182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Средняя школа №12»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   Наши традиции /  
открыть картинку в новом окне 12 ноября 2014

Я поведу тебя в музей! Исследовательская работа Шелаевой Ирины

В 2015 году наш школьный музей имени дважды Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского будет отмечать свое 20-летие.

«Я поведу тебя в музей» так называется тема моей исследовательской работы, которую я выбрала неслучайно: школьный музей играет в моей общественной жизни одну из главных и наиболее значимых ролей.

Я занимаюсь музейной работой с 5 класса, являюсь школьным экскурсоводом и председателем Совета музея, и с каждым годом мой интерес к этой работе растет все больше и больше. На мой взгляд, роль музея особенно возрастает в век преобладания визуального восприятия знаний через телевидение, Интернет. Я считаю, что именно музей обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей.

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить обра-зец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.

Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего утверждаются эти ценности.

В данной исследовательской работе, я решила исследовать проблему: «Доказать обоснованность создания школьного музея для развития личности учащихся и влияние музея на жизнь школы».

Цель моего исследования - выяснить роль историко-биографического музея в образовательном и воспитательном пространстве школы, что актуально в период подготовки к 70-летию великой Победы. .

Задачи работы:

-изучить фонды школьного историко-биографического музея;

- проанализировать краеведческую литературу;

- систематизировать собранный материал.

Методы исследования:

- изучение научной и краеведческой литературы по теме;

- интервьюирование респондентов;

- работа с документами фонда школьного музея.

II. Основная часть

1. История создания музея

Наш музей был открыт в канун 50-летия Победы в Великой Отечественной войне в 1995 году. Сначала это была небольшая витрина с материалом для одной обзорной экскурсии, повествующая о жизни маршала дважды Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского.

В 1989 году его имя присвоили пионерской дружине школы. В 1994 году ученик 10-а класс Лугашов Вадим выступил на городской краеведческой конференции с работой « Боевой путь маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. В оформлении работы принимал участие его отец, фотограф Лугашов Виктор Иванович. Работа содержала большой фотоматериал, который был передан в фонд школьного музея.

Творческая группа старшеклассников под руководством заместителя директора по воспитательной работе Вазлиной Риммы Николаевны, учителя истории Татьяны Дмитриевны Смирновой, учителя ИЗО Ефимова Михаила Ивановича приступила к выполнению решения педагогического совета о оформлении витрин и экспозиций музея. Вдохновителем для всех стала директор школы Нина Владимировна Штрейх. Проделанная работа получила высокую оценку.

В 1996 году решением городской Думы под председательством А.А. Мигрова школе было присвоено звание «школа имени маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского».

В 1998 году музей получил свидетельство «Школьный музей» имени маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского.

Центральное место в музее отведено экспозиции, освещающей боевой и жизненный путь Маршала. Фотографии на стендах оживают не только через слово экскурсоводов музея, но и через показ фрагментов документальных фильмов «Жизнь и время», «Полководцы Победы».

За 18 лет в фонд музея поступило свыше 200 экземпляров ценных материалов: подлинные документы и копии, письма, фотографии, книги, киноматериалы. Многое из них передали родственники Маршала-дочь Н.К. Рокоссовская, внук К.В. Рокоссовский, адъютант Б.Н. Захацкий, фронтовой шофер С.И. Мозжухин, представители фонда Памяти полководцев.

В разные годы они были почетными гостями музея.

В музее также отражена история школы и история микрорайона «Северный», фотографии всех выпусков, портреты педагогов. Рисунки, коллекции, видеофильмы, макеты сделанные руками ребят, исследовательские работы учащихся школы - все это стало экспонатами музея.

Эти материалы живут вместе с нами, пополняясь по мере нашего взросления, что со-ответствует решению первого Совета музея: «Все, что создается и оформляется в музее, должно быть интересно и понятно как выпускнику, так и первокласснику».

2. Поисково-исследовательская деятельность музея.

Основной признак любого музея – наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники. Эти предметы и документы составляют основу музея.

Для написания исследовательской работы я ознакомилась с материалами фонда музея, программой развития музея, согласно которой, основными направлениями работы музея являются:

• поисково-исследовательская работа;

• экскурсионная;

• образовательная, культурно-просветительская;

• участие в конкурсных программах.

Ежегодно Совет музея предлагает каждому классному коллективу поисковое задание. Разрабатываются памятки с рекомендациями по его выполнению. В качестве актуальных заданий мы выделяем три направления: семья, школа, родной край. Лучшие нравственные качества учащимся можно привить через осознание значимости места своего проживания, любви к семье, природе, людям, живущим рядом с тобой, на твоей малой Родине.

Вот примеры заданий: «Собрать сведения о выпуске … года», «Собрать материал по истории улицы…», написать сочинения на одну из тем «Старая фотография», «Судьба семьи в судьбе страны», «История завода Импульс и моя семья», «Моя семья в Великой Отечественной войне»…

В 2009 году я и мои одноклассники приняли эстафету экскурсоводческой работы от учащихся 10 «Б» класса. Председателем Совета музея была Миронова Марина. Ее вы-ступление на городской конференции с исследовательской работой по теме: « Вера в по-беду не покидает меня», по письмам Маршала Рокоссовского с фронта жене и дочери, стало для меня решающим.

Тема ее исследования нашла продолжение и в моем эссе «О чем расскажет школьный экспонат», так в 2013 году я стала участницей заочного областного конкурса экскурсоводов.

В исследовании боевого пути Маршала нам помогал председатель Совета музея школы № 263 города Москвы Виктор Игнатьевич Хамцов - боец Ковельской Краснознаменной Стрелковой дивизии ордена Суворова, входившей в соединение армий, которым командовал полководец. В течение всей войны она была грозной силой для врага, участвуя в главных боевых операциях.

С 2001 года В.И. Хамцов регулярно присылает нам письма с праздничными поздравлениями и пожеланиями. Многие его письма в стихах передают нам описание военных подвигов бойцов под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге. Отрывки из этих писем мы включаем в тексты наших экскурсий.

Знакомясь с тематикой исследовательских работ прошлых лет, я обратила внимание на их направленность: первые 10 лет работы они были посвящены изучению биографии К.К. Рокоссовского.

Этому способствовали поездки членов совета музея в Москву в 1995, 2002, 2006 и 2008 году, во время которых были организованы встречи с родственниками Маршала.

В этот же период были переданы в школьный музей документы из его личного архива, что активизировало исследовательскую деятельность. Название работ свидетельствует об этом: «След Рокоссовского на земле Великолукской». Автор этой работы Красовская Виктория в 2005 году стала лауреатом Всероссийской исследовательской конференции «Отечество».

«Так формируется личность» на примерах жизни и деятельности Маршала, «Дубокрай - имение Рокоссовских?»

Жизнь не стоит на месте, и всё время происходят изменения в исследовательской работе музея.

В 2013 году пятиклассники приняли эстафету памяти и ведут поисковую работу во-круг воинского Братского захоронения в деревне Личково Великолукского района. Их поиск основан на рассказах жителей деревни Личково и письмах родственников, которые ищут в настоящее время могилы своих близких. 16 января мы участвовали в митинге, возложили цветы на могилы герое.

В результате проведенной работы, учащиеся 5-б класса под руководством классного руководителя Атановой А.В., оформили собранный материал в экспозицию для музея, где Груздева Настя и Смирнов Андрей успешно проводят по ней экскурсию. Новые экс-позиции созданы по материалам исследовательских работ о освободителях города «Пом-ним и гордимся!» в рамках акции «Георгиевская ленточка».

Я уверена, что усиление внимания к семейному наследию – важнейшая задача краеведения. Пока не поздно нам следует записать рассказы бабушек и дедушек о их жизни, об их вкладе в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны, в восстановле-ние разрушенного во время оккупации нашего родного города.

. Многие классы тему поискового задания делают темой проекта. Второй год мои одноклассники под руководством учительницы Максимовой Елены Ильиничны и руководителя школьного музея Смирновой Татьяны Дмитриевны участвуют во Всероссийском сетевом проекте «Города воинской Славы» в содружестве с учащимися лицея № 11.

Занимаясь поисковой работой, мы узнаем историю своей страны, края, теснее сближаемся с родными. Кроме того, мы постигаем такие азы коллективной работы, как само-управление, дисциплина, инициатива и ответственность, что готовит нас к активной жизни в обществе.

3. «Такая у нас работа…»

Это название одной из папок с документами в фонде музея. Именно она заинтересовала меня больше всего в проводимом исследовании, потрепанная от времени и прикосновений десяток рук моих предшественников.

В ней деловые бумаги Совета школьного музея со дня его основания. Листы канцелярской книги исписаны четким почерком. Планы работы по годам. Названия проводимых мероприятий тоже, что и у нас: уроки Памяти, митинги, конкурсы.

Обращаю внимание на планы проведения встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Какая же была удивительная, возможность поговорить с ними, услышать их мудрые жизненные советы. Встречи с Колода Иваном Яковлевичем, Кораблевым Николаем Павловичем, Петровым Робертом Ивановичем и многими другими всегда были интересны и познавательны. Они стояли у истоков деятельности нашего музея. Сегодня нам об этом рассказывают видеоматериалы из фонда музея.

Решения заседаний совета, которые проводились один раз в две недели, почти как у нас, по традиции, но рядом со многими записями стояли подписи ответственных за вы-полненные поручения.

Просматривая видеоматериалы, посвященные 10-летию школьного музея, я обратила внимание на то, что многие участники встречи экскурсоводов с гордостью говорили о том, что знали они о Константине Константиновиче Рокоссовском всегда больше других. Подготовка и проведение экскурсии научили их не только красиво и правильно говорить, но и не бояться выступать перед большой аудиторий. Они даже были готовы, без повторения текста, провести обзорную экскурсию по школьному музею. И это спустя столько лет!

Нам в наследство достались тексты экскурсий, которые неоднократно переписывались, дополнялись новыми фактами из биографии Маршала. Все это свидетельствует о большой ответственности экскурсоводов за содержание их выступлений.

В настоящее время у каждого из членов Совета есть своя определенная тема для про-ведения экскурсий по биографии полководца. На базе музея работает кружок «Музееведение».

Цель программы кружка – изучение истории родного края, города, подготовка экскурсоводов для школьного музея.

В составе кружка две группы: младшая из учащихся 5-6-х классов и старшая из учащихся 9б класса.

Для того чтобы провести экскурсию юные экскурсоводы изучают экспонаты, читают дополнительные материалы. Они расширяют свои познания, для того, чтобы легко отвечать на вопросы, которые могут возникнуть у посетителей во время экскурсии, хотя эти вопросы невозможно предугадать.

Сегодня в школьном музее ведутся экскурсии:

-обзорная экскурсия по музею для тех, кто в первый раз посещает наш музей;

- тематическая экскурсия по плану работы с учетом возрастных особенностей.

Экскурсии ведут в основном члены совета музея. Двери школьного музея открыты для всех учащихся школы и гостей. За 18 лет работы в музее сменилось 5 поколений экскурсоводов, проведены сотни экскурсий для учащихся школ, лицеев, студентов, жителей микрорайона.

Есть у музея и свои традиции.

21 декабря – день Памяти К.К. Рокоссовского, возложение гирлянды к бюсту Маршала, организация дней Воинской Славы и праздника Победы в школе. В 2005 году учениками школы была посажена аллея Рокоссовского вдоль мемориального воинского захоронения. Члены совета музея активные участники акций «Обелиск у дороги», «Солдатский платок».

Школьный музей известен далеко за пределами нашего города. Мы ведем переписку со школами России, которые носят имя маршала Рокоссовского: с советами музеев школы № 263 г. Москва и школы № 8 г. Курск, №. 1150 города Зеленограда. Участвуя в об-мене опытом работы, мы создали виртуальный музей школ содружества.

Главное отличие нашего музея от аналогичного государственного учреждения заключается в том, что это не закрытое помещение, а класс-музей,

- в котором ежедневно проводятся уроки истории, обществознания и краеведения;

- наличием разнообразного материала: газеты, документы, фотографии, вещи, реликвии войны;

- сам музей – это труд многих учителей и учащихся школы;

- в музее есть возможность посмотреть документальные фильмы;

- услышать живые голоса полководцев Победы, ветеранов Великой Отечественной войны;

- в музее все сидят, что даёт возможность видеть воздействие музея на каждого;

- популярность и активная работа в музее не затухает, а возрастает с годами, о чём свидетельствует Книга отзывов, начатая в 1995 году.

Немаловажным свидетельством результативности работы школьного музея является неугасающий интерес к этой работе всего коллектива школы, учителей, учащихся и наших родителей.

Чтобы выяснить, какую роль играет музей в школе, я провела интервьюирования среди учителей и учащихся.

Для учителей были предложены вопросы:

1. Нужен ли в школе свой музей? Зачем?

2. Часто ли вы бываете в музее?

3. Как музей помогает вам в проведении учебных и внеклассных занятий?

4. Какие экспонаты музея вас больше всего заинтересовали?

Все опрошенные учителя были практически единодушны в своих ответах:

- музей помогает в проведение воспитательной работы;

- можно наглядно провести урок по истории Псковского края;

- можно привести детей на тематические экскурсии, где они узнают о герое, чье имя носит наша школа;

- музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся;

- есть возможность провести классные часы по военно-патриотической тематике;

- здесь все дышит детством, любовью к друзьям. Здесь школьная память, плывет по волнам.

-волнуют, глубоко проникают и затрагивают душу письма Константина Константиновича жене и дочери во время войны.

Вот наиболее интересные ответы учащихся:

- музей – это наш второй кабинет, здесь проходят уроки истории, обществознания и краеведения;

- в музее уроки проходят быстрее, интереснее;

- мы сами ведем краеведческие уроки в музее, поэтому можем почувствовать себя учителем;

-интересно узнать об основании нашей школы, о судьбе наших родственников, моя мама училась в этом классе-музее;

- самый интересный музейный экспонат-это ключ от школы, я его даже два раз держал, значит, два года буду получать пятерки, а потом еще приду в музей…

Музей – школа знаний по интересам, школа, в которую идут с удовольствием и знания, которые хорошо запоминаются.

У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. Музей – книга Памяти всего ценного из того, что было, она передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.

Важным направлением в работе музея является участие в различных конкурсных про-граммах, участвуя в них, мы добиваемся неплохих результатов: Так, наша школа стала победителем публичного смотра-конкурса муниципальных образовательных учреждений города Великие Луки в номинациях: «Гражданственность» (2008), «Патриотизм» (2010).

Я думаю, что в этом есть немалая заслуга школьного музея.

Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является до-стоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.

Ветераны педагогического труда, те, кто стояли у истоков создания музея, те, кто сами создавали историю школы, среди них участники хора «Россияне» – теперь наши незаменимые друзья и помощники.

Они проводят для нас литературно-музыкальные композиции по военным темам, участвуют в просмотре новых экскурсий, помогают собирать и систематизировать поисковый материал.

Музей занимает важное место в жизни учащихся и выпускников школы. Сюда приходят первоклассники на свою первую экскурсию, отсюда выходят выпускники и уносят в памяти самое лучшее в жизни.

Школьный музей – наша гордость. О школе и музее говорят с любовью те, кто когда-то здесь учился, кто приводил и приводит учиться своих детей и внуков.

8. Заключение

Наш музей – это добрая память о школе, выпускниках, родителях и родном городе.

В результате проведённой работы я узнала много новых фактов из истории школьного музея, научились работать с документами, составлять вопросы для бесед, отбирать и систематизировать материал. Я познакомила с результатами своей работы членов совета музея, провела занятие кружка «Музееведение».

Музейная педагогика – это величайшая наука и замечательное искусство. Тот, кто создал музей, дал нам в руки нить нашей истории, ключ наших мыслей об окружающем ми-ре.

Сегодня школьный музей – центр гражданско-патриотической работы.

Музей востребован, популярен среди учеников, родителей и выпускников школы. Многочисленные отзывы посетителей школьного музея доказывают это. Для одних музей – память о родной школе, о любимых учителях, о родном крае; для других – это встреча с детством, с одноклассниками.

Давайте вместе полистаем Книгу отзывов:

25.12.1996г. Учителям и ученикам школы № 12 с глубокой благодарностью и признательностью за добрую память о К.К. Рокоссовском. Низкий Вам поклон от имени всей семьи Рокоссовских.

Внук Маршала.

1998 г. Низкий Вам русский поклон! За то, что «Сегоднячко» так самоотверженно спасаете будущее нашей России.

Съемочная группа НТВ «Сегоднячко» А.В. Жаровская.

15.01.99г. Дорогие учителя школы! Поздравляю Вас с прекрасным музеем, посвященным К.К.Рокоссовскому, которого И.В. Сталин единственного называл по имени и отчеству, т. Е. с глубоким уважением. Благодарю за музей!

Дьяконов Ю.А, киновед, кинооператор, город Москва.

19.04.04г. С глубокой признательностью членам Совета музея за подвижничество в деле патриотического воспитания подрастающего поколения на примере жизни велико-го Сына России.

Старший научный сотрудник института Наследия министерства культуры России Ферберов А.Г.

24.11.06г. Выражаем глубокую благодарность и признательность активистам музея за то, что Вы свято храните память о легендарном Герое, нашем земляке.

Себежский хор ветеранов.

10.02.07г. Большое спасибо за правдивую историю о Константине Константиновиче и просмотр документального фильма.

Выражаем глубокую благодарность за очень интересную экскурсию девушкам-экскурсоводам 10 – го класса.

Учащиеся 15-ой группы П.Л. №16.

2007г. 29 марта. Группа учеников и учителей Подберезинскй средней школы Локнянского района благодарит за предоставленную возможность прикоснуться к памяти знаменитого полководца. Воочию увидеть подлинный фотографии, материалы из личного архива.

Учитель истории Карабанова О.С.

Новому молодому Совету из шестиклассников пожелаем успехов в работе музея. Гордитесь тем, что вы – ученики такой прекрасной школы.

Хор «Россияне».

17.01.2009г. Очень тронуты приемом и организацией встречи в школьном музее. Ветераны эстонской делегации. Валентин Виллемсоо.

17.11.2011г. От посещения Вашего музея получила огромное впечатление от увиденного и услышанного. Большое спасибо активистам музея за огромный труд по делу сохранения памяти о героическом, талантливом воине Рокоссовском. Приятно видеть людей, вкладывающих всю свою душу в патриотическую работу.

Историк-краевед Опочецкого района Глубоковской средней школы Груздева Т.Н.

С интересом познакомились с экзпозициями школьного музея. Увидели большую работу ученического и педагогического коллектива школы. Удачи Вам в дальнейшем, в поисках и находках!

Заслуженный учитель РФ Пыталовского района Бороус.

Школе удачи и счастливых выпусков в течение долгих лет. Музею развития. Процветания и новых находок.

Участники областного семинара руководителей школьных музеев. Город Остров.

2012. Мы – ветераны народного хорового коллектива «Россияне», благодарим за радушный прием. За содержательную экскурсию в музее, посвященную 115-ой годовщине К.К.Рокоссовского. Спасибо тебе, моя родная школа! Я 19 лет отдавала ей свою душу, сердце.

Л.В. Берестова.

06.11.12г. Очень интересная экспозиция школьного музея, интересно преподносится информация об одном из великих полководцев 20-го века. А самое главное, что в этом участвуют школьники, которые вырастут не Иванами, не помнящими своего рода.

Слушатели семинара преподавателей ОБЖ.

Музей очень интересный. Много ценных материалов, экспонатов. Молодцы!

С уважением, хор ветеранов. Город Торопец.

15.01.2014г. Огромное спасибо за прекрасную экскурсию и богатый материал, щед-ро передаваемый всем жителям города.

Ученики 7 «Э» школы № 2.

Литература

1. Туманова В.Е. Школьный музей – М.: «Просвещение», 2002.

2. Исламова Г. Краеведческая и музейная работа школ города и района / Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №5,2006.

3. Романенко Н. Краеведение – путь к познанию своей Родины / Журнал «Народное образование» №4, 2001.

4. Туринцева Т.А. Музей воспитывает патриотов / Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №6, 2004.

5. Юхневич М.Ю. Школьный музей 21 века / Журнал «Внешкольник» №5, 1998.

1. Материалы школьного музея «Память».

2. Элькин Г.Ю. Школьные музеи. - М.; «Просвещение», 1989.

3. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. - М.; «Просвещение», 1999

Шелаева Ирина, председатель Совета школьного музея


скачать документ [7.73 Mb]

Архив
наши успехи
    Поздравляем!!!!! Лебедева Максима, ученика 6А класса. С победой в Региональном этапе конкурса "Живая классика"

    Елена Ильинична Максимова, Виктория Александровна Иванова, Ольга Александровна Семенова, Наталья Сергеевна Моисеева, Светлана Петровна Назарова, Светлана Валерьевна Мазур.

    Поздравляем Горощенкову Анастасию и Эглит Эльвиру. С I местом в выставке "Ярмарка талантов"

    Поздравляем Паничеву Юлию, 10Б класс

    Дипломы МАОУ "СОШ №12"

    Поздравляем с победой в областном конкурсе

    Поздравляем Куклину Анастасию!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.