182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №13»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ

Участнику ЕГЭ 2017

Полезная информация для выпускников и родителей (ЕГЭ),(ГИА)

   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА /  
20 февраля 2012

Конспект урока химии: "Жиры – химические соединения и компоненты пищи"

Конспект урока химии: "Жиры – химические соединения и компоненты пищи"

Цель урока: сформировать представление о жирах, как о химических веществах, сформулировать значение жиров в природе и в жизни человека, решить проблему: «Жиры – это зло или благо?» (слайд №2)

Задачи:

1. Образовательные: установить взаимосвязь между строением молекулы жира и его свойствами.

2. Познавательные: способствовать развитию навыков работы с литературой, умения выбирать главное, рассуждать, делать выводы; развитию внимания, памяти, речи, навыков работы с электронным материалом.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, развивать коммуникативные способности детей, умение работать в группе.

Тип урока: проблемно – поисковый.

Предварительная подготовка: за две недели были сформированы группы учащихся. Каждая группа получила конкретное задание. итогом выполнения которой должна служить презентация, выполненная в Microsoft Power Point (1)

Группы учащихся:

1. Биологи: биологические функции жиров, значение жиров.

2. Химики: классификация, состав и химические свойства жиров.

3. Медицинские работники: решают проблему необходимости включения жиров в рацион питания, дают проблемы по правильному питанию.

4. Повара: выясняют, какие процессы происходят с жирами во время приготовления пищи.

5. Работники химчистки: дают советы по удалению жирных пятен с одежды.

Постановка проблемы на уроке: «Жиры полезны или вредны для организма человека и окружающей нас природы» (слайд №3)

Ход урока.

Вступление: Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда. Жиры – основной источник нашего питания. Но неправильное питание, малоподвижный образ жизни приводит к избыточному весу. Животные пустынь запасают жир как источник воды и энергии. Толстый жировой слой тюленей и китов помогает им плавать в холодных водах Северного Ледовитого океана. Так что такое жиры? Это зло или благо для нас и окружающей нас природы? Зачем нужно обсуждать эту проблему?

Сегодня вы побываете в роли разных специалистов. Мы посмотрим на жиры с различных точек зрения и придем к общему выводу.

Стадия вызова "Что мы знаем о жирах?" (слайд №4)

Выбрать из перечня положений те, которые соответствуют жирам:

1. Это соли высших карбоновых кислот

2. Это сложные эфиры, образованные глицерином и высшими карбоновыми кислотами

3. Хорошо растворимые в воде вещества.

4. Растворяются только в органических растворителях

5. Бывают жидкие и твердые

6. Имеют постоянную температуру плавления

7. В организме человека гидролизуются с образованием глицерина и высших карбоновых кислот

8. Гидролизуются с образованием щелочей и карбоновых кислот

9. Растворяют многие витамины

10. Жиры – источники энергии

11. Жиры используются для получения мыла

12. Жир – теплоизолирующая оболочка

13. Жиры выполняют строительную функцию

14. Жировая ткань очень агрессивна.

Учащиеся выбирают ответы, которые потом обсуждаются. Правильные ответы (2,4,5,7,9,10,11,12,13,14)

Представление презентаций. По ходу выступлений учащиеся заполняют таблицу: (слайд №5)

Польза жиров Вред жиров

1.Биологи. Жиры входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и некоторых вирусов. В организме животных различают жиры запасные (откладываются в подкожной клетчатке и в сальниках) и протоплазматические (входят в состав протоплазмы в комплексе с белками). В организме жиры выполняют различные функции(7).

Основная функция жиров – энергетическая (слайд №6). Они служат для накопления энергии. Кало¬рийность жиров гораздо больше калорийности других питательных веществ, т.е. данная масса жира, выделяет при окислении больше энергии, чем, например, равная ей масса углеводов (3). Это объясняется тем, что в молекуле жира по сравнению с другими соединениями больше водорода и совсем мало кислорода. Поэтому в организме животных, впадающих в спячку, к осени накапливается избыточный жир. В растениях обычно накапливаются масла (жидкие жиры). Семена, плоды и хлоропласты часто содержат очень много масла, а некоторые семена, например, семена кокосовой пальмы, клещевины, сои, подсолнечника служат сырьем для получения масла промышлен¬ным способом.

У позвоночных жир накапливается еще и под кожей - в подкожной жировой клетчатке, где он служит для теплоизоляции (слайд №7). Особенно выражен под¬кожный жировой слой у водных млекопитающих, например, у китов, у которых он играет еще и другую роль - способствует плавучести.

Одним из продуктов окисления жиров является вода. Эта метаболическая вода очень важна для некоторых животных пустыни, например, кенгуровой крысы, верблюда. Жир, запасаемый в их организмах, служит именно для этой цели (слайд №7) (5)

Жиры необходимы для синтеза таких важных биологических соединений, которые входят в состав биологических мембран (слайд №8). Таким образом, жиры выполняют строительную функцию (2).

Жиры являются биологически активными веществами. Животные жиры поставляют организму витамины А и Д, а растительные масла – витамин Е. Липидные гормоны и витамины регулируют обмен веществ в организме. Жировые отложения обеспечивают эластичность кожи.

Липидный покров листьев растений предотвращает проникновение бактерий и избыточное испарение воды (7).

Важнейшее значение жиров для человека - использование их в качестве пищевых продуктов. Наибольшей калорийностью обладают твердые жиры (например, сало, коро¬вье масло). Но необходимо употреблять в пищу и растительные жиры, так как непре¬дельные карбоновые кислоты необходимы для синтеза в организме некоторых важных биологически активных соединений. (После выступления «биологов» проводится опыт с семенами подсолнуха, доказывающий наличие в них жира).

2.Химики (слайд №9). Жиры делятся на животные и растительные. Животные жиры твердые (исключение рыбий жир), образованы предельными жирными кислотами. Растительные жиры жидкие, образованы непредельными жирными кислотами. Температура плавления жира тем выше, чем больше в нем содержится предельных карбоновых кислот. Жиры легче воды, в воде нерастворимы, хорошо растворяются в органических растворителях (слайд №10, показ опыта, демонстрирующего растворимость жиров (9))

(слайд №11) Жиры – это смесь сложных эфиров глицерина и высших карбоновых кислот. При этом в состав жиров могут входить самые разнообразные высшие карбоновые кислоты, но только один спирт – глицерин, поэтому эти эфиры называют глицеридами (2)

Общая формула жиров:

(слайд №12) Химические свойства жиров: важнейшим свойством жиров является гидролиз, или омыление. В зависимости от условий гидролиз бывает: водный (обратимый)

щелочной (необратимый)

(слайд №13, показ опыта, демонстрирующего процесс омыления жиров (9)).После презентаций «биологов» и « химиков» выполняется тест «Жиры» (четные номера – I вариант, нечетные номера – II вариант)

з. Медицинские работники (слайд №14). Неправильное питание – причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании – основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой.

Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в ее способности образовывать новое количество жира. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40-50 лет.

Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой белками и жирами, колбасных изделий, мясных консервов. Иры лучше получать за счет кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел.

Чтобы избежать переедания и ожирения, нужно есть низкокалорийные продукты с высоким содержанием клетчатки (прежде всего овощи и фрукты). Не следует употреблять «тяжелую» пищу на ночь (происходит нарушение сна и усиленное отложение жировых запасов), а также нельзя есть в агрессивном состоянии (у эмоционально неустойчивых людей нередко формируется привычка к обжорству) (4)

4. Повара. (слайд №15) Жиры при высокой температуре разлагаются с образованием глицерина. при более сильном нагревании происходит дегидратация глицерина, образуется неустойчивый непредельный одноатомный спирт, который изомеризуется в непредельный альдегид – акролеин, обладающий резким раздражающим запахом (4) (слайд №16, показ опыта, демонстрирующего образование акролеина(9)).

Жиры широко используются для приготовления пищи. Жир придает пищи своеобразный вкус и обогащает его калориями. Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жарении, жир придает блюдам золотистый цвет.

При длительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и образование жирных кислот, которые придают бульону мутность и неприятный запах. Жиры относятся к числу скоропортящихся продуктов, поэтому лучше их хранить в темноте (4).

5. Работники химчистки. (слайд №17) Знание химии может облегчить решение бытовых проблем. Дадим вам некоторые советы:

 засаленные манжеты и воротнички можно почистить губкой, смоченной раствором нашатырного спирта;

 свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань утюгом через несколько слоев промокательной бумаги;

 с шерстяной ткани жировое пятно удаляют с помощью теплого водного раствора стирального порошка или нашатырного спирта;

 застарелое пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это место с бензином;

 чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 5-10 минут в раствор, состоящий из нашатырного спирта, глицерина и воды. Затем изделие промывают в теплой воде (8).

(слайд №18, показ опыта, демонстрирующего удаление жирных пятен (9)).

Раздают буклеты с советами химчистки

Заключение

Исходя из прозвучавших выступлений, сделайте вывод: жиры – это зло или благо? Обсудите в группах. Для чего вам пригодятся знания о жирах? Запишите на листочках.

Каждая группа сдает листочки, тесты и таблицы.


скачать документ [30.1 Mb]

Архив
наши успехи
    Команда 7 "Г" - призер городской экологической игры "По следам Робинзона"

    Команда "Максимум" - участник городского туристического слёта.

    Рогов Антон Александрович, учитель физической культуры, - победитель и призёр Спартакиады по легкой атлетике среди ВУЗов.

    Фирсанова София, 1 класс, - призер краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

    Асадова Лейла, 1 класс, - призер краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

    Хмыров Василий, 1 класс, - участник краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

    Ипатова Анастасия, 1 класс, - участник краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.