182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   БИБЛИОТЕКА /  
26.3.2013
Сценарий проведения праздника книги, посвящённого творчеству Самуила Яковлевича Маршака «Дом, который построил Маршак».

Сценарий

проведения праздника книги, посвящённого

творчеству Самуила Яковлевича Маршака

«Дом, который построил Маршак».

21 марта 2013 г.

Тема: «Дом, который построил С.Я. Маршак».

Цели: Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака; прививать интерес к чтению; пополнять словарный запас учащихся через игровую творческую деятельность (инсценирование); развивать воображение, мышление, культуру общения; воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие.

Ход праздника

I. Вступление.

Ежегодно в дни школьных весенних каникул в библиотеках страны проводится большой книжный праздник — Неделя детской и юношеской книги.

Начало этой традиции было положено еще в военном 1943 году. Тяжелое время переживала наша страна. Шла Великая Отечественная война. Кругом была разруха, голод и холод. Взрослые старались хоть как-то уберечь детей, облегчить их жизнь в эти страшные годы. Все понимали, что детям приходится сложнее всего.

В марте 1943 года взрослые решили порадовать детей, провести для них праздник. Но какой? Чтобы хоть на один день отвлечь детей от страха и голода. Писатель Лев Абрамович Кассиль подумал, что больше всего дети любят читать. Особенно любили читать книги дети войны. Многие из них не могли учиться: были разрушены школы, мало было детских книг. И провести праздник детской книги. 23 марта 1943 года в Москве в Кремлевский зал пришли полуголодные дети. В этот день дети хоть на несколько часов забыли о страхе, голоде. Всем в этот день было хорошо и весело. С тех пор в дни весенних школьных каникул проходит Неделя детской книги или Книжкины именины. В библиотеках, школах детские писатели встречаются с детьми, отвечают на их вопросы. Проходят праздники, посвящённые творчеству писателей. В этом году исполняется 70 лет празднику «Книжкины именины». Это праздник единения и дружбы писателей и детей.

Сегодня, ребята, нас ждет встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком. Имя Маршака с детства знакомо каждому. А это значит, что любовь к творчеству писателя передается из поколения в поколение. Наш сегодняшний праздник книги мы назвали «Дом, который построил Маршак». Но прежде чем отправиться на экскурсию по дому, я бы хотела немного рассказать о самом писателе.

Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 года в городе Воронеж. 3 ноября 2012 года — 125 со дня рождения писателя. Семья была большая. В ней росло 6 детей. Отец писателя работал мастером на заводах. Это был одарённый и талантливый человек. Самостоятельно изучил основы химии и постоянно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил, интересной работы он часто переезжал с места на место. Маленький Маршак побывал в Украине, в Белоруссии. Надолго ему запомнились эти переезды. Позднее он напишет:

«В край далекий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У нее одна скамья.

Тесновато нам немножко

Это новое жилье,

Но открытое окошко

Перед столиком — моё».

После долгих странствий семья обосновалась в небольшом городе Острогожске. И Маршак наконец-то поступил учиться в гимназию. В гимназии он учился отлично.

Вскоре после того как отец нашёл работу в Петербурге, туда переехала мать Маршака вместе с младшими детьми. Только Самуил Яковлевич со своим старшим братом остались в Острогожске, так как учились в гимназии, а поступить в петербургскую гимназию было очень трудно.

Случайно во время летних каникул Маршак в Петербурге знакомится с известным литературным критиком Владимиров Васильевичем Стасовым. Ему очень понравился талантливый мальчик и он добился перевода Маршака в петербургскую 3-ю гимназию. Маршак знакомится с Максимом Горьким, с Фёдором Шаляпиным. И это знакомство привело к новому повороту в судьбе писателя. Узнав о слабом здоровье Самуила Яковлевича после переезда в Петербург, Горький предложил Маршаку пожить у него в Ялте. В течение двух лет Маршак прожил в семье Горького.

Маршак рано полюбил стихи. Уже в 10 лет он сочинял целые поэмы, переводил латинских поэтов. Вернувшись из Ялты в Петербург, Маршак продолжает писать стихи, сотрудничает с разными газетами и журналами.

В 1911 году Маршак продолжил обучение в Англии, закончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогло ему делать замечательные литературные переводы.

Большую часть своего творчества поэт посвятил детям. Это он, Маршак, написал стихи об отважном пожарнике Кузьме, который бесстрашно тушит пожар. И о верном, неутомимом письмоносце, который в любую погоду и по любому адресу доставит почту: «Это он, это он ленинградский почтальон!» И о ловких храбрых артистах в «Цирке», где «По проволоке дама идет, как телеграмма». И о том, как живут «Детки в клетке». Это Маршак придумал веселые стихи о рассеянном с улицы Бассейной, о мастере-ломастере, о глупом мышонке, о Мистере Твистере, о даме, которая сдавала багаж вместе с собачёнкой. Да и не перечислить всего, о чём за многие годы своей работы сумел рассказать ребятам Самуил Яковлевич. О самых важных событиях нашей жизни миллионы ребят узнали из стихов, сказок, театральных пьес этого чудесного поэта. Даже азбука, простая азбука сделалась совсем по-новому интересной, когда Маршак взялся за неё и придумал стихи про каждую букву от А до Я.

Обыкновенный календарь стал под пером Маршака волшебным, когда он рассказал про каждый из «Двенадцати месяцев». И все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали перед глазами ребят, когда Маршак написал для них «Разноцветную книгу».

Самуил Яковлевич Маршак был всегда в работе. Корней Иванович Чуковский однажды весело сказал, что он знает не одного, а пятерых Маршаков:

- Маршака — детского поэта;

- Маршака — пишущего стихи для взрослых;

- Маршака — автора пьес для театра;

- Маршака — переводчика, который сделал понятными для русских читателей многих поэтов, писавшим на английском, латышском, армянском, чешском, итальянском, венгерском, польском языках.

- И наконец, Маршака — сатирика, который своими меткими, беспощадными стихами в годы Великой Отечественной войны высмеивал врагов, фашистов.

Самуила Яковлевича Маршака считают одним из создателей детской литературы в нашей стране. Он не только сам писал книги, но и был учителем многих известных детских писателей — Аркадия Гайдара, Сергея Михалкова, Агнии Барто и других.

Маршак своим творчеством показал, что стихами можно рисовать цветные картины мира, рассказать занимательные и поучительные истории, сказки, научить мечтать о будущем.

Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми и смелыми людьми. Чтобы они любили книгу, а книга помогала им жить.

До последнего дня своей жизни, а умер он 4 июня 1964 года, Самуил Яковлевич Маршак не расставался с пером и бумагой.

Читать книги С.Я. Маршака — радость и удовольствие.

Так давайте откроем дверь «Дома Маршака» и посмотрим, что же нас там ждёт, что мы можем увидеть, с кем встретиться.

Я приглашаю на сцену учеников 4 «Б» класса.

1в. «Читатель мой особенного рода,

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знакомится

С читателем двухтысячного года».

2 в. «Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега во дворе».

«Жил человек рассеянный

На улице Бассейной...»

Знакомы вам эти строчки?

Конечно, их написал Самуил Яковлевич Маршак.

1 в. Прежде чем отправиться на экскурсию по дому, который построил Маршак, мы хотим вам загадать загадки. Готовы?

2 в. Шумит он в поле и в лесу,

а в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

(Дождь)

1 в. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сегодня на носу.

(Очки)

2 в. Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью — под кроватью.

(Ботинки)

1в. Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб.

Поломала

Зуб, зуб.

(Пила)

2в. Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час,

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы)

1 в. Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч)

2 в. В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

1в. Ребята! Все эти загадки сочинил Самуил Яковлевич Маршак.

Продолжим знакомство с творчеством писателя.

1. Я приглашаю на сцену учеников 1 «А» класса. Давайте посмотрим, что же они нам приготовили.

(Инсценировка стихотворений из цикла Друзья-товарищи»)

2. На сцене ученики 1 «Б» класса.

(Инсценировка стихотворения «Книжка про книжки»

3. На сцене ученики 2 «Б» класса

(Сценка из сказки «Кошкин дом»)

4. На сцене ученики 2 «А» класса

(Сценка из сказки «Про козла»)

5. На сцене ученики 3 «А» класса

(Инсценировка стихотворения «Про одного ученика и шесть единиц»)

6. На сцене ученики 3 «Б» класса

(Инсценировка стихотворения «Кот и лодыри»)

7. На сцене ученика 4 «А» класса

«Сценка из сказки «Двенадцать месяцев»)

Конечно за такое короткое время мы познакомились с очень малой частью произведений этого прекрасного поэта, переводчика, человека. А стихов у него «многое множество» (так говорил сам Маршак).

А сейчас я приглашаю на сцену главную гостью нашего праздника. Встречайте «Королева книга».

(Королева книга обращается к учащимся со словами приветствия).

Итак, книга в моей жизни...Я, наверное, не смогу передать словами то светлое, яркое чувство, которое испытываю при чтении. Оно похоже на голубое летнее небо после дождя: только что разошлись тучи, и вот на небе появляется радуга...Неожиданно и ярко. С книгой я могу забыть обо всем, погрузиться в волшебный мир. Книга научила меня очень многому. И, если бы я могла перенестись в прошлое, то очень бы хотела сказать искренне спасибо всем авторам за их произведения. Знаменитые или не очень — не важно. Главное, что книга — вклад в культуру мира.

«Страницы книги пролистая

Познаешь мир, себя, людей.

Вот главный кодекс мой, устав:

Стремись же к знаниям скорей!»

Награждение лучших читателей библиотеки, лучший читающий класс.

Далее Королева книга приглашает на сцену учеников 1 «А» и 1 «Б» классов. Они посвящаются в юные читатели и им вручаются книги от учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов, сувенирное перо и памятка.

После вручения на сцену выходят ученики 4 «Б» класса.

Они читают стихи:

в 2. Дорогие ребята! Это одно из последних стихотворений С.Я. Маршака.

«Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья!

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы,

Не будет даже тишины,

Не станет темноты.

Нет, будет мир существовать!

И пусть меня в нем нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал и жил

И все, что мог, постиг.

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг».

в 2. Ребята! Эти строки он посвятил всем своим друзьям.

«Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепит здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условье.

Пусть каждый день, и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево!»

Праздник заканчивается.

Складчикова Г.Т. педагог- библиотекарь



Архив
МЕРОПРИЯТИЯ
    26 ноября в актовом зале Гимназии прошел веселый КВН, посвященный творчеству детских писателей: Николаю Носова и Виктора Драгунского, в котором приняли участие учащиеся 4-5 классов.

    Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака; прививать интерес к чтению; пополнять словарный запас учащихся через игровую творческую деятельность (инсценирование); развивать воображение, мышление, культуру общения; воспитывать доброе отношени

    6 апреля в библиотеке гимназии состоялся устный журнал «Война и дети»...

    В гимназии 23 марта в рамках недели детской и юношеской книги прошел праздник книги «Путешествие в Читай-город».