182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 21»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ / ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД - 2010 /  

Инновации


Инновации С 2008 года детский сад начал апробацию программы духовно-нравственного воспитания детей «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». В настоящее время в ДОУ по данной программе занимаются 2 группы: средняя (второй год) и старшая (первый год). Занятия проводят воспитатели по духовно-нравственному воспитанию, прошедшие соответствующую курсовую подготовку: Горковенко Л.К. и Иванова С.И., музыкальный руководитель Денисова М.Н. Курирует работу в этом направлении в детском саду зам. зав. по воспитательной работе Смирнова Е.В. В этом году в составе великолукской делегации она принимала участие в работе XVIII Международных рождественских чтений, а также в соавторстве с педагогами ДОУ подготовила презентацию о первом опыте работы детского сада по программе «Истоки», которая была представлена на II Свято-Тихоновских педагогических чтениях. С сентября 2009 года детский сад является экспериментальной площадкой Учреждения Российской академии образования «Институт семьи и воспитания» по теме «Формирование и развитие единого социокультурного пространства в духовно-нравственном воспитании детей». Научным руководителем экспериментальной деятельности является научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО Потаповская О.М. В основу содержания программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» положена система социокультурных категорий и ценностей, освоение которых позволяет развить у детей способность к душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям родного народа. Освоение социокультурных категорий у дошкольников происходит в процессе знакомства с устным народным творчеством (мудрые пословицы, умные загадки, хороводные игры, торжественные былины, поучительные сказки), народными обрядами (колядки), прикладным искусством (народная игрушка), с лучшими образцами русской культуры (картины русских художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня). Это позволяет сформировать в сознании воспитанников, что они являются наследниками традиционной отечественной культуры, воспитать детей в национальных традициях. Важным моментом в реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является взаимодействие с родителями. Поэтому приобщение к традиционной культуре происходит через вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами содержательную деятельность, а именно: - учебно-познавательную (на занятиях), - культурно-досуговую (на социокультурных праздниках), - общественно-полезную (акции «Сделаем наш садик краше» или «Помоги пернатым друзьям»), - художественно-творческую (участие в конкурсах, выставках, смотрах, оформление страничек для альбома «Мои Истоки»). В этом учебном году мы начали апробацию программы «Истоки» в старшей группе № 3. Первым шагом стало проведение родительского собрания. На первой встрече с родителями перед нами стояли задачи: • убедить родителей, что именно дошкольный возраст является наиболее важным и ответственным периодом нравственного воспитания ребенка • познакомить с содержанием программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» • заинтересовать родителей • объяснить их роль в подготовке и проведении мероприятий, предусмотренных программой • получить согласие родителей на проведение занятий по этой программе. Родительское собрание мы решили проводить в ресурсном кругу, поскольку изначально такое расположение снижает состояние тревоги, сводит к нулю проявления любого негативизма и создает условия для доверительного общения. Собрание началось с вопроса к родителям «Каким вы видите своего ребенка в будущем?» и те, наряду с такими характеристиками, как «чтобы был здоровым, образованным, успешным», отвечали «чтобы вырос порядочным человеком», или «хорошим», или «нравственным». Это наглядно демонстрировало, что родители признают необходимость духовно-нравственного воспитания детей наряду с их интеллектуальным развитием и заботой о здоровье. Для разъяснения важности начать духовно-нравственное воспитание именно в дошкольном детстве, мы использовали прием «пирамиды». Этот прием заключается в следующем: на стержень обычной детской пирамиды нанизываются кольца, каждое из которых олицетворяет личностное качество (послушание, трудолюбие, самостоятельность, честность и т.д.). Это качество проявляется у ребенка в период дошкольного детства в соответствии с возрастными закономерностями его развития. И от взрослого во многом зависит, останется или нет в личности ребенка это качество. К 6-7 годам пирамида складывается, а это означает, что стержень личности сформирован. Далее мы рассказали родителям о содержании программы духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», обратив внимание, что программа не предусматривает глубокого религиозного просвещения, она нацелена на овладение детьми теми личностными качествами, которые определят правильный выбор жизненных ценностей. Также познакомили родителей с инструментарием программы: с учебным изданием, книгами для развития дошкольников, рассказали об альбоме «Мои истоки», нацелили их на необходимость самого активного участия при подготовке и проведении занятий. Для наглядной иллюстрации того, что является содержанием занятия, дети подготовили для родителей небольшое выступление, в которое были включены песни, игры, стихи из первой книги развития для детей 3-4 лет «Доброе слово». В одну из хороводных игр предложили сыграть взрослым членам семей вместе с детьми. Завершилась встреча получением согласия родителей на проведение занятий по программе «Истоки». Существенной особенностью программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Совместные итоговые занятия мы проводим 1 раз в месяц, в последнюю неделю месяца. Занятия строятся с учетом ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия дошкольником окружающего мира. Любая информация, поступившая из окружающего мира, для дошкольника должна быть эмоционально окрашена, а детская память пронизана яркими ощущениями. Содержание занятий определяется планом занятий по курсу Истоковедения, который размещен в учебном издании. Также в плане указывается, какая активная форма обучения (ресурсный круг, работа в паре или микрогруппе – она неизменна) должна быть использована для достижения целей занятия и предлагаются возможные виды деятельности: чтение книг, организация игр, пение, драматизация рассказов и т.д. (эти виды вариативны). Особенности проведения совместных занятий: 1. Занятия проводятся в активных формах (ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе). Это необходимо для создания благоприятной для общения доверительной обстановки. В качестве присоединения к теме занятия мы использовали: - просмотр мультфильмов (например, «Котенок по имени ГАВ» в занятии «Любимое имя»); - прослушивание колыбельной в сочетании со слайд-шоу в занятии «Ласковая песня»; - приглашение в путешествие по сказочному лесу в занятии «Дороги добра»; - путешествие в необычный лес из семейных деревьев в занятии «Дружная семья». Каждое занятие мы старались сделать динамичным, чередовать виды деятельности. Так, разговор в ресурсном кругу сменяла игра (хороводная, режиссерская, сюжетно-ролевая), игру сменяло рукоделие – ребенок вместе с мамой делал поделку, этот вид деятельности сменялся заполнением странички альбома «Мои истоки» и т.д. В качестве средства, усиливающего мотивацию к общению у младших дошкольников, мы использовали игрушки, например, куклу (для нее поется колыбельная), или зайчика (ему помогают во время путешествия на занятии «Дороги добра»). Организация такого взаимодействия важна и для детей, и для родителей. Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения, у родителей появляется возможность наблюдать опыт, имеющийся в других семьях, что позволяет приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. У детей в совместном общении постепенно приобретаются такие характеристики личности, как взаимное доверие, доброта, открытость, готовность к сотрудничеству. 2. Работа по программе предполагает освоение детьми и их родителями серии «Книг для развития детей дошкольного возраста». В них содержится основная и предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к занятиям по программе. В книгах заложена система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система заданий, которая способствует организации и развитию общения между родителями и их детьми. Перед тем как провести совместное занятие, воспитатель знакомил родителей с содержанием Книг для развития. Сначала предлагал прочитать «Слово к родителям», которое помещено на первых страницах каждой из Книг для развития. В нем раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе. Мы помещали текст «Слова к родителям» в «Уголке Истоковедения». В нем же размещали для чтения или разучивания тексты стихов, песенок и рассказов, которые включены в содержание очередного занятия, оформляли подборку детской литературы по духовно-нравственному воспитанию. 3. Странички альбома «Мои Истоки» родители совместно с детьми начинали готовить дома. Заполнение странички происходило в ходе занятия. Это очень важно, так как специфика периода дошкольного детства такова, что детям необходимо материализовать полученный ими от взрослых социокультурный опыт (в виде знаний, умений, чувств и отношений) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, аппликация, ручной труд и т.п.). В альбоме «Мои Истоки» фиксируется приобретенный социокультурный опыт. 4. Отличительной особенностью любого занятия курса Истоковедения является рефлексия, которая подразумевает высказывание своего мнения по теме занятия в ресурсном кругу взрослым членом семьи. Рефлексия важна как способ обратной связи с родителями. Мы предлагали родителям план высказывания: ряд вопросов типа чему научились на занятии, что почувствовали, что заметили и поняли. Для того, чтобы открыто высказаться, нужно чувствовать себя частью большого детско-родительского коллектива. Этому во многом способствовали совместные мероприятия (праздники, акции, участие в выставках, конкурсах), которые сплотили коллектив детей, педагогов и родителей, и последние стали чувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. Участие родителей в занятиях начинается с индивидуальной работы с ними. В процессе индивидуальной беседы воспитатель знакомил родителей с целями и содержанием занятий, рекомендовал тематику бесед с детьми (например, о семейных традициях, друзьях детства), предлагал литературу для чтения, а также помогал осваивать социокультурные категории и ценности, заложенные в воспитательной программе. Частью Истоковедения является подготовка и проведение праздников. В календаре есть много праздников, в которых ярко проявляется связь народных традиций с духовным опытом народа. Праздники народного календаря не возникают как повод для развлечения. Каждый праздник максимально проявляет духовный смысл переживаемого временного события и связывает его со следующим праздником. Очень важна содержательная часть праздника. Как говорит один из авторов Истоковедения Камкин А.В., «в центре праздника должна быть радость духовная и телесная». Поскольку праздник связан с каким-либо событием, то первая наша задача – перевести праздничную культурную традицию на понятный дошкольнику язык. В социокультурном празднике обязательно должна звучать нравственная сторона праздника, красота праздника и деятельностная сторона праздника. В этом году мы праздновали Рождество и Пасху. Родители – активные участники подготовки и проведения праздников, они готовили декорации, помогали шить костюмы, разучивали роли, выступали в постановках, пели и танцевали вместе с детьми. Круг годичных праздников начинается с Рождества Христова. К этому празднику готовились все. Дети разучивали рождественские песни и колядки, стихи, вместе с воспитателями читали рассказы, где речь идет о рождении Иисуса, дарах волхвов. На занятиях по изодеятельности знакомились с традициями рождественской открытки и пытались сделать ее своими руками, вместе с воспитателями делали украшения для елки. В день праздника в музыкальном зале звучали рождественские песни, колядки, на импровизированной сцене происходило увлекательное действо – рождественская сказка о снежинках. На память каждый участник праздника получил маленькую фигурку Ангела-хранителя. Праздник праздников, торжество торжеств – Пасха. Дети узнали о символическом подарке – пасхальном яйце, расписывали деревянные яички, читали пасхальные истории. К празднику подготовили драматизацию сказки «Пасхальный колобок», пересказали «Легенду о Красношейке», играли в пасхальные игры, пели праздничные пасхальные песни, с помощью музыкальных инструментов воссоздали «колокольный звон». Важно, что и занятия, и праздники позволяют развить умения каждого работать в группе, проявлять свою творческую активность и самостоятельность, развить толерантность. Дети в мероприятиях такого рода другими глазами смотрят на родителей, открывая в них что-то новое. В завершении хочется привести слова одной из мам, которая вместе с сыном занимается по этой программе второй год: «Истоки дают возможность пообщаться, посмотреть, поучиться, порадоваться! Я считаю, эта программа сближает детей, педагогов и родителей. Мы стали одной большой дружной семьей» (Тищенко Ю.Н.)


 
наши успехи
    Поздравляем с победой в выставке-конкурсе "Сбережём зелёную ель"!

    Победа в творческом конкурсе по безопасности дорожного движения "Лаборатория безопасности"!

    Поздравляем Артема Кузнецова, воспитанника подготовительной к школе группы № 4, с вручением Диплома за 3 место в городской выставке детского творчества, посвященной Дню матери в номинации "Детский рисунок"! Желаем дальнейших побед!

    Поздравляем с победой в международном конкурсе!

    Поздравляем победителей городского конкурса!!!

    Поздравляем наших коллег - Тришкину Марину Антанасовну и Нестерову Наталью Леонидовну с получением Дипломов I степени в IX Всероссийском конкурсе "Таланты России - 2018" в номинациях: разработка педагогического проекта. Работа: "Аптекарский огород"; Хореография. Работа: танцевальная композиция "Люблю моей Руси старинные забавы". Желаем дальнейших творческих успехов, интересных событий, новых побед и достижений!!!

    Поздравляем Тришкину Марину Антанасовну с вручением почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.