182100 Псковская обл., г. Великие Луки, ул.Некрасова, д.19-а
МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» «Здравушка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Детские объединения  /    Программа «Оздоровление детей с аллергопатологией»    

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников –
основная задача нашего дошкольного учреждения.

МБДОУ Детский сад № 5 является учреждением специализированного вида.
Это единственное в Псковской области дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением профилактических и оздоровительных мероприятий для детей с аллергической патологией.
На основании решения экспертного совета г. Пскова МДОУ № 5 является областной экспериментальной площадкой с 1995 года на базе, которой реализуются программа «Оздоровление детей с аллергопатологией от 1 года до 7 лет»; Авторы: А. Д. Кузнецова, А. Н. Пчеловодов, С. С. Синицына.
В нашем дошкольном учреждении комплексно используются психолого – педагогические и медико – валеологические технологии в организации педагогического процесса для детей-аллергиков, разработана система лечебно – профилактических, реабилитационных мероприятий.
С 1995 года в ДОУ отрабатывается модель медико – педагогического сопровождения дошкольников – аллергиков; оздоровительный и воспитательно – образовательный процессы учреждения максимально адаптированы к особенностям, нуждам и потребностям наших воспитанников, что способствует их гармоничному развитию и оздоровлению.
Программа «Оздоровление детей с аллергопатологией» предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, направленных на укрепление иммунной системы организма ребенка и профилактику обострений аллергообразования. Основой является организация правильного диетического рационального питания. Особенностью организации питания является то, что каждый ребенок, в зависимости от аллергена, получает индивидуальный стол.
Ценность данной программы обеспечена использованием комплекса профилактических и развивающих воздействий на ребенка. Разработка программы базируется на принципе единства психического и физического развития. Своеобразие данной программы состоит в том, что ее основной идеей является оказание практической помощи детям в формировании здоровой, правильно реализуемой иммунной системы.
Программа представлена системой физкультурно-оздоровительных мероприятий, закаливания и ЛФК, составлена в соответствии с возрастными анатомо-физиологическими особенностями детского организма, имеет общую оздоровительную направленность.
Применение специальных физических упражнений и дыхательной гимнастики, массажа при постоянном медицинском контроле за состоянием здоровья детей позволяет успешно решать все поставленные в программе цели и задачи оздоровления детей.
Программа оздоровления включает в себя следующие группы мероприятий:
1. Элиминацию аллергена (диетическое питание);
2. Применение фитотерапевтических и гомеопатических средств, предупреждающих выброс биологически активных веществ из клеток
3. лечение уже развившихся аллергических реакций и состояний с применением медикаментозной терапии, гомеопатии и фитотерапии.
4. Профилактику аллергии у детей.
Программа оздоровления детей с аллергопатологией рассчитана на весь период заболевания и проводится не только во время обострения болезни, но и вне его.
По плану ведения ребенка предусмотрены курсы оздоровительных мероприятий (по индивидуальной переносимости).

Планируемое расширение оздоровительных мероприятий на 2009 -2014:
1. мыльные аппликации в носовые ходы;
2. элементы аромотерапии;
3. сухое растирание кожных покровов жесткой рукавицей после дневного сна.
Все дети находятся под систематическим наблюдением и контролем врача – педиатра. По необходимости ребенок проходит курс медикаментозного лечения. Широко применяются нетрадиционные методы лечения (гомеопатия). Медицинскими работниками разработаны индивидуальные оздоровительные комплексы, которые включают в себя физиолечение, фитотерапию, массаж, дыхательную гимнастику, кислородные коктейли другие профилактические мероприятия. Оздоровительные комплексы реализуются под контролем старшей медицинской сестры ДОУ Малаховой Татьяны Николаевны, оздоровительных медицинских сестер Яковлевой Инны Николаевны и Пашуковой Юлии Валерьевны.
Большое место отводится организации занятий лечебной физкультурой, начиная с 2-х летнего возраста. Занятия ЛФК проводятся в целях развития дыхательного центра ребенка, а также профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарат.
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе индивидуального, личностно – ориентированного подхода со стороны воспитателей и специалистов к детям.
Воспитательно – образовательный процесс ориентирован на:
- укрепление физического и психического здоровья детей с аллергопатологией;
- валеологизацию учебно-воспитательного процесса;
- создание в учреждении благоприятного лечебно – оздоровительного режима, в частности: дополнительные каникулы (для старших и подготовительных групп);
- осуществление психокоррекции детей, испытывающих гиперактивность, двигательную расторможенность;
- вариативность форм и методов обучения, которые предполагают обеспечение гибкости системы воспитательно – образовательного процесса;
- развивающее обучение на основе психосберегающих технологий.
Для сохранения и укрепления здоровья детей используются здоровьесберегающие педагогические технологии (подробнее смотри в разделе - Детские объединеия - Программа "Оздоровление детей с аллергопатологией " - сноска внизу).


Проблема сохранения детского здоровья перед нашим дошкольным учреждением стоит остро, и мы это ощущаем.
Что может сделать детский сад, чтобы ребенок, его здоровье стали главной ценностью не только в документах, но и в жизни?
1. Воспитание и образование связаны. Важно сохранить эмоциональное и физическое равновесие ребенка. Служба охраны здоровья в нашем детском саду представлена врачом – педиатром, врачом – аллергологом – гомеопатом, старшей медсестрой, психологом, инструктором по физической культуре и ЛФК, воспитателем по ФЗОЖ.
2. Гигиенический микроклимат работает на ребенка. Организация гипоаллергенного питания, режим дня, организация двигательного режима детей, освещение, озеленение, оборудование, и разнообразные виды занятий помогают здоровью детей и не увеличивают вероятность появлений хронических заболеваний.
3. Процесс образования ребенка происходит в условиях благоприятного психологического микроклимата. Ситуация успеха – определяющая для любого ребенка. Учет склонностей и способностей детей – основа полноценного познания, их духовного развития. Весь воспитательно - образовательный процесс строится на основе индивидуального, личностно – ориентированного подхода со стороны воспитателей и специалистов к детям.
В соответствии с учебным планом количество проводимых в неделю занятий не превышает допустимой нагрузки ни по количеству, ни по длительности.
Физическое развитие ребенка мы рассматриваем не изолировано, а в контексте общего развития ребенка, как необходимое условие его здорового образа жизни, строим работу с учетом индивидуально – дифференцированного подхода, изучаем и разрабатываем различные типы дифференцированных физкультурных занятий и занятий ЛФК для детей с аллергопатологией.
В связи с тем, что воспитанники нашего ДОУ имеют разную степень физического развития и здоровья, используем разнообразные медико-педагогические условия организации жизни детей в режиме дня: индивидуальная двигательная нагрузка на занятиях, прогулках, подвижных играх, свободной деятельности, вариативность использования помещений для двигательной деятельности.
С 2007 года в МДОУ работает Аллергологическая школа – школа здорового питания ребенка.
Ответственная за работу школы – старшая медицинская сестра МДОУ Малахова Татьяна Николаевна.
Занятия в школе проводятся по заранее составленному плану, который включает в себе встречи родителей с врачами – аллергологами, участие медицинского персонала в работе родительских собраний как групповых, так и общесадовских; проведение практических занятий по приготовлению гипоаллергенных блюд, дегустация гипоаллергенных блюд.
На занятиях в аллергошколе для родителей в доступной форме проводятся лекции об особенностях детского питания, о коррекции питания в выходные дни, о важности соблюдения санитарно-гигиенического режима дома.
Разработана и предложена родителям для ведения форма пищевого дневника и другие мероприятия.

Аллергозаболевания - сложная патологическая структура, не ограничивающаяся кожными проявлениями, и борьба с ним требует комплексного подхода: не только специальной медицинской программы, но и восстановление гармонии тела, разума и души в сосуществовании ребенка с окружающей средой, чему должна способствовать программа воспитания и обучения при тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ и родителей.
В результате многолетней работы была создана оздоровительно-образовательная авторская программа «БУДЬ ЗДОРОВ!» под ред. И.А.Рыбаловой, Е.В.Исаковой, М.А.Фирсановой, содержание которой направлено на осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми среднего и старшего возраста с аллергопатологией.
Цель программы:
Программа «Будь здоров!» направлена на валеологизацию образовательного процесса ДОУ, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с аллергопатологией, формирование них осознанного отношения к собственному здоровью.
Задачи программы:
-создание мотивации (побуждения, направленности) здоровья, здорового образа жизни;
-формировать привычки здорового образа жизни;
-обучение правилам эффективной профилактики аллерго и других заболеваний;
-развитие эмоциональной сферы личности.
Объекты программы:
-дети дошкольного возраста;
-семьи детей, посещающих ДОУ;
-педагогический, медицинский коллектив ДОУ;
-медицинские учреждения города.
Сроки реализации программы: 2009-2014 годы.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение уровня лечебной и профилактической работы.
2.Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
3.Снижение общей и аллергозаболеваемости у детей.
4.Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Основные направления программы:
-организация педагогического процесса, направленного на формирование у дошкольников знаний, умений и поведенческих навыков здорового образа жизни, мотивации здоровья;
-профилактика и коррекция аллергопатологии;
-реабилитация детей с хроническими заболеваниями;
- профилактическая работа по предупреждению простудных,
инфекционных заболеваний и травматизма, снижающих резервы организма;
- решение оздоровительных задач средствами эстетотерапии (лечение
прекрасным): музыки, изобразительного, театрального и др. видов искусства;
- ориентация инновационной деятельности дошкольного учреждения на
важнейший критерий эффективности и качества образовательного процесса -
улучшение физического и психического здоровья детей;
- формирование валеологического мышления у всех участников
педагогического процесса.
Реализация оздоровительных, образовательных и воспитательных программ приносит свои, довольно ощутимые и значимые результаты, которые не могут не радовать наш медико- педагогический коллектив. Уменьшились пропуски детского сада детьми по болезни, снизилась заболеваемость, эффективность оздоровления детей на этапе перевода их из ДОУ в школу составляет 72%. Кроме того у выпускников ДОУ отмечен высокий уровень сформированности осознанного отношения к собственному здоровью.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе, сохранение и укрепление здоровья в дошкольном детстве. Выпускники ДОУ поступают в массовые школы - 60%. в экспериментальные классы гимназии - 40 %,
По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ № 1, № 11, № 5, № 10 выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу; уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовки детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе.
В заключении хочется подчеркнуть : умный, воспитанный и здоровый ребенок- мечта любого родителя и наша цель!
В результате проводимых оздоровительных мероприятий эффективность оздоровления возросла с 16,2 до 19,7 % В перспективе предполагается активнее использовать мыльные аппликации в носовые ходы, точечный массаж, элементы ароматерапии, а также использование ультразвукового увлажнителя воздуха W H – 100, аппарат «БИОТРОН» в лечебных и профилактических назначениях.