182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 19» «Ласточка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
9 сентября 2016

Группа №3 ( воспитатель Марченкова И.М.)

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В соответствии с Законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:

- взаимодополнение воздействия детского сада и семьи на воспитание ребенка,

- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду,

- обоюдное доверие.

Цель работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников

- Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

- Разработать интерактивные формы работы с родителями,

- Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

Поэтому, первым пунктом на пути к сотрудничеству стал вопрос знакомства с сотрудниками, воспитателями детского сада.

С чего началось мое знакомство: я рассказала о себе, о своей семье, о своих достижениях в работе, о своем отношении к детям и их родителям. И честно призналась, что поощряю любое взаимодействие, будь то помощь, беседа или совет. Каждой семье был подготовлен буклет, в котором кроме анкет, находились рекомендации по адаптации детей к детскому саду и список сотрудников ДОУ. Далее следовала Презентация дошкольного учреждения.

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности ребенка.

В результате такой формы работы родители получили полезную информацию о содержании работы с детьми, праздниках, платных и бесплатных услугах.

Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. На этапе установления доверительно-деловых контактов я могла передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях).

Одновременно родителям было предложено сделать рекламу и своей семьи, рассказать о своих увлечениях, интересах и т.д. Таким образом, активные родители сделали рекламу, а менее активным пришлось задуматься "А чем я хуже? Тоже что-то смогу сделать для своего ребенка и сада, познакомить со своей семьей".

Вывод: за прошедший год почти все родители группы смогли себя проявить: кто-то выступил на собрании, кто-то участвовал в конкурсах, а кто-то просто помог сделать что-то для комфортного проживания ребенка в детском саду. Нужно было создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Второй год наступил, я пошла дальше: включила всю группу родителей в работу кружка "В гостях у деда Краеведа".

Цель работы: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края, знаний о семье, детском садике. Вместе мы оформляли фото уголок "Моя любимая семья", стенд, посвященный 850-летию города, делали поздравительные газеты ко Дню Матери, к 23-му февраля. Одним из новинок работы кружка являлось интервью с детьми на различные темы. И здесь просматривалась четкая позиция родителей к воспитанию нравственно-патриотических чувств своих детей: они отвечали то, чему их научили родители. А как старательно и красиво родители придумали и оформили сказки о городе! В своих анкетах "Взгляд на детский сад через год" именно работа кружка, интервью детей набрали самое большое количество голосов. Похвально, значит, работа будет продолжена! "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Объявление о том, что необходимо подготовить своеобразную фото консультацию. О том, как отвлечь ребенка от телевизора и компьютера, нашло свой отклик. Пусть только три семьи оформили ее и поделились с другими, но это было интересно и поучительно. Оказывается, есть у родителей время повести ребенка и в лес, и на экскурсию, и в зоопарк.

Клич о том, что необходимо пополнить развивающую среду привлек внимание многих родителей. Обшивка кукол, постельное белье, развивающие игры, покраска участка и мелкий ремонт в группе - все это смогли сделать мои родители. А какие коврики для закаливания они сделали! Какие игры для развития сенсорики-просто чудо! Но помимо этого у них появилось непроизвольное желание сделать поделки для украшения клумб, постройки на участок, принести и высадить цветы. Любая вещь, прежде чем покинуть дом, проходила проверку на "нужность" у воспитателя. А сколько было идей интересных и заманчивых? Участие и подготовка праздников, конкурсы, поделки, рисунки, домашние задания для родителей-все это воспринималось с улыбкой и убежденностью в том, что здесь нужно принять участие. Уже в этом году родители увидели в глазах и словах детей отклик на свое участие в мероприятиях группы и сада - это гордость, умиление, достоинство, и тем самым мы воспитываем личность ребенка: семья может сделать все!

Тематическая проверка, проводимая в детском саду по математике, не прошла стороной и для моих родителей. Игры математического характера, с душой и умением выполненные родителями, я восприняла восторженно: оказывается, нераскрытых талантов много, нужно знать время и место, где им найти выход.

В этом году у меня была проведена большая работа по исследовательской деятельности, организовать ее мне помогали родители. Приносили лук, землю, приобрели тазики и помогли сделать звуковые коробочки. А еще мы вместе собрали материал для сенсомоторного уголка (развития у детей слуховых, тактильных и вкусовых ощущений).

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. В удобное для них время можно прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

Результатом такой открытости явилась акция "10 минут со своим ребенком". Родителей я пригласила заняться с детьми продуктивной деятельностью: аппликацией, конструированием, раскрашиванием, собиранием пазлов и т.д. Результат: дети на удивление легко вслушивались в слова чьей-то мамы или чьего-го папы, а родители, поначалу стесняясь, так увлекались процессом, что не хотели уходить. Было интересно наблюдать (даже не знаю за кем больше) за детьми и за родителями. Позже родители, участвовавшие в акции, признавались: "Дома совершенно некогда играть с ребенком или чем-то заниматься, а это мероприятие дало толчок и к домашним занятиям".

Следующее мероприятие: "Книжкина неделя". Я пригласила прийти родителей в вечернее время почитать детям сказки и стихи. Те, кто наотрез отказывались читать своим детям дома, пришли с книгой к нам и удивились: оказывается это интересно! А вот почему возникло желание провести это мероприятие: на родительском собрании было заявлено, что ребенок не хочет дома играть, не хочет слушать сказки. Мой вопрос: а как вы читаете детям? Вызвал недоумение - читаю и все…

Как опытный педагог я подсказала что читать, нужно меняя голос, соблюдая интонацию - я добилась своего: дети с восторгом рассказывают о том, какие книги читают им дома и даже приносят книги в сад для чтения. Это была моя победа.

На следующем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. В этом случае у них возникнет потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлении не только положительных, но и отрицательных сторон индивидуальности ребенка. Внешней целью этого этапа является предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, внутренней — вызвать потребность в исследовании ребенка.

Несколько раз приглашала посетить занятия, но всегда видела недоумевающий взгляд: а тебе это надо? Решила идти другим путем: в один из дней прямо подходила к каждому родителю и говорила, что жду вас завтра. Пришли. Пусть не все, но им было интересно - оказывается, занятие-это не просто сели и говорим, а еще играем, поем, развиваем все!

Был такой случай: опять же на собрании, когда я поделилась своим опасением по поводу знаний детей по математике, возник спор: "Мой же считать умеет, что еще нужно и т.д. "Хорошо, сказала я, даю вам задания" и задала вопросы, которые на занятиях адресуются детям. Какого было их удивление, когда ответа они не нашли или он был неверный! Я стала объяснять- оказывается математика-это целая наука. И вот самая недоверчивая мама пришла на занятие, и поняла, как правильно и должно учить ребенка, и в конце сама приняла участие в играх. Я всегда говорила и говорю, прежде чем учить детей мы должны научить родителей тому, что детский сад является не только "пришел, погулял, поел, поспал", а еще институтом образованности маленького человека и только с помощью родителей возможна эта образованность.

Таким образом, я пришла к выводу, что отношения педагога с родителями должно осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь.

Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Это:

телефонные звонки - делаются в особых случаях или чаще всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.

Письменные формы общения.

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают мне встретиться с родителями лично, поддерживать контакт с родителями помогают некоторые формы письменного общения.

Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Они содержат подробную информацию о воспитании детей, о проводимых мероприятиях.

Мини-газеты - выпускаются два раза в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, о том, как развивать в ребенке те или иные черты характера, как бороться с негативом и т.д.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях и др.

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это беседы в утренние и вечерние часы, ведь каждый взрослый хочет поделиться со мною и радостями, и горестями, ищет сочувствия и утешения.

Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Я активно использую новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, вовлекаю их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Интерактивный – означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.

Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию:

В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительских установок:

Детский сад становится не просто местом, куда отводят детей, а местом, куда всегда можно прийти с какой-либо проблемой и найти пути ее решения.

Применение интерактивных методов повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом:

специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и успех.

Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.

Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Анализ результативности моего опыта показал следующее:

- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

- родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,

- возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей к жизни группы и детского сада.

Я горда тем, что имею у маленьких детей авторитет, я горда тем, что они утром идут, улыбаясь и хотят, чтобы до каждого дотронулись, обняли и пожалели, я горда тем, как за два года научила родителей относиться к детскому саду, к воспитателям. И пусть не все еще верят в силу нашего взаимодействия, пусть не все верят, что только вместе мы сможем воспитать настоящего человека (доброго, отзывчивого, любознательного), но я буду и дальше продолжать выдумывать подходы к родителям, привлекать их к нашей работе и пытаться сделать так, чтобы они наконец-то смогли сказать: "Детский сад-это сила!"



скачать документ [34.61 Kb]


Архив
наши успехи
    Поздравляем с Дипломом Орехова Владислава

    Поздравляем Василенко Вячеслава с Дипломом за II место

    Поздравляем Магарамову Амину с Дипломом за I место

    Поздравляем Бунделева Женю с Дипломом за II место

    Поздравляем Марченкову Ирину Михайловну с Дипломом за I место

    Поздравляем Давыдову Арину с Дипломом за III место

    Поздравляем Григорьева Женю с Дипломом за II место

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.