182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д.13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Центр детского (юношеского) технического творчества
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
«Телефон доверия» Администрации города Великие Луки (+7 (81153) 3-64-47).

Телефон Управления образования Администрации города Великие Луки для обращения по вопросам противодействия коррупции (+7 (81153) 5-40-17).

   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Образовательные программы /
      Информационные технологии

Пояснительная записка

Содержание программы «Информационные технологии» направлено на создание условий для развития, личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия подростков, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации, личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий. Предметом изучения в данном курсе является программное обеспечение современного компьютера. Аппаратная часть, комплектующие изделия и вопросы сборки и наладки компьютеров не изучаются.

В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Программа охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. В соответствии с положением национального проекта «Образование» о профильном обучении усилена профориентационная составляющая программы.

В курс обучения внесено изучение программ, связанных с дизайном, графикой, аудио и видеомонтажом, анимацией и версткой текст. Пройдя основной курс информационных технологий, изучаемых в соответствии с этой программой, ребенок получает возможность определить, к какой области он имеет наибольшую склонность, тем самым облегчается выбор его следующей профессии. Новизна программы заключается в том, что знания по теории информационных технологий воспитанник получает в контексте применения данного понятия, т.е. она дает возможность детям в течение 6 лет изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.

 Контингент учащихся.  Оптимальным для начала освоения информационных технологий как науки с присущими ей понятиями и специфической терминологией является возраст 11-12 лет (6-7-е классы общеобразовательных школ). В этом возрасте ребенок уже может освоить азы компьютерной грамотности как науки с присущими ей понятиями и специфической терминологией. До этого возраста обычно общается с компьютером на интуитивном уровне, пользуясь встроенными подсказками и механически повторяя привычную последовательность действий. Для этого возрастной категории (дети 9-10 лет) в программе предусмотрен годовой подготовительный курс. На подготовительный курс принимаются дети в возрасте 9-10 лет, форма занятий групповая, количество детей в группе 12-15 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. На основной курс принимаются дети в возрасте от 11 до 18 лет, форма занятий групповая, количество детей в группе на 1-2 годах обучения 12-15 человек, на 3-5 –м годах обучения в связи с естественным возможным отсевом 8-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Подход к распределению учебного материала.

Освоение информационных технологий имеет два уровня: исполнительский и творческий. Исполнительный уровень – это знание технических приемов, позволяющее выполнить работу по однозначно сформулированному заданию. Этот уровень не предполагает самостоятельного принятия решений и требует только четкого соблюдения заданных требований. Творческий уровень – это умение самостоятельно, качественно и в полном объеме выполнить работу на данную тему без четко сформулированных требований заказчика. Информационное творчество заключается в умении:

• самостоятельно подобрать исходный материал для работы (текстовый, числовой, графический, звуковой, видео), использовать разные источники информации, в умении им найденного материала отобрать главное и отбросить второстепенное;

• самостоятельно распределить отобранный материал на территории информационного изделия: по страницам текстового документа, по слайдам, по частям рисунка, по листам электронной таблицы, поWeb- страницам и т.д;

• учитывать восприятие работы зрителем или заказчиком; благоприятное сочетание цветов, наилучшее для привлечения зрителя сочетание графики, текста и звука, удобство просмотра, использования или управления информационным изделием;

• видеть и избегать небрежностей, ухудшающих качество работы; нарушение пропорций изображения, ступенчатый текст возле иллюстрации, резкий обрыв звукового сопровождения и т.д.;

Любая самостоятельная работа рассматривается в двух точек; техническая и творческая. Хорошая техника без творческого подхода не может обеспечить высокого качества информационного изделия.

Основные направления содержания образования.

• выработка практических навыков для решения конкретных задач;

• развитие творческого потенциала учащихся;

• формирование языковых навыков. Наибольшее внимание в курсе информационных технологий уделяется приемам работы в системе Windows, офисному программному обеспечению, работе с графикой и телекоммуникациям.

Вся обширная область информационных технологий разбита на отдельные блоки:

• Операционная система Microsoft Windows

• Основы компьютерной графики

• Текстовой редактор Microsoft Word

• Подготовка презентаций

• Электронные таблицы Microsoft Excel

• Основы Интернет и разработка Web-сайтов

• Графический редактор CorelDraw

• Графический редактор Photoshop

• Издательские системы Microsoft Publisher и Adobe Page Maker

• Видеоредактор Adobe Premiere.

Сроки и этапы реализации программы.

Возможность и готовность ребенка к обучению компьютерной науке, смена акцента с игровых интересов на образовательные у каждого ребенка формируются в разном возрасте. С учетом этого программа содержит два курса: подготовительный курс и основной курс. Подготовительный курс рассчитан на детей в возрасте 9-10 лет, основной курс рассчитан в основном на детей в возрасте 11-15 лет, которые обладают реальной возможностью длительного и глубокого освоения информационных технологий в достаточно широком спектре программных приложений. В зависимости от уровня предварительной подготовки по результатам индивидуального собеседования ребенок может быть зачислен на 1-й, либо на 2-й год занятий по данному курсу. Подготовительный курс не является обязательным.

Продолжительность обучения 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (всего 76 часов). Выдача какого-либо документа о завершении этого курса не предполагается. Основной курс длится 5 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (76 часов ежегодно).

В течение первых 4-х лет ребенок осваивает программу, ежегодно выполняет промежуточные зачетные и годовые авторские работы. В течение этого года учащиеся, желающие пройти итоговую аттестацию и получить сертификат о дополнительном образовании, готовят свои выпускные работы, защищают их, изучают теоретический материал и сдают внутренний экзамен. По результатам защиты авторских работ и внутреннего экзамена решается вопрос об их допуске к итоговой аттестации на сертификат. 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:  Основная цель данной программы – подготовка квалифицированного пользователя современного персонального компьютера.

Квалификация пользователя определяется:

• культурой общения с компьютером, его использования как мощного информационного инструмента не только для работы, но и для общения;

• творческим подходом к разработке информационных изделий;

• широтой теоретического и практического кругозора;

• уровнем развития языковых навыков;

Для достижения этой цели необходимо решить задачи:

• обучающие: научить ребят осмысленным действиям, направленным на решение с помощью компьютера конкретных информационных, документальных, художественных и других задач, обучить детей практическим навыкам пользовательской работы на компьютере, обеспечить теоретическую базу, необходимую для осмысления выполняемых действий;

• воспитательные: сформировать у ребенка культуру общения и поведения в коллективе, умение слушать собеседника или педагога, стимулировать стремление к здоровому образу жизни;

• развивающие: сформировать у ребенка навыки самостоятельного принятия решений, стимулировать творческий подход к решению поставленных задач; развить умение и стремление к объективной самооценке.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  К концу подготовительного курса учащийся будет уметь, запускать программы, работать с окнами, создавать несложные изображения к программе Paint, вводить текст и менять его внешний вид, работать с фрагментом текста, вставлять иллюстрации и текст, выполнять простейшую обработку звука, создать несложные слайдфильмы, решать с помощью электронных таблиц арифметические задания. Учащийся будет знать название и назначение основных элементов пользовательского интерфейса, основные правила ввода и редактирования текста, назначение электронных таблиц.

К концу 1-го года занятий по основному курсу учащийся будет уметь:

• работать с информацией в системе Windows (запускать программы, управлять окнами, работать с дискетой, выполнять основные операции с файлами, сохранять работу на жестком диске).

• пользоваться инструментами графического редактора;

• вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ;

• проводить несложные расчеты в электронных таблицах Excel и строить круговые диаграммы и гистограммы;

• пользоваться электронной почтой, осуществлять поиск информации в Интернет;

• выполнять простейшие операции по обработке звуковой информации; • создавать слайдфильмы.

Учащийся будет знать:

• правила ввода, редактирования и форматирования текста;

• виды компьютерной памяти и их особенности;

• единицы измерения информации и их физический смысл;

• основные понятия Интернета;

• правила проведения числового расчета в электронных таблицах.

К концу 2-года занятий учащийся будет уметь:

• применять технологические приемы работы с графикой и текстом;

• самостоятельно подготовить текстовый документ и выполнить его форматирование в соответствии с современными требованиями документального дизайна;

• найти в Интернете нужную ему информацию;

• работать с такими популярными программами, как PROMT, Total Commander, WinZip и WinRar и др.

• проводить расчеты в электронных таблицах с применением абсолютных и относительных ссылок и логических функций, строить разного типа графики и диаграммы;

• готовить презентационные доклады;

• применять эффекты по обработке звука и выполнять звукомонтажные работы.

Учащийся будет знать:

• виды компьютерной графики и их особенности;

• принцип работы сканера;

• назначение и основные возможности текстовых редакторов;

• свойства компьютерного звука;

• этапы оформления текстового документа;

• виды ссылок.

 К концу 3-года занятий обучающийся будет уметь:

• создавать изображения с помощью графических редакторов CorelDraw и PhotoShop;

• пользоваться эффектами и фильтрами для обработки изображений, применять основные рисующие и редактирующие инструменты этих редакторов, создавать графические коллажи и монтажи;

• создавать анимированные изображения;

• создавать Web-сайт с помощью программы FrontPage и опубликовать его в Интернете. 

Обучающийся будет знать:

• основные понятия компьютерной графики;

• графические примитивы и операции с ними;

• назначение и возможности графических редакторов CorelDraw и PhotoShop.

К концу 4-го года занятий учащийся будет уметь:

* работать с редактором формул, создавать свой стиль символа и абзаца, создавать текст в несколько колонок, создавать макросы, электронные формы;

* создавать публикации (типа визитной карточки, календаря, листовки, брошюры) с помощью Adobe Page Maker;

* работать с видеоклипами с помощью программы Adobe Premiere.

Учащийся будет знать:

• назначение программ компьютерной верстки;

• основные понятия видеомонтажа.

К концу 5-го года занятий учащийся:

• освоит теоретические основы информационных технологий;

* выполнит итоговые авторские работы;

• сдаст итоговую аттестацию по теоретическим и практическим основам информационных технологий.

Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников.

В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий;

2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения научаемой задачи.

3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.

4. Годовой контроль в форме выполнения годовых авторских работа по изученным в течение года разделам программы.

5. Итоговый контроль по окончании изучения всей программы.

Основными критериями оценки достигнутых результатов всей программы считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

После прохождения каждого крупного раздела или части программы учащиеся сдают зачет в форме индивидуальных зачетных работ. Оценка зачетных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их достоинств и недостатков. В конце каждого года занятий учащиеся выполняют авторские работы. По завершении программы обучения они сдают итоговый зачет, состоящий из защиты авторских работ и экзамена по теории и практике информационных технологий в соответствии с программой курса. Способ оценки – как правило, устный. При наложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполняемой работы, по основной акцент делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалась ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков. По уровню освоения программного материала результаты достижений ребят условно подразделяются на низкий и высокий уровни. Принимая во внимание, что каждый изучаемый учащимися программный продукт относительно автономен для решения или информационных, или документальных, или художественных, или числовых задач, а иногда и их совокупность, а также, что данный ребенок может проявить особую одаренность в сфере решения конкретных задач или, наоборот, испытывать затруднения в области этих задач, целесообразно иметь конкретные критерии по каждому программному продукту.

Учебно-тематический план подготовительного курса

№ тема Теория/Практика/Всего 1. Вводное занятие, техника безопасности 

1/1/2 2. Начальные сведения 2/6/8 3. Работа с графикой 2/12/14 4. Работа с текстом 2/12/14 5. Работа со звуком 0/4/4 6. Создание презентации 1/11/12 7. Работа с числовой информацией 2/10/12 8. Итоговое занятие 0/2/2 9. Участие в массовых мероприятиях Центра 0/8/8 Итого 10/66/76 Содержание Вводное занятие. Назначение и области использования компьютерной техники. Знакомство с программой курса. Органы управления компьютером. Компьютер и здоровье. Техника безопасности при работе на компьютере. Начальные сведения. Содержание экрана компьютера. Понятие объекта. Значок и ярлык. Смена фона. Практика: закрепление навыков работы с мышкой. Контекстное меню. Способы открытия объекта. Окно, составные части окна. Управление окном. Размещение окон. Способы закрытия окна. Главное меню.

Практика: закрепление навыков работы с объектами и меню. Работа с графикой. Графические редакторы. Редактор Paint. Панель инструментов. Меню. Палитра. Окно выбранных цветов. Инструменты рисования. Практика: отработка умения пользования рисующими инструментами, самостоятельная работа на развитие творческого воображения. Надписи. Установка размера шрифта. Инструменты выделения фрагмента рисунка. Операции с фрагментом. Практика: отработка умения работы с фрагментом рисунка; самостоятельная работа на развитие творческого воображения. Буфер обмена и команды для работы с ним. Создание папки. Сохранение рисунка. Понятие файла. Объединение изображений. Практика: отработка умения работы с буфером обмена и сохранения рисунка. Работа с текстом. Текстовые редакторы. Редактор Блокнот. Редактор WordPad. Курсор. Практика: отработка навыков ввода текста. Масштаб изображения документа на экране. Клавиша Shift. Понятие шрифта. Размер и цвет шрифта. Начертание. Вид шрифта. Правила редактирования текста. Практика: редактирование текста, понятие абзаца. Виды абзацев. Правила ввода текста. Способы выделения фрагмента текста. Операции с фрагментом текста. Практика: отработка навыков ввода стихотворного и прозаического текста и операций с фрагментами текста. Параметры страницы. Установка полей и ориентации бумаги. Красочная рамка. Заголовки WordArt. Автофигуры. Вставка иллюстрации. Операции с иллюстрацией. Практика: подготовка поздравительной открытки. Работа со звуком. Программа WaveLab. Звукозапись. Запись с микрофона. Воспроизведение. Сохранение работы. Практика: работа с программой. Звукозапись. Программа. Меню и стерео. Выделение фрагмента. Вывод фрагмента в отдельное окно. Выведение и затухание. Регулировка уровня. Практика: отработка навыков работы со звуковым редактором. Создание презентации. Программа PowerPoint. Понятие слайда и слайдфильма. Способы заливки фона слайдов. Вставка иллюстрации. Операции с иллюстрацией. Вставка надписи. Оформление текста надписи. Размещение текста и графики. Применение WordArt. Практика: подготовка озвученных открыток. Эффекты анимации. Эффекты входа объекта. Эффекты выхода объекта. Эффекты выделения. Пути перемещения объекта. Подключение звукового сопровождения. Практика: закрепление навыков создания слайдов с анимацией объектов. Определение длительности слайда. Настройка смены слайда. Создание слайдфильма. Практика: создание слайдфильма, самостоятельная работа на закрепление навыков и развитие творческого воображения. Работа с числовой информацией. Программа Excel. Назначение. Книга, лист, ячейка, диапазон. Выделение, ввод чисел и текста. Автовыравнивание. Ввод формулы. Практика: повторение и закрепление умений ввода информации в ячейки. Решение арифметических примеров и задач. Форматирование таблицы. Объединение ячеек. Перенос по словам. Практика: повторение правил ввода и закрепление умений проведения расчета. Листограмма и ее форматирование. Круговая диаграмма и ее форматирование. Практика: закрепление умений построения и форматирования диаграмм. Итоговое занятие: Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра.

 Учебно-тематический план основного курса.

1-й год занятий. № тема Теория/Практика/Всего часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности 1/1/2 2 Основы работы на ПК 4/16/20 3 Компьютерный звук 2/4/6 4 Подготовка презентаций 1/9/10 5 Интернет 2/4/6 6 Электронные таблицы Microsoft Exsel 2/10/12 7 Выполнение годовых итоговых работ 0/10/10 8 Итоговое занятие 0/2/2 9 Участие в массовых мероприятиях Центра 0/8/8 Всего 12/64/76 Содержание: Вводное занятие. Обзор пройденного за 1-й год занятий. Новости компьютерной техники за прошедший год.

Знакомство с программой 2-го года занятий. Техника безопасности при работе на компьютере. Основы работы на персональном компьютере. Составные части ПК и их назначение. Содержание экрана. Смена фона рабочего стола. Контекстное меню. Основные инструменты Paint. Создание рисунка. Окно. Составные части и назначение. Операции с окном. Размещение нескольких окон. Установка размера рабочего поля. Инструменты: Карандаш и Кисточка. Формы Кисточки. Заставка, ее назначение и установка. Практика: закрепление основных навыков работы в программе Paint и управление окнами. Тестовый редактор Word. Масштаб изображения документа. Ввод текста. Способы выделения фрагмента текста. Операции с фрагментом текста. Выделяющие инструменты в Paint. Операции с фрагментом рисунка. Практика: закрепление навыков правильного ввода текста и работы с фрагментами рисунка. Клавиатура. Группы клавиш. Клавиши Shift и CapsLock. Свойства клавиатуры. Язык ввода и его смена. Расстановка пробелов и знаков препинания. Редактирование текста. Инструменты Кривая и Лупа. Практика: закрепление навыков редактирования текста. Понятие абзаца текста. Виды абзацев. Правила ввода абзаца. Непечатаемые знаки. Надпись в Paint. Размер шрифта в надписи. Практика: закрепление навыков ввода и редактирования текста. Виды компьютерной памяти. Магнитные диски и их виды. Хранение информации на поверхности магнитного диска. Компакт диска и их виды. Хранение информации на поверхности компакт диска. Буфер обмена. Практика: работа на применение буфера обмена. Понятие информации. Количество информации. Бит. Единицы измерения информации. Параметры страницы в Word. Свойства абзаца. Отступы и выравнивание. Интервалы. Междустрочное расстояние. Практика: работа на форматирование абзацев текста. Файл и его имя. Создание папки. Операции с файлами. Шрифты и их свойства гарнитура, размер, начертание, цвет. Иллюстрирование текста WordArt. Автофигуры. Команды сохранения работы. Практика: создание титульного листа и применение процедуры быстрого оформления текстового документа. Вставка таблицы в текст. Форматирование таблицы. Практика: закрепление навыков создания и форматирования таблиц в Word. Компьютерный звук. Звуковые форматы wav, mp3, mid. Звукозапись, вставка звука. Звуковые эффекты. Практика: работа с программой Звукозапись. Программа WavelLab. Звуковой фрагмент. Буфер обмена. Выведение и затухание. Регулировка уровня. Сохранение звука. Практика: работы на выделение, обработку и сохранение фрагмента звукового клипа. Подготовка презентаций. Программа. PowerPoint. Фон слайда. Вставка и редактирование графики. Вставка надписи. Применение буфера обмена. Форматирование надписи. Анимация объектов. Подключение звукового сопровождения. Сортировка слайдов. Настройка смены слайдов. Практика: создание слайдфильма. Интернет. Основные понятия Интернет: сервер, сеть, канал связи, провайдер, модем www web- страница, сайт,…e-mail. Поисковые системы. Поиск информации. Скачивание текста и графики. Практика: работа на поиск и скачивание текстовой и графической информации. Электронная почта. Регистрация в WEB-ПОЧТЕ…. Практика: создание почтового ящика, получение и отправка электронной корреспонденции. Электронные таблицы Microsoft Excel. Окно программы. Книга. Лист. Ячейка. Фрагмент. Формулы. Автовыравнивание. Перенос по словам. Объединение ячеек. Арифметические расчеты. Автосумма. Денежный формат. Форматирование таблицы. Практика: проведение расчета зарплаты. Гистограмма и ее форматирование. Круговая диаграмма и ее форматирование. Практика: проведение расчета рабочего времени. Функция СЧИТАТЬ ПУСТОТЫ. Функция СРЗНАЧ, ОКРУГЛ. Практика: проведение расчета школьной успеваемости. Выполнение годовых итоговых работ. Практика: подготовка рисунка, форматирование и иллюстрирование текстового документа, создание и форматирование таблицы в Word, создание и настройка озвученного слайдфильма, создание звукового клипа, поиск информации в Интернете, проведение расчета в Excel. Итоговое занятие. Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра. 

2-й год занятий.  № тема Теория/Практика/Всего часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности 1/1/2 2 Повторение пройденного 2/4/6 3 Компьютерная графика 2/6/8 4 Обзор популярных программ 1/5/6 5 Текстовый редактор Microsoft Excel 2/10/12 6 Звуковой редактор WaveLab 1/3/4 7 Презентации 1/7/8 8 Электронные таблицы Excel 1/9/10 9 Выполнение годовых итоговых работ 0/10/10 10 Итоговое занятие 0/2/2 11 Участие в массовых мероприятиях Центра 0/8/8 Итого 11/65/76 Содержание Вводное занятие. Обзор пройденного за 1-й год занятий. Новости компьютерной техники за прошедший год. Знакомство с программой 2-года занятий. Техника безопасности при работе на компьютере. Повторение пройденного. Файловая система. Буфер обмена. Excel. Интернет. Web-почта. PowerPoint. Практика: выполнение работ на повторение и закрепление пройденного. Компьютерная графика. Цветовые модели. RGB и СМYК. Цветовые палитры. Растровая и векторная графика. Редактирование ClipArt. Практика: редактирование изображений из коллекции ClipArt. Программа Microsoft PhotoEditor. Обрезка. Размытие, Резкость. Баланс цветов. Эффекты. Ретуширование изображения. Практика: закрепление навыков обработки и ретуширования изображений. Программа ACDSee. Интерфейс. Свойства изображения. Редактирование изображений. Коллаж. Практика: создание коллажа. Сканер. Принцип работы. Настройка. Процедура сканирования. Оптическое распознавание текста. Программа Fine Reader. Цифровой фотоаппарат. Практика: закрепление навыков работы со сканером. Обзор популярных программ. Переводчик PROMT. Направление перевода. Применение буфера обмена. Практика: работа с программой переводчиком. Архивация и разархивация. Архиваторы WinZip WinRa R. Практика: работа с архивами. Формат pdf. Программы Acrobat Reader и Acrobat Standard. Понятие файлового менеджера.Norton Commander. Total Commander. Практика. Поиск и скачивание из Интернет pdf-документов, знакомство с файловыми менеджерами. Текстовый редактор Microsoft Word. Формат абзаца. Передача формата через Enter. Формат по образцу. Фрагмент текста. Регистр фрагмента. Колонтитулы и их форматирование. Преобразование текста в таблицу и таблицы в текст. Сортировка данных в таблице. Практика: работа с таблицами. Разрыв строки. Разрыв страницы. Разделы документа. Практика: работа с разрывами. Способы выделение слова, строки, предложения, абзаца, всего текста. Полоса выделения. Межбуквенный интервал. Буквица. Нумерованный список. Маркированный номер. Смена маркера. Многоуровневый список. Форматирование списка. Практика: работа со списками. Расстановка переносов. Уровни абзацев. Подготовка оглавления с помощью табуляторов. Практика: работа по созданию оглавления. Практика: работа по полиграфическому оформлению документа. Звуковой редактор WaveLab.Свойства звука. Дискретизация. Запись с микрофона. Микширование с помощью буфера обмена. Преобразование частоты дискретизации. Звуковой монтаж. Практика. Работа по звуковому монтажу. Презентации. Виды презентаций и их особенности. Подбор материалов для презентационного доклада. Распределение материала по слайдам. Подготовка текста доклада. Практика: публичное чтение докладов. Применение гиперссылок. Практика: создание интерактивной презентации. Электронные таблицы Excel. Формулы и функции. Формулы с вложенными функциями. Копирование числовой и текстовой ячейки. Копирование формулы. Относительные ссылки. Абсолютные ссылки. Смешанные ссылки. Гистограмма в один ряд и в несколько рядов. Функции СЧЕТЕСЛИ, СУММЕСЛИ. Сортировка данных. Практика: проведение расчета с применением ссылок разного вида. Построение графиков. Практика: графическое решение системы уравнений. Выполнение годовых итоговых работ. Практика: полиграфическое оформление текстового документа, создание интерактивной презентации, звуковой монтаж, обработка изображения, проведение расчета в Ехсеl. Итоговое занятие. Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра. 

3-й год занятий.  3 тема Теория/Практика/Всего часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности 1/1/2 2 Повторение пройденного 2/6/8 3 Графический редакторCorelDRAW 11/3/14 4 Выполнение зачетных работ 0/4/4 5 Графический редактор PhotoShop 4/12/16 6 Выполнение зачетных работ 0/4/4 7 Создание –Web узла 2/8/10 8 Выполнение авторских работ 0/8/8 9 Итоговое занятие 0/2/2 10 Участие в массовых мероприятиях Центра 0/8/8 Итого 12/64/76 Содержание Вводное занятие. Обзор пройденного за 2-й год занятий. Новости компьютерной техники за прошедший год. Знакомство с программой 3-года занятий. Техника безопасности при работе на компьютере. Повторение пройденного. Сканирование. Этапы оформления документа в Word. Проведение расчета в Excel. Презентация. Практика: выполнение работ на повторение и закрепление пройденного. Графический редактор CorelDRAW. Векторный объект. Вставка символа. Операции с векторным объектом: масштабирование, перемещение, поворот, скашивание, копирование. Цвет и толщина контура. Палитра. Выделение объектов. Группировка и разгруппировка. Режимы просмотра. Практика: редактирование векторного изображения с помощью узлов. Геометрические параметры. Прямоугольник. Скругление углов. Окружность, сектор, дуга. Многоугольники и звезды. Кривые и отрезки. Инструмент. Свободная рука. Решетки Стопка объектов. Стандартные автофигуры. Практика: работа с геометрическими примитивами. Художественный текст. Его размещение вдоль кривой. Простой текст и его перетекание. Практика: работа с простым и художественным текстом. Цветовые палитры. Заливки и контуры. Оболочка. Искажение. Перспектива. Тень. Выдавливание. Перетекание. Контур. Линза. Практика: Редактирование векторных изображений с помощью эффектов Выполнение зачетных работ. Практика: работы на повторение и закрепление пройденного. Графический редактор PhotoShop. Палитры. История. Размер изображения и холста. Средство регулировки масштаба. Средства прокрутки. Цветовые каналы. Цветоделение изображения. Цветовые модели RGB, CMYK и CMY. Индексированный цвет. Практика: работа на редактирование индексированной палитры. Инструменты простого выделения. Лассо и магнитное лассо. Волшебная палочка. Суммирование выделения. Альфа-канал. Практика: работа с выделяющими инструментами. Растушевка. Практика: работа на применение растушевки. Трансформация выделенной области. Инструменты. Карандаш и Кисть. Заливка штампом и градиентом. Практика: работа на применение заливок. Регулировка цветовых уровней. Регулировка яркости и контраста. Регулировка оттенков и их насыщенности. Ластики. Штамп образца. Создание нового штампа. Практика: работа на цветовую обработку изображения. Клонирование пикселей и его применение. Практика: создание коллажа с помощью клонирования пикселей. Практика: ретуширование старой фотографии. Преобразование выделенной области в отдельный слой. Прозрачность слоя. Копирование слоя в другое изображение. Трансформация содержимого слоя. Практика: создание коллажа с применением слоев. Простой текст и его трансформация. Фигурный текст и его трансформация. Практика: работа с простым и фигурным текстом. Фильтры для подчистки изображения. Фильтры для создания эффекта быстрого движения. Усиление резкости. Эффект скручивания. Эффект цветовой дымки. Эффект кривого зеркала. Практика: работа на обработку изображения с помощью фильтров. Принцип анимации. Практика: создание анимированного изображения. Выполнение зачетных работ. Практика: работы на повторение и закрепление пройденного. Создание Web-узла с помощью Microsoft FrontPage. Структура сайта. Домашняя страница. Гиперссылки. Фоновый рисунок и его прозрачность. Заголовочный рисунок, сохранение для Web. Вставка таблицы. Толщина и цвет страниц. Заливка ячеек. Создание бегущей строки. Разработка навигационных кнопок. Вставка графики. Создание новой страницы. Режим Переходы. Добавление закладки. Добавление гиперссылки. Практика: разработка Web-сайта. Поиск хостинг-сервера. Регистрация на хостинг-сервере. Практика: публикация Web сайта в Интернете. Выполнение авторских работ. Практика: выбор тематики авторских работ, подбор исходного материала, создание векторного изображения, ретуширование фотографии, создание анимированного изображения, разработка и публикация Web-сайта. Итоговое занятие: Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра.

4-й год занятий.  № тема/Теория/Практика/Всего часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности. 1/1/2 2 Текстовый редактор Microsoft Word 3/15/18 3 Издательская системаAdobe PageMaker 2/10/12 4 Выполнение зачетных работ 0/8/8 5 Видеоредактор Adobe Premiere 4/18/22 6 Выполнение зачетной работы 0/4/4 7 Итоговое занятие 0/2/2 8 Участие в массовых мероприятиях Центра 0/8/8 итого 10/66/76 Содержание Вводное занятие. Обзор пройденного за 3-й год занятий. Новости компьютерной техники за прошедший год. Знакомство с программой 4-го года занятий. Техника безопасности при работе на компьютере. Текстовый редактор Microsoft Word. Этапы подготовки документа. Практика: работа на оформление текстового документа. Редактор формул. Практика: работа на подготовку и редактирование формул. Понятие стиля. Стиль абзаца. Стиль символа. Автоформат. Поиск и замена фрагмента. Нумерация строк. Примечания. Виды сносок. Вертикальное выравнивание текста на странице. Фон документа. Буфер обмена Office ХР. Вставка и специальная вставка. Графическая сетка. Замена при вводе и автозамена при вводе. Многоколонный текст. Практика: работа на создание многоколонного текста. Макросы. Создание макроса. Электронные формы. Практика: работа на разработку электронной формы. Автосохранение документа. Редактирование панели инструментов. Создание новой панели. Издательская система Adobe Page Maker. Пользовательский интерфейс. Панели инструментов. Палитры. Графические примитивы и их редактирование. Копирование примитива. Страницы – шаблоны. Нумерация страниц. Текстовые блоки. Операции с текстовыми блоками. Форматирование абзаца. Направляющие. Вставка графики. Обтекание. Загрузка текста. Стили. Колонки. Оформление заголовков. Графические фреймы. Текстовые фреймы. Практика: верстка листовки. Практика: верстка буклета. Практика: верстка брошюры. Выполнение зачетных работ. Практика: выбор темы, подбор текстовых и графических исходных данных, оформление материала в виде документа Word и брошюры, сверстанной в PageMaker. Видеоредактор Adobe Premiere. Интерфейс. Окно. Проект. Окно. Источник. Монтажный стол. Стили показа видео и аудио–дорожек. Параметры проекта. Импорт исходных данных. Форматы исходных данных. Согласование клипов. Регулировка масштаба времени. Длительность клипа. Обрезка клипа. Наложение клипов. Прозрачность. Эффекты перехода. Цветовая коррекция клипа. Эффект разделенного экрана. Наложение и анимация неподвижного изображения. Работа со звуком. Регулировка уровня громкости. Аудиоэффекты. Создание титров. Сохранение смонтированного фильма. Практика: монтаж видеоклипа. Практика: самостоятельная работа на видеомонтаж. Практика: захват кадров с помощью программ VideoMach VirtualDub Практика: конвертирование и расщепление видео с помощью программы Power Video Converter. Практика: видеомонтаж и сохранение саундтрека с помощью программы VideoMach. Выполнение зачетной работы. Практика: монтаж видеоклипа и захват кадров. Итоговое занятие: Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра.

5-й год занятий.  № Тема Теория/Практика/Всего часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности 1/1/2 2 Повторение пройденного за курс занятий 6/18/24 3 Подготовка авторских работ 0/24/24 4 Консультация. Подготовка к итоговой аттестации 0/14/14 5 Итоговая аттестация 0/4/4 6 Итоговое занятие 0/2/2 7 Участие в массовых мероприятиях Центра 0/6/6 Итого 7/69/76 Содержание Вводное занятие. Обзор пройденного за курс занятий. Новости компьютерной техники за прошедший год. Знакомство с программой 5-го года занятий. Техника безопасности при работе на компьютере. Повторение пройденного за курс занятий. Microsoft Word. Этапы оформления текстового документа, формат текста, таблицы, иллюстрации, редактор формул, электронные формы. Критерии оценки. Практика: выполнение работ в Word PowerPOINT виды презентации, содержание слайдов, анимация, звуковое сопровождение, критерии оценки. Практика: выполнение работ PowerPoint Microsoft Excel формулы, функции, ссылки, диаграммы, критерии оценки. Практика: выполнение работ в Excel. CorelDRAW. Инструменты, эффекты, критерии оценки. Сканирование изображения, распознавание текста. Практика: выполнение работ в CorelDRAW PhotoShop: инструменты, слои, фильтры, цветовая обработка, анимация. Практика: выполнение работ в PhotoShop. Электронная почта. Всемирная паутина. Поисковые системы. Практика: выполнение работ в Интернете. Свойства звука. Аудиомонтаж в одном окне и на монтажном столе. Практика: выполнение работ по звуковому монтажу FrontPage: страницы, гиперссылки, дизайн, публикация. Видеомонтаж, проект, клипы, операции с клипами, видео и аудио эффекты. Практика: выполнение работ во FrontPage. PageMaker загрузка текста, вставка иллюстраций, шаблоны. Практика: выполнение работ в PageMaker. Подготовка выпускных авторских работ. Выбор авторских работ, подготовка исходного текстового, графического, звукового и видеоматериала, создание работ, документ Word, расчет в Excel, рисунок в CorelDraw, ретуширование фотографии, коллаж и анимация в PhotoShop, слайдфильм, Web-сайт, публикация, звуковой монтаж, видеомонтаж, Итоговое занятие. Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра. 

Условия реализации программы.  Материально-техническое оснащение. Степень реализации программы зависит от технической оснащенности компьютерного класса, наличия соответствующего программного обеспечения и уровня материальной поддержки учебного процесса. Программа может быть реализована в полном объеме при наличии компьютеров класса не ниже Pentium с тактовой частотой не менее 1 ГГц и жестком диске емкостью не менее 40 Гб. Для разработки полноценных мультимедийных приложений с учетом звуковых эффектов каждый компьютер должен быть оснащен звуковой платой и колонками (либо наушниками). Для выработки навыков работы с внешними устройствами идеальным вариантом является наличие принтера и сканера на каждые 2-3 смежных рабочих места. Для практического освоения правил работы в Интернете класс должен быть подключен к сети, при этом время подключения должно соответствовать расписанию работы компьютерного класса. Модернизация программного обеспечения, как правило, производится по окончании очередного учебного года путем приобретения соответствующих компакт-дисков и технической литературы. Материальная поддержка учебного процесса заключается в решении текущих материально-технических проблем: замене вышедшего из строя комплектующих и приобретении расходных материалов (дисков, бумаги и картриджей для принтера).

Перечень необходимого оборудования:  № Наименование Количество 1 компьютеры 15 2 сканеры 5 3 принтеры 5 4 Мультимедиа проектор 1 5 Цифровые фотоаппараты 5 6 Наушники 15 7 Микрофоны 15 8 столы 15 9 Стулья 15 10 Доска 1

Литература:

Для педагога:

1. Adobe Premiere Pro. Официальный учебный курс. М.: Триумф, 2004.

2. Белунцов В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. М.: ДЕСС, 2003.

3. Матоссян М. 3DS MAX для Windows М.: ДМК, 2004.

4. Новиков Ф. Яценко А. Microsoft Office 2000 в целом. СПб.: БХВ-Петербург, 2002

5. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 кл. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

Для учащихся:

1. Графический редактор Adobe PhotoShop 7.0 / Под ред. С. Мельниченко. М.: Торговый дом. СПАРРК, 2003.

2. Евсеев Г. Симонович С. Windows XP Полный справочник в вопросах и ответах. М.: АСТ-ПРЕСС, 2003.

3. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера М.: Олма-Пресс, 2005.

4. Миронов Д. CorelDRAW 11 СПб.: Питер, 2003.

5. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям. СПб.: Питер, 2002.

6. Резник Ю. Графика, звук, видео. СПб.: Наука и техника, 2003

7. Федорова А. Самоучитель Adobe PageMaker 7.СПб.: БХВ-Петербург, 2003.


 
наши успехи
    Поздравляем победителей Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества "Открытие"

    Поздравляем Победителей Всероссийского конкурса, посвященного Дню космонавтики "Стартуют к звездам корабли".

    Поздравляем победителя V Всероссийского конкурса, посвященного Международному дню птиц "Скворечник" Диплом III степени -Мананников Руслан, рук. Галдилов С.В.

    Поздравляем победителей Всероссийского ыестиваля творчества "Ярмарка Мастеров"

    Поздравляем победителя I Всероссийского конкурса творческих работ «Родной мой край» Лауреат- Бураченок Мария Владимировна, педагог -организатор

    Поздравляем победителей Всероссийского конкурса рисунков и поделок «Подвигам ратным Россия верна...» I место- Зенков Максим, рук. Галдилов С.В. I место — Петров Александр, рук. Цветков А.С. I место — Назарова Арина, рук. Цветков А.С.

    Поздравляем победителей Всероссийский творческий конкурс «Новая школа»

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.