182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №13»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ

Участнику ЕГЭ 2017

Полезная информация для выпускников и родителей (ЕГЭ),(ГИА)

   ДОКУМЕНТЫ /  
28 августа 2009

Выступление на августовской окнференции 2009г.

«Система поиска и поддержки талантливых детей,

а также их сопровождение в течение всего периода становления личности»



Гололобова Г.А. - директор МОУ «СОШ №13»,

Бовдуй Т.В. – учитель биологии и экологии,

Ершова О.В. – учитель химии.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.



Президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости возрождения российской образовательной системы; одновременно с реализацией стандартов общего ОБРАЗОВАНИЯ «должна быть выстроена разветвленная СИСТЕМА поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»

Сегодня мы поделимся, каким образом в общеобразовательной школе создали систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Мы можем говорить об этом, так как на протяжении всех лет деятельности ОУ входит в число призеров олимпиад городских и областных.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Талантливых, одаренных детей можно выделить три категории:

1) Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (чаще всего это дети младшего школьного возраста)

2) Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст)

3) Учащиеся, не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).



Каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога, что в наших условиях обеспечить нелегко.

Чтобы обучение было эффективным мы должны дать талантливому ребенку талантливого педагога, а талантливому учителю – талантливого менеджера-управленца.



Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать.



Одним из таких учеников оказался наш выпускник Дюков Алексей. С первого взгляда средний, посредственный ученик в 5-7 классах, благодаря кропотливой работе педагогов стал в старших классах постоянным победителем городских и областных олимпиад по химии и биологии, участником всероссийских олимпиад, Соросовской олимпиады, олимпиад МГУ, дважды Потанинским стипендиатом, закончил школу с серебряной медалью и Медицинский университет имени академика Павлова .



В нашей школе создана и действует программа работы с одаренными школьниками. Целью которой является воспитание разносторонне развитой личности в условиях общеобразовательной школы. А для достижения цели педагогический коллектив решает следующие задачи: развитие одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей, воспитание одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы, развитие умений находить применение своим знаниям и способностям, осознавать их значение.



Итак, система организации с одаренными и талантливыми детьми в нашем образовательном учреждении имеет следующее содержание:

1. Выявление одаренных и талантливых детей

Чтобы выявить одаренных детей необходимо проанализировать особые успехи и достижения детей, провести диагностику их потенциальных возможностей, осуществлять преемственность между средним и старшим звеном. И сделать это можно при помощи следующих форм работы:

• Творческих заданий: создание буклетов, презентаций, реклам и антиреклам.

• Инсценировок по теме

• Исследовательских работ, начиная с 5 класса

• Участия в семинарах (очных и заочных)



2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это прежде всего необходимо самому ребенку, а также его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь.

Учитель призван помогать одаренному ребенку в его успешной самореализации .Наибольшее значение имеет мотивация учебного процесса. Ребенок должен хорошо представлять, где могут пригодиться полученные им знания.



При работе с одарёнными детьми я практикую выполнение исследовательских работ, например, «Выращивание томатов экологически чистым способом». В результате ученик получил не только теоретические знания, но и практические навыки, а выращенные растения были высажены в теплицу и на данный момент уже получен прекрасный урожай.









Или другой пример, « Влияние табачного дыма на рост и развитие растений томатов». Ребёнок, проведя опыты, видит, что растения после окуривания погибают или болеют. Из этого следует, что человеку тоже не стоит курить.



Проведение подобных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребёнка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. И зачастую увлечение каким-либо предметом в школе, приводит к тому, что это становится дальнейшей профессией, делом всей жизни.

О.В. Увлёкшись химией и биологий ещё в школе, продолжают своё обучение в химических и медицинских ВУЗах многие наши выпускники.

 Один из наших выпускников Крячко Стас успешно начал заниматься химией и биологией только в 11 классе, когда определился с выбором профессии. В 2005 году Стас получил наивысший балл в городе и области на ЕГЭ по химии и успешно поступил в медицинский университет им. Академика Павлова.



 Сазонова Татьяна, многократная победительница олимпиад по химии и биологии, выбрала профессию стоматолога и обучается в Новгородском университете им. Ярослава Мудрого.



 Бутылина Юлия свой путь к профессии начала с городской олимпиады по экологии ещё в 7 классе, где завоевала 1 место.

Этот список можно было бы продолжить.



Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности одаренного ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир.

Поэтому при подготовке к уроку приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для таких учащихся.



 Например, если ребенок научился решать задачи по данной теме, я предлагаю ему проявить себя и самому сочинить задачи, подобрать задания для теста, а то и составить контрольную работу по теме. Вот пример задачи, составленной ученицей 9 класса Суровцевой Викторией – призером городской олимпиады по биологии этого года

 Нередко в своей работе я использую коллективные способы обучения и одаренный ребенок может взять на себя роль организатора или некоторые функции учителя при работе в группе. Но здесь не следует забывать о том, что часто возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.



 А что делать, если одаренный ребенок – одиночка (что чаще всего и бывает). Конечно, не обойтись без индивидуальных заданий , и здесь очень интересен метод развивающего дискомфорта: ученикам предлагаются задания, при выполнении которых у них будут возникать трудности и с этими трудностями предстоит справиться. Если задания будут все время выполняемыми, одаренные дети теряют интерес к занятиям .Ребенку дается формула сложного вещества и предлагается предсказать его свойства.

 Вообще систему заданий для одаренного ребенка я продумываю таким образом, чтобы у него возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: Интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями.

 Все выше перечисленное можно отнести и к домашним заданиям для одаренного школьника. Остается только добавить, что я всегда даю ребенку право выбора при выполнении домашнего задания



 Несомненно, каким бы хорошим не был урок, его недостаточно для воспитания одаренного ученика. Поэтому, конечно, не обойтись без кружка и факультатива. Темы и программу курсов мы определяем исходя из запросов и интересов учащихся. Факультативные занятия бесспорно играют определенную роль в воспитании одаренного школьника. Так как это все-таки коллективные занятия, то присутствует дух соперничества, соревновательности. Главное, чтобы у ребенка были достойные соперники, а если их нет, то в таком качестве может выступить и учитель.

 Современные задания требуют от ребенка обширных знаний в других областях, поэтому необходимо осуществление межпредметных связей. Ученик не может пренебрегать другими предметами, разностороннее обучение становится необходимостью.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников



Ребенку, а тем более одаренному, надо не только помогать, но и постоянно контролировать его обучение.

В своей работе мы используем виды контроля: тематический контроль выполнения домашних заданий, проверку выполнения всех этих этапов экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, следим за оформлением работ, ведением экспериментальных дневников. Но самое важное – самостоятельно стараемся разработать критерии оценивания работ ученика.

4. Поощрение одаренных детей



Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Это может быть оценивание результатов, радиопередачи, создание стенда «Лучшие ученики школы», вручение грамот, наград, сертификатов, материальное поощрение, предоставление возможности побывать в интересных поездках .Так постоянные победители олимпиад по биологии и химии Лимонова Ира и Бондарь Игорь побывали на президентском выпускном балу в Москве.

А в январе 2009 года команда по «Что? Где? Когда?» «Головастики» нашей школы получила возможность побывать на межрегиональном турнире в г. Малоярославец Московской области и стала призером этого турнира. И в апреле этого же года - стала участником Школьного Чемпионата России по ЧГК.



5. Работа с родителями одаренных детей



Для родителей тоже возникают трудности при воспитании одаренного ребенка поэтому нам приходится проводить работу с родителями, осуществлять психологическую поддержку, разъяснять условия труда и отдыха, объяснить, какую помощь они могут оказать своему ребенку.

6. Работа с преподавателями одаренных детей



Для учителей у нас в школе проводятся обучающие семинары, курсы по работе с одаренными детьми и созданию индивидуальных программ обучения.

Учитель, работающий с одаренными детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, интеллигентным, эрудированным, владеть современными образовательными технологиями . Для учителя должны быть характерны:

желание работать нестандартно, поисковая активность, знание психологии одаренных детей, готовность к сотрудничеству, стремление к интеллектуальному совершенствованию, умение создать доверительные межличностные отношения, признавать право одаренного ребенка на ошибку, уважение любой его идеи, обсуждение сучащимися целей и задач совместной деятельности.

В заключении можно сказать, что основными идеями в обучении и воспитании одаренных детей являются сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование, умение жить в обществе и общаться с людьми.

Для организации работы с одаренными детьми на уровне города, мы хотели бы внести следующие предложения:





1. Поощрение на уровне администрации города детей, их педагогов и родителей.

2. На сайте «Великолукское образование» создать раздел «Одаренные дети»

3. Создание в городе Межшкольного Научного общества.

4. Организация выездных лагерей, семинаров, конференций для одаренных детей и их наставников.








Фото
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне

Архив
наши успехи
    Команда 7 "Г" - призер городской экологической игры "По следам Робинзона"

    Команда "Максимум" - участник городского туристического слёта.

    Рогов Антон Александрович, учитель физической культуры, - победитель и призёр Спартакиады по легкой атлетике среди ВУЗов.

    Фирсанова София, 1 класс, - призер краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

    Асадова Лейла, 1 класс, - призер краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

    Хмыров Василий, 1 класс, - участник краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

    Ипатова Анастасия, 1 класс, - участник краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.