25 декабря 2017
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Требования к организации уголков по речевому развитию в ДОУ» в соответствии с ФГОС ДО.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей. Задачи: 1. Формирование фонематического восприятия и слуха. 2. Развитие артикуляционной моторики. 3. Закрепление навыков правильного произношения звуков. 4. Закрепление навыков, полученных на занятиях. 5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико- грамматических категорий. 6. Развитие связной речи. 7. Развитие мелкой моторики. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей. При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать: то, что он • соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей; • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком; • важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к книгам, материалам и оборудованию, содержащемуся в уголке; • игровой материал должен быть доступным для ребенка; • неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности. • не следует перегружать уголок оборудованием. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;) пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.) пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв) материал по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки , детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка , бубен , трещотка , колокольчики , погремушки, предметные , сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации , звуковички («домики») гласных и согласных звуков ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа: схемы слов, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова; игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схемы слов) игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам) игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.) материал по грамоте – (магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»). Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей. Подбор игрового и дидактического материала в коррекционных группах осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Фото
|
|
Архив |