Ни для кого не станет открытием тот факт, что в конце XX в. для российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования, основными итогами которого сегодня являются: разностороннее развитие сети образовательных учреждений (детские сады и школы); изменение авторитарного стиля руководства на более демократичный со стороны управленческих структур всех уровней; развитие национальных и региональных начал; обеспечение вариативности образовательных процессов; стимулирование (не только моральное, но и материальное) творчества и инновационной деятельности педагогов.
Работа ДОУ в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Нельзя не сказать о том, что в период функционирования экспериментальной площадки на базе ДОУ любого уровня (федеральный, региональный, городской) у коллектива появляется определенная свобода действий в области творческих начинаний. Ведь педагогам, как правило, хочется творить не только в рамках интересов конкретного исследования. Каждый, пропуская цели и задачи эксперимента через себя, открывает и изобретает что-то свое.
Одной из главных целей экспериментальной направленности нашего детского сада является адаптация идей вальдорфской педагогической системы к социальным и образовательным реалиям детского сада с целью благоприятствования формированию полноценной всесторонне развитой личности;
Задачи этапа экспериментальной деятельности предполагали:
1. Внедрение экспериментальной программы «Волшебный мир детства», и реализация плана работы экспериментальной площадки.
2. Совершенствование внутренних и внешних связей.
3. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
4. Подготовка и публикация научных статей в сборниках научных трудов НИЦ педагогики и психологии.
5. Тиражирование материалов программно-методического характера в издательствах местной и центральной печати.
6. Представление материалов эксперимента, выступление на научных конференциях, областных и городских семинарах для педагогов, психологов, медиков, собраниях для родителей
7. Проведение семинаров и мастер-классов для руководителей ДОУ
8. Разработка наглядно-текстовых форм работы с родителями.
Разработан алгоритм экспериментальной деятельности с использованием средств и методов вальдорфской педагогики и осуществлена модификация ее структурных компонентов.
При разработке целевого компонента определялась приоритетная педагогическая цель развития и воспитания детей 4-7 лет: - создание эффективной системы организации образовательной деятельности дошкольников с оздоровительно-прикладной и развивающей направленностью за счет средств и методов Вальдорфской педагогики; - совершенствовалось содержание проектировочного, оперативно-деятельностного и результативного компонентов. Проектировочный компонент предполагал разработку программы «Волшебный мир детства» с учетом специфики работы в разновозрастной группе с использованием средств Вальдорфской педагогики.
В программе учитываются современные требования к организации жизни воспитанников разновозрастной группы.
Реализуется принципы интегрированного подхода в воспитании и развитии детей средства и методы Вальдорфской педагогики, применяемых в программе «Основы обучения и воспитания детей в Вальдорфском детском саду». Программа нацелена на развитие ребенка в условиях свободного раскрытия его индивидуальности.
Данная программа по развитию детей экспериментальной дошкольной группы включает:
- разновозрастной состав групп;
- здоровый жизненный ритм (недели, года);
- бережное отношение к детству;
- экологически здоровую развивающую среду;
- развитие творческих способностей через свободную игру и различные виды художественной деятельности (музыка, рисование, лепка воском, ремёсла);
- воспитание через подражание;
- индивидуальный подход к каждой семье;
- переживание кругооборота года через праздники;
- сотрудничество родителей и педагогов.
В программе представлена реализация элементов Вальдорфской педагогики в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.
Реализация элементов Вальдорфской педагогики предполагает:
- формирование хороших привычек, закладывая основу социального и морального поведения в будущем;
-развитие речи и музыкального слуха, чувство движения;
- занятия творчеством (живописью, лепкой, игрой на музыкальных инструментах, ролевыми играми);
- знакомство с ремеслами (работой с шерстью);
- рукоделие (шить, вышивать, изготавливать подарки к праздникам);
- занятие домашним трудом (уборкой игрушек, выпечкой, выращиванием растений);
- специально созданный интерьер помещений (игрушки из натуральных материалов);
- адаптация к коллективу сверстников;
- кукольные спектакли;
- празднование дней рождений;
- встреча праздников вместе с родителями.
Для родителей воспитанников рабочая программа, дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет:
-заниматься различными видами деятельности вместе с детьми;
-пополнять свой запас стихов, песен, пальчиковых игр;
-получить консультации опытных педагогов;
-пользоваться библиотекой детского сада;
-посещать лекции по различным вопросам воспитания детей.
Основное структурное отличие в построении программы от большинства традиционных программ состоит в том, что:
В группе работает разновозрастная группа. Младшие дети получают многообразные стимулы для обучения и развития от старших детей. Они наблюдают и активно усваивают то, что умеют делать старшие. В соответствии с их актуальным возрастным развитием возможностями они интенсивно принимают участие во всем, что происходит в группе либо как наблюдатели, либо как участники.
Старшие дети получают многообразные стимулы от младших. Они закрепляют свои умения и знания, углубляют их и достигают уверенности в себе и своих способностях, беря на себя руководящую роль и уча младших. Их поведение ориентируется не только на ровесников. Наблюдения показывают, что часто даже те дети, которые в среде своих одногодок проявляли агрессивное поведение, в большинстве случаев проявляют к маленьким детям осторожное, теплое и заботливое отношение.
Специфика работы в разновозрастной группе отражается как на структуре программы в целом, так и на методах работы.
Работа группы опирается на педагогику природосообразности, идет от ребенка и рассматривает ребенка как активного субъекта, участника воспитания и развития. Ребенок приносит в мир ряд способностей, задатков: с самого рождения он проявляет интерес к миру, любопытство, тягу к общению, способность к подражанию, а также потребности в любви, признании и т.д. Все эти качества являются врожденными свойствами, присущими природе человека. Воспитание и обучение призваны удовлетворять потребностям ребенка на каждом этапе развития, встроены в согласии с естественным ходом развития, учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений. Поэтому нововведения приобретают большую теоретическую и практическую значимость не только для ДОУ, но и для системы образования в целом.
|