182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

14.3.2008
Методическая разработка урока по теме «Уж замуж невтерпёж» («Основы права»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ТЕМЕ: «Уж замуж невтерпёж»

(предмет – «Основы права»)

Преподаватель общественных дисциплин

Барыльникова Ирина Николаевна

2006-2007

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Цели занятия:

1. Учебная – познакомить учащихся с понятиями семейного права, источниками и содержанием семейного права; четко знать условия и порядок вступления в брак; ориентироваться в таких понятиях, как личные имущественные права и обязанности супругов; знать и помнить права и обязанности родителей и детей; иметь представление о порядке взыскания алиментов, об усыновлении (удочерении) в семью.

2. Развивающая – расширить кругозор учащихся и их правовые знания, знакомясь с новой отраслью права – семейным правом, рассмотреть законодательную базу семейно-брачных отношений; проследить историю зарождения и развития семейно-брачных отношений; уметь анализировать состояние семейно-брачных отношений в фактическом, гражданском и церковных браках; давать оценку этим бракам сточки зрения норм семейного права; уметь проводить и критически анализировать итоги социологических опросов по семейно-брачным отношениям среди учащихся 10-11 классов Лицея № 10.

3. Воспитательная – прививать любовь к традициям семейно-брачных отношений своей страны, воспитывать любовь к семье и родителям, чувство долга перед родителями и родственниками, чувство ответственности за близких людей, уметь видеть прекрасное и возвышенное в любовных отношениях, вдохновляющее начало для творчества композиторов, художников, философов.

Оборудование урока:

1. Репродукции картин:

а) Леонардо да Винчи, фрагменты из росписи Сикстинской капеллы с изображением Адама и Евы (XVI в.);

б) «Перед венчанием» А. Шилов. 1997 г.;

в) фото «В весеннем саду», где изображены жених с невестой на руках, 1998 г.

2. Цитаты на доске, оформлены в виде сердец:

а) «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Ф. Адлер

б) «Семья – кристалл общества» В.Гюго

в) «Любовь – это соревнование между мужчиной и женщиной за то, что бы доставить другому как можно больше счастья» А. Стендаль.

3. Музыкальное начало урока: «Марш Мендельсона – свадебный».

4. Видеофильмы:

а) «Торжественная регистрация брака в Загсе супружеской пары студентов – Павла и Снежаны Копыловых в ноябре 2002 года гор. Великие Луки.

б) «Венчание в церкви» - фрагменты венчания одного из врачей г. Великие Луки осенью 2002 года в Казанской церкви гор. Великие Луки.

5. Психологическая игра «Выбери роль».

В ней необходимо оценить поступок принцессы, убежавшей ради встречи с любимым из замка и допустившей роковую ошибку, приведшую её к разочарованию. Каждый участник должен выбрать соответствующую его понятиям о браке, любви и семьи роль, быть либо принцессой, принцем, рыцарем, стражником или советником. А потом, выбрав эту роль, узнать оценку своего выбора.

6. Литература к уроку представлена на стенде «Уж замуж невтерпеж» среди книг:

- Бурцева Р.А. «Семья сегодня», Москва, 1991 г.

- Першиц А.И. «История первобытного общества», Москва, 2000 г.

- Кашанина Т.В. «История российского права», Москва, 2000 г.

- «Камасутра», Рига, 1990 г.

- «Семейное право России», Москва, 2002 г.

- Беледа Л.В. «Гигиенические советы вступающим в брак», Москва, 1980 г,

- В. Пилипов «Так ли плох был Домострой», Москва, 1991 г.

- Волховский М.Г. «Домашний быт русских царей», Москва, 1992 г.

- Конституция РФ (статьи о защите семьи, материнства и детства)

7. Газета Великолукская правда, статья «Женитесь на здоровье» (иллюстрированная, содержащая беседу с заведующей Великолукским ЗАГСом)

 Итоги анкетирования среди учащихся 10-11 классов МОУ Лицей №10 по вопросам семейно-брачных отношений, перспективы иметь семью и детей;

 Советы иностранных психологов, как выйти замуж и остаться в браке (журналы);

 О значимости брачного договора и о международной статистике разводов и т.д. (журналы).

Тип занятия – комбинированный урок по изучению нового материала в виде лекции с элементами:

 Диспута по вопросам семьи и брака;

 Театрализованного представления;

 Психологические игры;

 Самостоятельной работы в группах;

 Анкетирование по ходу изучения нового материала.

Организация работы: учащиеся работают в группах (3), столы поставлены для каждой отдельно, в центре аудитории – место для выступления. На столах – игровые задачи для закрепления всего изученного материала, тексты Конституции РФ и Семейного кодекса РФ. Каждая группа приготовила свою литературу по темам самостоятельной творческой работы – поиска по теме: «История семейно – брачных отношений в различные эпохи»

ХОД РАБОТЫ

После проведения оргмомента в начале урока звучит свадебный марш Мендельсона с целью настроить учащихся и гостей на соответствующий лад, на тему работы « Семейное право». Учитель сообщает тему и цель урока, обращается к доске и расположенному материалу, потом – к книжному стенду, давая характеристику всей литературе. Затем сообщается для записи план изложения нового материала:

1. Роль женщины в семье и обществе.

2. Роль мужчины в семье и обществе.

3. История семейно брачных отношений:

а) в первобытном обществе;

б) средневековье

в) Русь и Россия.

4. Основы современного семейного права.

5. Заключение брака.

6. Брачный договор.

7. Прекращение брака.

8. Права и обязанности родителей и детей.

9. Закрепление изученного материала (решение задач по семейно-брачным отношениям).

Термины по ходу изучения нового материала:

 семья;

 брак;

 феминисты;

 алименты;

 брачный договор;

 гражданский брак;

 церковный брак;

 фиктивный брак;

 фактический брак;

 развенчивание брака;

 матриархат;

 моногамная семья;

 полигамная семья;

 камасутра;

 Домострой;

 семейный кодекс РФ;

 платоническая любовь.



1. Учащиеся записывают тезисно содержание 1п. плана «Женщина в обществе и семье». Издавна считалось, что именно женщина – хранительница домашнего очага и если мужчина решил вступить в брак, то это означает, что он проявляет заинтересованность в хорошей хозяйке, заботливой матери и неутомимой работнице. Сегодня мнения по этому поводу высказывают феминисты и консерваторы, используя разные аргументы. Учащиеся делают записи лекции, а потом, в заключение 1 п. им задаются вопросы по закреплению:

1. Ниже перечислены ряд женских качеств и характеристик, какие, на ваш взгляд, больше подходят для консерваторов, какие – для феминистов?

2. Как вы относитесь к проявлению идеи равенства между мужчиной и женщиной во всех сферах?

3. Как отразится полноправие мужчин и женщин на роль женщины матери и женщины-жены?

4. Как отразится полноправие женщин и мужчин на развитие детей?

5. В чем суть современных консервативных взглядов на роль женщины в обществе и семье?

Едет активное обсуждение вопросов с привлечением мнений преподователей-гостей, с их вовлечением в диспут.

2. По 2 п. плана «Мужчина в обществе и семье». Исторически сложилось, что мужчина играет ведущую роль в общественной жизни, т.к. исполняет важные социальные роли: работника, создателя материальных благ, руководителя, политика, организатора, защитника Отечества, отца и мужа. Далее по окончанию записей этого пункта следуют вопросы к учащимся:

• Что имеют в виду, когда говорят: «Мой дом – моя крепость»?

• Ваше мнение о роли мужчины в воспитании детей.

• Назовите современных политиков мужчин и женщин, кого больше? Почему?

• Представьте, что президент Чечни – женщина. Как бы это повлияло на дальнейшее развитие событий? Будет ли эта политика отличаться от мужского руководства?

3. … Встретились мужчина и женщина, понравились друг другу. Преподаватель рассказывает древнегреческий миф о 2-х половинках, когда каждый ищет свою, единственную. В той же Древней Греции жил и творил философ и мудрец Платон, чья идея возвышенной любви легла в основу понятия – «платоническая любовь».

Так или иначе, двое сошлись и… родились дети. Все живут счастливо. Их отношения государством не зарегистрированы. Можно ли считать их семьей? Ответы на этот вопрос и другие вопросы можно получить, изучая основы семейного права. Семья – это маленькое государство в государстве и складывалось оно постепенно. Тема семьи, любви и брака вам известна еще с детства, с любимых сказок о Маше и медведях, о мертвой царевне и семи богатырях, о спящей красавице, о золотой рыбке и конечно, о Золушке. Вот сейчас мы и поиграем в сказку о принцессе и принце. Выслушав её, вы выберете себе роль в этой сказке среди персонажей, объясните, чем вам близка эта роль. А в заключении выслушайте вашу характеристику психологом, который оценит вашу позицию в данной любовной ситуации с известным треугольником среди действующих лиц. В игре принимают самое активное участие все собравшиеся (учащиеся и преподаватели). В итоге окажется определенное количество принцесс, принцев и т.д.

Игра – это отдых, а теперь к делу. Ребята накануне урока по данной теме занимались творческой самостоятельной работой.

1. Группа Л. Вонок – тема «Зарождение семьи. Матриархат».

2. Группа Д. Шабанова - тема « Семья и законы эпохи средневековья»

3. Группа А. Орлова – тема «История семьи и семейного законодательства на Руси и в России»

Каждая группа кроме теоретического устного изложения собранного материала, предложила свое, театрализованное, понимание сути семейно-брачных отношений.

Например, 1 группа закончила свое теоретическое сообщение рассказам, что тема их настолько заинтересовала, что они в зимние каникулы «отправились» в этнографическую экспедицию в Австралию, где сняли великолепный фильм. Фрагменты этого «фильма» они взялись изобразить в натуральном виде. «Герои» - вождь-женщина и соплеменники изображают рождение полигамной семьи под музыку «Эй оф бэйс!.

2 группа после теоретического сообщения избрала для демонстрации семейно-брачных отношений инсценировку песни «Бель» об Эсмиральде и любви к ней 3-х мужчин.

3 группа приготовила устное сообщение «Так ли был плох Домострой?», взялись за инсценировку русской народной песни «Во деревне то было, в Ольховке…»

4. После красочных выступлений, учащиеся снова пишут лекцию, серьезно занимаясь основами семейного права, рассматривают такие понятия, как субъекты семейного права, источники семейного права, дают определение семейного права, разбирают имущество супругов на личное и совместное.

Закрепление материала:

1. Какие признаки отличают семью от обычной группы людей?

2. Какие последствия могут быть, если брак не зарегистрирован?

3. В каком случае союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и перед детьми?

Ваше мнение – нужно ли регистрировать брак, за или против? (обсуждение среди всех участников и преподавателей, обмен мнениями).

5. Этот пункт плана начинается с просмотра фрагментов видеофильмов и их последующим обсуждением:

- Какие виды брака вы посмотрели?

- Что значит «торжественная регистрация» брака?

- Какой вид брака вам более близок и понятен?

- «Все браки заключаются на небесах». Какой смысл этого высказывания на ваш взгляд?

- Можно ли после венчания назвать пару «семьей»?

Перед собравшимися выступает в роли батюшки Максимилиана один из учащихся группы в полном обличии церковнослужителя, рассказывает о таинстве брака, условиях для заключения сегодня церковного брака, о «развенчивании» повенчанных и т.д.

Затем другие учащиеся выступают в защиту государственной регистрации брака, приводит статистику браков по гор. Великие Луки за 2006 год, отмечая возросший % браков с иностранцами, торжественные церемонии бракосочетания преобладают, рассказывает об условиях вступления в брак и возможных препятствиях в заключение брака.

Затем преподаватель уточняет распространенное понятие «гражданский брак», что в юридической литературе называется фактическим браком, в чем его сложность для последующих семейных отношений. Семейное право имеет цель - защитить самого слабого в семье, как правило – это женщина, а незарегистрированное проживание именно женщину, лишает будущего, опоры в жизни, в случае болезни, инвалидности и др. проблем. С точки зрения христианской морали настоящая любовь начинается только в браке. Нашим законодательством признается только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.

В результате сообщений учащиеся высказываются, какой из браков и почему им близок, какой бы предпочли они. Сообщают цифры по Лицею № 10 – 11 классы (социологический опрос) какой брак предпочтительнее. Учащиеся записывают условия заключения брака в РФ, сравнивают с европейскими условиями, обстоятельствами брака в других странах мира.

Делается запись о мед. Обследовании лиц, вступающих в брак, о консультировании по медико-генетическим вопросам и по планированию семьи, результаты которых составляют медицинскую тайну.

Вопросы для закрепления:

1. Как вы думаете, предусмотрено ли законодательством регистрации брака в день подачи заявления?

2. Почему запрещены браки между близкими родственниками?

3. Какие могут быть последствия у пар, которые заключили брак только венчанием в церкви?

4. В каком Случае браки не заключаются?

6. Запись лекции,, где идет объяснение нового для российского законодательства понятия, чем интересен брачный договор, его (+) и (-), международная статистика по брачным договорам (из опыта юристов), понятие «полигамная моногамия», т.е. частая и быстрая смена брачных партнеров в Западной Европе. Живя в брачных отношениях, люди следуют моногамному браку, но частая смена партнеров по брачному договору из-за их невыполнения превращает брак в полигамный.

В лекции фиксируется имущественные права и обязанности супругов в период брака и в случае его расторжения. Договор заключается в письменном виде и подтверждается нотариусом. Далее – все остальные аспекты брачного договора (запись лекции).

Вопросы для закрепления записанного материала:

1. Почему в Советской России не было необходимости в заключении брачных договоров, а сейчас это становится нужным?

2. В чем суть брачного договора?

3. Жизненные ситуации – задачи.

А) он – крупный бизнесмен, она – красивая, но бедная девушка, он предлагает подписать договор, где в случае развода она получит однокомнатную квартиру и определенную сумму денег. Как оценить сам факт заключения такого договора? Как будет выглядеть жизнь супругов, заключивших такой контракт? Необходимо ли заключать такие договора?

Б) он – молодой, но бедный, клянется в любви состоятельной, но пожилой женщине, на руках несет её в ЗАГС. Какой смысл приобретает в данной ситуации брачный договор?

Идет обмен мнениями учащихся и преподавателей.

7. Договор или нет, но наступает как не печально момент развода. По статистике даже для нашего города Великие Луки, почти каждый третий брак – распадается. Первое упоминание о расторжении брака встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего в XVII в. до н.э. Право на развод имели долгое время лишь мужчины. Ученые сегодня считают, что развод не отрицает института брака, он отрицает лишь определенный тип отношений в браке такие как:

• Отношения, построенные на не любви супругов;

• Подавление одного другим – авторитаризм в семье;

• Унижение личного достоинства;

• Неравенство полов.

Развод символизирует свободу личности. Без него бы брак превратился в принудительное сожительство. Следует более осмысленно подходить к выбору партнера. И далее – запись лекции, где и как расторгаются браки (в ЗАГСе, у мирового судьи, в суде).

Вопросы для закрепления:

1. «Развод – предохранительный клапан супружеского котла» - А. Декурсель. Какое значение имеет это высказывание для понимания равного права женщины и мужчины на развод?

2. По семейному праву муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течении года после рождения ребенка. Почему закон установил эту норму?

8. Брак – семья. Цель – иметь детей. Права и обязанности родителей и детей возникают на основании происхождения детей, что удостоверяется регистрацией рождения ребенка в органах ЗАГСа или путем установления происхождения ребенка в судебном порядке.

Лекция и её запись: права детей, права и обязанности родителей; алименты, порядок принятия ребенка в семью и т.д.

9. Обратимся к задачам на ваших столах: (задания прилагаются). Какая из групп быстрее ответит на все задачи и правильно это сделает?

ЗАДАЧИ.

1. Мужчина прожил с женщиной в браке 15 лет. Жена все эти годы не работала, а деньги в семью приносил муж. В семье вырос сын, воспитанием которого занимался большей частью отец. На средства были куплены однокомнатная квартира, мебель, одежда. Однажды муж стал свидетелем супружеской измены. Он начал бракоразводный процесс. Суд принял решение: сына, несмотря на протест отца, оставить матери, а собственность поделить в равных долях. Справедливо ли решение суда? Какое решение предложили Вы?

2. Он – известный киноактер, 40 лет, разведен, красив и умен. Она – дочь знаменитого кинорежиссера, 22 года, средней привлекательности, владелица дома на Канарских островах. Составьте для этой пары соответствующий брачный договор.

3. 5 июля в органы ЗАГСа было подано заявление о регистрации брака на 5 августа. Через день после подачи заявления в ЗАГСе появилась мать невесты и сообщила, что 15 сентября сможет предоставить неопровержимые доказательства того, что её дочь обманывают. Дочь отказалась верить матери. Мать просит отменить регистрацию брака и перенести её на 20 сентября. Как должен поступить отдел ЗАГСа? Что сделать матери, если она на 100% уверена в своей правоте?

4. По закону Франции отец разведенного сына не может женится на его бывшей жене т.е. на своей невестке. Почему был принят этот запрет?

5. Почему перед вступлением в брак за границей многие пары проходят медико-генетические обследования?

6. Почему результаты мед. Исследований желающих вступить брак составляют врачебную тайну?

Подводим итоги урока – кто более активен, чье выступление более оригинальное и впечатляющее? Какие мнения у преподавателей? Выставление и комментирование оценок, каждый из участников получает за урок несколько оценок. В качестве мини-подарков всем участникам и гостям на уроке вручается памятка «Ах эта свадьба!»

Домашнее задание: 1. Уметь отвечать на вопросы по плану лекции.

2. Подготовится к тесту по основам Семейного права.


открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
скачать документ [18.96 Kb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.