182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад №1»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ / ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД - 2010 /  

Гармония


Поиск форм и методов воспитания Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обу-словили необходимость создания такой системы образования, которая предусматривала бы условия для изучения образовательного и развивающего потенциала образовательных программ, определяла их цели и содержание. В соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании само-ценности дошкольного периода детства в работе нашего ДОУ на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающего становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности, сохранение лучших традиций отечественного дошкольного образования: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение и развитие на основе организации разнообразных видов детской творческой дея-тельности. Ведущие цели педагогов нашего ДОУ: - Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; - Формирование основ базовой культуры личности; - Всестороннее развитие физических и психических качеств в соответст-вии с возрастными и индивидуальными особенностями; - Подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Наш детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоциональ-ного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация образовательных программ требует целесообразной организации развивающей среды. Она создается с учетом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение всего времени пребывания в детском саду мог найти себе увлекательное дело, занятие. Ребенок включается в образовательный процесс, в жизнь других детей, вступая с ними в определенные отношения, погружается в специфическую атмосферу. В силу этого детский сад – не только образовательное учреж-дение, но и воспитывающее. Задача воспитателя – наполнить деятельность группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации интересов и жизненной активности. Организуя деятельность, взрослый развивает в каждом стремление проявлять инициативу, искать разумный и достойный выход из различных жизненных ситуаций. Цель работы – творческий поиск форм и методов воспитания, направленных на формирование самостоятельной личности, укрепление и развитие физического здоровья ребенка. Анализ педагогического процесса показал, что воспитатели испытывают потребность в повышении уровня своей профессиональной компетентности и переориентации на современное методическое руководство. Это связано с тем, что ныне наиболее актуальным направлением в образовании являются всестороннее формирование личности ребенка, утверждение самоценности Детства. Проблемы дошкольного образования встают в ряд приоритетных направлений государственной политики в области образования. Наше ДОУ ищет новые подходы к содержанию и методическому обеспечению образования детей дошкольного возраста: - Организация предметно-развивающей среды; - Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ ориентирован на соблюдение прав ребенка, учет индивидуальных и возрастных особенностей, предоставление свободы выбора деятельности в соответствии с интересами и потребностями ребенка. Методы и приемы, используемые педагогами в работе с детьми, обеспечивают высокий уровень личностного, эмоционального и физического развития детей. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Наш ДОУ характеризуется широким использованием инновацион-ных процессов, реальными практическими изменениями, содержанием ко-торых является реализация экспериментов: - Метод проектов; - Моделирование новых форм; - Экспериментальная деятельность; - Опытно-исследовательская деятельность; - Поисковая работа и научные исследования; - Участие в научно-практических конференциях. И, прежде всего, – это подготовка и включение педагогов в инновацион-ную, опытно-экспериментальную деятельность. Сегодня востребован не только воспитатель, а педагог-психолог, педагог-технолог. Воспитательно-образовательная работа с детьми базируется на двух принципах: - планировании, направленном на усвоение детьми содержания программы; - педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы конкретной ситуации взаимо-действия с ребенком. Продолжает обновляться и развиваться содержание дошкольного образования. Многие педагоги нашего ДОУ работают по программам и педагогическим технологиям, направленным на личностно-ориентированное обучение, акцентированным на приоритетность процесса воспитания. Детский сад – это не столько место реализации программы воспитания и обучения, сколько естественное жизненное пространство, где дети учатся строить свои отношения с взрослыми и сверстниками, где образовательный процесс построен на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности: воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В ДОУ функционируют 3 группы для детей с ОНР II-III уровня: группа детей старшего возраста (1-год обучения) и 2 подготовительные к школе группы (2-ой год обучения). В группах работают логопеды: Рас-сказова Н.В. и Сергеева Е.В. Занятия проводятся в соответствии с программой для групп с ОНР: фронтальные, индивидуальные, подгрупповые. Качество занятий высокое, что обуславливает эффективную коррекционную работу. Для индивидуальной работы с детьми в ДОУ имеется специализированный кабинет, оснащенный зеркалами, зондами, дидактическими пособиями и логопедической литературой. Логопед Рассказова Н.В. много внимания уделяет детям с ОНР. Это фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия в старшей и подготовительной группах. Педагог много работает по формированию правильного звукопроизношения. Наталья Викторовна тщательно и кропотливо над развитием памяти, внимания, мышления, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; постановкой звуков; развитием связной речи. Проводит консультации для воспитателей и родителей, помогает проводить открытые занятия, готовит выступления на родительских собраниях. В декабре 2009 года Наталья Викторовна подготовила выступление для учителей начальных классов и предшкольной подготовки на тему: «Методика работы над мелкой моторикой у детей с дизартрией». В своем выступлении логопед осветила взаимосвязь мелкой моторики рук и речевых зон головного мозга. Также представила вниманию слушателей основные приемы работы над мелкой моторикой. Педагог проводит грамотное обследование детей для ПМПК, с хорошими результатами готовит детей к школе. В работе с детьми, имеющими нарушения речи, используется программа под редакцией Т.В. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа коррекционного воспитания детей с ОНР», а также дополнительные про-граммы авторов: В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т.А.Ткаченко, Н. В. Нищевой. На основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе МДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается: 1. Своевременным обследованием детей. 2. Оптимальным составлением расписания занятий. 3. Планированием индивидуальной работы с каждым ребенком. 4. Наличием программного обеспечения и в согласовании с ним планов фронтальных занятий. 5. Оснащением процесса нужным оборудованием и наглядными посо-биями. 6. Совместной работой логопеда с воспитателями группы и родите-лями. Коррекционная работа в логопедических группах ведется в следую-щих направлениях: 1. Коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов. 2. Обогащение словарного запаса. 3. Формирование логического мышления. 4. Формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи. 5. Коррекция отдельных психических функций и операций (развитие моторики, пространственного гнозиса, внимания, памяти, операций анализа, сравнения, обобщения). За период 2009 – 2010 года под наблюдением логопеда находилось 26 человек, имеющие следующие заключения ПМПК: 1. ОНР II уровня с синдромом дизартрии – 3 человека 2. ОНР III уровня с синдромом дизартрии – 12 человек 3. ОНР IV уровня с синдромом дизартрии – 1 человек 4. ФФН с синдромом дизартрии – 2 человека 5. Нарушение звукопроизношения – 3 человека 6. Несформированность языковых средств по типу ОНР II – III уровня с синдромом дизартрии – 5 человек В результате коррекционной работы с этими детьми, которая шла в течение двух лет, были получены следующие результаты: 1. Выпущено с хорошей речью – 20 человек. 2. Выпущено с улучшенной речью – 4 человек. 3. Продолжить занятия рекомендовалось – 2-м человекам. Педагог-психолог Ракова Яна Сергеевна в этом году была аттестована на первую квалификационную категорию, дала открытое занятие для Городского методического объединения педагогов-психологов по теме «Коррекционно-развивающая работа с использованием песка и воды», которое было высоко оценено. Так же Яной Сергеевной разрабатывается программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием песка и воды «Игры на берегу моря». Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Многие занятия содержат задания на рисование. Рисунки и детские пояснения к ним целесообразно собирать в именные папки. Так как по ним легче отслеживать динамику эмоциональных изменений у детей. Игровая атмосфера, отсутствие в некоторых заданиях строгих установок по соблюдению определенного исходного положения, свобода и возможность творческого самовыражения делают занятия интересными и привлекательными для дошкольников. В путешествии по стране Земномории детей сопровождают Песочный человечек и принцесса Капелька, призванные помогать детям решать труд-ные ситуации или наоборот стимулирующие их на проявление гуманных чувств. Во время занятий у детей расширяется активный и пассивный словари, активизируется познавательная деятельность, развивается мелкая моторика, память, мышление. Во время проведения занятий, при взаимодействии с логопедом, проводится и автоматизация звуков, что оказывает положительный эффект на развитие речи детей, обогащение их словаря, облегчает общение со сверстниками. Перенос традиционных и психологических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Анализ результатов заключительной диагностики после проведения всех занятий показывает положительную динамику в развитии социально-эмоциональной сферы детей и подтверждает то, что контакт с песком и водой способствует всестороннему развитию ребенка, улучшает эмоциональный фон и психоэмоциональное самочувствие, нормализует уровень тревожности, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствует развитию речи, внимания и памяти. Деятельность педагога-психолога дошкольного учреждения многооб-разна и носит разносторонний характер. Он не только наблюдает в течение определенного времени за ходом их психического развития, оказывает влияние на него, но и вносит необходимые коррективы, другими словами, выполняет ряд важных функций психологической помощи. К 6 – 7 годам ребенок проходит большой путь в своем развитии, на этом этапе закладываются основы личности. В детском саду процессы личностного развития далеко не всегда про-ходят гладко. Нередко можно встретить детей, которые агрессивны, враж-дебны, не умеют общаться, пассивны или, наоборот, социально импульсивны, тревожны и пр. Это ставит в качестве специальной задачу коррекции личностного развития, которую призваны решать как педагоги, так и родители при активной помощи детского психолога. В рамках психопрофилактической работы с детьми в детском саду были поставлены и решались следующие задачи: 1. повысить адаптационные возможности организма ребенка к окружающей среде: выработать устойчивость к тревожащим ситуациям, укрепить его самооценку, уверенность в себе. 2. формировать коммуникативные навыки в общении «ребенок – ребе-нок»: - Обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению - Научить слушать себя и других, управлять своим поведением - Развивать произвольность и самостоятельность 3. заниматься социально-эмоциональным развитием (социальное дове-рие, сензитивность). 4. создавать благоприятную развивающую образовательную среду. 5. создавать условия для воспитания и обучения, игровой деятельности. Инструктор по физвоспитанию - Бондаренко О.И. формирует у детей навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в сис-тематических занятиях физической культурой и спортом, физическую культуру личности. Ольга Ивановна успешно выполняет оздоровительные задачи, обеспечивает всестороннее развитие физических качеств дошкольников, способствует сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, педагог формирует и совершенствует у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.). Умело использует в работе имеющееся спортивное оборудование. Пе-дагог в совершенстве владеет и умело применяет на практике новые нетрадиционные формы работы, творчески использует разнообразные физические упражнения с целью удовлетворения потребностей детей в движении, а игровая форма делает их наиболее привлекательными. В своей работе Ольга Ивановна ищет и применяет оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию двигательной деятельности, техники выполнения различных упражнений, правилам соревнований по спортивным играм. Педагог готовит с детьми гимнастические выступления, этюды, упражнения с предметами в сопровождении музыки. Целенаправленно подобранные игры, степ-аэробика, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, улучшают качество звукопроговаривания, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. На прогулках, в самостоятельной двигательной деятельности прово-дится недостаточно подвижных игр. Не всегда правильно выдерживается время прогулок даже при благоприятной погоде, а в зимних условиях, осенью, ранней весной прогулки обязательны для детей старшего дошкольного возраста, что не всегда выполняется. Закаливающие мероприятия проводятся в некоторых группах эпизодически или не проводятся совсем, хотя везде имеется соответствующее оборудование. В дошкольном учреждении ведется плановая работа по оздоров-лению и профилактике простудных заболеваний с применением физиоаппаратуры, медикаментозного лечения, фиточаев, витаминизированных напитков, добавление лука и чеснока в первые блюда. В ДОУ поступила новая медицинская аппаратура для физиопроцедур, обработки помещений и т.п. В младших и средних группах ведется подготовка к занятиям по программе ОБЖ в свободное от занятий время. Рекомендуется в младших, средних группах планировать по познавательной деятельности и ознакомлению с окружающим занятия по ОБЖ соответственно возрасту детей. Занятия проводить в форме игры, различных жизненных ситуаций, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, как до обеда, так и во второй половине дня. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра. Эмоциональное общение и деловое взаимодействие, происходящие в форме игры, самоценны. Решая общую игровую задачу при совместном с родителями выполнении игровых действий малыш не только усваивает то или иное учебное содержание, но и испытывает радость от общения со взрослым, который одобряет его успехи. Ребенок обретает чувство безопасности, защищенности. Игра является важным средством развития личностных качеств ре-бенка: - самостоятельности - активности - инициативности Игра развивает: - изобретательность - воображение - творческие способности - фантазию В процессе игровых действий формируются навыки общения, умение понимать чувства и эмоциональное состояние других людей и сопереживать им, поэтому игра является важным фактором социального развития детей. Большое внимание педагогический коллектив уделяет организации предметной среды, способствующей формированию у дошкольников соци-ально-личностных представлений. В ДОУ имеется музей русского быта. Среди его экспонатов образцы русского национального костюма, старинная утварь, предметы русского быта, народная игрушка. В группах № 4, 5,10, оформлены уголки русского быта, играя в которых, дети непосредственно знакомятся с прошлым своих предков. Одним из основных направлений деятельности педагогов ДОУ №1 является приобщение дошкольников к традициям русской национальной культуры через знакомство с русским бытом, особенностями труда людей, народным творчеством. Заместителем заведующей по УВР Бодачевой И.Г. разработан и внедряется в практику цикл занятий по народному творчеству в музее русского быта для дошкольников 3-7 лет. Во время таких занятий дети знакомятся с утварью, старинной мебелью, национальными костюмами, народной игрушкой, фольклорными формами, традициями и обычаями русского народа. Воспитатель по изодеятельности Лапухина О.Б. продолжает работу по развитию художественных способностей детей в процессе ознакомления с народным творчеством. Задачами изучения является: - открытие дошкольнику целостного мира русской народной культуры, ее духовной ценности - обучение мышлению, воспитание чувств, воли, мужественности у мальчиков и женственности у девочек - формирование общечеловеческих качеств - обретение опыта творческой деятельности Полученные знания закрепляются на фольклорных праздниках, посвя-щенных важнейшим событиям народного календаря (Рождество, Осенины, Пасха), (музыкальные руководители: Рыжакова В. И. и Шапетько Н.А.), спортивно-музыкальные развлечения на основе народных подвижных игр (инструктор по физической культуре Бондаренко О.И.) Во всех группах воспитатели знакомят детей с историей и культурой родного города, Псковского края, своей страны, прививают своим воспитанникам любовь к родному краю, стране, Родине. Педагоги создают условия для самостоятельной практической деятельности детей, используют активные методы обучения: проектно – исследовательский, интегрированное обучение, песочная терапия, психогимнастика. Начиная с младшего возраста, уделяется поисково-познавательной деятельности дошкольников, формированию экспериментальных действий (по О.В. Дыбиной). На занятиях активно используются дидактические игры, отгадывание загадок, разыгрывание сценок, сюрпризные и стимулирующие внимание моменты. Свобода мысли, радость общения со взрослыми и друг с другом – это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности. А дос-тичь такой цели можно, если сделать жизнь детей интересной, насыщенной, радостной. Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Речь сопровождает каждую деятельность дошкольника, совершенствуя ее и обогащаясь таким образом. На начало каждого учебного года воспитателями наряду с другими проводится диагностика речевого развития детей. Такое же обследование проводится в мае месяце для сравнительного анализа работы по речевому развитию. Это позволяет оценивать эффективность педагогических воздействий на детей. С самого раннего возраста воспитатели уделяют внимание развитию речи, ставят работу над этим разделом программы во главу угла. Самых маленьких детей такие педагоги как Николаева О.В., Наумова О.И., Федорова Т.В., Кондратьева М.Н. приобщают к рассматриванию рисунков в книгах, читают песенки, потешки, сказки. Сопровождают чтение показом кукольных, настольных, пальчиковых и театров на фла-нелеграфе. Работа по развитию речи раскрывает основные цели и задачи по обуче-нию, содействуют формированию необходимого уровня речевых умений и способностей, направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, а также на воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка. Эту проблему успешно решают Иванова Ж.Ю., Тимофеева Е. В., Прохорова В.Л., Ефимова Н. М., Куроптева М. В. Радуют успехи детей групп № 5, 12, которые идут в школу. В группах организованы уголки чтения, где помещена разная печатная продукция. Красочность книг, картинок, крупный шрифт, книги с развивающими заданиями – все это способствует реализации поставленных задач. Развитие науки и техники на современном этапе определяют возрастаю-щую роль математической подготовки подрастающего поколения. Матема-тика дает огромные возможности для развития мышления. Программа, по которой мы работаем (под ред. Васильевой) определяет содержание работы детского сада по формированию у детей первоначальных математических представлений в каждой возрастной группе. Главная цель педагогов – создание интересной и содержательной системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств личности. Программа предусматривает развитие в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности внимания, воображения, мышления, умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Игровая деятельность является обязательным компонентом занятия. Все занятия должны строиться в форме игры – основной деятельности ребенка в детском саду. Непременным условием развития детского математиче-ского творчества является обогащенная предметно-пространственная среда. Условия для игр созданы во всех возрастных группах. Радует то, что воспитатели постоянно обогащают предметно-игровую среду своими руками, с помощью родителей. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастаю-щим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В нашем ДОУ для формирования чувства патриотизма мы даем детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, осознавая его духовно-нравственную природу. Дети знакомятся с традициями русского народа, с большим интересом открывают для себя народные и православные праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха». При этом, они учатся не только веселится, но и осмысливать содержание праздника, становятся активными его участниками. Родители имеют возможность познакомиться с работой педагогов, посетить открытые занятия, праздники. Во всех садовских группах проводятся выставки детских работ, рисун-ков. Многие педагоги проявляют по нравственному воспитанию незаурядные знания, творчество, целеустремленность, желание научить детей видеть прекрасное, ввести маленьких граждан в сложный взрослый мир подготовленными. Значимое место в работе с детьми педагоги отводят такому разделу программы как «Экологическое воспитание». Цель экологического вос-питания – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (педагогов, родителей). Формы и методы работы с детьми в ДОУ обеспечивают реализацию содержания экологического воспитания и достижение его цели. Методы, как и содержание, являются новыми, хотя и строятся на традиционных видах деятельности: на наблюдении, труде в природе, игре, моделировании, речевой деятельности. Показателями экологической воспитанности являются ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту, понимание уникальности живого, сочувствие, сопереживание животным и растениям, находящимся рядом; практические умения гуманного с ними обращения. В ДОУ в настоящее время используются программы: «Наш дом – природа» Н. Рыжовой, «Мы – земляне» Н. Вересова, «Юный эколог» С. Николаевой и др., которые дают педагогам возможность реализовать это направление. Ежегодно воспитатели работают над такой задачей, как создание богатой предметно-развивающей среды, сами создают условия для развития образования и воспитания детей на соответствующем современном уровне. Дети живут в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Эстетическое воспитание в ДОУ создает предпосылки для последующего полноценного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Эстетическое воспитание в ДОУ создает предпосылки для последующего полноценного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Воспитатель по ИЗО Лапухина О.Б. много внимания уделяет воспита-нию художественно-творческих способностей детей. Многие детские работы по рисунку, аппликации, поделки из природного материала украшают стены детского сада, многие работы побывали на городских, областных конкурсах, отмечены грамотами и благодарностями. Занятия проводились на высоком методическом уровне, отличались эффективностью применяемых приемов, дающих высокие конечные результаты. В нашем детском саду мы оформляем выставки детских работ в прием-ных групп, в коридорах. Эти выставки заставили многих родителей взгля-нуть на рисунки детей другими глазами, они показывают, как дети развиваются и утверждаются в жизни. И дети увидели, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада. Так же доброй традицией для нашего детского сада стало участие во многих городских, областных конкурсах детских рисунков и поделок. Работы для конкурса выполняются в кабинете изодеятельности во время индивидуальной работы с детьми. Индивидуальное творческое общение педагога и ребенка наиболее полно раскрывает весь творческий потенциал обоих участников процесса созидания. За прошедший учебный год наши дети часто занимали призовые места в различных номинациях на таких выставках как: «Зодчие Великих Лук», «Семья талантами богата», «Мы по улице идем», «Сбережем зеленую ель», конкурс детского рисунка посвященный Дню матери и Году семьи, «Мастерим бумажный мир». Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, исто-рию и культуру своего народа, наш педагогический коллектив, работая над поиском эффективных технологий и совершенствованием содержания, выбрал приоритетным осуществление художественно-эстетического развития и народной педагогики. Программа рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, национально-художественными традициями. В детском саду функционирует уголок русского быта. Во многих группах имеются уголки народного творчества, русского быта, постоянно действуют выставки поделок декоративно-прикладного искусства. В образовательной деятельности коллектив считает важным решение за-дач воспитания и обучения детей на занятиях с учетом новых технологий: это приобщение ребенка к культуре своего народа. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому наши воспитанники изучают культуру своих предков, учатся с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основ-ных задач ДОУ. Это Любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Исходя из этого данная работа включает задачи: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - формирование знаний о правах человека; - расширение представлений о городах России; - знакомство детей символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Прошли педсоветы: 1. Социально-личностное развитие дошкольников (ноябрь) 2. Основы взаимодействия семейного и общественного воспитания до-школьников. Традиции и современность (февраль) 3. Воспитание дошкольников на основе традиционной русской культуры (апрель) Семинары: 1. Семинар – практикум «Семья как институт воспитания и формирова-ния личности дошкольника» (октябрь) 2. Формирование нравственных ценностных ориентаций Прошли коллективные просмотры занятий: 1. Использование психологических игр в образовательном процессе (педагог – психолог Ракова Я.С.) 2. Формирование у старших дошкольников нравственных ценностных ориентаций (воспитатель Куроптева М.В.) 3. Формирование семейных ценностей посредством сюжетно-ролевой игры (воспитатели Васильева О.И. и Баланчук И.А.) 4. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение эффективных форм работы. Метод педагогического проекта «Моя семья» (воспитатель Иванова Ж.Ю.) 5. Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре (воспитатель Прохорова В.Л.) 6. Народная педагогика – основа нравственного воспитания - интерактивное занятие в музее русского быта «Хорошо у нас в светелке» (заместитель заведующей по УВР Бодачева И.Г.) 7. Открытые занятие для родителей и учителей школ № 7, 8 в подготовительных к школе группах № 5, 12 В работе с родителями разъясняется важность совместной работы семьи и детского сада. Вошли в традицию посещения родителями открытых занятий, совместные праздники, участие в выставках, спортивных мероприятиях. Родители вносят большой вклад в оформление групп, пополняют атрибутами наш музей. Целенаправленная работа детского сада оказывает благотворное влия-ние на интеллектуальное развитие детей. Расширяется круг их познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей культуры. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется непосредственно на занятиях по музыке. Опытные специалисты Шапетько Н.А., Рыжакова В. И. воспитывают у детей любовь к песне, танцу. Дети играют на музыкальных инструментах, участвуют в утренниках, народных празд-никах. Музыкальные руководители: Шапетько Н.А. и Рыжакова В. И. используют в своей работе материал из программы «Ладушки». В занятия включают все виды музыкальной деятельности, широко используют грамзапись, поэтическое слово, умело организуют совместную музы-кальную деятельность детей и взрослых. Театральный коллектив детей и педагогов подготовительных к школе групп №6,9 принял участие в фестивале художественного творчества «Великолукская веснянка» в номинации «Театр» и был награжден дипломом. Музыкальные руководители знакомят детей с народным искусством и традициями. Праздники, развлечения планируются так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись. Все педагоги принимают активное участие в вечерах развлечений. В системе воспитания маленьких детей посильный труд, связанный с жизнью ребенка в дошкольном учреждении и дома, с его интересами и потребностями, является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством. Первоначальные знания, представления о труде, навыки по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляются постепенно. Прежде всего, воспитатель помогает ребенку овладеть простейшими микропроцессами. Цель, которую педагогический коллектив ставит перед собой по трудо-вому воспитанию, - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы, дошкольные работники, всегда должны помнить, что ребенок - уникальная личность. Педагогический коллектив добивается полноценной преемственности в обучении и воспитании ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Работа с родителями носит характер сотрудничества, родители наши единомышленники, партнеры, помощники. Для более тесного сотрудничества мы проводим совместные педсоветы, открытые мероприятия, праздники. Привлекаем родителей для обсуждения вопросов воспитания и обучения, приглашаем для консультаций педагогов – специалистов, проводим анкетирование. В целом родители высоко оценивают деятельность детского сада по воспитанию и обучению детей. воспитатели проводят выставки педагогической литературы, постоянно обновляют информацию в родительских уголках, предлагают папки-передвижки, художественную литературу, журналы воспитания, здоровья. В течение учебного года родители посещали режимные моменты в группах, открытые занятия, принимали участие в утренниках, в подготовке и проведении праздников, дней рождений, выпускных вечерах. Стали традицией беседы за «круглым столом». Постоянно находятся под контролем семьи детей, которые требуют дополнительного внимания. Задача педагога и родителя – научить ребенка сочувствию, состраданию, это есть очень важная задача, связанная с нравственным воспитанием. Педагоги детского сада понимают, что важнейшей задачей обеспечения преемственности в работе детского сада и школы является подготовка ребенка к бескризисному его переходу от одной ступени к другой, необходимости формирования общих качеств личности, наличие которых в значительной мере будет способствовать успешной учебе ребенка в школе. Разработан план работы по преемственности детского сада и школы №7: Задачи 1. Реализовать единую линию ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. 2. Создавать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей дошкольного учреждения и начальной школы в целостный педагогический процесс, строить его на единой организационной, методической, коррекционной – развивающей основе. 3. Создавать благоприятные условия для быстрой адаптации детей к школе, воспитания и актуального обучения детей, охраны и укреп-ления их здоровья, обеспечения их интеллектуального, физического и личностного развития. 4. Осуществление воспитания детей в игре, место игры в режиме дня. Использование игры в педагогическом процессе. Для учителей: 1. Участие детей подготовительных к школе групп в празднике «1 сен-тября – День знаний». 2. Знакомство учителей с программой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. 3. Участие в родительских собраниях (общесадовские и групповые). Участие в заседаниях родительского комитета «Круглый стол» по те-мам: а) создание благоприятных условий для быстрой адаптации детей к школе; б) охрана и укрепление здоровья будущего школьника; в) внедрение новых форм организации нерегламентированной деятельности детей. 4. Посещение занятий, утренников, праздников в течение учебного года. Для воспитателей: 1. Экскурсия старших дошкольников в школу: знакомство со школьной мебелью, посещение библиотеки, учебных кабинетов. 2. Посещение музея «ВОВ» в школе № 8. 3. Консультация «Совершенствование учебно-воспитательного про-цесса на основе идей развивающего обучения. 4. Изучение и анализ программы начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе. Для детей: Для воспитания интереса к школе провести: 1. Участие детей подготовительных к школе групп в празднике «1 сен-тября – День знаний». 2. Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу. Знакомство с помещениями школы (класс, библиотека, кабинеты, спортивный зал). 3. Посещение младшими школьниками музея русского быта в ДОУ № 1. Организация игр с дошкольниками. 4. Организация совместных концертов, праздников, спортивных соревнований, участие в русских народных праздниках в ДОУ № 1. В этом учебном году учителя школ № 7 и 8 посетили занятия у воспитателей: Куроптевой М.В., Ефимовой Н.М., Ивановой Ж.Ю., Ивановой В.Д., высоко оценили подготовку детей к школе. Педагоги стремятся подготовить детей к школьному обучению, ищут пути индивидуального, дифференцированного подхода, стремятся создать в группе атмосферу взаимного доверия, доброжелательности, поощряя детей к инициативе, творчеству и самостоятельности. В течение учебного года дети подготовительной группы № 5, 12 посещали уроки математики, чтения, родного языка в начальных классах школ № 7 и 8. Старшие группы № 4,8 посещали памятные места нашего города, ходили на экскурсии в музей. Было проведено два общих родительских собрания (в начале года и в конце) и родительские собрания в группах. В мае прошло родительское собрание для родителей вновь поступающих детей. Одним из основных направлений деятельности на следующий учебный год станет проблема взаимоотношения с семьей, как детский сад может по-мочь ей в воспитании ребенка. Наш детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, где играют в игрушки, слушают сказки, участвуют в играх, труде, общении. Все воспитатели детского сада стараются создать педагогическую среду в группах так, чтобы дети в течении дня могли найти для себя увлекательное занятие. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Это особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирова-ния, но и развития. Испытывается потребность перехода в режим поиска. Это использование инновационных процессов, содержанием которых является реализация отдельных экспериментов или целостных программ развития с целью получения более высоких результатов воспитательно–образовательной работы. Реализация инновационных процессов ведет к повышению качества образования. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог. Деятельность воспитателя носит исследовательский характер. Происходит процесс подготовки и включения педагогов в инновационную, опытно – экспериментальную деятельность, повышения их компетентности и мастерства с целью достижения качественно более высоких результатов образовательного процесса. Наш детский сад одним из основных направлений реализации инновационных процессов выбрал педагогическое проектирование. Это одна из форм привлечения педагогов ДОУ к творческой деятельности, стремление коллектива найти себя и лучше осознать свой потенциал и возможности в новых социально-экономических условиях. Для повышения образовательного уровня педагогов ДОУ и качества содержания образования необходимы условия для организации инновационной деятельности: - Кадровые: подбор и расстановка специалистов разного профиля; - Организационно-педагогические, связанные с деятельностью по созданию развивающей среды; - Оздоровительные, направленные на охрану здоровья детей и организацию их на здоровый образ жизни; - Психологические, направленные на создание благоприятного климата в коллективе, условий для творческой активности педагогов. Наш педагогический коллектив, работая над поиском эффективных тех-нологий и совершенствованием содержания, выбрал приоритетным осуществление художественно-трудового развития дошкольников. Реализация такого направления потребовала от нас объединения накопленного опыта в систему. Программа рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, национально-художественными традициями. Актуальны вопросы личностного развития, умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающими. Акцент сделан на самовыражение ребенка, способствующее эмоциональному развитию, формированию самосознания. Актуален благоприятный нравственно-психологический климат, продуктивный эмоциональный настрой. С каждым годом появляется все больше проблемных детей с поведенче-скими нарушениями (ложь, агрессия) и эмоциональными личностными расстройствами (застенчивость, страхи, депрессии, гиперактивность). Наши воспитатели вместе с психологом находят подход к таким детям, беседуют с родителями, проводят консультации. Что касается защиты прав ребенка, хочется сказать следующее: это один из главных вопросов, которому не уделялось внимания. Конвенция о правах ребенка, Гражданский и семейный кодексы, Закон «Об образовании» определяют основные направления работы с семьями воспитанников и дают программу действий по претворению в практику этих документов. Повышается качество дошкольного образования, определена стратегия развития: это научный эксперимент, инновационные технологии, вариатив-ность программ, разнообразие методик, систем и технологий расширяют поле деятельности педагога, но и предъявляют к нему более высокие профессиональные требования. Сейчас приоритетными ценностями стали независимость, свобода вы-бора, возможность творчества, поиска. Форма наставничества – как форма сотрудничества. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития. Испытывается потребность перехода в режим поиска. Это использование инновационных процессов, содержанием которых является реализация отдельных экспериментов или целостных программ развития с целью получения более высоких результатов воспитательно – образовательной работы. В настоящее время значительно повышаются требования к качеству воспитательно – образовательного процесса. В связи с этим наше ДОУ ставит перед собой соответствующие цели и задачи, успешная реализация которых зависит от следующих условий: - высокого уровня профессиональной компетентности педагогических кадров; - единого понимания педагогами и родителями цели воспитательно - об-разовательной работы и их организации на взаимодействие и сотрудничество; - обогащения развивающей среды в соответствии с современными требованиями. Реализация инновационных процессов ведет к повышению качества образования. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог. Деятельность воспитателя носит исследовательский характер. Происходит процесс подготовки и включения педагогов в инновационную, опытно – экспери-ментальную деятельность, повышения их компетентности и мастерства с целью достижения качественно более высоких результатов образовательного процесса. Наш детский сад одним из основных направлений реализации инновационных процессов выбрал педагогическое проектирование. Это одна из форм привлечения педагогов ДОУ к творческой деятельности, стремление коллектива найти себя и лучше осознать свой потенциал и возможности в новых социально-экономических условиях. Использование проектного метода дает возможность педагогам внедрять инновационные идеи. Овладение проектным методом позволяет педагогу развивать свободную творческую личность ребенка, которое определяется задачами развития исследовательской деятельности. В настоящее время дошкольное образовательное учреждение работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых форм организации воспитательно – образовательного процесса и обусловливает следующие действия: - выстраивание стратегий воспитательно – образовательного процесса путем повышения инновационного и интеллектуального потенциала и других профессионально значимых качеств педагогов; - осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников через внедрение в педагогическую практику новых технологий воспитания и обучения. Одним из направлений формирования профессиональной компетенции педагогов является инновационная разработка по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре (на базе музея народного быта)». Инновационный проект включает: - построение развивающей среды - определение инновационного содержания педагогического процесса по приобщению детей к народной культуре - методическая работа - работа с родителями Наш педагогический коллектив, работая над поиском эффективных тех-нологий и совершенствованием содержания, выбрал приоритетным осуществление художественно – эстетического развития и народной педагогики. Реализация такого направления потребовала от нас объединения накопленного опыта в систему, программа рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, национально – художественными традициями. В образовательной деятельности коллектив считает важным решение за-дач воспитания и обучения детей на занятиях с учетом новых технологий. Формируются новые практики работы по народному творчеству, патриотическому воспитанию, программе краеведческой деятельности, познавательно-исследовательской деятельности. Развивается содержание образования в приоритетных направлениях работы ДОУ. Это реализация базового содержания образования программы воспитания и обучения в д/с под ред. Васильевой, исполь-зуются вариативные программы и технологии (программы: «Радуга», ОБЖ, «Истоки», экологии, патриотическому воспитанию и др.). Особое внимание уделяется познавательному образованию дошкольни-ков как базису общей культуры; игре, как ведущему виду деятельности. В процессе работы решаются проблемы развивающего обучения, направленные на гуманизацию педпроцесса, повышение творческого потенциала педагогов, пробуждающих инициативу и творчество, дающих возможность самореализоваться в профессиональной деятельности, осмыслить собственный опыт. Актуальны вопросы личностного развития, умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающими. Акцент сделан на самовыражение ребенка, способствующее эмоциональному развитию, формированию самосознания. Актуален благоприятный нравственно-психологический климат, продуктивный эмоциональный настрой. С каждым годом появляется все больше проблемных детей с поведенче-скими нарушениями (ложь, агрессия) и эмоциональными личностными расстройствами (застенчивость, страхи, депрессии, гиперактивность). Наши воспитатели вместе с психологом находят подход к таким детям, беседуют с родителями, проводят консультации. Что касается защиты прав ребенка, хочется сказать следующее: это один из главных вопросов, которому не уделялось внимания. Конвенция о правах ребенка, Гражданский и семейный кодексы, Закон «Об образовании» определяют основные направления работы с семьями воспитанников и дают программу действий по претворению в практику этих документов. Повышается качество дошкольного образования, определена стратегия развития: это научный эксперимент, инновационные технологии, вариатив-ность программ, разнообразие методик, систем и технологий расширяют поле деятельности педагога, но и предъявляют к нему более высокие профессиональные требования. Сейчас приоритетными ценностями стали независимость, свобода выбора, возможность творчества, поиска. Форма наставничества – как форма сотрудничества. Главной целью нашего ДОУ является не усвоение ребенком определенных знаний, умений и навыков, а развитие основных психических функций – мышления, памяти, внимания, воображения и речи. Именно эти основополагающие качества личности, будучи соответствующим образом развитыми, позволять быть ребенку успешным при обучении в начальной школе по любой из существующих ныне программ начального образования. Прямой задачей обучения и воспитания в дошкольном периоде является развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка, а усвоение знаний, умений и навыков происходит лишь постольку, поскольку они необходимы для развития способностей. Обучать дошкольников можно только при условии, что содержание специальных занятий будет им интересно, а само обучение происходит в игровой форме, а не так как школьные уроки. Главное условие – вовлечение ребенка в основной для данного возраста вид деятельности. Чрезмерные и несоответствующие возрасту интеллектуальные нагрузки не развивают, а тормозят развитие. Для повышения профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы, отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования. Такие формы и методы важны тем, что обеспечивают образную связь, откровенный обмен мнениями, а это позволяет анализировать конкретные ситуации, помогает сплачивать коллектив, повышает уровень отношений между сотрудниками. В результате каждый педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, наращивает свой творческий потенциал. Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, главным из которых является уровень реализации образовательных программ, содержание предметно-развивающей среды, стиль взаимодействия педагогов с детьми, кадровое обеспечение. Педагогический коллектив нашего ДОУ успешно решает стоящие перед ним задачи, ведет эффективную, качественную работу по реализации основных направлений Концепции модернизации Российского образования.


 
наши успехи
    Поздравляем Алёну Александровну Момент, старшего воспитателя МБДОУ Детский сад № 1 с получением Диплома за 1 место во всероссийском конкурсе " Игровая деятельность в ДОУ по ФГОС!!

    Поздравляем Алёну Александровну Момент, старшего воспитателя МБДОУ Детский сад № 1 с получением Диплома за 1 место за участие во всероссийской олимпиаде по ФГОС ДО!!!

    Поздравляем Ольгу Александровну Зыкову, воспитателя МБДОУ Детский сад № 1

    Поздравляем старшего воспитателя - Алену Александровну Момент с получением Диплома за 3 место во Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку "Образовательная деятельность с дошкольниками"

    Поздравляем Дашу Ратмирову с заслуженной наградой за участие в выставке рисунков, проведенной в рамках в рамках спортивных соревнований среди воспитанников дошкольных образовательных организаций «Юные Олимпионики»

    Поздравляем участников V ежегодного областного конкурса рисунков "ПСКОВ город будущего": Глеба Рудакова Веронику Фомичеву Сашу Дунаева Машу Мамину

    Поздравляем, Яну Сергеевну с 1 местом в Международном тестировании "Основы компьютерной грамотности педагогических работников образовательных учреждений"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.