182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Дом детского творчества им.А.Матросова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Образовательные программы детских объединений /
      Образовательная программа дополнительного образования детей «Танцевальная дорожка»

Образовательная программа дополнительного образования детей «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДОРОЖКА» хореографический коллектив «Фантазия» (художественно-эстетическая направленность) Срок реализации: 3 года Возраст детей 7 – 10 лет Автор: Фёдорова Ирина Львовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая целесообразность образовательной программы. Дети, живущие в XXI веке, ведут сидячий образ жизни, отдавая значительную часть свободного времени просмотру телепередач и видеофильмов, компьютерным играм. Сегодня каждый второй школьник и каждый третий дошкольник имеет плохую осанку. Это не только косметическая проблема, но и функциональная, потому что состояние позвоночника по принципу обратной связи отражается на состоянии различных внутренних органов, вызывая вначале дисфункцию, а затем и патологические изменения. Осанка является так же отражением физического состояния ребенка, характеризующим общий уровень его здоровья и развития. Кроме того, формирование осанки тесно взаимосвязано с формированием сводов стоп – неслучайно у многих детей, имеющих нарушения осанки, одновременно выявляется плоскостопие. По данным Детской поликлиники г. Великие Луки среди дошкольников в 2006 г. – 74%, 2007 г. – 81%, 2008 г. – 83% детей имели нарушения осанки, среди детей школьного возраста 2006 г. – 91%, 2007 г. – 93%, 2008 г. – 91%. Среди детей дошкольного возраста 2006 г. – 70%, 2007 г. – 79%, 2008 г. – 93% выявлено плоскостопие. 2006 г. – 79%, 2007 г. – 89%, 2008 г. – 91% - выявлено плоскостопие среди детей школьного возраста. Поэтому в последнее время становится актуальным занятия спортом, хореографией, как для профилактики гиподинамии, так и для формирования потребности в активной досуговой деятельности, способствующей более успешной социализации ребенка, укреплению здоровья и физическому развитию. Другой не менее важной проблемой, требующей своего решения, является приобщение детей к народному творчеству, самобытному и духовному наследию, которое наши предки оставили нам в виде уникальных традиций, богатого танцевального и песенного материала, истинных произведений искусства. Третьей проблемой в настоящее время является проблема занятости детей в досуговое время. По данным психолога наркологического диспансера г. Великие Луки около 22% детей имеет низкую самооценку, не уверены в себе и в своих силах, стремятся уйти от реальности, что зачастую приводит к негативным последствиям. Актуальность данной программы состоит в том, что в творческой деятельности укрепляется здоровье ребенка, происходит коррекция недостатков физического развития, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, формируется потребность а активной досуговой деятельности. Через искусство хореографии дети приобщаются к народной культуре, к духовным традициям России. Все это способствует гармоничному развитию личности. Новизна программы заключается в специфике содержания, образовательных технологиях, учитывающих особенности контингента (детей, с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Кроме того, в содержание отдельных разделов включен региональный компонент (см. учебно-тематический план п. №4, п. №6). Образовательная программа «Танцевальная дорожка» разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Музыка» и обобщает многолетний опыт работы автора в области хореографии. Программа имеет художественную направленность с элементами культурологической и физкультурно-спортивной направленностей. Цель образовательной программы: создание условий для разностороннего развития личности ребенка посредством приобщения к художественно-эстетическому творчеству (хореографии). Задачи: Обучающие: - познакомить обучающихся с основными направлениями хореографического искусства; - научить исполнению танцев разных стилей и жанров; - научить владеть мышцами своего тела, сформировать правильную осанку. Развивающие: - способствовать развитию творческих способностей; - развить интерес к творческому познанию и самовыражению; - развить и поддерживать интерес к народному творчеству; - совершенствовать сенсорно-моторное развитие. Воспитательные: - содействовать всестороннему развитию личности, становлению ее духовно-нравственных качеств; - воспитывать уважительное отношение к культурному наследию России; - воспитать интерес к искусству хореографии; - сформировать адекватную самооценку, воспитать уверенность в себе и своих силах; - сформировать понятие о здоровом образе жизни. Содержание образовательной программы дает обучающимся представление о традиционных жанрах хореографии, вводит в мир народной культуры, формирует умение и навыки исполнительского мастерства, воспитывает творческое отношение к работе, предоставляет возможность для творческого саморазвития и самовыражения. Срок реализации программы и возраст детей. Программа рассчитана на 3 года обучения и возраст детей от 7 до 10 лет. Общая продолжительность реализации программы 504 часа: в первый и второй год – 144 часа, в третий – 216 часов. Программа включает в себя 3 этапа – подготовительный, основной и итоговый. Подготовительный этап длится 1 год и рассчитан на детей 7-8 лет. В это время решаются следующие задачи:  физическое развитие детей;  совершенствование двигательных навыков;  формирование правильной осанки и мышц стопы;  развитие способности самовыражения посредством танца;  развитие эстетических чувств и эмоций;  совершенствование эстетического восприятия, развитие воображения;  содействие развитию детского коллектива;  воспитание трудолюбия и настойчивости в работе, умения работать в коллективе. Основной этап длится 1 год и предназначен для детей 8-9 лет и решает задачи:  укрепление опорно-двигательного аппарата;  формирование навыка исполнения движений более высокого уровня;  повышение техники исполнения танцевальных движений;  совершенствование сенсомоторного развития детей;  развитие потребности в самовыражении;  создание условий для освоения культурных ценностей русского народа;  содействие развитию коммуникативной культуры. Итоговый этап рассчитан на 1 год и возраст детей 9-10 лет.  совершенствование исполнительского и актерского мастерства;  уточнение двигательных действий;  закрепление навыков выполнения упражнений корригирующей гимнастики;  расширение и углубление знаний о культуре народов России, введение в культуру других народов;  создание условий для совершенствования коммуникативной культуры, эмоционально-волевых качеств, усвоения нравственно-эстетических норм;  развитие творческих способностей. Формы и режим занятий При реализации образовательной программы используются следующие формы занятий: • практическое выполнение заданий, упражнений по изучаемой теме; • игра; • инсценирование; • репетиция; • открытое занятие; • участие в концертных программах, фестивалях художественного творчества; • занятие-концерт. Режим занятий учитывает санитарно-эпидемиологические требования: для обучающихся первого и второго года занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 4 часа (продолжительность занятия 45 минут, перерыв - 15 минут); • для обучающихся третьего года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, всего 6 часов (продолжительность – 45 минут, перерывы – по 15 минут). Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Ожидаемые результаты соотнесены с задачами образовательной программы и включают в себя: • теоретические знания; • практические умения и навыки; • личностные качества, развитие которых происходит в процессе освоения программы. После завершения курса обучения обучающиеся:  будут знать основные направления и жанры хореографического искусства;  будут уметь использовать разученные танцы разных жанров и стилей;  будут иметь красивую осанку, хорошую координацию движений, опыт сценических выступлений;  будут уметь самостоятельно выполнить упражнения корригирующей гимнастики;  будут иметь представление о культурных традициях и обычаях своего народа;  у детей будут закреплены личностные качества: отзывчивость, терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата, умение работать в коллективе;  будет развита культура общения, сенсомоторные и физические качества;  у них будет сформирована адекватная самооценка, уверенность в себе и своих силах. Способы определения результатов обучения Проверка результатов обучения осуществляется через текущий и итоговый контроль. Текущий контроль включает в себя: o поэтапный контроль знаний, умений и практических навыков; o диагностику развития и воспитанности детей. Поэтапный мониторинг ЗУНов проводится 3 раза в год:  предварительный контроль – в начале учебного года с целью выявления у детей специальных хореографических способностей, особенностей физического развития, нарушений осанки и деформаций опорно-двигательного аппарата, определения начального уровня знаний и умений;  промежуточный контроль проводится в середине учебного года, его цель – определить результат освоения детьми разделов образовательной программы;  итоговый контроль проводится в конце учебного года. Формы контроля: • наблюдение; • контрольные упражнения; • устный опрос в форме беседы; • анализ участия детей в концертах, конкурсах, мероприятиях; • открытые занятия; • наблюдения за выполнением заданий; • контрольные упражнения; • тестовые упражнения; • устный опрос; • беседа; • рисуночные тесты. В соответствии с прогнозируемыми результатами выделены измеряемые параметры, сгруппированные в таблицу. Определены три уровня их проявления – низкий, средний, высокий и разработаны критерии, соответствующие каждому уровню. Оценивание производится по 5-ти балльной системе. Для диагностики развития и воспитанности детей выделены параметры, отражающие процессы развития и воспитания ребенка и разработаны критерии для их оценки. В проведении мониторинга динамики улучшения показателей физического развития детей и исправления дефектов осанки участвуют специалисты физкультурно-спортивного диспансера. Полученные результаты заносятся в карты отслеживания результатов. Формы подведения итогов реализации программы Итоговая аттестация обучающихся проводится в следующих формах: • открытые занятия; • участие в отчетных концертах; • участие в творческих конкурсах. Результаты итоговой аттестации (количественные и качественные), анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете. Содержание образовательной программы. I год обучения 1. Вводное занятие (2 ч.) Теория (1 ч.) Беседа с детьми и их родителями. Требования к внешнему виду, форме одежды для занятий хореографии. Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения, правила поведения на занятиях, в учреждении. Диагностика особенностей физического развития детей, выявление нарушений осанки, плоскостопия. Практика (1 ч.) Выполнение тестовых упражнений. Определение анатомо-физиологических способностей ребенка (выворотность, наличие подъёма, балетный шаг, гибкость, прыгучесть), выявление недостатков физического развития. Оборудование: хореографический станок, гимнастические коврики. 2. Азбука музыкального движения (12 ч.) Теория (4 ч.) Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4. Контрастная музыка: быстрая-медленная, веселая-грустная. Ориентировка в пространстве танцевального зала. Понятия музыкальных жанров: марш, вальс, полька. Понятие «пауза», «громко», «тихо». Практика (8 ч.) Музыкально-ритмические упражнения, передача ритмического рисунка хлопками, шагами. Выступления. Маршировка в ритме музыки. Построения: круг, линия, колонна, змейка. Дирижирование на 2/4, 4/4, 3/4. Выделение сильной доли. Оборудование: пианино. 3. Элементы классического танца (23 ч.) Теория (3 ч.) Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки. Позиции и положения рук и ног. Рабочая и опорная нога. Знакомство с терминологией. Практика (20 ч.) Экзерсис у станка. Постановка корпуса (лицом к станку). Позиции ног I, II, III, VI. Demi - plie по I, II позиции. Battements tendus с I позиции в сторону, вперед, назад. Rond de jambe par terre по I позиции по точкам. Relive по VI позиции. Перегибы корпуса в сторону, назад. Упражнения на середине зала. Позиции рук I, II, III. Port de bras I, II, III. Pas saute по I, II, III позиции. Сценические шаги. Ходьба на полупальцах, боковой галоп, pas jetes, pas польки. Оборудование: хореографический станок. 4. Элементы народного танца (20 ч.) Теория (3 ч.) Особенности народных движений. Характерные положения рук. Сюжеты и темы народных танцев. Беседы о народной хореографии, традициях и обычаях. Практика (17 ч.) Упражнения у станка. Demi и grand plie по невыворотным позициям с раскрытием и закрытием рук. Battements tendus с переходом ноги с носка на каблук, выстукивания, подготовка к верёвочке и «верёвочка», relive. Упражнения на середине. Изучения элементов русского танца: простой хороводный шаг, переменный шаг, «ёлочка», приставной шаг, приставной шаг с ударом, тройной притоп, «ковырялочка», I «ключ», простая дробь на месте. Этюды с предметами (платочками, веночками, лентами). Для мальчиков: присядка по I позиции с выносом ноги на каблук, ползунок, хлопушки. Оборудование: хореографический станок, платочки, веночки, ленты. 5. Лечебно-профилактический танец (32 ч.) Теория (5 ч.) Характеристика правильной осанки. Основные причины неправильной осанки. Признаки плоскостопия, косолапости. Профилактика плоскостопия, косолапости. Характеристика упражнений по формированию и закреплению правильной осанки, профилактики плоскостопия. Характеристика упражнений, способствующих развитию специальных данных: выворотности, гибкости, эластичности мышц и связок. Практика (27 ч.) Система упражнений для формирования и закрепления правильной осанки «По ниточке», «Матрешки». Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для коррекции осанки «Рыба-пила». Упражнения для профилактики плоскостопия. Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для профилактики плоскостопия «Желтые ботинки», «Летка-енька». Система упражнений на напряжение и расслабление мышц. Упражнения на развитие гибкости (перегибы, наклоны). Упражнения на развитие шага (махи, растяжки). Упражнения на развитие подъёма. Упражнения на развитие силы мышц (отжимания, упражнения на пресс). Оборудование: гимнастические палки, гимнастические коврики, мешочки с песком, скамейки. 6. Танцевальная выразительность и импровизация (15 ч.) Теория (5 ч.) Актерское мастерство. Выход и уход со сцены. Подача танца. Понятие об импровизации. Практика (10 ч.) Упражнения и этюды «Передай настроение» (радость, грусть, удивление, страх), «Зеркало», «Зоопарк». Игры «Море волнуется раз…», «Художник», «Полянка», «Карусель». Оборудование: маски зверей, ленты, шапочки цветков, мяч. 7. Постановочная работа (38 ч.) Теория (5 ч.) Русский народный костюм его особенности, характер. Соответствие костюма характеру танца. Практика (33 ч.) Разучивание танцевальных комбинаций. Постановка танцев: «Утро на полянке», «Веснушки», «Солнечные зайчики» «Валенки», хоровод, «Карусель». Участие в отчетном концерте учреждения. 8. Итоговое занятие (2 ч.) Подведение итогов работы за учебный год. Открытое занятие для родителей. Награждение отличившихся обучающихся. Мониторинг физического развития детей. Проектируемые результаты Обучающийся свободно общается со сверстниками и педагогом, выполняет задания и поручения, знает и пользуется правилами вежливости и правилами поведения, имеет представление о правильной осанке. Обучающийся знает: - характеристику правильной осанки; - ориентируется в пространстве зала, выполняет построения и перестроения; - имеет представление о жанрах хореографии; - особенности народного танца; - отличает роль мальчика и девочки в танце; - названия выученных движений и упражнений. Обучающийся умеет: - напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении; - координирует работу рук, ног и головы; - различать характер и темп музыки; - правильно исполняет изученные движения; - эмоционально и выразительно исполняет свою партию в коллективном танце. 1.1. Содержание образовательной программы II год обучения 1. Вводное занятие (2 ч.) Теория (1 ч.) Беседа с детьми и их родителями. Требования к внешнему виду, форме одежды для занятий хореографией, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения на занятиях, в учреждении. Практика (1 ч.) Мониторинг физического развития детей. Выполнение тестовых упражнений, определение анатомо-физических особенностей обучающихся. Оборудование: хореографический станок, гимнастические коврики. 2. Азбука музыкального движения (10 ч.) Теория (2 ч.) Включается весь материал, изученный за I год обучения. Дополнительно: особенности музыки – марши (спортивные, военные), вальсы быстрые и медленные. Медленные хороводные и быстрые плясовые русские танцы. Практика (8 ч.) Исполняется весь материал, изученный за I год обучения. Дополнительно: акцентировка на сильную долю такта в шагах. Вступительные аккорды. Затакт. Прослушивание народных мелодий в исполнении оркестров народных инструментов. Оформление занятия классической, народной, современной музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, видеоматериалы, телевизор, DV, CD-проигрыватель. 3. Элементы классического танца (30 ч.) Теория (4 ч.) Повторение в более ускоренном темпе упражнений, изучаемых в I год обучения. Дополнительно: уровень подъема ног, подготовительное движение руки (preparation), закрывание руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда. Практика (26 ч.) Повторяются упражнения у станка. Постановка корпуса. Позиции ног I, II, III, IV, V. Позиции рук I, II, III. Demi - plie в I, II, III, V позициях (в начале лицом к станку, позднее боком к станку, держась одной рукой). Музыкальный размер – 3/4. Battements tendus по I, II, V позиции (вперед, в сторону, назад). Музыкальный размер – 2/4. Battements tendus jete из I позиции. Размер 2/4 по I, V позиции. Rond de jambe par terre по I позиции. Размер 3/4 – один такт на одно движение. Battements fondu в сторону, вперед и назад носком в пол. Battements developpes: а) в сторону, вперед, назад; б) passes во всех направлениях. Grand battements jetes из I и V позиции в сторону, вперед и назад. Перегибы корпуса назад, стоя лицом к станку в I позиции. Оборудование: хореографический станок. 4. Элементы народного танца (30 ч.) Теория (5 ч.) Сказки, былины и игры детей разных национальностей, общее в них и разное. Демонстрация и иллюстрация национальных костюмов. Музыкальные характеристики танцев разных народов. Практика (25 ч.) Упражнения у станка. Полуприседание и полное приседание по I, II, IV, V позиции. Скольжение стопой по полу – вытягивание ноги на носок с переводом стопы на каблук. Переступание на полупальцах в разных ритмических сочетаниях. Подготовка к «веревочке». Упражнения на середине. Повторение и закрепление элементов русского танца. Положения рук в групповых танцах и фигурах: «звёздочка», «карусель», «корзиночка». Поклоны на месте и в движении. Ходы: притоп, дробная дорожка, «гармошка», «молоточки». Оборудование: телевизор, CD, DV-проигрыватель, иллюстрированный материал, платочки. 5. Лечебно-профилактический танец (30 ч.) Теория (5 ч.) Характеристика представлений о технической основе лечебно-профилактических упражнений, характеристика упражнений, способствующих развитию специальных данных: выворотности, гибкости, эластичности мышц и связок. Практика (25 ч.) Повторение упражнений I года обучения. Увеличение количества повторений, темп средний и быстрый, паузы между упражнениями уменьшаются, плотность данной части занятия увеличивается. Наращивание силы мышц. Дальнейшее развитие гибкости, выворотности, шпагаты, «кольцо». Оборудование: гимнастические коврики, гимнастические палки, фитболы, мячи. 6. Танцевальная выразительность и импровизация (10 ч.) Теория (3 ч.) Танцевальные жанры. Стилевые особенности и манера исполнения танцев различных жанров. Практика (7 ч.) Задание № 1. Упражнение «Вопрос – ответ». Один обучающийся задает ритмический рисунок, другой отвечает движением. Движения: переступания, притопы. Задание № 2. Этюд по мотивам любимых сказок «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Задание № 3. Этюд «Времена года». Движением изобразить явления природы. Задание № 4. Сочинить ритмический рисунок добрых движений на стихотворный текст. 7. Постановочная работа (30 ч.) Теория (2 ч.) Особенности русского народного костюма разных областей России. Народный костюм Псковской области. Национальные костюмы других народов. Практика (28 ч.) Разучивание танцевальных комбинаций. Постановка танцев: «Танцующий павлин», «Перепляс», «Кошки», «Весенний хоровод», «Тройки». Индивидуальные занятия с исполнителями. 3-4 концертных выступления на разных сценических площадках города. Оборудование: CD-проигрыватель, платочки, шали, веера. 8. Итоговое занятие (2 ч.) Подведение итогов работы за учебный год. Открытое занятие для родителей. Награждение отличившихся обучающихся. Беседа. Мониторинг физического развития, отслеживание результатов коррекционной работы. Проектируемые результаты Все требования, предъявляемые к I-му году обучения остаются обязательными и во II-ой год обучения. Дополнительно выдвигаются следующие: обучающийся знает: - владеет мышцами своего тела; - фигуры и рисунки танца; - названия и принципы исполнения вновь выученных упражнений и движений; - понятия «синкопа», «затакт»; - отличает движения и положения рук в танцах разных народностей. обучающийся умеет: - исполнить preparation; - акцентировать шаг на сильную долю; - понимает значение вступительных и заключительных аккордов; - импровизировать простую ритмическую фигуру дробных движений в русском танце; - исполнить импровизацию на свободную тему; - принимать правильное положение осанки; - корректирует свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога; - видеть ошибки в исполнении; - правильно и выразительно исполняет изученные движения. 1.2. Содержание образовательной программы III год обучения 1. Вводное занятие(2 ч.) Теория (1 ч.) Требования к внешнему виду, форме одежды для занятий хореографией, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения на занятиях, в учреждении. Встреча со специалистом физкультурно-спортивного диспансера. Мониторинг физического развития. Практика (1 ч.) Выполнение тестовых упражнений. Оборудование: хореографический станок, гимнастические коврики. 2. Лечебно-профилактический танец (35 ч.) Теория (4 ч.) Уточнение характеристики упражнений лечебно-профилактического танца, способствующих формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия, косолапости, а также выворотности и эластичности мышц и связок. Практика (31 ч.) Усложнение комплекса упражнений лечебно-профилактического танца, увеличение количества упражнений, ведется работа по выявлению и устранению ошибок. Поддержание наработанных данных, дальнейшее развитие гибкости, выворотности, шага, не снижая значения коррекционно-профилактических задач. Оборудование: гимнастические палки, мешочки с песком, гимнастические коврики, фитболы, мячи. 3. Элементы классического танца (35 ч.) Теория (4 ч.) Основные правила движений у станка. Понятия о поворотах en dehors и en dedants. Закономерности координаций движения рук и головы в port de bras. Беседы о балете. Практика (31 ч.) Повторение материала II года обучения. Demi и grand plie по всем позициям одной рукой за станок. Battements tendus по V позиции во всех направлениях с затактовым построением. Battements tendus jete. Rond de jambe par terre – en dehors и en dedants. Battements fondu на 450. Battements frappe по всем направлениям. Relive по V позиции. Перегибы корпуса вперед, назад по V позиции. Оборудование: хореографический станок. 4. Элементы народного танца (35 ч.) Теория (4 ч.) Основные технические приемы, открытые и закрытые положения ног, настроение и характер (озорной, задорный, дух соревнования). Легенды, сказания и их связь с танцами. Практика (31 ч.) Повторяются упражнения у станка, изученные в I и II год обучения. Дополнительно: battements fondu с поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 450. Battements developpe – развёртывание ноги с одновременным ударом каблука опорной ноги в полуприседании. Опускание на колено: у носка опорной ноги. Упражнения на середине. «Веревочка» - простая и с переступанием. «Ключ» - дробный. Присядки для мальчиков в комбинации из полуприсядок и полных присядок. Украинский танец. Положения рук в парном танце. «Выхилясник», «голубцы», «бегунец». Оборудование: хореографический станок, методическая литература, CD-проигрыватель. 5. Элементы современного танца (35 ч.) Теория (4 ч.) Особенности музыкального сопровождения (постоянный ритм, возможное использование только ударных инструментов). Знакомство с терминами, взятыми из английского языка. Просмотр DV дисков. Практика (31 ч.) Изучение параллельных позиций (II и IV). Положения рук. Наклоны головы, смещение головы вправо, влево, работа плеч (комбинации в различном ритмическом рисунке). Движения бедра (из стороны в сторону – легато, стоккато, круговые). Движения ноги (стопой, от колена, всей ногой). Комбинирование различных элементов. Упражнения на расслабление. Оборудование: гимнастические коврики, CD, DV-проигрыватель, телевизор. 6. Танцевальная выразительность и импровизация (15 ч.) Теория (5 ч.) Танцевальные образы. Бен Джонсон – создатель театральных представлений, получивших названия «Маска», «Антимаска». Практика (10 ч.) Задание № 1. Импровизация на темы танцев разных народностей. Задание № 2. Импровизация в современном танце. Задание № 3. Импровизация с элементами спорта. Оборудование: бутны, веера, ленты, мячи. 7. Постановочная работа (47 ч.) Теория (3 ч.) Особенности костюма для испанского танца. Характер и темперамент испанского танца. Прослушивание музыкального материала. Практика (44 ч.) Разучивание танцевальных комбинаций. Постановка танцев: «Испанский танец», «Птицы», «Хоровод», «Танец Огня», «Лети перышко», «Гжель». Концертные выступления на различных сценических площадках. 8. Итоговое занятие (2 ч.) Подведение итогов за курс обучения по программе. Открытое занятие для родителей. Награждение отличившихся обучающихся. Анализ результатов мониторинга физического развития детей, результатов коррекционной работы. Прогнозируемые результаты Обучающийся свободно общается со сверстниками и педагогом детского объединения, имеет правильную осанку. Обучающийся знает: - закономерности движений коррекционной гимнастики; - правила основных движений классического и народного танца; - основные названия и принципы исполнения движений русского, украинского танца; - особенности и термины современной хореографии; - стили современной хореографии. Обучающийся умеет: - принимать правильное положение осанки; - пользоваться специальными терминами хореографии; - правильно и четко выполнять выученные движения; - самостоятельно работать над собой, исправлять свои ошибки, и находить ошибки у других обучающихся; - эмоционально и выразительно исполнять выученные танцевальные номера.
II МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Организация образовательного процесса При организации образовательной деятельности используется комплекс методов обучения, включающий в себя как общепедагогические, так и специальные методы. Общепедагогические методы Репродуктивный метод является базовым методом преподавания, что обусловлено спецификой задач обучения хореографии. Этот метод особенно эффективно содействует отработке практических умений и навыков. Многократное выполнение упражнений, тренировочная и постановочная работа приводит к тому, что полученные умения переходят на качественно другой уровень – навыки. Практическая работа детей сопровождается объяснением и показом движения педагогом, затем то же повторяют обучающиеся. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении. Фронтальный метод используется при занятиях лечебно-профилактическим танцем. Руководство деятельностью детей возлагается на педагога. Особое внимание уделяется постановке корпуса. Попеременный метод выполнения упражнений используется, когда детям необходима помощь, поддержка педагога. Посменный метод применяется при выполнении двух видов упражнений (одна группа выполняет упражнения у станка, другая – на фитболе). Поисковые методы используются при выполнении заданий на импровизацию, они способствуют развитию творческого потенциала детей. Специальные методы применяются при разучивании танцевальных движений. Выбор метода зависит от сложности входящих в танец элементов. 1. Метод разучивания танца по частям. Сложные движения на простые и каждая часть разучивается отдельно с последующей группировкой в нужной последовательности в единое целое (шаг польки, движения вальса). 2. Целостный метод. Движения разучиваются целиком в замедленном темпе. Этот метод используют при разучивании простых движений (боковой галоп, русский переменный шаг), а также сложных движений, которые нельзя разложить на отдельные части (шассе, балансе и др.). 3. Метод временного упрощения применяется для разучивания особенно сложных движений. Сложное упражнение сводится к простой структуре и в таком виде разучивается. Затем движение постепенно усложняют, приближаясь к законченной форме. Учебные занятия имеют следующую структуру:  разминка с элементами лечебно-профилактического танца;  основная часть;  заключительная часть. На одном занятии могут изучаться:  элементы разных направлений хореографии;  азбука музыкального движения;  исполняться задания на импровизацию;  специальные и пластические движения;  элементы лечебно-профилактического танца. Разучивание танцев проходит в такой последовательности:  вводное слово педагога (беседа, рассказ);  слушание музыки и ее анализ (беседа);  разучивание элементов танца (показ, демонстрация);  соединение элементов в танцевальные композиции. Процесс разучивания сопровождается музыкой или идет под счет. Любой танец – бальный, массовый, народный, эстрадный эмоционально окрашен. Работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки и дополняется рассказом педагога о танце, о быте и традициях того народа, чей танец разучивается, особенностях музыки, костюма. Особенное внимание уделяется русскому народному танцу. 3.2. Организация воспитательного процесса При организации воспитательного процесса используются следующие методы: 1. Методы формирования сознания личности используются для формирования взглядов, понятий, убеждений обучающихся. К ним относятся методы:  Рассказ на этическую тему. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитуемым понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.  Разъяснение применяется тогда, когда ребенку необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, повлиять на его сознание и чувства.  Метод этической беседы используется для углубления и закрепления нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.  Метод примера. 2. Методы организации деятельности. Методы этой группы основаны на практической деятельности обучающихся.  упражнения применяются для формирования выдержки, организованности, дисциплины, культуры общения, самоконтроля;  требования помогают при налаживании дисциплины, вносят дух организованности в деятельность и поведение обучающихся. 3. Методы стимулирования используются в целях подкрепления и усиления воздействия на ребенка. Применяются методы:  Поощрение способствует выработке уверенности в себе и в своих силах. Оно закрепляет положительные навыки и привычки.  Соревнование – это метод направления естественной потребности детей к соперничеству на воспитание нужных человеку и обществу качеств.  Наказание. Практикуются следующие формы наказаний: неодобрение, замечание, предупреждение. 3.3. Работа с родителями обучающихся, педагогами и специалистами Цели и задачи: 1. Повысить компетентность родителей обучающихся в области педагогики, психологии, валеологии и медицины. 2. Выработать единые подходы к обучению и воспитанию детей. 3. Создать условия для участия родителей в жизнедеятельности объединения. 4. Способствовать единению, сплочению семьи, созданию комфортных условий для ребенка в семье. Формы работы  Просвещение родителей в области педагогики, психологии, валеологии и медицины осуществляется через организацию лекций и консультаций со специалистами:  учителями начальных классов;  психологами;  валеологами;  врачами разных специальностей;  специалистами физкультурно-спортивного диспансера. Выявление потребностей родителей в квалифицированной помощи специалистов проводится в форме анкетирования и опроса (2 раза в год, в сентябре и мае). Включение родителей в жизнедеятельность объединения В течение учебного года проводятся:  родительские собрания;  совместные праздники и конкурсы, в которых принимают участие дети и их родители: «Русские посиделки», «Бабушкин сундук», «Праздник жаворонка» и др. Тематика мероприятий, их содержание, материальное обеспечение обсуждается и планируется на собрании детей и их родителей.  открытые занятия объединений;  концерты для родителей;  встречи с интересными людьми. Родители обучающихся принимают участие в обеспечении танцевальных номеров необходимыми костюмами и оборудованием. 3.4. Обеспечение программы методическими видами продукции Виды методической продукции: • Сценарий: Русские посиделки «Бабушкины блины». • Методические материалы. Детские народные музыкальные игры. • Методическая разработка: сказания, притчи, сказки. • Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для профилактики плоскостопия. • Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для формирования правильной осанки. • Подвижные игры при нарушениях осанки и сколиозах. • Подвижные игры при плоскостопии. Дидактическое обеспечение программы: Видеоматериалы: • Ансамбль танца Игоря Моисеева; • Ансамбль танца «Звездный экспресс»; • Клубные танцы; • Правильная осанка; • Детская аэробика; • Выступления детских хореографических коллективов; Наглядные пособия: • Иллюстративный материал по русскому народному костюму разных областей России; • Иллюстрированный материал. Позиции рук и ног классического танца; • Иллюстрированный материал нарушений осанки. 3.5. Эффективность реализации образовательной программы Изучение эффективности реализации образовательной программы осуществляется в соответствии с проектируемыми результатами. Мониторинговые исследования включают в себя: 1. Диагностику уровня освоения детьми специальных знаний, умений и навыков. Применяются следующие методы: диагностическая беседа, наблюдение за выполнением упражнений, заданий, элементов танца. 2. Изучение динамики развития специальных способностей. Применяются методы: тестирование, наблюдение. 3. Исследование ориентационных качеств – самооценки, интереса к занятиям. Используемые методы: тестирование (методика «Лесенка», автор В.Г. Щур), анализ посещаемости занятий, наблюдение. 4. Изучение общего уровня развития и воспитанности. Применяемые методы: наблюдение за поведением детей во время занятий, на переменах, за общением детей друг с другом и со взрослыми, за выполнением заданий на импровизацию. 5. Анализ личных достижений детей: участие в концертах, конкурсах, их результативность. Данные исследования проводятся 3 раза в год (в сентябре и мае), результаты заносятся в личную карточку обучающегося. Изучение влияния занятий лечебно-профилактической гимнастикой на физическое развитие и формирование правильной осанки осуществляет специалист физкультурно-спортивного диспансера по специальным методикам. Исследования проводятся 2 раза в учебном году (сентябрь и апрель). Результаты исследований доводятся до сведения родителей на итоговом родительском собрании. В конце учебного года изучается уровень удовлетворенности родителей образовательными услугами методом анкетирования. Результаты анкетирования, проведенного в 2008 году, показали, что 92% родителей одобряют выбор детьми объединения, 100% родителей отмечают, что занятия в объединении положительно влияют на развитие ребенка, 80% считает, что их ребенок посещает занятия с радостью.
III. ЛИТЕРАТУРА
3.1. Список используемой литературы 1. Базарова Н.П., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983. 2. Барышникова Т.А. Азбука хореографии. – М.; 2001. 3. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1983. 4. Блок Л.Д. Классический танец. – М.: Искусство, 1987. 5. Васильева Т.К. Секрет танца. – С.Пб., 1997. 6. Васильева Т.И. Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей. М.: ЦНМК, 1983. 7. Воронина И. Историко-бытовой танец. – М.; 1980. 8. Гусев С.И. Детские бытовые массовые танцы. – М.; 1985. 9. Дубровский В.И. Лечебная физкультура: Учебник для Вузов. – М.1999. 10. Климов А.М. Основы русского народного танца. – М.; Просвещение, 1994. 11. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. – М.: 2002. 12. Красикова И.С. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. – С.Пб., 2001. 13. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. – С.Пб., 2002. 14. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.- М.: Молодая гвардия, 1988г. 15. Методические материалы по детскому фольклору, ОЦТУ.: Псков 1996г. 16. Мехнецов А.М. Народная традиционная культура Псковской области. С-Пб. – Псков 2002г. 17. Настюкова Г.А. Сюжетный танец. М.: Профиздат, 1999. 18. Петровский А.В. Введение в психологию.- М.; Издательский центр «Академия», 1996г. 19. Подласый И.П. Педагогика. – М.; Владос, 1999. 20. Потапчук А.А. как сформировать правильную осанку у ребенка. – С.Пб.: Речь, 2008. 21. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – С.Пб.: Речь, 2008. 22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1996г. 23. Руднева С., Фит Э. Музыкальное движение/Методическое пособие. – М.; 1972. 24. Сластёнин В.А. педагогика. – М.; Школа-пресс, 2000. 25. Смит Л.Я. Танцы – начальный курс. – М.; 1989. 26. Соколов Ю.Е. Основы педагогики хореографии/Учебное пособие. – М.; 1976. 27. Ткаченко Т.С. Народный танец. – М.; 1975. 28. Фисомович Т.Р. Танцы. – Астрель, 2000. 29. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – С.Пб., 2000. 30. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-Данс. Лечебно-профилактический танец. – С.Пб.: Детство-пресс, 2007. 31. Школьников Л.С. Формы и методы популяризации народных и бальных танцев. – М.; Современник, 1985. 4.2. Литература для обучающихся 1. Дроздова Т.М. Поляне. Сказания, притчи, песни, сказки. – Великие Луки, 2002. 2. Джастин Ф. Динь-динь и танец фей. Издательство Эгмонт Россия ЛТД, 2007. 3. Комольцева Ю.В. Танцы для влюбленных. Издательство «АСТ»,2007 4. Кума – Чародейка. Нижегородские сказки, предания и легенды. / Сборник: составили Медведев Ю.М., Блохина В.Н. – Нижний Новгород; «Русский купец» 1993. 5.Чарская Л.А. Сказки голубой феи. Рига: Издательство «Альбатрос», 1994. 6. Barbie. Конкурс танцев. М.: Издательство «Эгмонт Россия ЛТД», 2006. 4.3. Литература для родителей 1. Борзов А.А., Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. Самарский дом печати, 1994. 2. Бонг И.А. Аскоченская Т.Ю. Матюгин Ш.Ю. Слоненко Т.Б. Как развить внимание. – Д.; Сталкер, 1997. 3. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. Псков, 1997. 4. Методические материалы. Детские народные музыкальные игры. ОЦТУ. Псков, 1996.


наша гордость
    КОЗЛОВА ЕВА

    ПАВЛОВА АЛИНА

    КОРСАКОВА ЕКАТЕРИНА

    БАРИНОВ АРТЁМ

    ПЕТРОВА ЛЮБОВЬ

    ДДТ – «Лучший дом детского творчества»

    Образцовый детский коллектив «Вокально-инструментальный ансамбль «Атмосфера»

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.