182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ Детский сад № 26 «Колобок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   РОДИТЕЛЯМ /  
открыть картинку в новом окне 18 октября 2016

"Как научить ребенка читать?" родительское собрание группа №5 корпуса №1 (сентябрь)

Воспитатель: Многие мамы подходят к нам воспитателям и задают вопросы: как научить ребенка читать? Во сколько лет надо это делать? А главное, как сделать правильно, не навредив ребенку. Исходя из большого количества родителей, которых интересует данный вопрос, мы и решили провести родительское собрание на тему «Как научить ребенка читать?» Конечно, перед собранием консультировались у психолога, разговаривали с учителем начальных классов, прочитали много литературы по этому вопросу.

Кончается дошкольное детство Вашего ребенка. Вы все чаще думаете о том, что пройдет немного времени – и ему пора будет в школу. Конечно, Вы хотите, как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию…К будущим первоклассникам предъявляются очень высокие требования.

К моменту поступления ребёнка в школу требования к его умению слушать существенно повышаются. Теперь он должен слушать гораздо более длительное время, стараясь полностью понять и запомнить услышанное. Для этого уже требуются усилия воли, внимания, памяти. Кроме того, он должен слушать не только воспитателя, но и речь других детей, не всегда внятную, правильную и логическую. На занятиях по подготовке к обучению грамоте от него потребуются новые умения, определять на слух границы предложений в небольшом рассказе, различать в предложении отдельные слова, а в словах – звуки. Звуки нужно разделять на гласные и согласные, а среди последних различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.

Прежде всего, что мы рекомендуем вам, перед тем, как обучать ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился хоть какой-нибудь интерес. А для этого надо сформировать мотивацию к чтению.

Это следующее 1) как можно больше читать ребенку интересные сказки, рассказы, стихи. Важно, чтобы ребенок понимал и запоминал, что ему прочитали. После этого можно переходить к поэтапному изучению чтения.

1-ый этап - ребенка сначала надо обучить звуковому анализу слов. Он должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово

2-ой этап - знакомство с буквами

3-ий этап - выделение слогов в слове и их чтение

4-ый этап - закрепление навыка.

Все обучение должно проводится в игровой форме.

Прежде чем перейти к конкретным учебным советам, обращаем внимание на следующий фактор. Одни дети обучаются читать легко, и родители в полной мере удовлетворяются этим. Другие - с большим трудом постигают первые азбучные истины. Трудно научится читать гиперактивным, реактивным ребятам. И не надо настаивать. Но даже с детьми легкообучающимися чтению, крайне недостаточно проводится работа над звуковой стороной речи. Такие дети нередко читают быстро, а пишут неграмотно, у них нет интереса к русскому языку. Выдающиеся психологи утверждали, что дошкольник 3 -6 лет – это самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова.

Итак, мы с вами на время забыли о буквах, азбуках, букварях и переносимся только в мир звуков.

1-ый этап

Первые игры со звуками советуем проводить в семье, когда малышу уже 3,5 – 4 года. Покажем это на примере звука «ш». Читаем ребёнку стихотворение, где часто слышится этот звук. При чтении выделяем его интонацией:

Мышонку шепчет мышь:

Ты всё шуршишь, шуршишь!

Мышонок шепчет мышке:

Шуршать я буду тише.

Затем задаём вопрос: «Какой звук ты чаще всего встречаешь в стихотворении?»

Родителям предлагается найти на веере нужный звук.

Можно предложить и вот такую игру «Из каких звуков состоит слово».

Разбираем слово «сыр». Сначала долго проговариваем первый звук ---«с-с-с-ыр (отгадывается звук «с». Затем выделяем второй звук –«с-ы-ы-ы-р» (отгадывается звук «ы».Третий звук «сы-р-р-р»(отгадывается звук «р»).

Родителям предлагается найти на веере нужные звуки

Интерактивная игра «Звуковые картинки» + «Где звук?»

Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «ш», принести игрушку, в названии которых слышится этот звук. В течении нескольких дней, вы читаете детям стихи, загадки, чистоговорки с этим звуком, выделяя его интонацией.

Параллельно с подбором фольклорного материала широкое место занимают речевые игры. Самая распространённая игра «Давай придумаем слова со звуком…» Нужно только, чтобы дети придумывали по правилам; слова с твёрдым согласным звуком, к примеру «р» (рыба, рак, топор, а затем слова с мягким «р» (якорь, репа, море).

При этом мы объясняем, что твёрдый звук звучит твёрдо, а мягкий – мягко.

Не забудем, что звуки «ж», «ш» всегда твёрдые, а звуки «Ч», «Щ» всегда мягкие.

Когда ребята хорошо усвоят различия между мягкими и твёрдыми согласными звуками, мы обуславливаем в игре задания: «Придумай слова, которые начинаются только с мягкого согласного звука»(мята, лето, река, тень). Следующая игра «Цепочка слов». В этой игре надо подвести детей к пониманию того, что от замены только одного звука в слове меняется и его смысл (тень – день, пень – лень).

Затем важно договориться с малышом уже 5 лет, что гласные звуки мы будем закрашивать красным цветом, твёрдые согласные – синим, а мягкие согласные – зелёным цветом. Смеем вас заверить, что такое условное обозначение дети принимают с удовольствием и заполняют быстрее взрослого.

И тогда мы подведём ребёнка к очень важному процессу – звуковому анализу слова, т. к. к умении. Не просто слышать некоторые звуки в словах, но и выделять их последовательно. Это значит, что ребёнок, уже обученный слуховому анализу, должен сказать, что в слове «лиса» первый звук «л» - мягкий, согласный, зелёный квадратик; второй звук «и» - гласный (красный квадратик, третий звук «с» - твёрдый согласный (синий квадратик); четвёртый звук «а» - гласный (красный квадратик). Если ваш ребёнок с небольшой помощью взрослого уже делает такой звуковой анализ, значит можно переходить к следующему, очень важному этапу, игре «Придумай разные слова по моей схеме» Конечно, детям мы предлагаем рассказать простые 3 -4 звуковые схемы, ребёнок должен понять, что к одной схеме можно придумать различные слова. Важно только, чтобы каждый звук в слове подходил под каждую клеточку. Затем можно уже обходиться без схемок, а просто предлагать назвать детям, например, слово из 3 звуков, но чтобы первый звук был твёрдым согласным, второй – гласным, а третий – мягким согласным (пыль, конь).

Игра «Тико-конструктор «Грамматика»

Родителям раздаются части конструктора-тико и карточки с заданиями.

Необходимо правильно составить слова по звуковой структуре.

2-ой этап - знакомство с буквами

Игры:

1 «Назови букву»

2 «Принеси мне (называем) букву

Для знакомства с буквами можно использовать картинки –раскраски или какие –либо карточки, которые мы или родители показывают ребенку, а ребенок должен ее назвать. За каждую правильную букву – маленький приз, можно также за сумму правильных ответов подарить ребенку раскраску с буквами.

3-ий этап «Чтение слогов»

На данном этапе можно предложить такие игры, как

«Прочитай слог», «Составь слог», «Продолжи слог».

Как здесь ребенка научить читать слоги, а также в игровой форме-

Например: «к» -к ней прибежала «а», получилось «ка, а если -прибежала «о», получилось«ко» итд. Когда ребенок слоги читает легко, то надо поменять согласные.

И только после этого приступаем к последнему этапу

4-ый этап «Чтение слов»

Начинать желательно читать слово, где есть слово из трех букв.

Можно провести игру в виде соревнования. Ребенок читает слово. Если он правильно прочитал, вы карточку отдаете ему, а если нет, то оставляете себе. У кого окажется больше карточек, тот и выиграл.

Для обучения детей чтению рекомендуем использовать «Букварь» Н. С. Жуковой. Ребенок быстро усваивает технику чтения, ведя пальчиком от одного звука к другому.

Попытки родителей самостоятельно научить ребёнка читать приводят в лучшем случае к побуквенному чтению. Чтение - это не называние букв, а их «озвучивание» по определённым правилам. Эти правила дети узнают постепенно, двигаясь от простого к сложному.

единицей чтения является не буква, а открытый слог: согласная плюс гласная. Ему-то и следует уделять самое пристальное внимание. Объяснив правила чтения согласных, нужно довести их исполнение до автоматизма.

Учите детей читать плавно, по слогам или целыми словами.

Для достижения этой цели используйте упражнения со слоговой таблицей. Читаем по указке - са-ни. Что получилось? (Сани). У Нины ноты. Что получилось? (Вопрос задавайте в самом конце, а не после каждого слова).

С первых шагов обращайте внимание на правильность чтения. Не надо пропускать ошибки, нужно просить прочитать ещё раз, правильно. Здесь можно играть с детьми в игру «День и ночь». Когда говорите «Ночь!», ребенок закрывают глаза, а вы в это время меняйте 1-2 буквы в только что прочитанном слове. По команде «День!» малыш открывает глаза и читает новое слово как можно быстрее и без ошибок. С помощью этой игры у малыша вырабатывается навык чтения, быстрота.

Чтение даже одного слова должно быть осознанным. Спрашивайте ребёнка о том, что он прочитал и как это понимает.

На поздних этапах, когда ребенок читают уже художественные тексты, обязательно обсуждаем с ними прочитанное.

На этапе чтения предложений обращайте внимание на выразительность чтения. Сначала она сводится к соблюдению знаков препинания. Если ребёнок читает и не делает пауз в конце предложения, то просите его читать медленнее, но вдумываясь в каждое слово. Требуйте повторить или пересказать каждое предложение после его прочтения.

Советы:

Совет первый: приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита.

Совет второй: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!

Совет третий: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например, сэ или рэ, или эр и т. п.

Совет четвертый: на первых порах обучения закройте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения.

Совет пятый: имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.

Совет шестой: поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

Желаем Вам успехов!


Фото
открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  открыть картинку в новом окне  

скачать документ [3.36 Mb]


Архив
наши успехи
    Награда за творчество

    Всероссийский семинар «Оценка качества дошкольного образования"

    Успехи наших талантливых воспитанников

    Всероссийская научно-практическая конференция"Современные проблемы образования: поиск, практики, решения" г.Санкт-Петербург

    Повышение квалификации Цветкова Е.А.

    Повышение квалификации Тимофеева С.А.

    Всероссийская олимпиада "Педагогическая практика"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.