182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 21»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ / ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД - 2009 /  

ГАРМОНИЯ


[center][b] «Гармония»[/b][/center] Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. Наш детский сад уже на протяжении нескольких лет работает в направлении воспитания чувства патриотизма дошкольников. [center][b]Основными задачами патриотического воспитания дошкольников мы считаем[/b][/center]: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам, их родителям, соседям и другим людям). Строя работу в данном направлении, мы учитываем особенности проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста, такие как скоротечность и ситуативность, поэтому все впечатления, полученные ребенком на занятии, стараемся закрепить в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. А также считаем, что самыми сильнодействующими факторами воспитания являются мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция. Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются: § комплексный подход; § знание педагогом истории и культуры своего народа; § правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности); § тематическое построение материала; § совместная работа детского сада и семьи [b]В своей работе мы используем следующие средства патриотического воспитания[/b]: · устное народное творчество, · декоративно-прикладное искусство, · музыка, · художественная литература, · игра, · самостоятельная детская деятельность. и, соответственно, [b]методы работы:[/b] - целевые прогулки и экскурсии, - наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т.д.), - рассказы и объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей; - беседы о родном городе; - рассматривание и обсуждение иллюстраций и детских произведений; - разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений; - ознакомление с произведениями народного творчества; - обогащение и стимулирование детского творчества; - привлечение детей к посильному общественно-полезному труду; - поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах; - воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая дошкольникам о подвигах воинов, устраивая тематические праздники и утренники. [center][i]Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине является накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве.[/i][/center] В нашем детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родном городе, о Псковском крае, о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России. Начиная с II младшей группы, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представления о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Проведение занятий на тему «Ласковое имя» и организация празднования именин позволяют показать все разнообразие имен. С 2008/09 уч. г. на таких занятиях присутствуют родители, которые активно включаются в образовательный процесс. Они охотно рассказывают, что означает имя ребенка, почему было выбрано именно это имя, кто из великих соотечественников его носил, приводят примеры, как ласково называют детей дома. Следующий этап работы - проведение занятий на тему «Моя семья». Варианты проведения таких занятий в разных группах различны: это и выстраивание «генеалогического древа», и создание альбома с историческими фотографиями и беседы о пращурах, и рассматривание фотографий «Наш летний отдых» (по городам России). Обязательно – рисование портретов папы, брата, дедушки ко Дню защитника Отечества, мамы и бабушки – ко Дню 8 Марта. Не первый год в ДОУ практикуется празднование Дня Матери. Во всех группах детского сада оформлены «Уголки уединения», где кроме игрушек для индивидуальных занятий и книг, размещаются семейные фотографии. Они представлены в виде фотоальбомов. Опыт показывает, что дети охотно рассказывают о своей семье педагогам и друг другу. [center][i]С младшего возраста в группах создаются «Уголки родного края» и «Уголки государственной символики». В содержание патриотического воспитания входит ознакомление детей с важнейшими государственными символами – гербом и флагом нашей страны. [/i][/center] Начало этой работы состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. Поэтому каждый «уголок» предметно-развивающей среды в группах имеет свой символ, свое обозначение. Эти символы дети самостоятельно придумывают и изготавливают на занятиях лепкой и аппликацией. Затем составляют вместе с родителями герб своей семьи, вместе с воспитателями - герб группы. Знакомство с гербом родного города происходит на основе знаний исторического и отчасти географического характера: дети узнают сначала, кто такие лучники, что называют излучиной реки. А затем, используя представления о разных профессиях, животных переходят к рассмотрению гербов разных российских городов (для сравнения). При знакомстве с российским флагом дети опираются на имеющиеся у них представления о цвете: «Белый цвет – березка, синий – неба цвет, красная полоска – солнечный рассвет». Мы стараемся не увлекаться рассказыванием об истории возникновения герба и флага, для дошкольника осмысление такого рода информации трудно. Дети рисуют изображения флага, делают его из цветной бумаги, с помощью пластилина. [center][i]Более подробно стоит остановиться на таком аспекте патриотического воспитания, как формирование чувства гордости за свой город.[/i][/center] [b]В этом нам помогают экскурсии в Краеведческий музей города, дом - музей Виноградовых. Посещение экспозиций музеев, выставок, «музейных занятий» позволяют узнать об историческом прошлом родного города. [/b] Ежегодно в День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков проходят тематические занятия «Восставший из пепла», «Малый Сталинград», «Город воинской славы», дошкольники посещают Братское мемориальное захоронение. В 2008 г. для детей подготовительной группы была организована экскурсия в музей 28 Невельской стрелковой дивизии школы № 6, где дошкольники услышали интересный рассказ об участии дивизии в освобождении города от немецко-фашистских захватчиков. [b]В июне, когда наш город становится столицей воздухоплавания, в детском саду проходит конкурс рисунков на асфальте «Плывут, летят над городом шары…».[/b] Это одна из самых близких и любимых детских тем. Совсем недавно нам была подарена книга «Друзья на высоте» ее автором Т. Лапко, что, несомненно, поможет рассказывать детям о воздухоплавании в доступной и интересной форме. [i][b]На занятиях художественно-эстетического цикла [/b][/i]дети знакомятся с культурным наследием Псковщины, рассматривают репродукции местных художников (например, А.А.Большакова), слушают отрывки из произведений Мусоргского, особенно близок дошкольникам А.С.Пушкин – его стихи и сказки находят отклик в детских сердцах. В марте 2008 г. дети подготовительной к школе группы (воспитатель Горковенко Л.К.) посетили Художественный салон, где проходила выставка картин великолукских художников. В 2008 г. дети старшей и подготовительной групп (воспитатели Селезнева И.В. и Иванова С.И.) приняли участие в областном конкурсе «Сохраним культурное наследие Псковского края». Семь грамот за победы в разных номинациях воспитанники детского сада получили по результатам городского конкурса детского и семейного творчества [b]«Зодчие Великих Лук».[/b] [center][b]Занятия художественно-эстетического цикла помогают знакомить детей с историей нашей страны: беседы о жизни на Руси иллюстрируются произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. [/b][/center] Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, мы стараемся формировать у детей представления о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. [b]На занятиях по декоративно-прикладному искусству [/b]воспитатель ИЗО Козлова Г.Л. использует русские народные сказки, потешки, народные игры, народную музыку. Музыкальные руководители знакомят детей с песнями-закличками, хороводами, песнями-колядками, воспитывая любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова. В одной из групп есть [b]мини-музей «Русская изба», [/b]где собрана старинная утварь. И, конечно, [b]большое значение для патриотического воспитания имеет участие детей в праздниках День Победы, День защитника Отечества[/b] (дети делают открытки, поздравления, подарки, создают макеты). Иллюстрацией доблести и ратных дел на Руси могут служить подвиги русских богатырей. Воспитателем ДОУ Ивановой С.И. разработан и с 2008-09 уч. года успешно реализуется среднесрочный проект по ознакомлению детей старшего возраста с былинами. Особую значимость имеет [b]формирование у детей толерантности,[/b] умения уважать мнение других, терпимо относиться к их проблемам. На занятиях [b]педагога-психолога [/b]дети учатся цивилизованным способам выражения несогласия, умению отстаивать свою точку зрения. [center][i]При формировании гражданско-патриотической позиции у детей очень важно взаимодействие с родителями, так как эмоционально - положительная атмосфера в семье создается ее членами, прежде всего родителями. Наша цель – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением[/i][/center]. [center][b]Содержание этой работы включает:[/b][/center] - определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий «Отечество», «Патриот», «Гражданин»; - определение форм и средств воспитания детей в семье; - повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора. Для этого используются разнообразные формы взаимодействия с семьями: · Оформление стендовых консультаций. Так, в течение 2008 г. родителям были предложены следующие темы: «Привет вам из Великих Лук», «Есть чудесное слово – провинция…», «Боевая слава великолучан», «Мы – дети Великой Победы», «Как провести выходной день», «Чем наполнить детскую библиотечку» · Оформление фотовыставок: «Город родной с детства с тобой», «Один день из жизни детского сада» · Привлечение родителей к проведению досугов, праздников · Организация экскурсий, целевых прогулок, сопровождение в экскурсиях · Благоустройство и озеленение родного города · Участие в городских мероприятиях (День города, День Победы) Такая система работы по патриотическому воспитанию, на наш взгляд, позволяет объяснить ребенку-дошкольнику «с чего начинается Родина». Важнейшей стороной воспитания ребенка является[b] эстетическое воспитание[/b], т.к. оно способствует обогащению чувственного опыта детей, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (для ребенка понятия «красивый» и «добрый» идентичны), повышает познавательную активность ребенка и даже влияет на физическое развитие. На занятиях художественно-эстетического цикла уделяется особое внимание развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитанию художественного вкуса, потребности в познании прекрасного. Мы осуществляем эстетическое воспитание средствами: § природы § эстетически-развивающей среды § разнообразной художественно-творческой деятельности, а именно музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной. [center][b]Занятия рисованием и лепкой проводит воспитатель ИЗО Козлова Г.Л., музыкальное воспитание детей – сфера деятельности музыкальных руководителей Сапоговой Л.В. и Белозеровой Г.И.[/b][/center] Музыкальный репертуар включает произведения различных стилей; на музыкальных занятиях используются произведения изобразительного искусства, что значительно обогащает восприятие музыкального образа. Язык литературы, более доступный, чем язык музыки, тоже приближает ребенка к пониманию музыкального образа. Музыкальные руководители для занятий отбирают высокохудожественные, ярко эмоциональные, выразительные, небольшие по объему стихи, рассказы, потешки, соответствующие по содержанию музыкальным пьесам. Начиная с младшего возраста, вводится [b]занятие «Знакомство с искусством», [/b]организация которого осуществляется соответственно возрасту детей. На таких занятиях дети знакомятся с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов (в т.ч. народной игрушкой – дымковской, филимоновской, богородской), архитектурой. Строя воспитательно-образовательный процесс, мы стараемся предоставить возможность детям выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла, поощряем и стимулируем фантазию и воображение ребенка. С целью повышения квалификации педагогов в данном направлении работы в 2008 г. состоялся педсовет, ярким моментом которого [b]стал «мастер-класс», [/b]на котором были продемонстрированы методы развития творческого воображения у дошкольников с использованием нестандартного материала и нетрадиционного подхода к организации занятия по изодеятельности. В 2007-08 уч. году коллектив детей, родителей и педагогов принимал участие в различных конкурсах и выставках, большая часть которых предполагала совместную художественно- продуктивную деятельность взрослого и ребенка. [center][b]Наши достижения:[/b][/center] - Диплом за III место в городской выставке «Природа и фантазия юных великолучан» в номинации «Фоторепортаж» - Диплом за I место в городской культурно-экологической акции «Международный день воды» в номинации «Экологический рисунок» (руководитель Селезнева И.В.) ь Приз зрительских симпатий в городской культурно-экологической акции «День птиц» (руководитель Иванова С.И.) - Две грамоты за участие в выставке декоративно-прикладного творчества «Пасхальный звон» (руководитель Горковенко Л.К.) - Две благодарности за участие в городском конкурсе вокалистов «Золотая нота – 2008», посвященном Году семьи России - Грамота за II место в номинации «Облик родного края» открытой выставки детского и семейного творчества юных архитекторов «Зодчие Великих Лук» (руководитель Горковенко Л.К.) ь Грамота за II место в номинации «Архитектурный фантпроект» открытой выставки детского и семейного творчества юных архитекторов «Зодчие Великих Лук» (руководитель Горковенко Л.К.) - Грамота за II место в номинации «Дом моей мечты» открытой выставки детского и семейного творчества юных архитекторов «Зодчие Великих Лук» (руководитель Горковенко Л.К.) - Грамота за II место в номинации «Ледяные дворцы» открытой выставки детского и семейного творчества юных архитекторов «Зодчие Великих Лук» (руководитель Горковенко Л.К.) - Грамота за II место в номинации «Детский сад будущего» открытой выставки детского и семейного творчества юных архитекторов «Зодчие Великих Лук» (руководитель Селезнева И.В.) - Грамота за II место в номинации «Мелкая пластика»» открытой выставки детского и семейного творчества юных архитекторов «Зодчие Великих Лук» (руководитель Синякова Е.В.) - Грамота за III место открытой выставки детского и семейного творчества юных архитекторов «Зодчие Великих Лук» - Благодарность за участие в городской выставке декоративно-прикладного искусства «Семья талантами богата» (руководители Горковенко Л.К., Терентьева Н.В.) - Диплом за II место в городском конкурсе рисунков, посвященных дню Матери и Году семьи России (руководитель Козлова Г.Л.) - Диплом за III место в городской выставке-конкурсе «Именины елки» городской культурно-экологической акции «Сбережем зеленую ель» в номинации «новогодние композиции» (руководитель Горковенко Л.К.) - Пять грамот за участие в конкурсе детского творчества, посвященного присвоению городу Великие Луки Почетного звания РФ «Город воинской славы» (руководители Горковенко Л.К., Иванова С.И., Козлова Г.Л., Селезнева И.В., Алексеева М.А.)


 
наши успехи
    Поздравляем с победой в выставке-конкурсе "Сбережём зелёную ель"!

    Победа в творческом конкурсе по безопасности дорожного движения "Лаборатория безопасности"!

    Поздравляем Артема Кузнецова, воспитанника подготовительной к школе группы № 4, с вручением Диплома за 3 место в городской выставке детского творчества, посвященной Дню матери в номинации "Детский рисунок"! Желаем дальнейших побед!

    Поздравляем с победой в международном конкурсе!

    Поздравляем победителей городского конкурса!!!

    Поздравляем наших коллег - Тришкину Марину Антанасовну и Нестерову Наталью Леонидовну с получением Дипломов I степени в IX Всероссийском конкурсе "Таланты России - 2018" в номинациях: разработка педагогического проекта. Работа: "Аптекарский огород"; Хореография. Работа: танцевальная композиция "Люблю моей Руси старинные забавы". Желаем дальнейших творческих успехов, интересных событий, новых побед и достижений!!!

    Поздравляем Тришкину Марину Антанасовну с вручением почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.