182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д.13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Центр детского (юношеского) технического творчества
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
«Телефон доверия» Администрации города Великие Луки (+7 (81153) 3-64-47).

Телефон Управления образования Администрации города Великие Луки для обращения по вопросам противодействия коррупции (+7 (81153) 5-40-17).

   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Образовательные программы /
      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Музей на столе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании методического совета

Протокол № __ от ______

«____»____________201  г.

Утверждено приказом по школе

       № __ от __________.

       Директор МБОУДОД ЦДЮТТ

        _______ Л.П.Соусова

       «____»____________201   г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 « Музей на столе»

 

 

                                                                                       Разработал: Долгулев Д.М.,

                                                                               Педагог дополнительного     

                                                                         образования МБОУДОД ВМР

                                                                              «Дом детского творчества»

 

      Реализует:

 педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

П.Л.Беляков

 

 

 

 

 

Возраст: 10 – 17 лет

        (срок реализации 3 года)

Направленность: техническая

 

 

Великие Луки 

2013

Паспорт дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

«Музей на столе»

 

1. Вид образовательной программы

Дополнительная

2. Уровень (ступень) образовательной программы

Общеразвивающая

3. Направленность деятельности

Научно-техническая

4. Тип программы

Модифицированная

5. Наименование (направленность) образовательной программы

« Музей на столе»

(стендовое моделирование)

 

 

6. ФИО разработчика (автора, составителя)

Разработчик: Долгулев Д.М.

Реализует: Беляков П.Л.

 

3. Актуальность и социальная значимость программы

Научно-техническая революция и проникновение ее достижений во все сферы человеческой деятельности вызывают у детей возрастающий интерес к современной технике. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. Интерес к ней поддерживается у детей средствами массовой информации (научно-популярные кинофильмы, телевизионные передачи, детская литература). Они в доступной и увлекательной форме знакомят школьников с историей техники, ее настоящим и будущим.

Макетирование, моделирование и историко-технический стендовый моделизм как средство визуального отображения определенных исторических событий позволяет с максимальной достоверностью воспроизводить культурные объекты,  технические здания и сооружения, костюмы, одежду, униформу, технику и вооружение конкретного исторического периода и даже целые исторические события.

 

4. Возраст и контингент детей

обучающиеся  10 - 17 лет

5. Цель и задачи программы

Цель: самореализация творческой личности учащегося через привлечение его к занятиям творческим трудом, знакомство с историческим прошлым своей страны, подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие творческих способностей обучающихся среднего и старшего школьного возраста в области технических знаний, воспитание подростков полноценными гражданами своей страны в духе патриотизма, любви к Родине и ее Вооруженным Силам, знающими и любящими историю Отечества, историю техники и технических достижений.

 

  •  

Обучающие:

-                    пробуждение любознательности, интереса к технике и истории развития военной техники в нашей стране, желания трудиться над созданием технических объектов;

-                    формирование элементов технико-конструкторских и технологи­ческих знаний;

-                    формирование начальных общетрудовых и специальных основ, основ трудовой культуры; прививание первых навыков и умения ра­боты с различными материалами, инструментами;

Развивающие:

-                    развитие творческих возможностей обучающихся, элементов технического мышления, конструкторских способностей; фантазии, изобретательности и потребности детей в творческой деятельности;

-                    формирование самостоятельности, инициативности.

Воспитательные:

-                    формировать личность творческую и самостоятельную, гуманную и внутренне свободную, способную к творчеству;

-                    воспитывать уважение к труду.

 

6. Сроки реализации программы

3 года

 

7. Предполагаемые (ожидаемые) конечные результаты и социальный эффект реализуемой программы

К концу периода обучения учащиеся должны знать:

Общетрудовые сведения: об организации трудового процесса, о разделении труда, его качестве.

По элементам конструирования:

-                          разделение машин и механизмов на узлы и детали, составные части машин и механизмов, их название и назначение (анализ), принципы построения конструкции (синтез), понятия двигателя и движителя.

По элементам технологии: виды материалов, обозначенных в программе, их свойства; название, назначение и приемы безопасной работы инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе; название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, циркуль, угольник), способы контроля;

-                          последовательность технологических операций: выбор заготовок, разметка, разделение заготовок на части, вырезание, формообразование, сборка и оформление;

-                          приемы построения простейших разверток с помощью шаблона и измерительных инструментов;

-                          способы соединения деталей: без клея, клеем, нитками и т. д.

Обучающиеся должны уметь:

Общетрудовые умения: организовать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы; самостоятельно выполнять всю работу по составленному с учителем плану с опорой на эскиз, чертеж, технический рисунок;

-                          проявлять элементы творчества на всех этапах;

-                          соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.

-                          По элементам конструирования: под руководством учителя прово­дить анализ изделия, его составных частей;

-                          читать простейший чертеж;

-                          уметь сделать простейший эскиз деталей простой геометрической формы (окружность, квадрат, прямоугольник, треугольник, сегмент круга);

-                          строить несложную развертку известными способами.

По элементам технологии: выбирать заготовку в зависимости от свойств материала и назначения изделия;

-                          работать с картоном, деревом, металлами, пластиком;

-                          соединять детали без клея, различными видами «замков» (щелевыми клапанами, полосками бумаги), клеем, нитками, тонкой проволокой;

-                          выбирать последовательность изготовления или сборки макета, учитывая технологические переходы.

-                          По элементам техники:

-                          осуществлять простейшую классификацию технических устройств;

-                          подбирать деталь для работы, собирать модель или макет из набора (конструктора) по образцу (схеме, рисунку);

-                          собирать модели технических устройств по образцу, технологи­ческому рисунку, чертежу, сборочной схеме.

 

 

8. Содержание программы (основные разделы учебно-тематического плана)

История развития военной и гражданской авиации, бронетехники

Основы стендового моделирования

Технология стендового моделирования

Основы материаловедения

История развития моделирования и конструирования моделей копийных классов

Изготовление моделей-копий

История военного костюма

Технология использования красителей

Создание диорам

Воспроизведение га макете грунтов и рельефа местности

Изготовление фигурок людей, макетов военной техники и вооружения из бумаги

Макеты зданий и сооружений

Военная фортификация

Создание составных диарам

Технология изготовления макетов военной техники и вооружения из пластиковых наборов

 

 9. Система контроля за исполнением программы

          Текущая и тематическая аттестация-тестирование, творческие,        практические работы.

      Промежуточная и итоговая  аттестация-защита творческого проекта, участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

 

 

 

10. Ресурсное обеспечение программы (материально-техническое, финансовое, кадровое)

Помещение для занятий.

Площадь помещения: ?????? кв.м.

1.       Санитарно-гигиенические требования к помещению: освещение, вентиляция, и т.п.

2.       Оборудование учебных мест:  столов

3.       Рабочее место педагога: стол

4.       Материалы и оборудование:

Бумага, картон, проволока, фанера, пенопласт, природные материалы, скальпели, канцелярские ножи, ножницы, наборы мелких напильников и надфилей, кисти и для склейки и окраски, компрессор, аэрограф, масляные, водорастворимые, акриловые краски.

 

 

 

Макетирование, моделирование и историко-технический стендовый моделизм как средство визуального отображения определенных исторических событий позволяет с максимальной достоверностью воспроизводить культурные объекты,  технические здания и сооружения, костюмы, одежду, униформу, технику и вооружение конкретного исторического периода и даже целые исторические события. Трудно переоценить значение изготовления макетов для изучения не только эпохи в развитии государства, но и вопросов развития техники и технической культуры народа.

Вообще, потенциальные возможности стендового моделизма в деле воспитания технической, технологической культуры до конца не оценены. Ведь, работая над макетом, учащийся сталкивается с целым рядом вопросов, которые ему предстоит решить. Вот только некоторые из них – это вопросы:

-                   истории для воспроизведения конкретного исторического события;

-                   культуры для воспроизведения общей обстановки, интерьеров и т.д.

-                   истории техники при воспроизведении технических устройств зданий, сооружений и т. п.;

-                   военной науки, истории, фортификации и т. п.;

-                   истории костюма, униформы и т. д.;

-                   географии и почвоведения для имитации ландшафта и грунтов;

-                   материаловедения при использовании различных материалов для воспроизведения элементов макета;

-                   технологии при изготовлении, обработке, отделке элементов макета.

Научно-техническая революция и проникновение ее достижений во все сферы человеческой деятельности вызывают у детей возрастающий интерес к современной технике. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. Интерес к ней поддерживается у детей средствами массовой информации (научно-популярные кинофильмы, телевизионные передачи, детская литература). Они в доступной и увлекательной форме знакомят школьников с историей техники, ее настоящим и будущим.

Но по ряду объективных причин популяризация техники, технических достижений и исторического взгляда на историю техники и в особенности военной техники носит односторонний характер, т. к. основными источниками информации в этом направлении являются зарубежные документальные и научно-популярные фильмы.

В этой связи возникает острая необходимость в пропаганде достижений отечественной науки и техники. Использование зарубежных источников информации, равно как и информации из «Всемирной паутины», требует обязательного вмешательства компетентного педагога.

В этом аспекте работа ребенка над созданием модели или диорамы на историческую тему позволяет ему составить более полное представление о том времени, которое он отражает в модели или диораме, т.к. требует от него использования различных источников информации.

Вследствие этого восприятие исторического события освобождается от однобокости и субъективизма. Большую помощь в этом могут оказать появляющиеся в последнее время во все большем количестве журналы по историко-техническому стендовому моделизму и монографии, посвященные различным историческим события (в особенности второй мировой и Великой Отечественной войн), а также зарубежные и отечественные фильмы по истории техники (например, фильмы студии «Крылья России», посвященные истории отечественной авиации и танкостроения; передачи цикла «Цивилизация», посвященные «забытым» достижениям отечественных ученых и инженеров, и т. д.).

Масштабный моделизм получил развитие в Европе вскоре после второй мировой войны, когда фирмы-производители масштабных моделей для нужд службы оповещения Королевских ВВС Великобритании решили перевести этот бизнес на «мирные» коммерческие рельсы. Именно по этой причине еще десять лет назад на прилавках магазинов можно было встретить главным образом модели самолетов иностранного производства, хотя во всем мире модельная индустрия уже давно охватила практически все виды военной и гражданской техники.

Перевод экономики России на рыночную основу дал мощный толчок в деле производства и распространения масштабных моделей, собираемых из комплектных наборов. За последние 10 лет отечественные производители смогли выпустить для любителей масштабного моделизма значительный ассортимент моделей отечественной, главным образом военной, техники и наборов для создания полноценных диорам на исторические темы.

В свою очередь это дало возможность привлечь к занятиям техническим творчеством и тех ребят, которые увлечены склейкой исторических моделей. Простота таких моделей только кажущаяся, пластик оказался «крепким орешком». Все это вместе взятое: большой ассортимент комплектных наборов моделей, интерес к истории техники, своей страны и нежелание ограничиться просто склейкой – и приводит к созданию объединений любителей стендового моделизма в самых различных формах.

Нередко, зародившись в семье, развитие технических интересов и склонностей детей продолжается в объединениях (кружках) технического творчества. Немаловажную роль призваны в этой связи выполнять объединения историко-технического стендового моделизма.

Главная цель, решаемая в процессе реализации настоящей программы, – самореализация творческой личности учащегося через привлечение его к занятиям творческим трудом, знакомство с историческим прошлым своей страны, подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие творческих способностей обучающихся среднего и старшего школьного возраста в области технических знаний, воспитание подростков полноценными гражданами своей страны в духе патриотизма, любви к Родине и ее Вооруженным Силам, знающими и любящими историю Отечества, историю техники и технических достижений.

Это предполагает:

2.                 Формирование у обучающихся качеств творчески мыслящей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, умений:        

-                   находить и использовать необходимую информацию;

-                   находить пути решения возникающих задач (разработка конст­рукции, выбор технологии);

-                   планировать, организовывать и выполнять работу;

-                   оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность.

3.                 Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов в конечный продукт.

4.                 Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

5.                 Формирование гражданского сознания на основе изучения военной истории Родины, ее Вооруженных Сил.

6.                 Предпрофильная подготовка обучающихся, их  профессиональное самоопределение.

7.                 Подготовку юношей к выполнению воинского долга на основе знакомства с бытом, боевой учебой современной Российской Армии.

 

Программа направлена на решение следующих задач:

Обучающие:

-                   пробуждение любознательности, интереса к технике и истории развития военной техники в нашей стране, желания трудиться над созданием технических объектов;

-                   формирование элементов технико-конструкторских и технологи­ческих знаний;

-                   формирование начальных общетрудовых и специальных основ, основ трудовой культуры; прививание первых навыков и умения ра­боты с различными материалами, инструментами;

Развивающие:

-                   развитие творческих возможностей обучающихся, элементов технического мышления, конструкторских способностей; фантазии, изобретательности и потребности детей в творческой деятельности;

-                   формирование самостоятельности, инициативности.

Воспитательные:

-                   формировать личность творческую и самостоятельную, гуманную и внутренне свободную, способную к творчеству;

-                   воспитывать уважение к труду.

В структуре программы представлены все элементы содержания обучения (знания, умения, опыт творческой деятельности) во взаимосвязи со средствами их реализации. Программой охвачены основные стороны технической деятельности человека (техника, конструирование, технология).

Содержательной основой программы являются первоначальные знания о технологии ручной обработки материалов, устройствах во­енной техники и особенностях ее конструкции, знакомство с эволю­цией военной техники.

При изучении элементов техники осуществляется формирование у обучающихся представлений о назначении, видах и общем устройстве различных инструментов, технических объектов, изделий, о принци­пах их работы, областях применения.

При изучении элементов конструирования обучающиеся овладевают начальными знаниями по классификации технических устройств и их составных частей (анализ технических объектов), а также получают первые навыки организации сложных технических объектов на основе отдельных узлов и деталей (синтез технических объектов), овладевают основами графической грамоты (учатся читать несложные чертежи и схемы).

В процессе создания макетов и моделей происходит знакомство обучающихся с многообразием мира техники, осознание исторической закономерности развития различных технических устройств, развитие их технических способностей.

Изучение элементов технологии ставит своей целью выявление общих закономерностей изготовления изделий из различных материалов. Типовой технологический процесс включает в себя этапы: получение заготовки, ее обработка с целью получения детали, сборка деталей, отделка изделия. На первом этапе обучающиеся выбирают материалы и выполняют операции разметки, сгибание, резание и т. д.

Сборочный этап предполагает соединение деталей различными способами: склеиванием, сшиванием, «замком», с помощью резьбовых соединений и т. д.

Особое внимание уделяется формированию умения выбора технологии выполнения технологических операций.

Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществляется по следующим параметрам качества:

-                   степень самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий;

-                   характер деятельности (репродуктивная, творческая);

-                   качество выполняемых работ и итогового продукта.

 

Возрастные особенности детей среднего и старшего школьного возраста

Средний школьный возраст. Основным видом деятельности подростка является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению.

Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на занятиях. Даже обучающиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.

Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий

В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа педагога, он ждет доказательности, убедительности.

В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов или книг.

При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Старший школьный возраст. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа обучающихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не случайно и типично для многих учеников.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами обучающихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений.

Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил.

Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Обучающиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции и т. п.

Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на образовательное учреждение. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах обучающиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда педагог заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

В обучении и воспитании детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.

В формировании индивидуальных особенностей ребенка имеют значение многообразные факторы. Среди них в первую очередь условия семейного воспитания, влияние товарищей, близких, друзей и, разумеется, учителей, школы.

 

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на три года. В течение первого года обуче­ния на примере изготовления типовых моделей из подручных матери­алов обучающиеся получают знания об основных элементах конструкторско-технологической деятельности, у них формируются навыки работы с основными материалами, используемыми в техническом моделизме.

В течение второго года обучения основное внимание уде­ляется историческому аспекту стендового моделизма, изучению эво­люции развития военной техники (на примере отечественных образ­цов) и технологии создания диорам.

В течение третьего года обуче­ния изучаются вопросы обеспечения войск (общие аспекты) и созда­ния сложных диорам (составных, «зимних» и т. д.).

В объединении занимаются дети в возрасте от 11 до 17 лет. Занятия первого года обучения проводятся по 2 академических  часа (по 45 минут) 2 раза в неделю, второго и третьего по 2 часа 3 раза в неделю.

В группах 1 года обучения 12 человек, 2 года-10 человек, 3 года- 8 человек.

 

Технологическое обеспечение программы, формы работы

В каждую тему может быть включено изготовление нескольких видов изделий, что дает возможность педагогу варьировать практические задания в процессе занятия в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося, его подготовленности к работе в объедине­нии, наличия тех или иных материалов.

Отличительной особенностью настоящей программы от програм­мы по трудовому обучению в школе является то, что она составлена с учетом интересов детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими навыками и охватывает помимо преподавания практических навыков познавательную сферу основ технического конструирования, морфологии и истории техники.

При составлении программы учитывались требования программы общеобразовательной школы в части трудового обучения (курс «Технология»). В программе предусматривается расширение политехнического кругозора обучающихся, развитие их пространственного мышления, совершенствование графической подготовки и формирование устойчивого интереса к конструкторско-технологической деятельности, макетированию военной техники и исторических событий.

Вместе с тем часть практических заданий может использоваться для приобретения практических навыков обучающимися, которые по каким-либо причинам не овладели ими в процессе трудового обучения в начальной школе.

Программа составлена таким образом, что занятия не опережают уроки труда в классе, они углубляют и расширяют знания и навыки, полученные на уроках, в том числе и по математике, природоведе­нию, изобразительному искусству, истории.

Обучение осуществляется через такие традиционные формы, как кружковые занятия (индивидуальные, групповые), участие в конкурсах, выставках, соревнованиях. Чаще всего используются индивидуальные формы работы, т.к. каждый ребенок «творит» свою неповторимую модель.

Методы обучения:

-                   словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);

-                   демонстрационные (реализуют принцип наглядности);

-                   практические (имеют целью проверить практические умения обучающихся, способность применять знания при решении конкретных задач. Реализуют принцип связи обучения с практикой, ориентируют на применение знаний).

Теоретические занятия организуются в виде бесед и просмотров видеофильмов. Практические занятия включают выполнение каждым обучающимся типовых и индивидуальных заданий с использованием имеющегося набора заготовок, умений и склонностей обучающихся.

Основное внимание в программе уделено практической работе. Практические задания подобраны разной степени трудности.

Для отработки навыков и умений к каждой теме разработаны и предлагаются чертежи поделок. Отличительной особенностью данной программы является широкое использованием изготовлении диорам моделей из масштабных пластиковых наборов военной техники промышленного изготовления. Большой объем справочного и графического материала позволяет обучающимся 2-3-го года обучения самостоятельно изготавливать как раскрой, так и сами макеты из таких доступных и технологически удобных материалов, как бумага.

Большой объем справочной литературы и видеоматериалов по истории военной техники и истории военных конфликтов (главным образом по истории Великой Отечественной войны) позволяет обучающимся лучше узнать и глубже понять события исторического прошлого своей Родины, закономерности эволюции военной техники.

В конце учебного периода (апрель-май) каждый обучающийся представляет выполненные им на историческую тему макеты и модели для участия в областных и городских выставках технического творчества.

Лучшие работы могут представляться для участия в городских и областных выставках.

 

Характеристика ожидаемых результатов

Обучающиеся должны знать

Общетрудовые сведения: об организации трудового процесса, о разделении труда, его качестве.

По элементам конструирования:

-                         разделение машин и механизмов на узлы и детали, составные части машин и механизмов, их название и назначение (анализ), принципы построения конструкции (синтез), понятия двигателя и движителя.

По элементам технологии: виды материалов, обозначенных в программе, их свойства; название, назначение и приемы безопасной работы инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе; название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, циркуль, угольник), способы контроля;

-                         последовательность технологических операций: выбор заготовок, разметка, разделение заготовок на части, вырезание, формообразование, сборка и оформление;

-                         приемы построения простейших разверток с помощью шаблона и измерительных инструментов;

-                         способы соединения деталей: без клея, клеем, нитками и т. д.

Обучающиеся должны уметь

Общетрудовые умения: организовать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы; самостоятельно выполнять всю работу по составленному с учителем плану с опорой на эскиз, чертеж, технический рисунок;

-                         проявлять элементы творчества на всех этапах;

-                         соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.

-                         По элементам конструирования: под руководством учителя прово­дить анализ изделия, его составных частей;

-                         читать простейший чертеж;

-                         уметь сделать простейший эскиз деталей простой геометрической формы (окружность, квадрат, прямоугольник, треугольник, сегмент круга);

-                         строить несложную развертку известными способами.

По элементам технологии: выбирать заготовку в зависимости от свойств материала и назначения изделия;

-                         работать с картоном, деревом, металлами, пластиком;

-                         соединять детали без клея, различными видами «замков» (щелевыми клапанами, полосками бумаги), клеем, нитками, тонкой проволокой;

-                         выбирать последовательность изготовления или сборки макета, учитывая технологические переходы.

-                         По элементам техники:

-                         осуществлять простейшую классификацию технических устройств;

-                         подбирать деталь для работы, собирать модель или макет из набора (конструктора) по образцу (схеме, рисунку);

-                         собирать модели технических устройств по образцу, технологи­ческому рисунку, чертежу, сборочной схеме.

 

Материально-техническое и методическое обеспечение

Отличительной особенностью данной программы от программ спортивно-технического профиля является значительно более низкая  затратность на изготовление моделей и диорам, выполняемых из доступных (бумага, кар­тон, проволока, фанера, пенопласт и т, п.) и природных материалов, а также (и главным образом) из комплектных наборов моделей. При этом не требуется наличие дорогостоящего оборудования.

Для реализации программы достаточно иметь чертежные инструменты, комплект режущего инструмента (скальпели, канцелярские ножи, ножницы), наборы мелких напильников и надфилей, кисти для склейки и окраски. Для качественной окраски применяются любой подходящий для этой цели компрессор и аэрограф. В работе используются масляные, водорастворимые и акриловые краски.

Методическое обеспечение программы определяется наличием большого количества специализированной литературы, видеофильмов по истории военной техники и военных конфликтов.

 

Учебно-тематический план первого года занятий

 

 

 

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

2

1

1

2

История развития военной и гражданской авиации, бронетехники

14

3

11

3

Основы стендового моделирования

21

5

16

4

Технология стендового моделирования

9

3

6

5

Основы материаловедения

9

3

6

6

История развития моделирования и конструирования моделей копийных классов

9

4

5

7

Изготовление моделей-копий

20

4

16

8

Выполнение творческой работы

54

7

47

9

Экскурсии

4

4

-

10

Заключительное занятие

2

2

-

 

Итого:

144

36

108

 

 

Содержание первого года занятий

Введение. Основные направления программы. Правила техники безопасности. Значение техники в жизни человека. Демонстрация готовых моделей, сделанных учащимися. Знакомство с технической базой кружка, правилами поведения, расписанием работы. Решение организационных вопросов.

История развития военной и гражданской авиации, бронетанковой техники. Мифы и легенды Древнего мира. Изобретение первого воздушного шара и самолета. Конструкторы и изобретатели А.Ф. Можайский, братья Райт, Блерио, Фарман, Монгольфье, Вуазен. Первые боевые колесные и гусеничные машины. Конструкторы и изобретатели Ф.А. Блинов,  М.А. Накашидзе, А.А.Пороховщиков. Первые серийные танки. Конструкторы Кристи, Е.И. Важинский, Гротте, Ж.Я. Котин, М.И.Кошкин. Практическая работа: сборка при непосредственной помощи педагога несложных моделей типа: самолета «Блерио», модели танка Т-60 и др.

Основы стендового моделирования. Цели стендового моделирования. Конструктивные особенности  авиационной и бронетанковой техники. Чертежные инструменты, их назначение и правила пользования (линейка, карандаш, циркуль, транспортир, рейсшина). Основные понятия о линиях чертежа (линии видимого и невидимого контура, осевые, линии сгиба). Виды симметрии (осевая и центральная симметрия). Построение симметричных и зеркальных фигур на плоскости. Деление окружности на равные части. Порядок составления и чтения эскиза и простейшего чертежа. Условные обозначения чертежа, простановка размеров.

Технология стендового моделирования. Спортивный стендовый моделизм. Основы технологии обработки материалов. Виды сухой сборки деталей, ее преимущества и недостатки. Разъемные соединения. Шпунтовые соединения. Резьбовое соединение. Основные характеристики резьбового соединения. Методы макетирования. Выбор общей технологической схемы изготовления моделей из различных материалов. Последовательность изготовления моделей. Технологическая совместимость материалов. Клеи и клеевые соединения. Техника склеивания, особенности клеевого соединения (неразъемность, долговечность, эластичность и т.д.). Типы клеев, применяемых в моделизме (клеи растительного и животного происхождения, синтетические клеи). Анализ работы в области технологии. Практическое занятие: освоение техники сборки стендовой модели. Освоение склейки и шпаклевания. Изучение механических характеристик клеевых соединений.

Основы материаловедения Общие сведения о материалах, применяемых в моделизме (бумага, картон, металлы, пластмассы, древесина). Характеристика пластмасс и материалов, применяемых в стендовом моделировании. Методы их получения. Выбор общей технологической схемы изготовления модели (макета) из единого материала (бумаги, пластика и т.п.). Выбор общей технологической схемы изготовления моделей из различных материалов. Технологическая совместимость материалов. Практическая работа: изучение механических и физико-химических характеристик различных пластмасс и материалов.

История развития моделирования и конструирования моделей копийных классов. Стендовый моделизм, его история и основные направления развития, Анализ конструкций моделей-копий. Стендовый моделизм в других странах. Практическая работа: изучение конструкций моделей и макетов по материалам российской и иностранной печати.

Изготовление моделей-копий. Работа с литературой и справочниками по тематике моделирования. Ознакомление с технологией изготовления корпусов моделей. Способы отделки поверхности моделей. Шпаклевка и грунтовка поверхностей. Виды грунтов и шпаклевок. Изготовление простейшей меловой шпаклевки. Грунтовка отделываемых поверхностей. Обработка шпаклеванных и грунтованных по­верхностей, ее назначение и средства. Назначение и виды отделки модели. Шлифовка и полировка металлов и пластмасс. Лакокрасочные покрытия. Пиг­менты, красители. Типы лакокрасочных покрытий (масляные, синте­тические, водорастворимые, нитрокраски, акриловые). Растворите­ли. Цветовая «совместимость» красок. Понятие палитры. Основные и дополнительные цвета. Смешивание красок, химическая совмести­мость. Основные требования к выбору лакокрасочного покрытия мо­дели (макета) (совместимость с материалом модели, совместимость с типом грунта и шпаклевки, «матовость» и «глянцевость» покрытия). Копирование внешнего оформления авиационной и бронетанковой техники. Практическая работа: изготовление моделей современной и исторической техники, миниатюры.

Выполнение творческой работы. Преподаватель проводит индивидуальные и коллективные консультации учащихся по вопросам темы выполняемой творческой работы. Практическая работа: изготовление модели, макета-копии.

Экскурсии. Знакомство с экспозицией музея А.Ф. Можайского, военной части в п.Федотово.

Заключительное занятие. Подведение итогов работы за учебный год. Организация и проведение отчетной выставки.

Учебно-тематический план второго года занятий

 

                                                                                                                    

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Правила техники безопасности

2

2

-

2

История развития военной техники

6

6

-

3

История военного костюма

2

2

-

4

Технология использования красителей

10

2

8

5

Создание диорам

30

6

24

6

Воспроизведение на макете грунтов и рельефа местности

14

2

12

7

Изготовление фигурок людей

18

4

14

8

Изготовление макетов военной техники и вооружения из бумаги

12

2

10

9

Макеты зданий и сооружений

20

4

16

10

Воспроизведение на макете растительности

14

2

12

11

Использование природного сырья

10

-

10

12

Экскурсия

4

4

-

13

Заключительное занятие

2

-

2

 

Итого:

144

36

108

 

Содержание второго года занятий

Введение. Основные направления 2-го года обучения. Правила техники безопасности.

История развития военной техники

Создание бронемашин - технологический прорыв в ведении вой­ны. Танки и бронемашины первой мировой войны. Создание отече­ственного танкостроения в период индустриализации (танки БТ, Т-26, бронеавтомобили БА-10, БА-20 и др.). Роль и влияние английской и американской конструкторских школ. Бронетанковые войска СССР накануне и в начальный период ВОВ (создание танков Т-34 и KB). Со­здание первых танковых соединений. Первые танковые сражения. Бронетанковая техника СССР, США, Великобритании и Германии в период ВМВ. Создание лучших образцов БТ-техники. Конструкторы танков (Кошкин, Морозов, Кучеренко, Котин, Духов). Направления раз­вития БТ-техники в послевоенный период. Современное состояние БТ-техники и перспективы ее развития.

Развитие стрелкового оружия. От арбалета до автомата. Создание автоматического оружия. Автомат Федорова – первый в мире. Выдаю­щиеся русские и советские конструкторы-оружейники (Мосин, Федо­ров, Токарев, Дегтярев, Стечкин, Шпагин, Драгунов, Калашников и др.).

Основные этапы развития артиллерии. От ядра до залповых сис­тем. Артиллерия - основная ударная сила сухопутных войск. Совет­ские конструкторы-артиллеристы (Петров, Грабин и др.). Современ­ные артиллерийские системы.

История военного костюма. Униформа: от отличия к единообра­зию. Униформа и Петровские реформы. «И форменные есть отлички...» - униформа русской армии в XIX веке. Униформа как средство маскировки.

Униформа Русской армии в первую мировую войну.

Униформа РККА в предвоенный период. Униформа Советской ар­мии в ВОВ. Введение погон в 1943 г.

Униформа Германского Вермахта.

Униформа Советской (Российской) армии. Форма одежды.

Технология использования красителей

Требования охраны труда при работе с красками.

Порядок нанесения покрытий различного цвета (темное по свет­лому).

Технология нанесения лакокрасочных покрытий.

Правила нанесения краски кистью.

Особенности нанесения красочного слоя с помощью распылителя.

Особенности работы масляными красками.

Особенности работы акриловыми красками.

Применение металлических пигментов (бронзовой и алюминиевой пудр).

Создание диорам. Типы диорам (плоскостные, объемные, действу­ющие). Выбор типа диорамы.

Выбор сюжета и композиции диорамы. Законы композиции диорам.

Выбор размеров, материала диорамы и ее элементов (основание, рельеф местности, здания и сооружения, техника и вооружение). Пра­вила оформления диорам для выставок и конкурсов.

Воспроизведение на макете грунтов и рельефа местности

Понятие рельефа местности. Обозначение рельефа на карте.

Горизонтали и высоты.

Воспроизведение рельефа местности с использованием физичес­ких и геодезических карт.

Воспроизведение рельефа местности на основе кино-, фотодоку­ментов.

Технология изготовления рельефа местности из пенопласта, из фанеры и пиломатериалов, из бумаги (папье-маше), из тонколисто­вых пластиков.

Различные типы грунтов и их воспроизведение на масштабном макете. Имитация скал. Имитация водной поверхности.

Материалы, используемые для воспроизведения на макете различ­ных типов грунтов (пенопласт, пенополиуретан, опилки, песок и т. п.).

Воспроизведение на рельефе «следов» людей и техники.

Изготовление фигурок людей. Использование наборов про­мышленного изготовления. Порядок и правила отделения дета­лей фигурок от технологического литника. Порядок сборки (склей­ки) фигурок в соответствии с замыслом диорамы. Технология изменения (трансформации) фигурок для реализации замысла диорамы.

Особенности грунтовки и окраски фигурок. Выбор типа грунта и краски. Подбор цвета и оттенка краски в соответствии с цветом уни­формы. Особенности окраски фигурок кистью и распылителем. От­делка и тонирование фигурок.

Технология окраски и тонирования стрелкового оружия и снаряже­ния. Заключительная сборка фигурок.

Изготовление макетов военной техники и вооружения из бумаги

Особенности технологии работы с бумагой и картоном. Техноло­гия работы с развертками.

Технологические приемы получения из бумаги цилиндрических де­талей: колес автомашин, катков танков, стволов артиллерийских ору­дий и т. д. (методом навивки на оправку, послойной вырубки и т. д.).

Технологические приемы изготовления из бумаги и картона гусениц бро­нетанковой техники (из гофрокартона и технология «наборной гусеницы»).

Использование для изготовления макета других материалов, со­вместимых с «бумажной» технологией (проволока, древесина, ткани, пластик).

Подготовка модели к отделке. Особенности отделки моделей из бумаги. Грунты, краски и красители, рекомендуемые для моделей из бумаги, и их совместимость.

Подбор исторически правильного варианта окраски. Технологичес­кий прием маскирования.

Завершающая сборка. Закрепление модели из бумаги на планшете.

Макеты зданий и сооружений. Основы устройства зданий и соору­жений различного типа (деревянных, каменных, смешанных). Типы строений, характерные для различных стран, климатических зон и местностей

Виды фундаментов, стен, перекрытий. Технология воспроизведе­ния на макете стен кирпичного строения, деревянного строения, пе­рекрытия строений, крыш различного типа (плоской, скатной), кровли различного типа (железной, соломенной, черепичной).

Воспроизведение на макете водостоков зданий, оконных рам, про­емов и дверей.

Воспроизведение на макете ограждений (плетень, штакетник, за­бор, легкие ограждения), элементов городского хозяйства (фонари, телеграфные столбы и т.п.).

Воспроизведение на макете элементов внутреннего интерьера зда­ний (печи, камины, мебель и т. п.).

Воспроизведение растительности на макете. Естественные и ис­кусственные материалы, используемые для воспроизведения расти­тельности. Технология воспроизведения на макете хвойных деревь­ев, лиственных деревьев, трав


 
наши успехи
    Поздравляем победителя во Всероссийском конкурсе детского творчества "Покорение космоса", Скорова Дмитрия, рук. Травкин В.А.

    Поздравляем победителя Всероссийского конкурса научно-технического творчества учащихся «Юные техники XXI века» Караневского Платона

    Поздравляем победителя Всероссийского конкурса юных техников «Ясное небо» Мананникова Руслана ( педагог Беляков П.Л.)!!!

    Поздравляем победителей Всероссийского конкурса творческих работ, посвященный символу 2019 года «Комплименты для Свинки»

    Поздравляем победителей II Всероссийского конкурса, посвященный Дню матери «Она подарила нам жизнь...»

    Поздравляем Киселева Егора, призера областного конкурса "Официальные символы Псковской области.Новое видение". Диплом 3 степени.Руководитель Полунин Е.Ю.

    Поздравляем победителей Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества "Открытие"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.