Каждый родитель желает видеть своего малыша умным, добрым и, конечно, здоровым. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Инструкторы по физкультуре, валеолог, мед. персонал, воспитатели- способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни, бережного отношения к своему организму, прививают любовь к физической культуре. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется по Авторской программе Белоус А.В., Матвеевой О.В. « ДОУ- физкультурно- оздоровительный Центр». Целью физического воспитания в нашем дошкольном образовательном учреждении является организация рациональной двигательной активности детей, реализация системы эффективного закаливания, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечение полноценного питания и создания условий организации оздоровительных режимов для детей. Задачи: • Охрана и укрепление здоровья ребёнка, совершенствование его физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности. • Формирование у детей жизненно необходимых умений и навыков, достигать высокого уровня физической подготовки. • Воспитание у детей личной физической культуры, формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Система работы по физическому воспитанию дошкольников включает в себя следующие направления: - развивающее – физкультурные занятия, спортивные праздники, досуги, мини – марафоны, дни здоровья. - оздоровительное - систематическое комплексное закаливание, сбалансированное питание, система работы группы ЧБД. - коррекционное – диагностические исследования, коррекционная работа. - профилактическое – занятия валеолога, ОБЖ, заседания семейного клуба. Развивающее направление.Схема 1 Развивающее направление реализуется через организацию двигательной деятельности детей по Авторской программе и инновационным технологиям – «Старты надежд», «Олимпийские резервы», «Азбука танца», «Школа мяча». На занятиях по физической культуре дошкольники упражняются в основных видах движений: беге, прыжках, метании, лазании; развивают координацию движений, ловкость, гибкость, быстроту. На прогулках дети с удовольствием играют в подвижные игры. Традиционно в детском саду организуются спортивные праздники и физкультурные досуги, осенние и весенние мини-марафоны, дни здоровья. В детском саду мы развиваем у детей интерес к различным видам спорта. Для этого организована работа в группах по специализациям. Хочется отметить, что организации работы по приобщению дошкольников к различным видам спорта способствует активное взаимодействие МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» с ВЛГАФК, ДЮКФП №4. Тренер Черноусов Марк Валентинович занимается с детьми «Карате», тренер по спортивной гимнастике Григорьева Юлия Александровна в группах № 9, №10 –проводит занятия по ОФП. Приобщая наших воспитанников к спорту, мы развиваем их природные способности, способствуем разностороннему физическому развитию и воспитанию таких качеств, как воля, выносливость, смелость, целеустремленность. Оздоровительное направление. Схема 2 Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды определяющих нормальное развитие ребёнка. В детском саду составляется рацион блюд для детей раннего и дошкольного возраста, который обладает достаточной энергетической и биологической ценностью, соответствует физиологическим возрастным потребностям детей. Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов. В рационе круглый год присутствуют свежие фрукты, овощи, соки, витаминизированные напитки. В детском саду разработана система лечебно-оздоровительной профилактической работы с детьми. Для часто болеющих детей проводится комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий:
1.Фитотерапия (орошение зева, бульканье, приём отваров из трав).
2.Кислородные коктейли.
3.Общеукрепляющая медикаментозная терапия (витамины, глюконат кальция, метиллурацил).
4.Неспецифическая профилактика ОРЗ (использование фитонцидов, элеутерококк, дибазол с аскорбиновой кислотой)
5.Стимулирующая смесь (сок клюквы + мёд)
6.Общее УФО, УВЧ, КУФ, ЛФК, массаж, физиолечение (по назначению врача)
7.Ингаляции Ежегодно летом проводится осмотр стоматолога и лечение зубов.
Коррекционное направление Схема 3 Дважды в год инструкторами по физкультуре, медицинскими работниками, воспитателем – валеологом проводятся диагностические исследования: - состояние опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; - особенности физического развития; - функциональные показатели организма. - степень сформированности основных движений, - физические качества, - двигательной активности дошкольников. Два раза в неделю проводятся занятия по корригирующей гимнастике с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. С целью оценки состояния здоровья детей детского сада, раннего выявления патологий проводятся осмотры врачами-специалистами: окулистом, ЛОР врачом, неврологом и хирургом.
Профилактическое направление.Схема 4
С целью профилактики вредных привычек и формирования элементарных представлений в области гигиены, медицины, физической культуры воспитателем - валеологом проводятся групповые занятия в подготовительных, старших и средних группах «ОБЖейка». С целью пропаганды здорового образа жизни и активного вовлечения родителей в процесс физического развития и оздоровления детей в детском саду проводятся заседания семейных клубов. Стали традицией заседания семейных клубов по вопросам физического воспитания и развития детей. На заседаниях семейных клубов педагоги представляют полную информацию о методах и результатах диагностики, раскрывают содержание программ по физическому воспитанию, используемых в работе педколлектива нашего детского сада, освещают направления коррекционно-развивающей работы, дошкольники проигрывают ситуации, осуществляется показ спектаклей. Немаловажную роль для эффективности процесса физического воспитания играет вовлечение в этот процесс родителей воспитанников. Детский сад и семья как две основные социальные структуры являются центром работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей. Для решения задач физического воспитания и развития в детском саду создана развивающая среда. В каждой группе имеются физкультурные уголки, в соответствии с возрастом детей: мячи разного размера, хопы, наборы кеглей, кольцебросы, обручи, массажные дорожки, «Дартс», скакалки, оборудование для закаливания; атрибуты, необходимые для проведения различных подвижных игр: маски, шапочки, нагрудные знаки, эмблемы. В группах раннего возраста находится оборудование для дополнительного оздоровления детей: облучатели бактерицидные, сухие бассейны, мягкие модули, спортивные комплексы, облучатель – рециркулятор воздуха «Дезар», ионный воздухоочиститель.
Спортивный зал оснащен следующим физкультурным оборудованием: шведские стенки, сухой бассейн, модуль для подлезания «Гусеница» фирмы «Аконит», тренажеры «Бегущая дорожка», силовые тренажеры, спортивные комплексы, физиороллы, хоппы, массажеры, спортивные маты,батут, мячи разного размера, канаты и др.
В детском саду имеется физиотерапевтический кабинет, оснащенный медицинским оборудованием: аппарат для приготовления кислородных коктейлей, аппарат УВЧ, аппарат КУФ, облучатель ультрафиолетовый кварцевый «Солнышко», лампа «Соллюкс», ингаляторы: ультразвуковой «Вулкан», компрессорный «Небулайзер» модель «Бориал» виброакустический прибор с инфракрасным излучением.
Об эффективности проводимой физкультурно-оздоровительной работы в данном направлении можно судить по динамике детской заболеваемости и участию нашего учреждения в различных конкурсах. В 2004 году наш детский сад занял 1 место в областном смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. В 2009 году в отборочных соревнованиях «Юные Олимпионики» заняли 1 место,второе место в городских спортивных соревнований «Юные Олимпионики», в 2010 году – 2 место в отборочных соревнованиях, в 2011 году Грамота за участие в финале городских соревнований между детскими садами города. |