, опустим кусочек цветного льда. Что вы замечаете?

Дети: Лед тает в теплой воде и превращается в воду.

Воспитатель: Ребята, одной из экологических проблем на земле, это потепление климата, постоянная плюсовая температура, там, где должна быть вечная зима. Как вы, думаете к чему, может привести? (Лед может превратиться в огромные тонны воды). К чему это приведет? Чем это опасно для нашей планеты?

Дети: Вода может затопить некоторые города и страны.

Воспитатель: Многие ученые заняты этой проблемой, но об этом мы поговорим с вами на других занятиях. Значит можно сделать какой вывод? Что такое лед?

Дети: Лед - вода, только в твердом виде.

Воспитатель: Дети мы сегодня много узнали, а что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы справились с испытаниями, и я хочу вручить вам сертификаты «Юных исследователей. А еще вас ожидает снежный сюрприз.

Детям предлагается мороженое.

Воспитатель экологии Кудрявцева Юлия Станиславовна



Архив
наши успехи
    Поздравляем Елену Владимировну Козелкову с юбилеем!

    Поздравляем Шипульникову Марьяну, Юдина Андрея, Александрову Ульяну, Дреге Марину победителей городского конкурса - выставки "Символ года"

    Поздравляем коллектив детского сада с получением диплома за участие в экологическом марафоне "Подарок городу"

    Поздравляем Дроздову Анастасию и Жигачеву Анну - победителей городской выставки "Природа и фантазия"

    Поздравляем спортивную команду детского сада с победой в отборочном туре спортивных соревнований "Юные олимпионики"

    Конкурс "Заботливая мама"

    ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШУ СПОРТИВНУЮ КОМАНДУ

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.