182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Проверяющая система e-Judge

GimnMoodle

Журнал Дневник

     
7 апреля 2009

ПО МАТЕРИАЛАМ ПОВЕСТИ С.В.КОВАЛЕВСКОЙ «ВОСПОМИНАНИЯ»

2-11 классы

Предисловие.

Настоящий сборник, созданный на основе повести С.В.Ковалевской «Воспоминания», содержит материал для контрольного списывания, диктантов, изложений и комплексного анализа текстов по русскому языку для учащихся 2-11 классов. В пособии реализуются идеи повторения и закрепления орфографических и пунктуационных правил, формирования практических навыков письма посредством работы с текстами, имеющими важное воспитательное и познавательное значение для учащихся гимназии, носящей имя Софьи Васильевны Ковалевской. Авторы сборника ставили своей целью подобрать текстовый материал в соответствии с современными требованиями к преподаванию русского языка, дающий учителю возможность творчески использовать различные методы активизации учащихся при проведении контрольного списывания, диктантов и изложений, интересный по содержанию.

Тексты адаптированы с учётом учебных целей, соответствуют возрастным интересам учащихся. Содержание и последовательность расположения материалов определены существующими программами по русскому языку. Для учеников начальной школы предлагаются простые, доступные пониманию тексты. Для учащихся 5-7 классов тексты диктантов и изложений становятся более сложными по содержанию, стилю, синтаксическим конструкциям. От учащихся 8-11 классов требуется уже более глубокое осмысление содержания, широкое обобщение знаний, полученных ранее, и применение их на практике. К некоторым диктантам и изложениям предлагаются дополнительные задания, носящие творческий характер. Задания носят примерный характер и могут быть заменены теми вопросами, которые, по мнению учителя, являются более актуальными для данного класса. По усмотрению учителя они могут не предлагаться.

К текстам можно обращаться на любом этапе обучения. В воспитательных целях их логично использовать в дни памяти С.В.Ковалевской, в связи с экскурсионными поездками в музей-усадьбу Полибино.

В составлении сборника приняли участие учителя гимназии Трифонова Н.П., Мохова И.К., Залесова Т.М., Лобанова Л.В., Максакова А.А., Рыжакова В.П., Голубева Л.В., Фомченкова Т.А., Гаврилова Т.А., Козлов С.Д.

Т.А.Гаврилова

2 КЛАСС

Контрольное списывание

Пробуждение.

Солнышко глядит в детскую. Мы открываем глазки. Няня тотчас угощает нас кофе. Ещё лежим, хватая друг дружку за голые ноги, кидаемся подушками...

Няня убирает детскую. Мы сидим на клеёнчатом диване и играем нашими игрушками. Нам не бывает скучно.

Гуляем только в хорошую погоду. В большие праздники ходим в церковь.

(50 слов)

Целесообразно повторить правописание слов с шипящими согласными, оставив на доске вместо гласных пробел.

Зимняя ночь.

Чудная зимняя ночь. Мороз такой сильный, что дух захватывает. Хотя луны и нет, но всё же светло от массы снега и от мириад звёзд, которые, словно крупные гвозди, так и понатыканы по всему небу. Они словно перекидываются друг с дружкой лучами, и каждая из них так удивительно мерцает, то вспыхнет вдруг ярко, то на мгновенье потускнеет.

(56 слов)

Списать, нарисовать иллюстрацию.

3 КЛАСС

Диктанты

Полибинский лес.

Почти к самой усадьбе Круковских примыкал с одной стороны лес. Про лес этот ходили в народе странные легенды. Жили в нём лешие и русалки. В самой чаще леса скрывались разбойники. Водились в лесу волки, рыси и медведи. Но не всё только страшное приходило из леса. Были в нём бесконечные запасы всякого добра. Водилось несметное количество дичи. Летом разной ягоде конца не было. Не успеет она отойти, подоспеют орехи, а затем начнётся грибное раздолье.

(63 слова)

Экспедиция в лес.

С вечера сделаны все распоряжения. С первым лучом солнца телеги стоят у крыльца. В доме слышна весёлая суета. Все хотят участвовать в весёлой поездке.

Первый привал у сторожки лесника. Телеги едут по вязкой лесной дорожке. Лес мрачный, у деревьев корявые стволы. По краям дороги ползёт орешина, бузина, ольшина. Ярко вспыхивает живописная рябина.

Начинают встречаться грибы. Вот уже полны корзины! Грибы белые, рыжики, подосиновики. А лисички, маслята и сыроежки мы не берём. И я долго потом вспоминаю это грибное царство.

(79 слов)

Слова для справок: сделаны, распоряжения, телега, участвовать, корявые, живописная, вспоминаю, вспыхивает.

Повторение правил: безударные гласные, парные согласные в конце и середине слова, непроизносимые согласные, словарные слова, шипящие согласные

Изложение

Поездка в Петербург.

Поездка в Петербург была делом не лёгким. Отправились мы с мамой в большом крытом возке на полозьях. Впереди ехали сани с поклажей и горничной.

Сколько приготовлений было к этой дороге! На кухне стряпали и жарили столько вкусных вещей, что их хватило бы на целую экспедицию.

Сначала ехали густым сосновым бором. Зимою лесные озёра в бору казались большими снежными полянами. На замёрзших стёклах возка выступали серебряные причудливые узоры. Бубенчики звучали, не умолкая.

Чудесная была эта дорога! И осталась она самым светлым воспоминанием моего детства.

4 КЛАСС

Изложения

Дядя Фёдор Фёдорович Шуберт.

Моя привязанность к другому моему дядюшке, единственному брату моей матери, Фёдору Фёдоровичу Шуберту, была совсем иного свойства.

Он жил постоянно в Петербурге и его приезд к нам в деревню считался настоящим событием. Мне было девять лет, когда он приехал к нам в первый раз.

О дядином приезде толковали много недель наперёд. Навстречу ему в губернский город, лежащий в 150 верстах от нашего имения, выслали карету. Но накануне того дня, когда его ожидали, к парадному крыльцу подъехала простая телега, запряжённая тройкой почтовых кляч и из неё выскочил молодой человек.

- Боже мой! Да ведь это брат Федя. - вскрикнула мама, выглянув из окна.

- Дяденька, дяденька приехали! - разнеслось по всему дому, и все мы выбежали в переднюю встречать гостя.

Во время обеда я не спускаю с него глаз... Чем больше я смотрю на моего нового дядю, тем больше он мне нравится.

Путешествие в мир математики.

Когда мы переехали жить в деревню, весь дом пришлось переклеить новыми обоями. Но на одну из наших детских обоев не хватило. В ожидании обновления обиженная комната простояла много лет.

По счастливой случайности на её оклейку были использованы листы лекций профессора Остроградского о дифференцированном и интегральном исчислении. Эти лекции достались моему отцу ещё в молодости.

Листы эти обратили на себя моё внимание. Целыми часами я простаивала у стены. Мне хотелось понять порядок и смысл формул.

Много лет спустя в Петербурге мой преподаватель Александр Николаевич Страннолюбский был очень удивлен моим знаниям таких сложных вещей.

(92 слова)

Мама.

Иногда заглянет к нам в детскую мама. Когда я вспоминаю мою мать в этот период моего детства, она всегда представляется мне совсем молоденькой, очень красивой женщиной. Я вижу её всегда веселой и нарядной. Чаще всего она вспоминается мне в бальном платье, декольте, с голыми руками, со множеством браслетов и колец. Она собирается куда-нибудь в гости, на вечер, и зашла проститься с нами.

Лишь только она покажется, бывало, в дверях детской, Анюта тотчас подбежит к ней, начнет целовать ей руки и шею, рассматривать и перебирать всё её золотые безделушки.

- Вот и я буду такая красавица, как мама, когда вырасту! – говорила она, нацепляя на себя мамины украшения и становясь на цыпочки, чтобы увидеть себя в маленьком зеркальце, висящем на стене. Это очень забавляет маму.

Отец.

Отец любил быть один, и у него был свой собственный мир, в который никто из домашних не допускался. По утрам он уходил на хозяйственную прогулку один или в обществе управляющего; почти всю остальную часть дня сидел в своём кабинете. Кабинет этот, лежавший совершенно в стороне от других комнат, составлял как бы святую святых в доме; даже мать наша и та никогда не входила в него, не постучавшись предварительно; детям и в голову бы не пришло явиться в него без приглашения.

Поэтому, когда скажет, бывало, гувернантка: «Ступай к отцу, похвастайся ему, как ты вела себя!» - я испытываю настоящее отчаяние. Я плачу, упираюсь, но гувернантка неумолима, и взяв меня за руку, подводит или, вернее, протаскивает через длинный ряд комнат к двери в кабинет и тут предоставляет меня моей участи, а сама уходит.

5 класс

Контрольные материалы по русскому языку для 5-6 класса

1.Начала комплексной работы с текстом.

Самые ранние годы моей жизни.

Как бы то ни было, вот та картина, которая одна из первых рисуется передо мною всякий раз, когда я начинаю вспоминать самые ранние годы моей жизни.

Гул колоколов. Запах кадила. Толпа народа выходит из церкви. Няня сводит меня за руку с паперти, бережно охраняя меня от толчков. «Не ушибите ребеночка!» - умоляет она поминутно теснящихся вокруг нас людей.

При выходе из церкви к нам подходит знакомый няни в длинном подряснике (должно быть, дьякон или дьячок) и подает ей просфору: «Кушайте на здоровье, сударыня», - говорит он ей.

А ну-ка, скажите, как вас зовут, моя умница? - обращается он ко мне.

Я молчу и только гляжу на него во все глаза.

Стыдно, барышня, не знать своего имени! - трунит надо мной дьячок.

Скажи, маточка: меня, мол, зовут Сонечка, а мой папаша генерал Крюковской! - поучает меня няня.

Я стараюсь повторить, но выходит, должно быть, не складно, так как и няня, и её знакомый смеются.

Знакомый няни провожает нас до дому. Я всю дорогу припрыгиваю и повторяю слова няни, коверкая их по-своему. Очевидно, этот факт для меня ещё нов, и я стараюсь запечатлеть его в моей памяти..

Подходя к нашему дому, дьячок указывает мне на ворота.

- Видите ли, маленькая барышня, на воротах висит крюк, - говорит он, - когда вы забудете, как зовут вашего папеньку, вы только подумайте: «висит крюк на воротах Крюковского – сейчас и вспомните».

И вот, как ни совестно мне в этом признаться, этот плохой дьячковский каламбур врезался в моей памяти и составил эру в моём существовании; с него веду я моё летосчисление, первое возникновение во мне отчетливого представления, кто я такая, какое моё положение в свете.

Соображая теперь, я думаю, что мне было тогда года два-три и что происходила эта сцена в Москве, где я родилась. Отец мой служил в артиллерии, и нам часто приходилось переезжать из города в город, следуя за ним по делам службы.

1.Выразительное чтение текста: определить логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения.

2.Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3.Озаглавите текст. Объясните смысл названия: на что он указывает – на тему или основную мысль текста?

4.Докажите, что это текст.

5.Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением, контаминированным) является данный текст.

6.Какие средства связи между предложениями используются в тексте третьего абзаца: цепная, параллельная, их сочетание).

7.Объясните, пользуясь словарем, значение слов: дьякон, просфора, сударыня, барышня.

8.Подберите синонимы к слову запечатлеть (в тексте это слово подчеркнуть) и антоним. 9.Во втором абзаце снизу найдите многозначное слово. В каком значении оно употреблено?

II. Написать подробное изложение.

Диктант.

(Правописание -тся, -ться у глаголов, безударные гласные, чередование гласных, безударные личные окончания глаголов).

Детская наша так и рисуется перед моими глазами. Большая, но низкая комната. Стоит няне стать на стул, и она свободно достает рукою до потолка. Мы все трое спим в детской; были толки о том, чтобы перевести Анюту спать в комнату её гувернантки, француженки, но она не захотела и предпочла остаться с нами.

Наши детские кроватки, огороженные решетками, стоят рядом, так что по утрам мы можем перелезать друг к другу, не спуская ног на пол. Несколько поодаль стоит большая нянина кровать, над которой высится целая гора перин и пуховиков. Это – нянина гордость. Иногда днем, когда няня в добром расположении духа, она позволяет нам поваляться на своей постели. Мы взбираемся на неё при помощи стула, но лишь только мы взберемся на самый верх, гора эта тотчас под нами проваливается, и мы погружаемся в мягкое море пуха. Это нас очень забавляет.

Изложение с элементами сочинения.

По английской манере, меня каждое утро обливают водой. Одна секунда резкого, дух захватывающего холода, потом точно кипяток прольётся по жилам, и затем во всем теле остается удивительно приятное ощущение необыкновенной живучести и упругости.

Теперь уже совсем рассвело. Мы выходим в столовую. На столе пыхтит самовар, дрова в печке трещат, и яркое пламя отсвечивается и множится в больших замерзших окнах. Сонливости во мне не осталось более и следа. Напротив того, у меня теперь так хорошо, так беспричинно радостно на душе; так хотелось бы шуму, смеха, веселья! Ах, если бы у меня был товарищ, ребенок моих лет, с которым можно бы подурачиться, повозиться, в котором бы, так же как и во мне, ключом кипел избыток молодой, здоровой жизни! Но такого товарища нет у меня, я пью чай сам-друг с гувернанткой, так как другие члены семьи, не исключая и брата, и сестры, встают гораздо позднее. Мне так неудержимо хочется чему-нибудь радоваться и смеяться, что я делаю даже слабые попытки заигрывания с гувернанткой. На беду, она сегодня не в духе, что часто случается с ней по утрам, так как она страдает болезнью печени; поэтому она считает своим долгом усмирить неуместный порыв моей веселости, заметив мне, что теперь время для ученья, а не для смеха.

Дополните текст ответом на вопрос:

1.Какого товарища хотели бы вы иметь?

2.Имеете ли вы товарища? Каков он? (7-10 предложений).

Вопрос на выбор.

Сжатое изложение.

Игру в мяч я не особенно люблю; мне теперь уже двенадцать лет; я сама считаю себя уже совсем большой, и мне даже обидно, что гувернантка еще считает меня способной увлекаться такою детскою забавой, как игра в мяч; тем не менее я выслушиваю приказание с большим удовольствием, так как оно предвещает мне полтора часа свободы.

Верхний этаж принадлежит специально маме и Анюте, но теперь они обе сидят в своих комнатах; в большой зале никого нет.

Я несколько раз обегаю вокруг залы, погоняя перед собою мячик; мысли мои уносятся далеко. Как у большинства одиноко растущих детей, у меня уже успел сложиться целый богатый мир фантазий и мечтаний, существование которого и не подозревается взрослыми. Я страстно люблю поэзию; самая форма, самый размер стихов доставляют мне необычайное наслаждение; я с жадностью поглощаю все отрывки русских поэтов, какие только попадаются мне на глаза, и я должна сознаться – чем высокопарнее поэзия, тем она более приходится мне по вкусу. Баллады Жуковского долго были единственными известными мне образцами русской поэзии. В доме у нас никто особенно этою отраслью литературы не интересовался, и хотя у нас была довольно большая библиотека, но она состояла преимущественно из иностранных книг; ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Некрасова в ней не было. Я никак не могла дождаться того дня, когда в первый раз досталась мне в руки хрестоматия Филонова, купленная по настоянию нашего учителя. Это было настоящим откровением для меня. В течение нескольких дней спустя я ходила как сумасшедшая, повторяя строфы из «Мцыри» или из «Кавказского пленника», пока гувернантка не пригрозила, что отнимет у меня драгоценную книгу.

Самый размер стихов всегда производил на меня такое чарующее действие, что уже с пятилетнего возраста я сама стала сочинять стихи. Но гувернантка моя этого занятия не одобряла; у нее в уме сложилось вполне определенное представление о том здоровом, нормальном ребенке, из которого потом выйдет примерная английская мисс, и сочинение стихов с этим представлением никак не вяжется. Поэтому она жестоко преследует все мои стихотворные попытки; если, на мою беду, ей попадется на глаза клочок бумажки, исписанный моими виршами, она тотчас же приколет его мне к плечу, и потом, в присутствии брата и сестры, декламирует мое несчастное произведение, разумеется, жестоко коверкая и искажая.

Однако гонение это на мои стихи не помогало. В двенадцать лет я была глубоко убеждена, что буду поэтессой. Из страха гувернантки я не решалась писать своих стихов, но сочиняла их в уме, как старинные барды, и поверяла их моему мячику. Погоняя его перед собой, я несусь,

бывало, по зале и громко декламирую два моих поэтических произведения, которыми особенно горжусь: «Обращение бедуина к его коню» и «Ощущение пловца, ныряющего за жемчугом». В голове у меня задумана длинная поэма «Струйка», нечто среднее между «Ундиной» и «Мцыри», но из нее готовы пока только первые десять строф. А их предполагается 120.

Выделить главные мысли в каждом абзаце, ясно изложить суть каждой.

Варианты работы. Составить план, определив темы абзаца, выделить ключевые словосочетания, и написать изложение, раскрыв микротемы.

Материал для зачета по теме «Глагол» и пунктуационному анализу.

Иногда и я испытываю желание прил...скат...ся к маме, взобрат...ся к ней на колени; но эти попытки как-то всегда оканчивают...ся тем, что я, по неловкости, то сделаю маме больно, то разорву ей платье и потом убегу со стыдом и спрячусь в угол. Поэтому у меня стала разв...ват...ся какая-то дикость по отношению к маме, и дикость эта еще увеличивалась тем, что мне часто случалось слышать от няни, будто Анюта и Федя – мамины любимчики, я же – нелюбимая.

Не знаю, была ли это правда или нет, но няня часто повторяла это, не стесняясь моим присутствием. Может быть, это ей только так казалось именно потому, что она сама любила меня гораздо больше других детей. Хотя она одинаково вырастила нас всех троих, но меня почему-то считала по преимуществу своей питомицей и потому обижалась за меня за всякую оказываемую мне, по ее мнению, обиду.

Анюта, как значительно старшая, пользовалась, разумеется, большими преимуществами против нас. Она росла вольным казаком, не признавая над собой никакого начала. Ей был открыт свободный доступ в гостиную, и она с малолетства заслужила себе репутацию прелестного ребенка и привыкла занимать гостей своими остроумными, подчас очень дерзкими выходками и замечаниями. Мы же с братом показывались в парадных комнатах только в экстренных случаях; обыкновенно мы и завтракали, и обедали в детской.

Иногда, когда у нас бывали гости к обеду, в детскую вбежит ко времени десерта мамина горничная, Настасья.

- Нянюшка, оденьте поскорей Феденьке его голубую шёлковую рубашечку и ведите его в столовую! Барыня хотят его гостям показать, - говорит она.

А Сонечку во что приказано одеть? - спрашивает няня сердитым голосом, так как уже предвидит, какой будет ответ.

Сонечку не надо. Она и в детской посидит! Она у нас домоседка! - с хохотом отвечает горничная, зная, как этот ответ рассердит нянюшку.

И, действительно, няня усматрива...т в этом желании показать гостям одного Феденьку жестокую обиду мне и долго потом ходит сердитая, бормоч...т что-то под нос, глядит на меня соболезнующим взором и, проводя рукой по моей голове, приговарива...т: «Бедная ты моя, ясонька!»

1.Вставить пропущенные буквы в глаголах первого абзаца, обозначить орфограмму.

2.Во втором абзаце найти все глаголы прошедшего времени, доказав графически, что это грамматическая форма прошедшего времени, определив наклонение этих глаголов.

3.У этих глаголов выделить и обозначить все орфограммы.

4.В первом предложении первого абзаца определить, какими членами предложения являются глаголы.

5.Определить способ словообразования глаголов приласкаться, сделаю.

6.В предложении «Нянюшка, оденьте поскорей...» определите в какой форме стоят глаголы оденьте и ведите.

7.Найдите, чем осложнена прямая речь в этом предложении.

8.В последнем абзаце вставить гласные в безударные личные окончания глаголов.

\9.Найдите в прямой речи этого предложения стилистически окрашенное слово.

10.Во втором предложении первого абзаца найти безличное предложение.

Контрольное списывание.

Вот вечер. Няня уже уложила меня и брата в кроватку, но сама еще не сняла с головы своей неизменной шелковой косынки, снятие которой обозначает у нее переход от бдения к покою. Она сидит на диване перед круглым столом и в обществе Настасьи распивает чай.

В детской полутемно. Из мрака выступает только желтым пятном грязноватое пламя сальной свечи, с которой няня подолгу забывает «снять», а в противоположном углу комнаты голубенький, трепещущий огонек лампадки вырисовывает на потолке причудливые узоры и ярко озаряет благословляющую руку спасителя, рельефно выступающую из посеребренной ризы.

Совсем почти рядом со смой я слышу ровное дыхание спящего брата, а из угла, за лежанкой, доносится тяжелое носовое посвистывание приставленной к нам для услуг девочки, курносой Феклуши, нянюшкиной souffre-douleur. Она спит тут же в детской на полу, на куске серого войлока, который она расстилает по вечерам, о на день прячет в чуланчик.

Няня и Настасья разговаривают вполголоса и, воображая себе, что мы крепко спим, не стесняясь перебирают все домашние события. А я между тем не сплю, а, напротив того, внимательно прислушиваюсь к тому, что они говорят. Много я, разумеется, не понимаю; многое мне не интересно; случается, я засну посередине какого-нибудь разговора, которые доходят до моего сознания, складываются в нем в фантастические образы и оставляют по себе неизгладимый след на всю жизнь.

Ну, как же мне не любить ее, мою голубушку, больше других детей, - слышу я, говорит няня, и я понимаю, что речь идет обо мне. - Ведь я ее, почитай, одна совем вынянчила. Другим до нее и дела не было. Когда Анюточка-то у нас родилась, на нее и папенька, и маменька, и дедушка, и тетушки наглядеться не могли, потому что она первенькая была. Я ее, бывало, и понянчить-то как следует не успею: поминутно то тот, то другой ее у меня возьмет! Ну, а с Сонечкой другое было дело.

6 КЛАСС

Контрольный диктант.

(На усвоение пунктуации при причастных и деепричастных оборотах, правописание неопределенных местоимений, частицы не с разными частями речи).

Уехали мы в апреле. В Петербурге стояла еще зима; было холодно и скверно. Но в Витебске нас встретила уже настоящая весна, совсем неожиданно, в каких-нибудь два дня вступившая во все свои права. Все ручьи и реки выступили из берегов и разлились, образуя целые моря. Земля таяла. Грязь была невообразимая.

По шоссе все шло кое-как, но, доехав до нашего уездного города, нам пришлось оставить на постоялом дворе нашу дорожную карету и нанять два плохих тарантасика. Мама и кучер ехали и беспокоились: как-то мы доберемся! Мама главным образом боялась, что отец будет упрекать ее, зачем она так долго засиделась в Петербурге. Однако, несмотря на все аханья и стоны, ехать было отлично.

Помня я, как мы, уже поздно вечером, проезжали бором. Ни мне, ни сестре не спалось. Мы сидели молча, еще раз переживая все разнообразные впечатления прошедших трех месяцев и жадно втягивая в себя тот пряный, весенний запах, которым пропитан был воздух. У обеих до боли щемило сердце каким-то томительным ожиданием.

Мало-помалу совсем стемнело. По причине дурной дороги мы ехали шагом. Ямщик, кажется, задремал на козлах и не прикрикивал на лошадей: слышась только шлепанье их подков по грязи да слабое, порывистое бряцанье бубенчиков. Бор тянулся по обеим сторонам дороги, темный, таинственный, непроницаемый. Вдруг, при выезде на полянку, из-за леса словно всплыла луна и залила нас серебристым светом, да так ярко и так неожиданно, что нам даже жутко стало.

Контрольное изложение.

Помнится, мне снился в эту ночь чудесный сон. Вообще это очень странно: когда бы в жизни не обрушивалось на меня большое, тяжелое горе, всегда потом, в следующую за тем ночь, снились мне удивительно хорошие, приятные сны. Но как тяжела зато бывает минута пробуждения! Грезы еще не совсем рассеялись; во всем теле, уставшем от вчерашних слез, чувствуется после нескольких часов живительного сна приятная истома, физическое довольство от восстановившейся гармонии. Вдруг, словно молотком, стукнет в голове воспоминание того ужасного, непоправимого, что совершилось вчера, и душу охватит сознание необходимости снова начать жить и мучиться.

Много есть в жизни скверного! Все виды страдания отвратительны! Тяжел пароксизм первого острого отчаяния, когда все существо возмущается и не хочет покориться и постигнуть еще не может всей тяжести утраты. Едва ли не хуже еще следующие за тем долгие, долгие дни, когда слезы уже все выплаканы и возмущение улеглось, и человек не бьется головой о стену, а сознает только, как под гнетом обрушившегося горя у него на душе совершается медленный, невидимый для других процесс разрушения и одряхления.

Все это очень скверно и мучительно, но все же первые минуты возвращения к печальной действительности после короткого промежутка бессознательности – чуть ли не самые тяжелые из всех.

а) Озаглавить текст.

б) Как вы понимаете слова «..и человек не бьется головой о стену, а сознает только, как под гнетом обрушившегося горя у него на душе совершается медленный, невидимый для других процесс разрушения и одряхления.»

Сжатое изложение с элементами сочинения.

Послеобеденные беседы с дядей Федором Федоровичем Шубертом.

Главную прелесть моих бесед с дядей составляло именно то, что мы оставались с ним вдвоем, что я имела его совсем для себя одной, и я уже наперед чувствовала, что присутствие глупенькой Оли все испортит.

Поэтому я встретила мою приятельницу с гораздо меньшим удовольствием, чем обыкновенно. «Не увезут ли ее сегодня пораньше?» - думалось мне с тайной надеждой в течение всего утра. Но нет! Оказалось, что Оля уедет только поздно вечером. Что было делать? Скрепя сердце, я решилась открыться моей подруге и попросить ее не мешать мне.

Слушай, Оля, - сказала я ей вкрадчивым голосом: - я буду весь день играть с тобой и делать решительно все, что ты ни захочешь. Но уж после обеда, сделай милость, уйди ты куда-нибудь и оставь меня в покое. После обеда я всегда разговариваю с моим дядей, и нам тебя совсем не надо!

Оля согласилась на мое предложение, и я в течение всего дня честно исполняла мою часть договора. Я играла с ней во все игры, какие она ни придумывала, брала на себя роли, какие она мне ни назначала, из барыни превращалась в кухарку и из кухарки в барыню, по первому ее слову. Наконец, позвали нас к обеду. За столом я сидела как на иголках. «Сдержит ли Оля свое слово?» - думалось мне, и я исподтишка с беспокойством поглядывала на свою подругу, выразительными взглядами напоминая ей наш договор.

После обеда я, по обыкновению, подошла к папеньке и маменьке к ручке, а потом протиснулась к дяде и ждала, что-то он скажет.

Ну что, девочка, будем мы сегодня беседовать? - спросил дядя, ласково ущипнув меня за подбородок. Я так и подпрыгнула от радости и, весело ухватившись за его руку, собиралась уже идти с ним в наш заветный уголок. Но вдруг увидела, что вероломная Оля тоже направляется вслед за нами.

Оказалось, что мои уговоры только испортили дело. Очень может быть, что если бы я ей ничего не говорила, она, увидя, что мы с дядей собираемся беседовать о серьезном и питая спасительный страх ко всему, что напоминает ученье, сама поторопилась бы от нас убежать. Но видя, что я так дорожу рассказами дяди и что я хочу во что бы то ни стало от нее отделаться, она вообразила себе, что мы, вероятно, говорим о чем-нибудь очень интересном, и ей захотелось тоже послушать.

А можно и мне пойти с вами? - спросила она умоляющим голосом, подняв на дядю свои голубые умильные глаза.

Разумеется, можно, милочка, - ответил дядя и взглянул на нее очень ласково, очевидно любуясь ее хорошеньким розовым личиком.

Я бросила на Олю гневный, негодующий взгляд, который, однако, не сконфузил ее нимало.

Да ведь Оля этих вещей не знает. Она все равно ничего не поймет, - попробовала я заметить сердитым голосом. Но и эта попытка отделаться от навязчивой подруги ни к чему не повела.

Ну, так мы будем говорить сегодня о вещах попроще, так, чтобы и Оле было интересно, - сказал дядя добродушно, и взяв нас обеих за руки, направился с нами к дивану.

Я шла в угрюмом молчании. Эта беседа втроем, причем дядя будет говорить для Оли, соображаясь с ее вкусами и ее пониманием, была вовсе не тем, чего мне хотелось. Мне казалось, что у меня отняли что-то принадлежащее мне по праву, неприкосновенное и дорогое.

Ну, Софа, полезай ко мне на колени! - сказал дядя, по-видимому, и не замечая совсем моего дурного расположения духа.

Но я чувствовала себя столь обиженной, что это предложение не смягчило меня нисколько.

Не хочу! - ответила я сердито и, отойдя в угол, надулась.

Дядя посмотрел на меня удивленным, смеющимся взглядом. Понял ли он, какое ревнивое чувство шевелилось у меня на душе, и захотелось ли ему подразнить меня – я не знаю, но он вдруг обратился к Оле и сказал ей: «Что ж, если Соня не хочет, садись ты ко мне на колени!»

Оля не заставила повторить себе это приглашение дважды и, прежде чем я опомнилась, прежде чем я успела сообразить, что случилось, она уже оказалась на моем месте у дяди на коленях. Этого уже я никак не ожидала! Что дело примет такой ужасный оборот – не входило мне в голову. Мне буквально показалось, что земля проваливается под моими ногами.

Я была слишком поражена, чтобы выразить какой бы то ни было протест; я только молча широко раскрытыми глазами глядела на мою счастливую подругу; а она, чуть-чуть сконфуженная, но все же очень довольная, восседала себе у дяди на коленях как ни в чем ни бывало. Сложив свой маленький ротик в уморительную гримаску, она силилась придать своему круглому детскому личику выражение серьезности и внимания. Вся она раскраснелась, даже шейка и голые ручонки стали пунцовыми.

Глядела я на нее, глядела, и вдруг – клянусь, я теперь и сама не знаю, как это случилось, - произошло нечто ужасное. Меня точно подтолкнул кто-то. Не отдавая себе отчета в том, что я делаю, я вдруг, неожиданно для самой себя, вцепилась зубами в ее голую, пухленькую ручонку, немножко повыше локтя, и прокусила ее до крови.

Мое нападение было так внезапно, так неожиданно, что в первую секунду все мы трое остались ошеломленными и только молча глядели друг на друга. Но вдруг Оля пронзительно взвизгнула, и от визга ее все очнулись.

Стыд, горький, отчаянный стад охватил меня. Я опрометью побежала вон из комнаты. «Гадкая, злая девчонка!» - напутствовал меня рассерженный голос дяди.

Обычным убежищем во всех важных бедах моей жизни была комната, принадлежащая прежде Марье Васильевне, теперь отведенная нашей бывшей няне. Там и теперь искала я спасенья. Спрятав голову в колени доброй старушки, я рыдала долго и продолжительно, и няня, видя меня в таком положении, не расспрашивала меня ни о чем, а только, гладя мои волосы, осыпала меня ласкательными именами. «Бог с тобой, моя ясонька! Успокойся, родная!» - говорила она, и мне, в моем возбужденном состоянии духа, так отрадно было выплакаться хорошенько у нее на коленях.

По счастью, в этот вечер гувернантки моей не было дома: она на несколько дней уехала в гости к соседям. Поэтому никто не хватился меня. Я могла вволю наплакаться у няни. Когда я несколько успокоилась, она напоила меня чайком и уложила в кроватку, где я в ту же секунду уснула крепким, свинцовым сном.

Но, когда я проснулась на следующее утро и вдруг вспомнила, что было вчера, мне стало так стыдно, что я думала, что никогда больше не решусь глядеть в глаза людям. Однако все обошлось гораздо лучше, чем я ожидала. Олю увезли еще вчера вечером. Очевидно, она была так благородна, что не нажаловалась на меня. По лицам всех в доме было видно, что они ничего не знают. Никто не попрекал меня вчерашним, никто не дразнил меня. Дядя, и тот делал вид, будто ничего особенного не произошло.

Однако, странное дело, с этого дня чувства мои к дяде совсем изменили свой характер. Послеобеденные наши беседы не возобновлялись более. Вскоре после этого эпизода он уехал назад в Петербург, и хотя впоследствии мы часто встречались, и он всегда был очень добр ко мне, и я его очень любила, но прежнего обожания к нему я уже никогда больше не испытывала.

Ответить на вопрос: «Почему после приезда Оли чувства Сони к дяде изменили свой характер?»

Комплексная работа с текстом.

Но, боже мой, что я увидела!

Они сидели рядом на маленьком диване. Комната слабо освещалась лампой с большим абажуром; тень падала прямо на сестру, так что я не могла разглядеть ее лица; но лицо Достоевского я видела ясно: оно было бледно и взволнованно. Он держал Анютину руку в своих и, наклонившись к ней, говорил тем страстным, порывчатым шепотом, который я так знала и так любила.

Голубчик мой, Анна Васильевна, поймите же, ведь я вас полюбил с первой минуты, как вас увидел; да и раньше, по письмам уже предчувствовал. И не дружбой я вас люблю, а страстью, всем моим существом...

У меня в глазах помутилось. Чувство горького одиночества, кровной обиды охватило меня, и кровь сначала как будто вся хлынула к сердцу, а потом горячей струей бросилась в голову.

Я опустила портьеру и побежала вон из комнаты. Я слышала, как застучал опрокинутый мною нечаянно стул.

Это ты, Соня? - окликнула меня встревоженный голос сестры. Но я не отвечала и не останавливалась, пока не добежала до нашей спальни, на другом краю квартиры, в конце длинного коридора. Добежав, я тотчас же принялась раздеваться торопливо, не зажигая свечи, срывая с себя платье, и полуодетая бросилась в постель и зарылась с головой под одеяло. У меня в эту минуту был один страх: неравно сестра придет за мной и позовет назад в гостиную. Я не могла их теперь видеть.

Еще не испытанное чувство горечи, обиды, стыда переполняло мою душу, главное – стыда и обиды. До сей минуты я даже в сокровенных моих помышлениях не отдавала себе отчета в своих чувствах к Достоевскому и не говорила сама себе, что влюблена в него.

а) В предложении «Комната слабо освещалась лампой с большим абажуром; тень падала прямо на сестру, так что я не могла разглядеть ее лица; но лицо Достоевского я видела ясно: оно было бледно и взволнованно» определить грамматическую основу, указав, чем выражены главные члены предложения.

б) В первом абзаце найти деепричастный оборот, определив его синтаксическую роль.

в) Из первого абзаца выписать все местоимения, определив их разряд.

г) Из 4,5,6 абзацев выписать все причастия, определив грамматические признаки.

д) Из пятого абзаца выписать деепричастие с частицей не.

е) Из шестого абзаца выписать предложение, где есть причастный оборот, который не выделяется запятой.

ё) Из шестого абзаца выписать причастие с частицей не, доказать правильность написания.

ж) Из пятого абзаца выписать употребление не с другими грамматическими формами, исключая деепричастие. Определить эти части речи.

з) В шестом абзаце найти стилистически окрашенное местоимение.

и) В шестом абзаце найти местоимение, которое не употребляется в именительном падеже. Определить его разряд.

Дополнительное задание:

1)В шестом абзаце найти прилагательное в форме простой превосходной степени.

2)В В первом абзаце найти слово, где есть непроизносимый согласный звук, и слово, где его нет, но ученик может ошибочно его почувствовать.

3)Определите способ словообразования слова длинного.

7 КЛАСС

Изложение.

- Барышня, вставать пора! – раздается над самым моим ухом, и Дуняша безжалостной рукой стягивает с меня одеяло.

На дворе только начинает светать, и первые бледные лучи холодного зимнего утра, смешиваясь с желтоватым светом стеариновой свечи, придают всему какой-то мертвенный, неестественный вид. Есть ли что-нибудь неприятнее на свете, как вставать при свечах! Я сажусь в постели на корточках и медленно, машинально начинаю одеваться, но глаза мои невольно опять слипаются и приподнятая с чулком рука так и застывает в этом положении.

За ширмами, за которыми спит гувернантка, уже слышится плескание воды, фырканье и энергичное обтирание.

- Не мямли, Соня! Если ты не будешь готова через четверть часа, ты выйдешь к завтраку с билетиком «лентяйки» на спине! – раздается грозный голос гувернантки.

С этой угрозой шутить нельзя. Телесные наказания изгнаны из нашего воспитания, но гувернантка придумала заменить их другими мерами устрашения; если я в чём-нибудь провинюсь, она пришпиливает к моей спине бумажку, на которой крупными буквами значится моя вина, и с этим украшением я должна являться к столу. Я до смерти боюсь этого наказания; поэтому угроза гувернантки имеет способность мгновенно разогнать мой сон. Я моментально спрыгиваю с кровати. У умывальника уже ждет меня горничная с поднятым кувшином с одной и с большим лохматым полотенцем в другой руке. Одна секунда резкого, дух захватывающего холода, потом точно кипяток прольется по жилам, и затем во всем теле остается удивительно приятное ощущение необыкновенной живучести и упругости.

Теперь уже совсем рассвело. Мы выходим в столовую. На столе пыхтит самовар, дрова в печке трещат, и яркое пламя отсвечивает и множится в больших замерзших окнах. Сонливости во мне осталось не более и следа. Напротив того, у меня теперь так хорошо, так беспричинно радостно на душе…

1.Озаглавьте текст.

2.Напишите подробное изложение. Обратите особое внимание на то, как менялось настроение Сони в течение утра. Сохраните стилистические особенности текста.

Изложение.

Я в душе очень восхищалась своей мамой, которая казалась мне красивее и милее всех знакомых нам барынь; но в то же время я постоянно испытывала некоторую обиду: за что это она меня любит меньше других людей?

Сижу я, бывало, вечером в классной. Уроки мои к завтрашнему дню все уже готовы, но гувернантка всё ещё под разными предлогами не пускает меня наверх. Между тем сверху, из залы, которая расположена прямо над классной, доносятся звуки музыки. Мама имеет привычку играть по вечерам на фортепьяно. Она играет целыми часами, наизусть, сочетая, импровизируя, переходя от одной темы к другой. У неё очень много музыкального вкуса и удивительно мягкое туше, и я ужасно люблю слушать, как она играет. Под влиянием музыки и усталости от выученных уроков на меня находит наплыв нежности, желание к кому-нибудь прижаться, приголубиться. Остаётся уже несколько минут до вечернего чая, и гувернантка, наконец, отпускает меня. Я взбегаю наверх и застаю следующую сцену: мама уже перестала играть и сидит на диване, а по обеим её сторонам, прижавшись к ней, Анюта и Федя. Они смеются, болтают о чём-то так оживлённо, что и не замечают моего прихода. Я стою несколько минут возле них, молча, в надежде, что они меня заметят. Но они продолжают говорить о своём. Этого достаточно, чтобы охладить весь мой пыл. «Им и без меня хорошо,» - проходит у меня по душе горькое, ревнивое чувство и, вместо того чтобы броситься к маме и начать целовать её милые белые руки, как и представляла себе внизу, в классной, я забиваюсь куда-нибудь в угол, поодаль от них, и дуюсь, пока не позовут нас к чаю и вскоре затем пошлют меня спать.

1. Озаглавьте текст.

2. Напишите подробное изложение, сохраняя стилистические особенности текста.

3. Объясните, чем вызвано сложное отношение маленькой Сони к своей матери.

Диктанты.

Зимой в Полибино.

Лес, игравший большую роль в моих детских впечатлениях, примыкал к нашей усадьбе с одной стороны. С другой же лежал сад, спускавшийся к озеру, а за ним тянулись поля и луга. Кое-где из зелени выглядывали деревушки, более похожие на норки животных, чем на селения людей. Земля в Витебской губернии далеко не такая плодородная, как в чернозёмной полосе России. Белорусские крестьяне известны своей бедностью.

Среди этой дикой, малонаселённой местности странно выступал полибинский дом с его массивными каменными стенами, с его причудливой архитектурой, с его террасами, окаймлёнными летом гирляндами, с его обширными оранжереями и парниками.

Летом было ещё кое-какое оживление в крае, но зимой он весь как бы замирал и становился безлюдным. Снег заметал все дорожки сада и громадными сугробами накапливался к самому лесу. Куда ни глянешь, из окон везде белая безжизненная равнина. Часами не видно никого на большой дороге. Кое-где протащатся по ней мужицкие дровни, запряжённые тощей клячонкой. Потом опять долго нет на ней признака жизни или движения.

Объяснить учащимся значение и написание выделенных слов.

Наше имение.

Та местность, где находилось наше имение, была очень дика, но живописна. Витебская губерния известна своими громадными хвойными лесами и множеством больших красивых озёр. По некоторым её уездам проходят отроги Валдайской возвышенности. Нет в ней ещё таких широких равнин, как в центре России, и весь пейзаж носит характер извилистый и волнистый. Камня мало. Иногда вдруг наткнёшься среди поля или луга на большую гранитную глыбу, которая странно выступает из высокой сочной зелени. Увидя её, невольно спросишь себя: «Как она сюда попала? Не памятник ли это, оставленный какими-то неведомыми существами?» На самом деле глыба – это заносная гостья. Геологи утверждают, что принесена она сюда издалека и действительно представляет собой интересный памятник. Но памятник не вымершего народа и не сказочных гномов, а того великого ледникового периода, когда громадные скалы отрывались, как мелкие песчинки, и переносились на огромные расстояния под сокрушающим напором двигающегося впереди льда.

8 КЛАСС

Изложение.

Буду поэтессой.

Я несколько раз обегаю вокруг залы, погоняя перед собою мячик; мысли мои уносятся далеко. Как у большинства одиноко растущих детей, у меня уже успел сложиться целый богатый мир фантазий и мечтаний, существование которого и не подозревается взрослыми. Я страстно люблю поэзию; самая форма, самый размер стихов доставляют мне необычайное наслаждение; я с жадностью поглощаю все отрывки русских поэтов, какие только попадаются мне на глаза, и я должна сознаться – чем высокопарнее поэзия, тем она более приходится мне по вкусу. Баллады Жуковского долго были единственными известными мне образцами русской поэзии. В доме у нас никто особенно этою отраслью литературы не интересовался, и хотя у нас была довольно большая библиотека, но она состояла преимущественно из иностранных книг; ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Некрасова в ней не было. Я никак не могла дождаться того дня, когда в первый раз досталась мне в руки хрестоматия Филонова, купленная по настояниям нашего учителя. Это было настоящим откровением для меня. В течение нескольких дней спустя я ходила как сумасшедшая, повторяя строфы из «Мцыри» или из «Кавказского пленника», пока гувернантка не пригрозила, что отнимет у меня драгоценную книгу.

Самый размер стихов всегда производил на меня такое чарующее действие, что уже с пятилетнего возраста я сама стала сочинять стихи. Но гувернантка этого занятия не одобряла; у неё в уме сложилось вполне определённое преставление о том здоровом, нормальном ребёнке, из которого потом выйдет примерная английская мисс, и сочинение стихов с этим представлением никак не вяжется. Поэтому она жестоко преследует все мои стихотворные попытки; если, на мою беду, ей попадётся на глаза клочок бумажки, исписанный моими виршами, она тотчас же приколет его мне к плечу, и потом, в присутствии брата и сестры, декламирует моё несчастное произведение, разумеется, жестоко коверкая и искажая.

Однако гонение это на мои стихи не помогало. В двенадцать лет я была глубоко убеждена, что буду поэтессой. Из страха гувернантки я не решалась писать своих стихов, но сочиняла их в уме, как старинные барды, и поверяла их моему мячику. Погоняя его перед собой, я несусь, бывало, по зале и громко декламирую два моих поэтических произведения, которыми особенно горжусь: «Обращение

бедуина к его коню» и «Ощущение пловца, ныряющего за жемчугом». В голове у меня задумана длинная поэма «Струйка», нечто среднее между «Ундиной» и «Мцыри», но из неё готовы только первые десять строф. А их предполагается 120.

1.Напишите изложение.

2.Ответьте на вопрос: «Объясните, чем была вызвана у С.В.Ковалевской страстная любовь к поэзии ещё в детстве?»

Изложение.

Поездка в Петербург.

Выехали мы в январе, пользуясь хорошим последним зимним путём. Поездка в Петербург была делом не лёгким. Приходилось ехать вёрст шестьдесят по просёлочной дороге на своих лошадях, потом вёрст двести по шоссе на почтовых и, наконец, около суток по железной дороге. Отправились мы в большом крытом возке на полозьях. В нём помещались мама, Анюта и я, и везла шестёрка лошадей, а впереди ехали сани с горничной и поклажей, запряжённые тройкой с бубенчиками, и в течении всей дороги звонкий говор бубенчиков, то приближаясь, то удаляясь, то совсем замирая вдали, то вдруг опять возникая под самым нашим ухом, сопутствовал и убаюкивал нас.

Сколько приготовлений было к этой дороге! На кухне стряпали и жарили столько вкусных вещей, что их хватило бы, кажется, на целую экспедицию. Повар наш славился во всём околотке своею слойкой, и никогда не прилагал он столько старания к этому делу, как когда готовил сдобные пирожки на дорогу господам.

И что это была за чудная дорога! Первые шестьдесят вёрст шли бором, густым мачтовым бором, перерезанным только множеством озёр и озерков. Зимою эти озёра представляли из себя большие снежные поляны, на которых так ярко вырисовывались окружающие их тёмные сосны.

Днём было хорошо ехать, а ночью ещё лучше! Забудешься на минутку, вдруг проснёшься от толчка, и в первую минуту не можешь ещё опомниться. Наверху возка чуть теплиться маленький дорожный фонарик, освещая две странные спящие фигуры в больших мехах и в белых дорожных капорах. Сразу и не признаешь в них мать и сестру. На замёрзших стёклах возка выступают причудливые серебряные узоры; бубенчики звучат, не умолкая, - всё это как странно, непривычно, что сразу и не сообразишь ничего; только в членах чувствуется тупая боль от неловкого положения. Вдруг ярким лучом выступит в уме сознание: где мы, куда едем, и как много хорошего, нового предстоит впереди, - вся душа переполнится таким ярким, захватывающим счастьем!

Да, чудесная была эта дорога! И осталась она чуть ли не самым светлым воспоминанием моего детства.

1.Напишите изложение.

2. Ответьте на вопрос: «Почему поездка в Петербург стала для С.В.Ковалевской самым светлым воспоминанием детства?»

Диктант.

Летом разной ягоде конца не было. Сначала пойдёт, бывало, земляника, которая, правда, поспевает в лесу несколько позже, чем на полях, но зато бывает гораздо сочней и душистее. Не успеет она отойти, как уже, смотришь, пошла голубица, костяника, малина, потом брусника; а тут того и гляди, подоспеют орехи, а затем начинается грибное раздолье. Подберёзовиков и подосиновиков попадается немало и летом, но для груздей, для боровиков, для рыжиков настоящая пора осень. На баб, на девок да на ребятишек во всех окрестных деревнях находит в это время просто исступление какое-то. Из леса их силой не вытащишь. Целой гурьбой отправляются они в него с восходом солнца, вооружённые корзинами, чашками, лукошками, и до позднего вечера их и не жди домой. И жадность же у них какая является! Уже сколько, кажется, добра понатаскали они сегодня из лесу, а всё им мало! – завтра, чуть забрезжит свет, уж их опять в лес так и тянет. На сборе грибов все их мысли помутились; из-за грибов они все и домашние и полевые работы побросать готовы.

Диктант.

Волки.

Волки подходили иногда по ночам совсем близко к дому.

Сидит, бывало, вся семья Круковских за вечерним чаем. В большой зале рядом зажжена хрустальная люстра, и пламя свечей весело отражается и множится в больших стенных зеркалах. Вдоль стен расставлена дорогая штофная мебель. Перед окнами причудливо вырисовываются большие разрезные листья пальм и других оранжерейных растений. По столам разбросаны книжки и иностранные журналы.

Чай уже отпит, но детей ещё не услали спать.

Василий Васильевич курит трубку и раскладывает гранпасьянс. Елизавета Фёдоровна сидит за фортепьяно и разыгрывает сонату Бетховена или романс Шумана. Анюта расхаживает взад и вперёд по зале, уносясь воображением далеко, далеко действительности. Она видит себя среди блестящего общества царицей бала от…

Вдруг в дверях показывается Илья. Он молчит, но переминается с ноги на ногу – его всегдашняя привычка, когда он собирается сообщить что-нибудь особенное.

«Что тебе надо, Илья?» - окликает его, наконец, Василий Васильевич.

«Ничего-с, ваше превосходительство, - отвечает Илья с какой-то странной улыбкой. – Я пришёл только доложить, что волков собралось много на нашем озере. Не полюбопытствуют ли господа послушать?»

При этом известии дети приходят, разумеется, в неописуемое волнение и умоляют, чтобы им позволили выйти на крыльцо. Выказав некоторые опасения, как бы они не простудились, отец, наконец, сдаётся на их просьбы. Детей одевают в тёплые шубки, голову им обвязывают пуховым платком, и вот они выходят на террасу, сопровождаемые Ильёй.

Чудная зимняя ночь! Мороз такой сильный, что дух захватывает.

9 КЛАСС

Изложения.

Грибная страсть.

Теперь уже около шести часов утра. (Как странно: в обыкновенные дни спишь еще в постельке в это время, а сегодня уж чего, чего только не было!) Мешкать нельзя больше. Вся компания вразброд рассыпается по лесу, перекрикиваясь и аукая время от времени, чтобы не разойтись слишком далеко и не заплутаться в лесу.

Кто-то наберет всех больше грибов? Этот вопрос волнует теперь всех; у каждого разгорелось самолюбие. Соне кажется в эту минуту, что нет ничего важнее на свете для нее, как поскорей наполнить свою корзинку. «Господи, пошли мне много, много грибов!» — думает она, невольно влагая ужасно много страсти в эту молитву и, завидя издали красную чашечку подосиновика или черную головку подберезовика, со всех ног кидается в ту сторону, чтобы неравно кто не перебил у ней намеченную добычу. А сколько у неё бывает разочарований! То примет она сухой лист за гриб, то вдруг покажется ей плотная, светло-бурая шапочка боровика, скромно выползающая из моха. Схватит она ее с восторгом — глядь, а снизу не сплошное белое донышко, а глубокие разрезные бороздки. Оказывается, это просто молоденький, никуда не годный валуй принял сверху обманчивый вид боровика! Но всего обиднее для Сони, если она пройдет по какому-нибудь месту, ничего не заметя, а востроглазая Феклуша, чуть не из-под носу у ней, выхватит молоденький прелестный грибок. Эта несносная Феклуша! Она словно чутьем узнает, где гриб, просто из-под земли их выкапывает. У неё уже верхом полна вся корзина, и притом все больше белыми или рыжиками, подосиновиков — и тех мало, а лисичек, маслят и сыроежек она вовсе не берет. И что у ней за грибы! Все как на подбор — маленькие, чистые, красивенькие,— хоть сырыми их ешь! У Сони же корзина полна всего только наполовину, и то вон сколько в ней больших, дряблых шляпух, которых и показать стыдно...

1. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

2. Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания.

3. Какова стилистическая окраска слов МЕШКАТЬ, ГЛАДЬ? Подберите к ним синонимы.

4. Объясните постановку скобок во втором предложении. Прокомментируйте остальные знаки препинания в нём.

5. С помощью каких лексических и грамматических средств передаётся азарт Сони?

6. Проиллюстрируйте примерами из текста орфограмму «Правописание местоимений».

7. Перескажите текст (или напишите изложение), стараясь передать особенности стиля.

Изложение.

В три часа опять привал. На полянке, на которой пасутся распряженные лошади, кучер развел костер. Лакей бежит к ближнему ручью наполнять взятые с собой графины водой. Горничные разостлали на земле скатерть, ставят самовар, расставляют посуду. Господа садятся отдельной кучкой, прислуга, из почтения, размещается немножко поодаль от них. Но это разделение длится только первые четверть часа. Сегодня день такой особенный, что никаких сословных различий как будто и не существует. У всех один и тот же всепоглощающий интерес: грибы. Поэтому все общество скоро опять перемешивается. Каждому хочется похвастаться собственною добычей и посмотреть, что-то нашли другие. К тому же у всех теперь так много есть что порассказать друг другу; у каждого были свои приключения: кто вспугнул зайца, кто подсмотрел норку барсука, а кто чуть-чуть не наступил на змею.

Поевши и отдохнув немножко, опять идут по грибы. Но прежнего воодушевления уже нет. Усталые ноги тащатся с трудом. Большая корзина, хотя в ней теперь и мало грибов, вдруг стала так тяжела, что совсем оттягивает руку. Воспаленные глаза отказываются служить: то вдруг так ясно померещится гриб там, где его нет, а мимо настоящего гриба пройдешь, совсем его не приметив.

Соня теперь уже равнодушна к тому, наполняется ли ее корзина или нет, но зато она стала гораздо восприимчивее к другим впечатлениям леса. Солнце уже близко к закату; косые лучи скользят промеж голых стволов, окрашивая их в кирпично-бурый цвет. Маленькое лесное озеро с совсем плоскими берегами так неестественно спокойно и тихо, точно заколдованное. Вода в нем темная-темная, почти черная, только в одном месте алеет на ней ярко-багровое, точно кровяное, пятно.

1.Докажите, что этот текст – отрывок. Озаглавьте его.

2.Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните их значение.

3.Во втором абзаце найдите художественно-выразительные средства, передающие состояние героев, в третьем – описание природы.

4.Произведите словообразовательный анализ слов: привал, каждому, чуть-чуть.

5.Выпишите из текста причастия. Обозначьте в них орфограммы.

6.Составьте сложный план текста.

7.Подготовьтесь писать сочинения на тему «Самое яркое воспоминание детства».

Изложение.

Пора домой. Все общество опять сходится у телег. Днем все так были заняты каждый своим делом, что никто не обращал внимания на других. Теперь все смотрят друг на друга и вдруг разражаются громким, неудержимым смехом. Бог знает, на что все стали похожи! За этот день, проведенный на воздухе, все успели загореть; лица у всех обветрились и пылают. Волосы растрепаны, костюмы пришли в беспорядок неописанный. Отправляясь в эту лесную экспедицию, и барышни и горничные облачились, разумеется, в свои самые старые платья, которые нечего больше беречь. Но поутру все это сходило кое-как с рук; теперь же и глядеть смешно. Кто растерял в лесу ботинки, у кого наместо юбки болтаются какие-то беспорядочные лохмотья. Всего фантастичнее головные уборы. Одна из девушек воткнула большую гроздь ярко-красной рябины в свои черные спутанные косы; другая устроила себе род каски из листа папоротника; третья воткнула на палку чудовищный мухомор и держит его над собой в виде зонтика.

Соня опутала себя всю гибкою веткою лесного хмеля; желтовато-зеленые шишки его перепутались с ее каштановыми, беспорядочно рассыпавшимися по плечам волосами и придают ей вид маленькой вакханки. Щеки ее пылают, и глаза так и искрятся.

«Да здравствует ее величество, цыганская королева!» — говорит брат Федя, насмешливо преклоняя перед ней колено.

Взглянув на нее, гувернантка тоже должна сознаться со вздохом, что она действительно более походит на цыганку, чем на благовоспитанную барышню. А если бы гувернантка знала только, как дорого дала бы в эту минуту сама Соня, чтобы вдруг превратиться в настоящую цыганку! Это день в лесу пробудил в ее душе столько диких, кочевых инстинктов. Ей бы хотелось никогда не возвращаться домой, всю жизнь проводить в этом чудном, милом лесу. Сколько грез, сколько фантазий о дальних путешествиях, о небывалых приключениях роятся в ее голове...

1.Докажите, что это текст. Озаглавьте его.

2.Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

3.Подберите синонимы к словам СМЕХ, ЛОХМОТЬЯ, ИСКРЯТСЯ.

4.С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в первом абзаце?

5.Объясните орфограммы в словах НЕУДЕРЖИМЫЙ, ПРОВЕДЁННЫЙ, ЗАГОРЕТЬ, РАСТРЁПАНЫ, НЕОПИСАННЫЙ, КОЕ-ГДЕ, ЯРКО-КРАСНЫЙ, ЦЫГАНСКАЯ, БЛАГОВОСПИТАННУЮ, РОЯТСЯ.

6. Составьте схему предложения с прямой речью. Запишите его, изменив прямую речь на косвенную.

7.Напишите подробное изложение.

8.Сформулируйте самостоятельно тему сочинения по данному тексту. Напишите его.

Экспедиция в лес.

В доме Корвин-Круковских тоже предпринимались иногда – летом, во время земляники, или осенью, в грибную пору, - целые экспедиции в лес. В них участвовали все домашние, за исключением только самих барина и барыни, которые оба не были охотниками до подобных сельских удовольствий.

С вечера сделаны все распоряжения. На следующее утро, с первыми лучами солнца, уже подъезжают две-три телеги к крыльцу. В доме начинается весёлая, праздничная суетня. Горничные бегают, торопятся, сносят и уставляют в телеги посуду, самовар, разную провизию, чай, сахар, миски, полные пирожков и ватрушек, вчера ещё напечённых поваром. Сверх всего остального набрасывают пустые корзины и кузовы, предназначаемые для будущего сбора грибов. Дети, поднятые с постели не в привычный час, с заспанными лицами, по которым только что прошла мокрая губка, заставляя их запылать ярким румянцем, бегают тут же. От восторга они не знают, что и начать, за всё хватаются, мешают всем и умудряются каждому непременно попасться под ноги. Дворовые собаки, разумеется, не менее заинтересованы в предстоящей поездке. С самого утра они уже находятся в состоянии нервного возбуждения; шныряют между ногами, заглядывают людям в глаза, зевают протяжно и громко. Наконец, утомлённые волнением, они растягиваются на дворе перед крыльцом, но вся их поза выражает напряжённое ожидание; беспокойными взорами следят они за всем, что происходит, при первом знаке готовы вскочить и помчаться. Вся интенсивность их собачьей природы сосредоточена теперь на одной мысли: как бы господа не уехали без них!

Вот, наконец, сборы кончены. В телегах разместились как попало гувернантка, учитель, дети, штук 10 горничных, садовник, человека 2-3 из мужской прислуги, да штук пять дворовых ребятишек. Вся дворня пришла в волнение; каждому ведь хочется участвовать в весёлой поездке. В последнюю минуту, когда уже телеги было тронулись, прибежала вдруг судомойкина дочка, пятилетняя Аксютка, и подняла такой рёв, увидя, что мама её уезжает, а она остаётся, что её пришлось посадить на телегу.

Первый привал назначен у сторожки лесника, верстах в десяти от усадьбы Круковских. Телеги едут мелкой рысью по вязкой лесной дорожке. Только в передней из них на облучке настоящий кучер; остальными правят добровольцы, которые поминутно перебивают друг друга вожжи из рук и невпопад дёргают лошадь то влево, то вправо. Внезапный толчок. Телега наехала на толстый корень. Всех подбросило кверху. Маленькая Аксютка чуть не выпала; едва-едва успели ухватить её за ворот платья, как хватают щенка за шиворот. На дне телеги послышался зловещий звон битого стекла.

Лес становится всё гуще, всё непроницаемее. Куда ни глянешь – всюду ели, мрачные, высокие, с корявыми тёмно-бурыми стволами, прямыми, как исполинские церковные свечи. Только по краям дороги ползёт кустарник – орешина, бузина и преимущественно ольшина. Кое-где мелькнёт трепещущийся, раскрасневший к осени осиновый лист или ярко вспыхнет обременённая гроздьями живописная рябина.

Из одной из телег раздаются вдруг испуганные ахи! Тот, кто сидит в ней вместо кучера, задел своей шапкой молодую, ещё мокрую отросы ветку берёзы, низко перевесившуюся над дорогой. Ветка раскачнулась и с размаха хлестнула всех сидящих в телеге, обдав их мелкими душистыми брызгами. Смеху, шуткам, остротам конца нет.

1.Определите тему, основную мысль текста.

2.Объясните значение слов ЭКСПЕДИЦИЯ, ОХОТНИКИ, ГОСПОДА в данном тексте.

3.В описании утреннего леса найдите художественно-выразительные средства. Объясните их функцию.

4. В третьем абзаце найдите числительные, объясните их роль. Какую стилистическую окраску придают тексту эти слова?

5.Подготовьтесь к словарному диктанту по выделенным словам.

6.Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

7.Напишите подробное изложение.

8.Ответьте на вопрос: «Почему С.В.Ковалевская поездку за грибами называет «целой экспедицией»?

10-11 КЛАСС

Изложения

Приезд гостей.

Мы сели ужинать. С большим разочарованием на душе я уже собиралась идти спать, как вдруг на большой дороге вдалеке зазвучал колокольчик, сначала тихо, чуть слышно, видно лошади по причине темноты идут шагом; вот звон совершенно умолк. Так всегда бывает, когда экипаж заедет за лесистую горку на повороте дороги. (Я уже хорошо изучила звон почтовых колокольчиков, так как мимо нашего дома идет почтовая дорога. Сколько раз сегодня он возбуждал во мне напрасную надежду!) Но вот колокольчик опять зазвучал все громче, ближе, забористее. Слышно, как сворачивают с большой дороги к нам в аллею. Ямщик, видно, приударил по лошадям. Теперь уже нет сомнения. Еще одна минута, и звон внезапно обрывается. Экипаж остановился у крыльца. Теперь, когда настала минута увидать моего кузена, о котором я так много мечтала, на меня вдруг напала робость. Я не побежала вместе с другими вниз встречать гостей, а продолжала стоять у чайного стола на месте, машинально и в каком-то странном смущении. Снизу слышатся веселые голоса, приветствия, расспросы, звуки поцелуев. Вот, наконец, все входят в комнату. Тетя, высокая стройная женщина, вся в черном, с черной кружевной косыночкой на каштановых волосах, удивительно моложава. Ее гибкая фигура так, кажется, и гнется при каждом ее движении. На ее продолговатом бледном лице разлито выражение удивительной ласки и нежности.

— Здравствуй, Соня,— обращается она ко мне, голос у нее певучий и говорит она, растягивая слова. Тонкие пальцы ее длинных белых рук с ласкою проходят по моим волосам, и бриллиантовое кольцо слегка царапает мне ухо. Я сразу чувствую наплыв нежности к этой милой, незнакомой мне еще тете.

Мишель высокий, довольно полный молодой человек, которому идет уже семнадцатый год (он года на полтора старше меня). Одет он уже не как мальчик, но и не совсем еще как взрослый, в какой-то фантастический костюм — черная бархатная куртка с отложным полуворотником и нанковые панталоны. Он походит на юного художника. Каштановые довольно длинные волосы с пробором на боку

подымают живописные вихры над широким белым лбом и затем спускаются мягкими прядками до шеи. Лицо румяное и округленное. Пушок уже заметно оттеняет верхнюю губу. Глаза темно-голубые с густыми черными ресницами, как у матери, имеют такое задумчивое, томное, покорно-ласковое выражение, которое кажется даже странным, неуместным в этом еще почти детском лице. Мишель, очевидно, находится теперь в том неприятном переходном возрасте — и от маленьких уже отстал и к большим еще не пристал, и сам, очевидно, конфузится этого своего переходного состояния.


скачать документ [202.5 Kb]

Архив
наши успехи
    Наши поздравления и пожелания - дальнейших побед!!!

    Поздравляем Филинова А. Н. и команду "БОП"

    Поздравляем Андикхоу Анаиту

    Поздравляем победителей олимпиады по МХК

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Лыкова Илью!

    Поздравляем Колпакова Даниила

    Поздравляем Лукина Максима

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.