3 декабря 2008
Выбираем раскраску
Вот уже более века в научных и далеко не научных кругах не стихают споры о раскрасках. Художники, педагоги и родители ломают голову: что же это за явление – раскраски, развивают они детей или губят на корню все творческие порывы? А пока эти споры идут, все дети (поколение за поколением) просят родителей купить им очередную раскраску. И родители, в свою очередь, желая занять ребенка полезным делом, дают ему время от времени карандаши, краски и книжку с черно-белыми картинками. Но раскрасок так много и они такие разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких перегружены деталями. Усложнены до неузнаваемости и не очень привлекательны. Они не поддерживают интерес к рисованию и не дают толчок к самостоятельному творчеству. Какой же должна быть «правильная раскраска» для малышей? • Все изображения в раскраске крупные, без мелких деталей. • Широкая контурная линия скроет естественные погрешности неумелой руки малыша. • Образы в раскраске конкретны и легко узнаваемы. • Изображения стилизованы настолько, что движения руки ребенка легко повторяют силуэт. • Все картинки симпатичные, добрые, интересные. • Каждый рисунок ребенок может дополнить по своему желанию. • Раскраски вызывают яркую эмоциональную реакцию и приглашают к рисованию. ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. Для малышей этого возраста контур в раскраске не играет роль ограничителя, как для более старших детей. Они узнают образ, радуются и начинают рисовать скорее на основе картинки, чем в ее пределах. Проявляется это очень индивидуально. Одни дети рисуют крупными цветовыми пятнами как живописцы, другие идут по контуру как графики, третьи ставят маленькие пятнышки, полоски или мазки. Рисование в книжках раскрасках яркими гуашевыми красками необыкновенно увлекает малышей. Они не ограничиваются пределами контура, свободно выходят за него (например, рисуют землю под ежиком). Создают свой сюжет, начинают играть (двигают картинку по столу, будто паровозик бежит или жучок ползет) и звукоподражанием передают урчание, шипение, гудение… конечно, поначалу малышам это надо показать («Петушок пошел гулять, давай нарисуем травку и цветочки. Покорми петушка – нарисуй зернышки или червячка»). Если же их не остановит вовремя («Молодец – красивый кораблик получился, давай его покажем бабушке») или не переключить на другой рисунок («Ой, ой, вот зайка плачет, он замерз, давай ему поможем – нарисуем серенькое платьице-пушок»), дети закроют цветовыми пятнами весь лист, так что невозможно будет разглядеть начальный рисунок. Для всех малышей даже в черно-белых контурных изображениях очень значимо лицо – глаза, улыбка. Эти детали они выделяют в первую очередь и часто оставляют не раскрашенным овал как лицо человека. В этом возрасте интересы уже отчетливо разделяются по половым предпочтениям. Так, мальчики сразу же выбирают кораблик или паровозик. Девочек привлекают курочки, цветы. И, конечно, всем без исключения очень нравится солнышко. Мамы рисуют его детям бесконечно, а дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми, розовыми цветами и дорисовывают лучики. ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ. В 3-4 года дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения. И поэтому принимаются не свободно рисовать, как малыши 2-3 лет. А именно раскрашивать, действуя в пределах заданного контура, стараясь повторить все его изгибы. Если в 2-3 года дети раскрашивают образы чаще всего цветовыми пятнами или отдельными мазками, оставляя много белых пятен и не обращая на это никакого внимания, то после 3 лет они уже постепенно переходят на линейное пластичное раскрашивание. И при этом стараются закрыть цветом все «прозрачное» пространство. Многих из них беспокоят белые просветы, они вновь и вновь возвращаются к ним с кисточкой – подправляют, дорисовывают. Иногда стремятся обвести и контурные линии. Они видят образ во всех его особенностях и стараются их передать. Для них очень значимы детали. При этом глаза и лицо продолжают играть роль главного эмоционального стимула к рисованию. Кроме того, малыши любовно прорисовывают чешую рыбки, рожки, хвостик и ножки у барашка. Главное же достоинство такой деятельности в том, что дети имеют возможность совершенствовать технику рисования красками и получают при этом эффектный, радующий результат. Помощь взрослого состоит в том, чтобы предоставит детям не только свободу действий, но также выбор цветов и кисточек разных размеров. Еще нужно по мере необходимости показывать детям новые технические способы. При умелой и деликатной помощи взрослого дети могут не только разные детали раскрашивать разными цветами, но стараются какой-то фрагмент или даже весь фон решить в многоцветной гамме. И все же самое важное состоит в том, чтобы не ограничивать детей рамками заданного образца: предлагать придумать дополнение, продолжение («с кем встретился, куда пошел…»). И почаще давать чистую бумагу для самостоятельного творчества.
Архив |