182100 Псковская обл., г. Великие Луки., пер.Некрасова, д.10
МБДОУ «Детский сад № 4» «Журавлик»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Детские объединения  /    Адаптация    

Исполнилось малышу полтора года и для большинства родителей со всей остротой встаёт вопрос: как быть дальше? Выходить матери на работу или воспитывать ребёнка до двух – трёх лет, пока он не окрепнет. Когда ребёнок впервые приходит в детский сад у него происходит ломка привычек, серьёзная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжёлыми переживаниями, снижением активности речевой, игровой. Сказывается на здоровье и адаптация. Адаптация – это привыкание человека к новым социальным условиям. Понятие адаптация включает в себя: психологические и личностные особенности ребёнка и тип семейного воспитания. Ребёнок до 2 – 3 лет потребности в общении с близкими людьми. Когда ребёнок приходит в детский сад, то он аффективно реагирует на разлуку с матерью. Для ребёнка не посещавшего детское учреждение, непривычно всё: отсутствие близких людей, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня. Обращение взрослых с детьми также отличается от того, к чему они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребёнка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции. Это отпугивает многих родителей и наводит размышления о целесообразности устройства своего малыша в детский сад.



Сроки адаптации: дети ясельного возраста 7 – 10 дней, дети трёх лет 2 – 3 недели. Различают лёгкую адаптацию, при которой проявляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребёнка. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7 – 10 дней и завершается без каких – либо осложнений.
Самым нежелательным проявлением является тяжёлая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением, иногда несколько месяцев. В этот период ребёнок либо переносит повторное заболевание, часто протекающие с осложнением, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Например, дети ни за что не расстаются с какой – нибудь своей вещью или игрушкой, принесённой из дома, часто стараются спрятаться, уйти куда- нибудь, сидят в приёмной и зовут маму и т. Д. У таких детей наблюдающаяся в первые дни пребывания в детском учреждении бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения сменяется очень часто вялым, безразличным состоянием. Дети такие нуждаются в консультации психоневролога.



Почти у всех детей раннего возраста при поступлении в ясли отмечается реакция «биологической осторожности», которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до исчезновения. Дети теряют часть приобретённых навыков. У них снижается аппетит, может быть полный отказ от еды, нарушается продолжительность и глубина сна. В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно – психического развития. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении бледности кожи, сухости слизистых, учащении пульса.
Правила воспитания маленьких детей установлены в результате глубокого изучения особенностей развития детского организма, и лучше всего следовать им с первых дней жизни ребёнка, т.к. воспитывать легче, чем перевоспитывать. Если же в процессе воспитания малыша были допущены какие-то ошибки, лучше исправить их до поступления ребёнка в ясли, в привычной домашней обстановке.
Итак, для того, чтобы ваш малыш благополучно привык к яслям, меньше плакал и меньше болел,





НЕОБХОДИМО:
1. Следовать рекомендациям врачей и педагогов с самых первых дней жизни ребёнка.
2. Тщательно следить за состоянием здоровья ребёнка, его весом, ростом и нервно- психическим развитием.
3. По совету врача проводить систему закаливания ребёнка, учитывая его возраст и состояние здоровья.
4. Организовать для ребёнка правильный режим дня, близкий к режиму, который принят в яслях.
5. До поступления в ясли постараться не приучать ребёнка к засыпанию с пустышкой и укачиванию, кормлению с игрушками и уговорами.
6. Приучать ребёнка пить из чашки, есть с ложки, пользоваться горшком.
7. Научить ребёнка самостоятельно играть с игрушками и как можно меньше быть у взрослого на руках во время бодрствования.
8. Воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым.
9. Начинать оформление документов для поступления ребёнка в ясли за три месяца до выхода мамы на работу, учитывая, что это время может потребоваться на обследование ребёнка, его возможное оздоровление, на процесс адаптации к яслям во время которого малыш нуждается в том, чтобы его брали домой раньше.
В первое время оставлять на 2-3 часа ребёнка постепенно увеличивая время пребывания.

Советы по адаптации подготовила воспитатель ЩУР.В.Ф.