182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Проверяющая система e-Judge

GimnMoodle

Журнал Дневник

   УПРАВЛЕНИЕ ОУ /  
17 мая 2010

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе гимназии имени С.В.Ковалевской».

1.Прощенкова Т.Б., заместитель директора по УВР.

 В макете Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, который сейчас обсуждается, сказано: «Единственный и абсолютный в своём значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества».

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 7 до 17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространённость хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников-подростков – в 2,1 раза. Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации только 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию и 20% имеют инвалидность. Инвалидность среди детей за последние 5 лет возросла в 2 раза.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик–учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

По данным медицинского обследования детей нашей школы за прошлый учебный год индекс здоровья составил 37,8%. Больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушениями зрения (134 человека), речи (47 человек), нервно-психическими отклонениями (10 человек), нарушением осанки (42 человека), наличием сколиоза (24 человека). Очень часто ученики пропускают занятия из-за респираторных заболеваний. Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в гимназии:

1) проведение ежегодного медицинского обследования обучающихся;

2) учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;

3) нормализация учебной нагрузки учащихся;

4) организация горячего питания;

5) применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

В течении учебного года и в рамках гимназического фестиваля « Открытый урок» были посещены уроки и осуществлен детальный анализ применения в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Здоровьесберегающие технологии удовлетворяют основным критериям:

Почему и для чего? — строгое определение целей обучения.

Что? — содержание.

Как? — оптимальная организация учебного процесса.

С помощью чего? — методы и средства обучения.

Кто? — квалификация учителя.

Так ли это? — методы оценки результатов обечения.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем.

Обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:

– учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

– учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

– наличие эмоциональных разрядок на уроках;

– чередование позы с учетом видов деятельности;

– использование физкультурных пауз на уроках.

Педагогической идеей многих учителей гимназии является изучение условий повышения мотивации учащихся в получении знаний по предмету через реализацию здоровьесберегающих технологий, создание комфортной обстановки обучения, использование индивидуальных особенностей каждого учащегося, предупреждение чрезмерного умственного напряжения.

В систему работы входят сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов и склонностей, формируют устойчивые познавательные интересы. Все это, на наш взгляд, способствует повышению мотивации, творческой активности и вместе с этим укреплению здоровья учащихся.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. В работе учителей гимназии можно увидеть следующие принципы педагогики оздоровления:

*принципа сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

*принципа наглядности – он обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм чувственного познания человека;

*принципа систематичности и последовательности, он проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала;

*принципа повторения умений и навыков — в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

*принципа постепенности – он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;

*принципа доступности и индивидуализации – он осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;

*принципа непрерывности – он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;

*принципа всестороннего и гармонического развития личности – он предполагает формирование психофизических способностей, двигательных умений и навыков, а также интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;

*принципа оздоровительной направленности – он решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

В гимназии сложилась определенная система работы, на наш взгляд, она заключается в следующем:

1) создание оптимального тематического и поурочного планирования с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей;

2) организация работы с разными группами учащихся:

– с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению (подготовка к олимпиадам, конкурсам, выполнение творческих работ, участие в работе школьного научного общества);

– с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению (ликвидация пробелов в изучении материала);

3) разработка различных форм проведения учебных занятий:

– нестандартных форм проведения уроков;

– экскурсий;

– выполнение групповых и индивидуальных проектов;

4) организация внеклассной работы, позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени;

4) использование компьютерных технологий;

5) разработка форм рефлексии урока;

6) проведение самоанализа и самооценки деятельности с целью установления результативности используемых способов деятельности.

Достаточный опыт педагогической работы нашел свое отражение в разработке критериев реализации здоровьесберегающего воспитания на уроках. Можно выделить две группы критериев реализации здоровьесбережения:

– формирование и развитие престижа здорового образа жизни, воспитание активной жизненной позиции через содержание учебного материала;

– сохранение и укрепление здоровья учащихся, снижение умственной

утомляемости через организацию учебной деятельности.

2.Гусева Е.А., учитель начальных классов.

3. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка. Писюкова Н.М., зав. кафедрой иностранных языков

Объективные причины применения данных технологий на уроке иностранного языка:

- по шкале трудности предметов иностранный язык стоит после математики и оценивается в 10 баллов,

- особенности проведения первых и последних уроков,

- отсутствие частой смены деятельности на предыдущих уроках,

- гиподинамия у гимназистов,

-опережающее изучение грамматических явлений в иностранных языках (особенно в начальной школе).

Здоровьесберегающие технологии – это сплав хорошо известных и часто применяемых на уроке иностранного языка технологий: технология проектной деятельности, игрового обучения, информационные. Такие технологии дают возможность изучать сложный материал без ущерба для ученика, но требуют тщательной подготовки учителя к уроку и хорошо продуманного плана урока.

Обязательными на уроках иностранного языка являются паузы-зарядки, своеобразное переключение с русского на иностранный язык, особенно в начале урока. Они также часто используются дл закрепления новой лексики, грамматических явлений, совершенствования произношения. Применение театрализованных моментов на уроке повышает не только мотивацию ученика, но и появляется желание участвовать в кукольном мини-спектакле, а для этого надо вспомнить, повторить и постараться правильно построить фразы.

Ученикам на уроке иностранного языка приходится много учить наизусть, для того, чтобы разнообразить этот процесс, часто применяется игра в мяч, так называемая «дуэль». Этот момент урока дает возможность подвигаться, проявить спортивную подготовку и одновременно автоматизировать необходимые знания.

В рамках фестиваля «Открытый урок» были показаны уроки на всех ступенях: праздник алфавита во вторых классах (учитель английского языка Синигова О.И.), во время которого второклассники с большим удовольствием и желанием демонстрировали в интересных и увлекательных заданиях все, чему они научились за первый год обучения.

Пятиклассники на уроках немецкого языка вместе со своим учителем Писюковой Н.М. играли в театр, персонажи которого помогли им позна-комиться со сложным прошедшим временем – перфектом и освоить его в разговорной речи. Ученики 7-А класса (учитель – Бурмистрова В.Д.) пели по-французски занимательную песенку про пчелу, а затем с помощью рисунков к песне учились составлять рассказы и учить достаточно сложную лексику.

Изучающие английский как второй иностранный язык одиннадцатиклассники провели для восьмиклассников, которые только начали изучать этот язык, экскурсию по школе, в которой они не только смогли интересно рассказать о гимназии, но и свободно владея основными речевыми навыками, отвечать на вопросы гостей (учитель Иванова Е.Ф.) Все уроки пролетели очень быстро, так как учителя хорошо продумали ход урока и применение здоровьесберегающих технологий.

На кафедре иностранных языков накоплен достаточно большой опыт применения здоровьесберегающих технологий, поэтому мы всегда готовы поделиться опытом.

4. Мотивация учебной деятельности и здоровьесберегающие технологии. Барбосова Т.В., учитель истории и обществознания.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактические игры – являются одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению нового материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоении фактов, дат, имён и т.д. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Постоянно, в современном мире, расширяется предметно-информационная среда. Но все источники информации представляют, в основном, материал для пассивного восприятия, поэтому на своих уроках считаю важным использование всевозможных – дидактических игр: «Мнемотехника», «Узелковое письмо», «Пиктограмма», «Крестики – Нолики», «Уголки», «»Путешествие по станциям», «Ассоциации», «Реставрация», «Из уст в уста» и другие.

5.  Здоровьесберегающие приёмы на уроках естествознания. Лыкова Л.А., зав. кафедрой естественных наук.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

1. Физкультминутки на уроках (среднее звено).

2. Упражнения для развития левого и правого полушария мозга с учащимися 5-х - 11кл.

3. Контроль за посадкой учащихся в течение урока.

4. Учёт антропометрических данных детей при размещении их в классе.

5. Комплекс упражнений для осанки.

6. Смена видов деятельности в ходе учебного процесса.

7. Применение релаксации на сдвоенном уроке.

8. Свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практических и лабораторных работ.

9. Применение игровых моментов с движениями учащихся.

10. Использование дозированного домашнего задания.

11. Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности в начале курса и при выполнении лабораторной (практической) работы в кабинетах физики, химии, биологии.

12. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинетах: проветривание, влажная уборка, озеленение.

13. Поддержание морально-психологического микроклимата на уроке.

14. Обучение практическим навыкам использования полученных знаний на уроках естественного цикла, направленных на сохранение здоровья.

6. Применение нетрадиционных методов дыхания на уроках физической культуры. Башкиров Б.П., руководитель МО учителей физической культуры.

7. Формирование престижа здорового образа жизни у учащихся гимназии. Ильина И.А., руководитель центра сопровождения.

 Решение педсовета:

1. Одобрить практику применения в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.

2. Центру сопровождения разработать систему коллективных творческих дел, способствующих устранению вредных привычек в ученической среде.

3. Провести классные родительские собрания по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и профилактике курения, случаев употребления спиртных напитков.


Приложение.



Архив
наши успехи
    Наши поздравления и пожелания - дальнейших побед!!!

    Поздравляем Филинова А. Н. и команду "БОП"

    Поздравляем Андикхоу Анаиту

    Поздравляем победителей олимпиады по МХК

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Лыкова Илью!

    Поздравляем Колпакова Даниила

    Поздравляем Лукина Максима

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.